ИННОВАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА В КОНТЕКСТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА.
статья
Уровни существования педагогических ценностей. Культура, специфика профессии и личность — три главных источника информации, идей и вдохновения, дающих возможность и определяющих необходимость изобретать, экспериментировать, применять новое, полезное, эффективное.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsionnaya_kultura_pedagoga_v_kontekste_professionalnogo_masterstva.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
ИННОВАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА В КОНТЕКСТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА.
Ященко Мария Андреевна,
Учитель математики и физики,
МБОУ «Сидоровская СОШ».
Модернизация системы образования дала новые ориентиры, направленные на развитие профессионального мастерства педагога, которое представляет собой искусство обучения и воспитания, требующее постоянного совершенствования, структурным компонентом которого является инновационная культура. Педагогическое мастерство включая в себя фундаментальные общеобразовательные, психологопедагогические и специальные знания, изучение современных педагогических технологий, формирование установки на творчество и инновации, является важнейшей стороной повышения личностной инновационной культуры современного педагога. Изучением проблемы педагогического мастерства и инновационной культуры занимались ведущие педагоги, социологи, психологи. Инновационная культура рассматривается нами как совокупность взаимосвязанных компонентов. Совокупность педагогических ценностей: обновляющихся профессионально значимых знаний, представлений, убеждений педагога.
Уровни существования педагогических ценностей: социально-педагогический, профессионально-групповой и индивидуально-личностный. Инновационнотехнологический компонент. Способы инновационно-педагогической деятельности, обеспечивающие решение задач управления инновациями и самоуправления инновационно-педагогической деятельностью.
Кооперативнодеятельностный компонент. Культура сотрудничества педагогов в совместной инновационной деятельности. Обусловлен коллективным характером педагогической деятельности и обязательным наличием в ней взаимодействия педагогов с детьми.
Коммуникативный компонент. Культура участия педагога в информационном обмене.
Личностно-творческий компонент. Интерпретация педагогических новшеств в индивидуальной педагогической деятельности педагога. Обозначенные компоненты инновационной культуры охватывают различные аспекты овладения педагогом новыми педагогическими ценностями, технологиями педагогической деятельности, способами профессионального взаимодействия в новых условиях, уровнем участия в информационном обмене и новыми возможностями профессионально-творческой самореализации, а прирост инновационной культуры — развитие педагогического мастерства в целом. Данные проведенного опроса по выявлению инновационных ориентаций учителей демонстрируют расхождение во мнениях. Так, часть опрошенных педагогов считают, что новаторство и экспериментирование нужны всегда; часть учителей подчеркивают необходимость создания определенных условий для осуществления инновационной деятельности, и некоторые педаги не видят необходимости в каких-либо изменениях существующей системы образования. Более детальное изучение материала показало, что отношение педагогов к инновациям в значительной мере зависит от стажа. Самыми горячими сторонниками модернизации образования оказались самые опытные педагоги, а не молодежь, как можно было бы ожидать. Инновациям, несомненно, надо учить. Но не как фрагментарно представленному в русле повышения квалификации явлению, а как особым образом организованной работе, составляющей организационно-управленческий каркас базисного элемента педагогической культуры современного педагога. Необходимо наладить процесс управления формированием и развитием инновационной культуры педагогов, создать соответствующий социально-профессиональный и психологический механизмы. В качестве заказчика педагогической деятельности мы обозначаем социального субъекта единого в трех лицах: «государство, общество и личность». Заказ предполагает не только исполнение поручения, выполнение поставленных целей, намерений или подчинение чьей-то воли, но и обеспечение ресурсами, средствами, соответствующими мере заказа. В нашей теоретической схеме особое внимание обращено на представление инновационной культуры как высшего проявления общекультурных, профессиональных и личностных качеств. Это связано с тем, что культура, специфика профессии и личность — три главных источника информации, идей и вдохновения, дающих возможность и определяющих необходимость изобретать, экспериментировать, применять новое, полезное, эффективное. Профессиональными качествами, которые способствуют внесению в образовательный процесс новшеств высокого уровня эффективности, несомненно, являются следующие: знание предмета, технологическая культура и психологическая культура. Однако чаще всего исследователи подчеркивают, что в тех сферах общественно значимой деятельности, где непременным условием является проявление личностных качеств — в искусстве, науке и, конечно, в сфере образования, — важнейшим фактором инновационного развития сферы являются определенные качества личности. В нашей теоретической схеме представлены три группы таких свойств личности: отношение к детям как к развивающимся субъектам; культура человеческого взаимодействия; отношение к себе как развивающемуся субъекту. Без хорошо организованного управления «заказчик» не получит ожидаемого результата. На каком бы этаже управленческой иерархии это ни происходило, в конечном счете, непосредственное управленческое воздействие оказывается в конкретной организации, в данном случае — в образовательном учреждении. Очень важно, когда непосредственные руководители, администраторы осознают значимость нововведений и рассматривают управление как фактор социально-профессиональной поддержки, стимулирования и мотивации педагогической деятельности, направленной на воспроизводство инновационной культуры. Однако административное указание, настойчивое обучение, тем более приказ и даже личный пример оказываются недостаточно эффективными, даже если они обращены к непосредственным участникам инновационного процесса. Нельзя забывать о личной инициативе этих непосредственных исполнителей, об их творческих установках и самостоятельном желании сделать нечто новое, творческое, непохожее на привычное и традиционное. Именно потому, что нельзя быть творческим лишь под влиянием внешних воздействий, какими бы благоприятными они ни были, важно не упустить из виду процесс самоуправления (самопознания, самореализации и рефлексии) как фактор самовоспроизводства (становления, функционирования и развития) инновационной культуры педагогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Участие педагога в конкурсах профессионального мастерства
Участие педагога в конкурсах профессионального мастерства...
ИННОВАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА В КОНТЕКСТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА.
Уровни существования педагогических ценностей. Культура, специфика профессии и личность — три главных источника информации, идей и вдохновения, дающих возможность и определяющих необходимос...
"Личностный рост педагога как основа профессионального мастерства"
Личностный рост педагога как основа профессионального мастерства Задача формирования самостоятельной, ответственной и социально мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе и акт...
Участие педагога в конкурсах профессионального мастерства
Участие педагога в конкурсах профессионального мастерства...
Участие педагога в конкурсах профессионального мастерства
Участие педагога в конкурсах профессионального мастерства...
Участие педагога в конкурсах профессионального мастерства
Участие педагога в конкурсах профессионального мастерства...