Применение современных образовательных технологий при разработке технологической карты занятия педагога дополнительного образования
статья
Статья на тему «Применение современных образовательных технологий при разработке технологической карты занятия педагога дополнительного образования»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение современных образовательных технологий
при разработке технологической карты занятия педагога дополнительного образования
На современном этапе развития общество предъявляет всё новые требования к результатам деятельности как образования в целом, так и дополнительного образования в частности. В свете новых требований педагоги дополнительного образования должны уметь разрабатывать технологические карты с применением современных образовательных технологий к занятиям.
Данные методические рекомендации составлены с целью оказания методической помощи педагогам дополнительного образования в технологии составления технологической карты занятия. Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный образовательный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий, в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения).
Технологии
Технология развития критического мышления.
Критическое мышление –
- это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-ориентированного подхода с тем, чтобы применять полученные результаты как к стандартным, так и к нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам;
- это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.
Критическое мышление позволяет обучающимся использовать свои знания для наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределённости, создавать базу для новых типов человеческой деятельности.
Цель технологии – обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения обучающихся в процесс обучения.
Исходные научные идеи:
Технология проектного обучения.
Исходный лозунг основателей системы проектного обучения: «Всё из жизни, всё для жизни». Цель проектного обучения: создать условия, при которых обучающиеся:
- самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
- учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач;
- приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
- развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
- развивают системное мышление.
Исходные теоретические позиции проектного обучения
В центре внимания – обучающийся, содействие развитию его творческих способностей; процесс обучения строится на логике деятельности, имеющей личностный смысл для обучающегося, что повышает его мотивацию в учении; индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого обучающегося на свой уровень развития; комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций обучающегося; глубокое, осознанное усвоение базовых знаний.
Здоровьесберегающие технологии.
- Создание здоровье-сберегающей инфраструктуры.
- Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
- Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы.
- Рациональная организация учебной и внеучебной жизни обучающихся.
- Реализация модульных образовательных программ.
Просветительская работа с родителями обеспечивается за счёт универсального их использования в разных ситуациях.
Технология «Дебаты».
Формирует следующие умения:
- умение критически мыслить,
- умение отделить важную информацию от второстепенной,
- умение определить и вычленить проблему,
- умение определить причины и возможные последствия,
- умение определить факты и мнения, умение эффективно решать проблемы,
- умение оценивать доказательства,
- умение работать в команде.
Технологии «ТРИЗ».
Педагогика ставит целью формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности. Её отличие от известных средств проблемного обучения в использовании мирового опыта, накопленного в области создания методов решения изобретательских задач. Конечно, этот опыт переработан и согласован с целями педагогики. Под методом решения изобретательских задач прежде всего подразумеваются приёмы и алгоритмы, разработанные в рамках ТРИЗ, а также такие зарубежные методы, как мозговой штурм.
Портфолио – технология, позволяющая решать проблему объективной оценки результатов деятельности. Портфолио – технология планирования профессиональной карьеры.
Модерация – это эффективная технология, которая позволяет значительно повысить результативность и качество образовательного процесса. Эффективность модерации определяется тем, что используемые приемы, методы и формы организации познавательной деятельности направлены на активизацию аналитической и рефлексивной деятельности обучающихся, развитие исследовательских и проектировочных умений, развитие коммуникативных способностей и навыков работы в команде. Процесс совместной работы, организованный с помощью приемов и методов модерации, способствует снятию барьеров общения, создает условия для развития творческого мышления и принятия нестандартных решений, формирует и развивает навыки совместной деятельности. В модерации также применяются хорошо известные сегодня техники решения проблем и поиска оптимальных решений – кластер, морфологический анализ, ментальные карты, шесть шляп мышления, синектика и др. Цели применения модерации – эффективное управление детьми в процессе занятия, максимально полное вовлечение всех обучающихся в процесс обучения, поддержание высокой познавательной активности обучающихся на протяжении всего занятия, гарантированное достижение целей занятия. Таким образом, обеспечивается оптимальное использование времени занятия (внеклассного мероприятия), а также энергии и потенциала всех участников процесса обучения (педагога, обучающихся).
Игровые технологии.
Игра – это самая свободная, естественная форма погружения человека в реальную (или воображаемую) действительность с целью её изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации.
Игра несёт на себе функции:
- психологические, снимая напряжение и способствуя эмоциональной разрядке;
- психотерапевтические, помогая ребёнку изменить отношение к себе и к другим, изменить способы общения, психическое самочувствие;
- технологические, позволяя частично вывести мышление из рациональной сферы в сферу фантазии, преображающей реальную действительность.
Игры бывают:
- дидактические,
- развивающие,
- познавательные,
- подвижные,
- народные,
- компьютерные,
- на развитие внимания, памяти, глазомера, воображения;
- игра-конкурс,
- игра - путешествие,
- ролевая игра,
- деловая игра.
Этапы занятия
- 1 этап – организационный
- 2 этап – основной
- 3 этап – итоговый
Дидактическая структура занятия
- Организационный момент.
- Мотивирование к учебной деятельности обучающихся.
- Актуализация опорных знаний.
- Целеполагание. Постановка цели и задач занятия.
- Изучение нового материала, «открытие нового знания».
- Первичное закрепление новых знаний.
- Практическая деятельность. Применение полученных знаний.
- Физкультминутка.
- Подведение итогов. Рефлексия.
- Домашнее задание.
Формулировки деятельности педагога и обучающихся
Деятельность педагога | Деятельность обучающихся |
|
|
Литература
- Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: Аркти, 2003.
- Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.: Аркти, 2007.
- Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010.
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.); под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
- Планируемые результаты начального общего образования / (Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.); под. ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
- Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / (А.Б. Воронцов, В.М. Заславский, С.В. Егоркина и др.); под ред. А.Б. Воронцова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
- Примерные программы по учебным предметам. Часть 1. Часть 2. . - М., - Просвещение - 2010.
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения -М.,- Просвещение - 2010
- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / (В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.); под. ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.
- Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч. 1 / (М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Кабанова и др.); под. Ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/29/picture-185033-1527609718.jpg)
План-конспект открытого занятия педагога дополнительного образования Примы Игоря Кондратьевича «Введение в образовательную программу. Модель космической ракеты» .
формирование у детей интереса План - конспект открытого занятия, подготовленный для Областного этапа Всероссийского конкурса "Сердце отдаю детям"- Введение в образовательную программу " Начальное косм...
Современные образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе Педагог дополнительного образования- Курицина Елена Константиновна
Активные методы обучения – это способы активизации учебно-познавательной деятельности детей, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности. Активные методы обучения пр...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/02/picture-359038-1385975662.jpg)
карта анализа занятия педагога дополнительного образования
Данный материал поможет методистам центров детского творчества эффективно оценить занятие педагога дополнительного образования...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/19/picture-282217-1376930598.jpg)
Технологические карты авиамоделей. Педагог дополнительного образования С.В.Литвинов
Данный сборник содержит чертежи парящих и кордовых авиамоделей....
Методическое сообщение Модель занятий педагога дополнительного образования по вокалу на основе современных образовательных технологий
Современная образовательная среда - это условия, в которых каждый ребенок развивается соразмерно своим способностям, интересам и потребностям. В России уделяется огромное внимание развитию эстетическо...
![](/sites/default/files/pictures/2019/08/21/picture-334423-1566384811.jpg)
Информационная карта открытого занятия педагога дополнительного образования
ФИО педагога: Михайлова Екатерина ЮрьевнаНазвание образовательной программы «Спортивные бальные танцы»Раздел программыТема занятия: Европейская программа бальных танцев «Е класса&raq...
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/04/picture-920158-1493886522.jpg)
Методическая разработка занятия педагога дополнительного образования «Декупаж»
В учебно-воспитательной работе с детьми одним из действенных средств развития детей признано декоративно-прикладное искусство, являющееся частью народной культуры. Народное искусство - это уника...