Применение современных образовательных технологий при разработке технологической карты занятия педагога дополнительного образования
статья

Статья на тему «Применение современных образовательных технологий при разработке технологической карты занятия педагога дополнительного образования»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_microsoft_office_word_2.docx28.52 КБ

Предварительный просмотр:

Применение современных образовательных технологий

при разработке технологической карты занятия педагога дополнительного образования

        На современном этапе развития общество предъявляет всё новые требования к результатам деятельности как образования в целом, так и дополнительного образования в частности. В свете новых требований педагоги дополнительного образования должны уметь разрабатывать технологические карты с применением современных образовательных технологий к занятиям.

        Данные методические рекомендации составлены с целью оказания методической помощи педагогам дополнительного образования в технологии составления технологической карты занятия. Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный образовательный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий, в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения).

Технологии

        Технология развития критического мышления.

        Критическое мышление –

  • это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-ориентированного подхода с тем, чтобы применять полученные результаты как к стандартным, так и к нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам;
  • это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.

        Критическое мышление позволяет обучающимся использовать свои знания для наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределённости, создавать базу для новых типов человеческой деятельности.

Цель технологии – обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения обучающихся в процесс обучения.

        Исходные научные идеи:

        Технология проектного обучения.

        Исходный лозунг основателей системы проектного обучения: «Всё из жизни, всё для жизни». Цель проектного обучения: создать условия, при которых обучающиеся:

  1. самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
  2. учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач;
  3. приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
  4. развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
  5. развивают системное мышление.

        Исходные теоретические позиции проектного обучения

        В центре внимания – обучающийся, содействие развитию его творческих способностей; процесс обучения строится на логике деятельности, имеющей личностный смысл для обучающегося, что повышает его мотивацию в учении; индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого обучающегося на свой уровень развития; комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций обучающегося; глубокое, осознанное усвоение базовых знаний.

        Здоровьесберегающие технологии.

  • Создание здоровье-сберегающей инфраструктуры.
  • Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
  • Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы.
  • Рациональная организация учебной и внеучебной жизни обучающихся.
  • Реализация модульных образовательных программ.

        Просветительская работа с родителями обеспечивается за счёт универсального их использования в разных ситуациях.

        Технология «Дебаты».

        Формирует следующие умения:

  • умение критически мыслить,
  • умение отделить важную информацию от второстепенной,
  • умение определить и вычленить проблему,
  • умение определить причины и возможные последствия,
  • умение определить факты и мнения, умение эффективно решать проблемы,
  • умение оценивать доказательства,
  • умение работать в команде.

        Технологии «ТРИЗ».

Педагогика ставит целью формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности. Её отличие от известных средств проблемного обучения в использовании мирового опыта, накопленного в области создания методов решения изобретательских задач. Конечно, этот опыт переработан и согласован с целями педагогики. Под методом решения изобретательских задач прежде всего подразумеваются приёмы и алгоритмы, разработанные в рамках ТРИЗ, а также такие зарубежные методы, как мозговой штурм.

        Портфолио – технология, позволяющая решать проблему объективной оценки результатов деятельности. Портфолио – технология планирования профессиональной карьеры.

        Модерация – это эффективная технология, которая позволяет значительно повысить результативность и качество образовательного процесса. Эффективность модерации определяется тем, что используемые приемы, методы и формы организации познавательной деятельности направлены на активизацию аналитической и рефлексивной деятельности обучающихся, развитие исследовательских и проектировочных умений, развитие коммуникативных способностей и навыков работы в команде. Процесс совместной работы, организованный с помощью приемов и методов модерации, способствует снятию барьеров общения, создает условия для развития творческого мышления и принятия нестандартных решений, формирует и развивает навыки совместной деятельности. В модерации также применяются хорошо известные сегодня техники решения проблем и поиска оптимальных решений – кластер, морфологический анализ, ментальные карты, шесть шляп мышления, синектика и др. Цели применения модерации – эффективное управление детьми в процессе занятия, максимально полное вовлечение всех обучающихся в процесс обучения, поддержание высокой познавательной активности обучающихся на протяжении всего занятия, гарантированное достижение целей занятия. Таким образом, обеспечивается оптимальное использование времени занятия (внеклассного мероприятия), а также энергии и потенциала всех участников процесса обучения (педагога, обучающихся).

        Игровые технологии.

        Игра – это самая свободная, естественная форма погружения человека в реальную (или воображаемую) действительность с целью её изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации.

        Игра несёт на себе функции:

  • психологические, снимая напряжение и способствуя эмоциональной разрядке;
  • психотерапевтические, помогая ребёнку изменить отношение к себе и к другим, изменить способы общения, психическое самочувствие;
  • технологические, позволяя частично вывести мышление из рациональной сферы в сферу фантазии, преображающей реальную действительность.

        Игры бывают:

  • дидактические,
  • развивающие,
  • познавательные,
  • подвижные,
  • народные,
  • компьютерные,
  • на развитие внимания, памяти, глазомера, воображения;
  • игра-конкурс,
  • игра - путешествие,
  • ролевая игра,
  • деловая игра.

Этапы занятия

  • 1 этап – организационный
  • 2 этап – основной
  • 3 этап – итоговый

Дидактическая структура занятия

  1. Организационный момент.
  2. Мотивирование к учебной деятельности обучающихся.
  3. Актуализация опорных знаний.
  4. Целеполагание. Постановка цели и задач занятия.
  5. Изучение нового материала, «открытие нового знания».
  6. Первичное закрепление новых знаний.
  7. Практическая деятельность. Применение полученных знаний.
  8. Физкультминутка.
  9. Подведение итогов. Рефлексия.
  10.  Домашнее задание.

Формулировки деятельности педагога и обучающихся

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

  • Проверяет готовность обучающихся к занятию.
  • Озвучивает тему и цель занятия.
  • Уточняет понимание обучающимися поставленных целей занятия.
  • Выдвигает проблему.
  • Создает эмоциональный настрой на…
  • Формулирует задание…
  • Напоминает обучающимся, как…
  • Предлагает индивидуальные задания.
  • Проводит параллель с ранее изученным материалом.
  • Обеспечивает мотивацию выполнения…
  • Контролирует выполнение работы.
  • Осуществляет индивидуальный контроль/выборочный контроль.
  • Побуждает к высказыванию своего мнения.
  • Отмечает степень вовлеченности обучающихся
    в работу на занятии.
  • Дает комментарий к домашнему заданию; задание на поиск в тексте особенностей...
  • Организует:
  • взаимопроверку;
  • коллективную проверку;
  • проверку выполнения упражнения;
  • беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний;
  • оценочные высказывания обучающихся;
  • обсуждение способов решения;
  • поисковую работу обучающихся (постановка цели и план действий);
  • самостоятельную работу по схеме;
  • беседу, связывая результаты занятия с его целями.

  • Подводит обучающихся к выводу о…
  • Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи в…
  • Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников.
  • Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на занятии
  • Подготавливают свое рабочее место к работе.
  • Отгадывают загадки, ребусы.
  • Играют.
  • Разучивают стихи, сценки.
  • По очереди комментируют…
  • Обосновывают выбор изготовления…
  • Приводят примеры.
  • Осуществляют поиск и пути решения…
  • Проговаривают по цепочке.
  • Составляют схемы.
  • Отвечают на вопросы педагога.
  • Выполняют задания по карточкам.
  • Разрабатывают схемы изделий и запоминают правило выполнения, проговаривают его друг другу вслух.
  • Озвучивают понятие…
  • Выявляют закономерность…
  • Анализируют…
  • Определяют причины…
  • Формулируют выводы наблюдений.
  • Объясняют свой выбор.
  • Высказывают свои предположения в паре.
  • Сравнивают…
  • Слушают доклад, делятся впечатлениями о…
  • Высказывают свое мнение.
  • Осуществляют: самооценку, самопроверку, взаимопроверку; предварительную оценку.
  • Формулируют конечный результат своей работы на занятии.
  • Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему).

Литература

  1. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: Аркти, 2003.
  2. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.: Аркти, 2007.
  3. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010.
  4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.); под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
  5. Планируемые результаты начального общего образования / (Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.); под. ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
  6. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / (А.Б. Воронцов, В.М. Заславский, С.В. Егоркина и др.); под ред. А.Б. Воронцова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
  7. Примерные программы по учебным предметам. Часть 1. Часть 2. . - М., - Просвещение - 2010.
  8. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения -М.,- Просвещение - 2010
  • Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / (В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.); под. ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.
  • Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч. 1 / (М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Кабанова и др.); под. Ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого занятия педагога дополнительного образования Примы Игоря Кондратьевича «Введение в образовательную программу. Модель космической ракеты» .

формирование у детей интереса План - конспект открытого занятия, подготовленный для Областного этапа Всероссийского конкурса "Сердце отдаю детям"- Введение в образовательную программу " Начальное косм...

Современные образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе Педагог дополнительного образования- Курицина Елена Константиновна

Активные методы обучения – это способы активизации учебно-познавательной деятельности детей, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности. Активные методы обучения пр...

карта анализа занятия педагога дополнительного образования

Данный материал поможет методистам центров детского творчества эффективно оценить занятие педагога дополнительного образования...

Технологические карты авиамоделей. Педагог дополнительного образования С.В.Литвинов

Данный сборник содержит чертежи парящих и кордовых авиамоделей....

Методическое сообщение Модель занятий педагога дополнительного образования по вокалу на основе современных образовательных технологий

Современная образовательная среда - это условия, в которых каждый ребенок развивается соразмерно своим способностям, интересам и потребностям. В России уделяется огромное внимание развитию эстетическо...

Информационная карта открытого занятия педагога дополнительного образования

ФИО педагога: Михайлова Екатерина ЮрьевнаНазвание образовательной программы «Спортивные бальные танцы»Раздел программыТема занятия: Европейская программа бальных танцев «Е класса&raq...

Методическая разработка занятия педагога дополнительного образования «Декупаж»

В учебно-воспитательной работе с детьми одним из действенных средств развития детей признано декоративно-прикладное искусство, являющееся частью народной культуры. Народное искусство - это уника...