«Гендерный подход» в обучении... Что же понимают под этим термином? Гендерный подход может быть рассмотрен в качестве составляющего элемента личностно ориентированного подхода, учитывающего при этом «индивидуальные особенности ребенка в соответствии с его полом». Зачем это нужно ребенку и школе? Как добиться эффекта от такого обучения? Не секрет, что на современном этапе развития российская система как общего, так и высшего образования переживает процесс реформирования, требующего приведения качества и уровня образования в соответствие с международными стандартами. При этом учет индивидуальных особенностей учащихся является приоритетным на всех ступенях образовательного процесса. В связи с этим, работая по ФГОС, особую актуальность приобретает понятие «гендерный подход». Как же организовать реализацию гендерного подхода на практике? Если рассуждать глобально, то для этого следует организовать работу сразу в нескольких направлениях, включающих создание особой организации процесса обучения, предполагающей выбор форм, методов, приемов обучения, заданий с учетом гендерных особенностей учащихся, изменение содержания образования и создание учебно-методической литературы нового образца, а также создание различных типов классов и школ, ориентированных на практическое применение гендерного подхода. В данном контексте уместно говорить о классах и школах раздельного и параллельно-совместного обучения. Существование различных моделей обучения (раздельного (однополого), параллельно-совместного) оставляет вопрос выбора оптимальной модели для реализации гендерного подхода весьма дискуссионным, давая при этом право выбора администрации общеобразовательного учреждения. Школ с раздельным обучением относительно не много, так в республике Коми их насчитывается более 400, на Ставрополье – около 100, в Москве же подобных школ мало, при этом они носят название экспериментальных. К числу таких учреждений относятся конфессиональные школы, кадетские корпуса, женские училища сестер милосердия, институты благородных девиц, ряд гимназий. Однако, с нашей точки зрения, в основу деятельности большинства данных школ положен скорее полоролевой подход. Осуществлению гендерного подхода наиболее соответствует модель параллельно-совместного обучения, которая может быть применена в масштабах современной общеобразовательной школы без ущерба для общего образовательного процесса. Более того, обучение в классах параллельно-совместного обучения, предусматривающее раздельное обучение по предметам, в которых гендерные различия весьма значительны, таким как современные языки и математические дисциплины, позволяет интенсифицировать учебный процесс. Подтверждением этого являются результаты исследования Кембриджского университета, доказывающие правомерность проведения однополых уроков по языку и математике даже в смешанных школах, так как результаты эксперимента выявили положительную динамику роста знания. Число положительных оценок у девочек по математике возросло с 68% до 82% (1997-2005), по языку у мальчиков – с 68% до 81% (1997-2004). Очевидно, что внедрение гендерного подхода является целесообразным, однако при его реализации существует возможность столкнуться с рядом проблем, к которым прежде всего относится недостаточная подготовленность и информированность педагогического состава школы. Гендерный подход в педагогической науке нередко связывают с учетом особенностей функциональной межполушарной асимметрии. Исходя из положений о функциональной асимметрии полушарий головного мозга, целесообразным является разделение учащихся на три гендерных типа: левополушарные, правополушарные и равнополушарные. Существует мнение относительно различий в способах переработки информации левым и правым полушариями, что оказывает непосредственное влияние на особенности обучения представителей различных гендерных типов: Таблица 1. Преимущество правого и левого полушария в специфических операциях по переработке информации левое полушарие | правое полушарие | индуктивная обработка | дедуктивная обработка | восприятие абстрактных признаков | восприятие конкретных признаков | последовательная обработка | параллельная обработка | аналитическое восприятие | целостное восприятие |
Согласно результатам исследований соотношение правополушарных и левополушарных учащихся составляет соответственно: 70,5% к 14,5% (6-9 лет); 53,0% к 29,5% (10-15 лет); 47,0% к 34,0% (15-20 лет); смешанный тип функциональной асимметрии устойчив во всех возрастных группах (16,0 – 18,5%). Определение гендерных типов учащихся является вторым шагом процесса реализации гендерного подхода. Основные педагогически значимые различия в подходах к обучению представителей различной функциональной организации мозга (левополушарных, правополушарных учащихся) представляют определенную дихотомию. Так, мышление учащихся левополушарного типа отличается индуктивностью, абстрактностью, объективностью, способностью приходить к выводам по определенным правилам, мышление же представителей правополушарного гендерного типа обладает дедуктивностью, образностью, конкретикой, субъективностью, способностью к особому восприятию наглядности. Вербальные процессы учащихся с доминантностью левого полушария основаны на принципе словообобщения с преобладанием произвольной речи, представители правополушарного гендерного типа отличаются способностью к непроизвольной речи, вербальные процессы данного гендерного типа основаны на принципе словопредставления. Следовательно, и когнитивные стратегии, предъявление и закрепление учебного материала, в частности при обучении иностранному языку, способы контроля результатов учебной деятельности также неодинаковы для учащихся различных гендерных типов, что может найти свое отражение в ряде следующих таблиц: Таблица 2. Когнитивные стратегии учащихся левополушарного и правополушарного гендерных типов когнитивные стратегии |
| левополушарные учащиеся | правополушарные учащиеся | последовательные | одновременные | временные стимулы | пространственные стимулы | дискретная подача информации | непрерывная подача информации | рациональный, рассудочный подход к решению задач | интуитивный, метафорический, активно-действенный подход к решению задач | информацию расчленяют, детализируют | информацию синтезируют, воспринимают более общие свойства |
Таблица 3. Особенности предъявления материала при обучении учащихся левополушарного и правополушарного гендерных типов предъявление материала |
| левополушарные учащиеся | правополушарные учащиеся | поэтапно | целостно | вербальное толкование правила | наглядная модель |
Таблица 4. Особенности закрепления материала при обучении учащихся левополушарного и правополушарного гендерных типов закрепление материала |
| левополушарные учащиеся | правополушарные учащиеся | ряд последовательных тренировочных упражнений | свободное продуцирование с опорой на модель | опора на вербальную память, произвольное запоминание использование учебных текстов, перевод текста на родной язык | опора на смысловую память и другие модальности, организация непроизвольного запоминания и повторения аутентичные тексты, понимание содержания с опорой на догадку |
Таблица 5. Особенности осуществления контроля при обучении учащихся левополушарного и правополушарного гендерных типов контроль |
| левополушарные учащиеся | правополушарные учащиеся | возможны внеконтекстные задания с предложением вариантов выбора | задания в контексте, свободное продуцирование | регламентированное время | нерегламентированное время |
Особое значение при организации учебного процесса, как было отмечено выше, имеет выбор методов, форм и средств обучения на основании гендерного подхода. При этом считается, что гендерно обусловленное применение методов наиболее оптимальным, что связано с большей константностью форм и средств обучения при одновременной вариативности рассматриваемой дидактической категории метода. Предпочтительный выбор метода обучения на основании гендерного типа учащегося может быть представлен следующим образом: Таблица 6. Особенности применения методов обучения при реализации гендерного подхода гендерный тип учащегося | методы обучения |
|
|
| перцептивные
| логические
| гностические
| левополушарный | словесные (беседа, рассказ) наглядные(иллюстрации, демонстрации) практические (упражнения) | индуктивные аналитические | репродуктивные | равнополушарный | словесные (беседа, рассказ) наглядные(иллюстрации, демонстрации) практические (упражнения) | индуктивные синтетические аналитические | репродуктивные | правополушарный | наглядные (иллюстрации, демонстрации) практические (опыты) | дедуктивные синтетические | поисковые (частично-поисковые) |
Разделение учащихся на небольшие учебные группы согласно их гендерным типам, осуществление процесса обучения ряду предметов языкового и математического циклов в рамках параллельно-совместного обученияс учетом особенностей мышления, вербальных способностей, когнитивных стратегий, предъявления и закрепления учебного материала, осуществления контроля, соответствующих каждому гендерному типу, осознанного выбора методов обучения – составляет третий шаг применения гендерного подхода. Таким образом, реализация гендерного подхода имеет практическую значимость для развития индивидуализированных форм обучения, раскрытия личностных способностей. Проведение гендерных исследований в рамках образовательной системы способствует изучению механизмов когнитивных процессов у учащихся разного пола, изменению типа преподавателя в области социально-гуманитарных наук, интеграции гендерных знаний в педагогическую практику и организации образовательного процесса с учетом международного опыта. | |