Формы организации учебного процесса
статья (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Разнообразные виды деятельности учащихся на уроках способны вызвать интерес к изучаемому материалу. Одной из форм активного обучения являются игры. Особенно часто игры используются педагогом на начальных этапах изучения предмета. Они считаются наиболее эффективным приемом обучения. Такие виды учебной деятельности, как дидактические игры, индивидуализируют работу на уроках. При этом они посильны для каждого ученика и максимально развивают его способности. В процессе игры дети учатся обобщать и сравнивать, классифицировать и общаться, а также,делать самостоятельные выводы. У ребенка появляется потребность в понимании, изучении и запоминании новой темы.
Существуют такие виды деятельности учащихся на уроках, когда весь класс одновременно выполняет общую, поставленную перед всеми детьми работу. При этом ученики сравнивают, обсуждают и обобщают ее результаты. Этот вид деятельности школьников называется фронтальным. Его основным достоинством является то, что учитель со всем классом работает одновременно. Это приводит к установлению доверительных отношений между педагогом и детьми, а также внутри класса. В детях воспитывается чувство коллективизма. Они учатся рассуждать, а также находить ошибки в высказываниях своих товарищей. В этом случае происходит формирование устойчивых познавательных интересов и активизируется деятельность школьников.
Групповая работа. Такая форма организации учебного процесса входит в основные виды деятельности учащихся. При этом учитель делит класс на группы, призванные решать конкретные учебные задачи. Ответы на поставленные вопросы даются с участием каждого из учеников. При правильной организации активность проявляют все члены группы. При этом слабые ученики не прячутся в тень более сильных, а те, не подавляют самостоятельность и инициативу менее способных школьников.
Индивидуальная работа. Наиболее доступным и проверенным многолетней практикой методом повышения эффективности познавательного процесса школьников является организация их самостоятельной работы.На современном уроке эта деятельность занимает исключительное место. Дело в том, что именно благодаря индивидуальной работе ученик способен освоить большой объем знаний. Самостоятельная работа является эффективным средством повышения познавательного уровня учащегося. Ведь, с одной стороны, она является учебным заданием, то есть объектом деятельности школьника. С другой стороны, индивидуальная деятельность – это форма проявления мышления, памяти и творческого воображения, что расширяет и углубляет объем уже полученных знаний.
Стимулом к активной познавательной деятельности является метод проектов. Однако этот метод будет эффективным инструментом самостоятельной познавательной деятельности только в том случае, если темы проектов интересны, социально и личностно значимы для ученика. Проекты должны усложняться в зависимости от возраста и уровня подготовленности учащихся к самостоятельной работе.
Эффективность урока зависит от использования новых педагогических технологий.
Одной из активных форм педагогических технологий, которые развивают творческие способности ученика, являются проектно-исследовательские технологии. Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы обучающихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности.
Современный урок — это ограниченный во времени период каждодневной жизни учителя и ученика, который наполнен напряженным трудом и творческими поисками, рутинной работой и радостью успеха. Каждый урок должен быть шагом вперед для школьников, рождать у них ощущение необходимости хорошо знать материал урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formy_organizatsii_uchebnogo_protsessa.docx | 14.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Разнообразные виды деятельности учащихся на уроках способны вызвать интерес к изучаемому материалу. Одной из форм активного обучения являются игры. Особенно часто игры используются педагогом на начальных этапах изучения предмета. Они считаются наиболее эффективным приемом обучения. Такие виды учебной деятельности, как дидактические игры, индивидуализируют работу на уроках. При этом они посильны для каждого ученика и максимально развивают его способности. В процессе игры дети учатся обобщать и сравнивать, классифицировать и общаться, а также,делать самостоятельные выводы. У ребенка появляется потребность в понимании, изучении и запоминании новой темы.
Существуют такие виды деятельности учащихся на уроках, когда весь класс одновременно выполняет общую, поставленную перед всеми детьми работу. При этом ученики сравнивают, обсуждают и обобщают ее результаты. Этот вид деятельности школьников называется фронтальным. Его основным достоинством является то, что учитель со всем классом работает одновременно. Это приводит к установлению доверительных отношений между педагогом и детьми, а также внутри класса. В детях воспитывается чувство коллективизма. Они учатся рассуждать, а также находить ошибки в высказываниях своих товарищей. В этом случае происходит формирование устойчивых познавательных интересов и активизируется деятельность школьников.
Групповая работа. Такая форма организации учебного процесса входит в основные виды деятельности учащихся. При этом учитель делит класс на группы, призванные решать конкретные учебные задачи. Ответы на поставленные вопросы даются с участием каждого из учеников. При правильной организации активность проявляют все члены группы. При этом слабые ученики не прячутся в тень более сильных, а те, не подавляют самостоятельность и инициативу менее способных школьников.
Индивидуальная работа. Наиболее доступным и проверенным многолетней практикой методом повышения эффективности познавательного процесса школьников является организация их самостоятельной работы. На современном уроке эта деятельность занимает исключительное место. Дело в том, что именно благодаря индивидуальной работе ученик способен освоить большой объем знаний. Самостоятельная работа является эффективным средством повышения познавательного уровня учащегося. Ведь, с одной стороны, она является учебным заданием, то есть объектом деятельности школьника. С другой стороны, индивидуальная деятельность – это форма проявления мышления, памяти и творческого воображения, что расширяет и углубляет объем уже полученных знаний.
Стимулом к активной познавательной деятельности является метод проектов. Однако этот метод будет эффективным инструментом самостоятельной познавательной деятельности только в том случае, если темы проектов интересны, социально и личностно значимы для ученика. Проекты должны усложняться в зависимости от возраста и уровня подготовленности учащихся к самостоятельной работе.
Эффективность урока зависит от использования новых педагогических технологий.
Одной из активных форм педагогических технологий, которые развивают творческие способности ученика, являются проектно-исследовательские технологии. Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы обучающихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности.
Современный урок — это ограниченный во времени период каждодневной жизни учителя и ученика, который наполнен напряженным трудом и творческими поисками, рутинной работой и радостью успеха. Каждый урок должен быть шагом вперед для школьников, рождать у них ощущение необходимости хорошо знать материал урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы организации учебного процесса
Данный материал поможет молодым учителям в подготовке уроков....
Дистанционное обучение, как форма организации учебного процесса в Ресурсном Центре
Организация предпрофильного и профильного обучения с использованием технологий дистанционного обучения в Ресурсном центре....
Совершенствование урока как основной формы организации учебного процесса
Что такое современный урок? Каким должен быть современный урок?Современный урок должен, прежде всего, научить ребенка учиться, общаться и помочь осознать себя. Для этого ученику на уроке необходимо бы...
Презентация "Совершенствование урока как основной формы организации учебного процесса"
Презентация к статье "Совершенствование урока как основной формы организации учебного процесса"...
Задачная форма организации учебного процесса.
Разработка урока на тему "Решение уравнений с двумя переменными" 9 класс....
Практико-ориентированное обучение учащихся. Учебный магазин как форма организации учебного процесса в режиме реально действующего предприятия.
В современном российском обществе, переживающем глубокие социальные преобразования, молодые люди после получения профессионального образования зачастую не могут найти для себя рабочее мест...