Формы организации учебного процесса
статья по теме

Князева Ольга Александровна

 Данный материал поможет молодым учителям в подготовке уроков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formy.docx21.14 КБ

Предварительный просмотр:

Конкретные формы организации учебного процес са.

Учебный процесс в школе реализуется в конкретных формах организации обучения. Формы организации учебной работы опреде ляются составом учащихся, местом и временем занятий, последова тельностью видов деятельности учащихся и способами руководства ими со стороны учителей. Процесс обучения осуществляется через множество форм организации, взаимно дополняющих друг друга. Только в системе форм организации может быть осуществлён пол ноценный процесс обучения. В «Толковом Словаре Русского Языка» можно прочитать, что «Форма - вид, устройство, тип, структура, конструкция, характер которой обусловлен содержанием». Исходя из этого определения форма организации учебного процесса рас сматривается как специальная конструкция процесса обучения, ха рактер которой обусловлен её содержанием, методами, средствами, видами деятельности учащихся. Форма отражает систему устойчи вых связей предмета. Предметом формы обучения является отрезок процесса обучения. Учитывая в словосочетании «форма организа ции» не только первое слово, но и второе, рассматриваем форму ор ганизации учебного процесса как упорядочение, налаживание, при ведение в систему взаимодействия учителя с учащимися при работе над определённым содержанием учебного материала.

В современной школе основная форма обучения - урок. Это обстоятельство не исключает, а предполагает другие формы органи зации обучения. Все уроки можно разделить на три группы: урок оз накомления, урок закрепления и урок проверки знаний, умений и навыков. На уроке ознакомления с новым материала можно исполь зовать такие формы организации учебной работы: лекция, экскур сия, беседа, лабораторная работа, конференция, традиционный урок. Урок закрепления может включать такие формы как: семинар, прак тикум, консультация, лабораторная работа, конференция, урок клю чевых задач, работа в парах постоянного и смешенного состава. На уроках проверки знаний возможна организация  само стоятельной работы, урока - зачёта, контрольной работы, собеседо вания, викторины, игры и т.д.. Выбор форм зависит и от темы урока, и от уровня подготовленности учащихся, и от объема изучаемого материала, его новизны, трудности. Поэтому подбирать формы нужно очень тщательно.

Некоторые  конкретные формы организации учеб ного процесса, применяемые в школе.

Лекция - самый трудный вид урока даже для опытного учителя. С одной стороны, учитель должен быть блестящим лектором, с

другой - держать в поле зрения каждого ученика класса и управлять его деятельностью. Лекционная форма обучения даёт положитель ный эффект в тех случаях когда:

  1. объем теоретического материала велик, а задач к нему не достаточно;
  2. большая часть материала носит вспомогательный характер и необязательна для усвоения всеми учащимися;
  3. ранее изученного не достаточно для организации обучения в активном режиме, т.е. тема для учащихся является почти совсем новой;
  4. необходим вводный или обзорный рассказ учителя по крупной теме курса.

За 45 - 90 мин. Учитель излагает все наиболее важные сведения по теме. Это не просто пересказ, это как бы трансформация темы через личный опыт учителя, интерпретация темы учителем. Выделяются вводные и обзорные лекции.

Семинар чаще всего используется для рассмотрения дополни тельного материала, воспроизведение которого каждым учеником не требуется, но отдельные моменты, выводы и факты весьма полезны и даже необходимы. На семинаре рассматриваются исторические факты и практические приложения изучаемого материала. В одной теме трудно и едва ли нужно проводить более одного семинара, так как он связан с длительной и серьёзной подготовкой. Семинар уме стны, когда после нескольких уроков в классе наметилось расслое ние по уровням. В ходе подготовки к семинару ученики приобрета ют навыки проведения научного исследования и его оформления, учатся защищать свои убеждения, рецензировать выступления това рищей. На семинаре сочетается форма беседы и дискуссии учащихся с целью углубления и совершенствования знаний.

Консультация. Цель её проведения - научить школьника заду мываться над проблемой, уяснять какие возникают затруднения при знакомстве с определённой темой; а для разрешения этих затрудне ний - сформулировать вопросы, на которые он хотел бы получить ответ. В самом начале проведения консультаций можно помогать ученикам формулировать вопросы. К каждой консультации можно предложить ученикам готовить карточки с вопросами и задачами.

Урок - зачёт. Зачёт - это специальный этап в контроле, цель которого - проверить, достигнут ли учениками уровень обязатель ной подготовки. Зачёты подразделяются на текущие и тематические. Текущие проводятся систематически в ходе изучения темы и охва тывают небольшие смысловые порции. Тематические устраиваются в конце изучения темы. Зачёты бывают открытыми, когда учащимся предоставляются списки обязательных вопросов, и закрытыми, без

предоставления этих списков. Зачёты - это уроки индивидуальной работы, которые служат как для контроля и оценки знаний, так и для обучения, воспитания и развития. На зачёт можно отводить как один, так и два. Систематический контроль знаний учащихся по ин форматике - одно из основных условий повышения качества обуче ния.

Конференция; может быть использована, когда материал не обладает большой степенью новизны, трудности, хорошо изложен в учебном пособии. Преподаватель может предварительно подгото вить дискуссию. Для этого он заранее распределяет задания. Эта форма организации обучения подходит для учащихся, имеющих сформированные умения и навыки работы с литературой. Заключи тельная конференция направлена на закрепление и совершенствова ние знаний. Отличительная особенность - метод дискуссий. Заранее распределяются темы докладов. На занятии доклады слушаются и обсуждаются. Конференция может строиться как дискуссия с обсу ждением полярных точек зрения. Учитель проводит итоги обсужде ния и формирует выводы. Эта форма рассчитана на учащихся стар ших классов.

Собеседование. Основной метод - индивидуальная беседа, по зволяющая выяснить уровень усвоения знаний, умений и навыков учащихся.

Самостоятельная работа с книгой. Планируя урок, учитель вы деляет те разделы или вопросы, которые ученики будут самостоя тельно изучать в книге. Формы организации этой работы следую щие: чтение и выделение основных моментов и главной мысли в тексте. При работе с книгой могут быть использованы следующие приёмы:

  1. сравнение новых знаний с о старыми;
  2. выделение непонятных мест в тексте;
  3. постановка вопросов к тексту и ответы на них;
  4. выделение главной мысли;
  5. составление плана, конспекта.

Всему этому следует учится и на уроке. Если тема позволяет, учи тель может использовать это. Умение пользоваться литературой не обходимо для подготовки к лекции, семинару, конференции.

Самостоятельная работа на уроке может носить обучающий и проверочный характер. Одна из основных задач учителя при этом, вовремя заметить и поддержать склонность ученика к творческому восприятию учебного материала и его желание самостоятельно пре одолеть возникшие трудности. Объём самостоятельной работы, её характер зависит не только от сложности учебного материала, но и

Домашняя работа имеет огромное значение. Это естественное продолжение урока. Домашнее задание подразделяется на письмен ное и устное. К устным относится усвоение правил, повторение пройденного материала, к письменным - решение примеров и задач, составление блок-схем, конспектов. Формы и методы организации домашних заданий разные, зависят они от класса, от темы, от самого характера заданий. Домашние задания должны быть правильно до зированы и восприниматься учащимися с интересом.

Общие формы организации учебной работы.

Групповые формы учебной работы могут играть положительную роль только в сочетании с фронтальным. Если учитель общается од новременно со всем классом, проявляется фронтальная форма орга низации обучения, с малыми группами класса - групповая форма, с отдельными учениками - индивидуальная. Фронтальные формы, как и индивидуальные, возможны на уроке, семинаре, практикуме и т.д. Они могут применяться как на классных, так и на факультативных занятиях. Фронтальные, групповые и индивидуальные формы орга низации учебной работы применимы в разных звеньях процесса обучения. Им присущи все компоненты процесса обучения. Эти формы отличаются друг от друга количеством учащихся и способа ми организации работы.

При фронтальном обучении весь класс работает над одной учебной задачей. Её принципы: необходимость совместной работы, конкретный вид связи, общий предмет и цель обучения, тесные от ношения между учителем и учащимися, прямое руководство учите ля, сотрудничество учащихся. Учитель управляет учебной деятель ностью всего состава класса, внося некоторые коррективы в органи зацию их работы за счёт индивидуального подхода.

При групповой форме состав класса для работы разбивается на типологические группы, бригады, звенья. Учителю нужно опреде лить задания группам, обеспечить контроль за их учебной деятель ностью. Групповая форма предполагает функционирование разных малых групп, работающих как над общим, так и специфическими задачами. В процессе работы осуществляется сотрудничество узкого круга учащихся в группах. Каждая группа работает своим темпом. Работа строится на принципах самоуправления учащихся с менее жестким контролем учителя. Работа в парах тоже относится к груп-

При индивидуальной работе каждый ученик работает само стоятельно, проявляя инициативу, темп его работы определяется степенью целеустремлённости, работоспособности, развитости ин тересов, склонности.

Таким образом, форма учебной работы - это конструкция от резка процесса обучения, характеризующаяся особыми способами управления, организации и сотрудничества, учащихся в учебной деятельности. Наряду с положительными сторонами фронтальная форма работы имеет и недостатки. Она не рассчитана на учёт инди видуальных различий. Взятый темп урока может показаться быст рым слабому, но медленным - сильному ученику. Групповая форма создаёт больше условий для проявления особенностей каждого уче ника. Общаясь друг с другом, учащиеся имеют возможность выска зываться значительно чаще, чем при фронтальной работе всего класса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дистанционное обучение, как форма организации учебного процесса в Ресурсном Центре

Организация предпрофильного и профильного обучения с использованием технологий дистанционного обучения в Ресурсном центре....

Совершенствование урока как основной формы организации учебного процесса

Что такое современный урок? Каким должен быть современный урок?Современный урок должен, прежде всего, научить ребенка учиться, общаться и помочь осознать себя. Для этого ученику на уроке необходимо бы...

Презентация "Совершенствование урока как основной формы организации учебного процесса"

Презентация к статье "Совершенствование урока как основной формы организации учебного процесса"...

Задачная форма организации учебного процесса.

Разработка урока на тему "Решение уравнений с двумя переменными" 9 класс....

Практико-ориентированное обучение учащихся. Учебный магазин как форма организации учебного процесса в режиме реально действующего предприятия.

В современном  российском обществе, переживающем глубокие социальные  преобразования, молодые люди после получения профессионального образования зачастую не могут найти для себя рабочее мест...

Выступление к семинару: «Учебное занятие - основная форма организации учебного процесса»

Данный материал адресован педагогам дополнительного образования. Учебное занятие – это сложнейший психолого-педагогический процесс, к которому предъявляется ряд различных требований. Для тог, чтобы за...


 

Комментарии

Щудрова Лариса Германовна

Я уже не молодой учитель, но с материалом ознакомилась с интересом. Спасибо - материал стоящий.