семинар
учебно-методический материал
семинар для классных руководителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_dlya_klassnyh_rukovoditeley.doc | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар
«Формы работы с учащимися 5-11 классов по профессиональному самоопределению»
Цель: «Ознакомить педагогов с различными формами и видами работы с учащимися, направленными на познание самого себя, своих возможностей, жизненных ценностей».
- Разбивка на группы.
- В группах ознакомление с формами и видами работы с учащимися, организация и проведение одной из форм на выбор.
- Обсуждение, анализ, выводы, рекомендации.
Упражнение «Могущество».
Педагог предлагает учащимся закончить предложение «Я могу …» (не менее 20 предложений). Учащиеся должны подчеркнуть то, что могут делать только они. Затем они зачитывают свои «могушки».
Педагог:
Как вы думаете, что такое могущество? Правильно, это умения. И чем больше их у человека, тем он могущественнее, тем больше он может, умеет что-то делать, создавать, творить. Могущественный человек – это сильный человек, и отнюдь необязательно – физически. Сила этого человека в том, что он многое умеет и рассчитывает на свои силы, не сдается, не опускает руки, он готов научиться еще чему-нибудь, если чувствует такую необходимость. Будьте же сильными, могущественными, учитесь создавать, творить и стремиться довести каждое дело до конца.
Упражнение «Все у меня в руках».
Учащимся предлагается на листе бумаги обвести контуром свою ладонь. Листочки сдаются педагогу и перемешиваются. Затем педагог вытаскивает по 1 листочку из пачки, а учащиеся отгадывают, чья это ладошка. «Ладошки» возвращаются к своим хозяевам. Педагог предлагает учащимся подписать пальчики следующим образом:
- Большой палец – особые усилия, которые мне необходимо приложить, чтобы добиться успеха.
- Указательный палец – занятия по предметам ………помогут мне…….
- Средний палец – я хочу достичь….
- Безымянный палец – этого я еще не умею, но хочу научиться.
- Мизинец – я знаю, что мне необходимо исправить в себе….
Игра «Я тоже».
Все участники становятся в круг. Ведущий произносит: «Если вы согласны с тем, что я скажу, сделайте шаг в центр круга и скажите: «Я тоже или у меня тоже». Ведущий произносит: «Я люблю путешествовать», «У меня есть кошка», «Я прочитал книгу «Дети капитана Гранта». Далее ведущий выбирает вместо себя другого. Он тоже произносит 3 фразы и выбирает следующего. Игра помогает понять, что, хотя все мы и разные, но нас многое объединяет, игра способствует сплочению коллектива.
Игра «Я могу или я умею».
Все участники рассаживаются в круг на стулья. Ведущий стоит в центре и произносит: «Встаньте те, кто может (к примеру) рисовать на компьютере». Учащиеся, которые действительно умеют рисовать на компьютере, должны встать и переместиться со своего места на освободившееся. Ведущий также занимает освободившееся место. Тот, кто не успел, кто остался без места, продолжает игру, называя свое умение что-то делать.
Игра помогает поверить в свои силы, в то, что каждый что-то умеет и в тоже время заставляет задуматься, чего учащийся не умеет делать, тем самым повысить мотивацию, стремление чему-либо научиться.
Игра – рассуждение «Чем бы ты предпочел быть и почему?».
Учащимся предлагается выбрать одно из трех понятий, затем объяснить, почему:
Поющая нога.
Бегущая голова.
Идущая рука.
Можно написать названия на листах и разместить их в разных углах класса. Учащиеся встанут возле того, что они выбрали. Обязательно дать каждому высказаться.
Игра «Давайте познакомимся».
Игра позволяет многое узнать друг о друге, способствует сплочению коллектива.
Учитель предлагает учащимся выполнить разные задания, например, встать в колонну:
- по росту (самый высокий);
- по возрасту (самый старший);
- по количеству посещаемых кружков (самый образованный);
- по количеству «5» в году или четверти (самый умный);
- по количеству грамот за спортивные достижения (самый спортивный);
- по количеству участия в школьных мероприятиях за полугодие (самый активный);
- по количеству друзей (самый дружелюбный) и т.д.
Учитель называет, кто оказался самым-самым, хотя этот момент можно и пропустить. Главное в игре то, что ребята сами узнают друг о друге.
Игра – рассуждение «Мой жизненный путь».
Проводится по такому же принципу. Учащимся предлагается сравнить свой жизненный путь с одной из букв: Т, В, Н.
Какую из букв вы выбрали? Почему? Дать высказаться всем желающим.
Упражнение «Моя вселенная».
Педагог говорит о том, что «звездная карта» каждого человека показывает, что у каждого много возможностей – много того, что делает человека уникальным, и того, что всех объединяет.
Учащиеся рисуют и заполняют свою «звездную карту». Обсуждение.
Притча.
Где-то на Кавказе есть старое кладбище, где на могильных плитах можно встретить примерно такие надписи:
«Сулейман Абашидзе. Родился в 1820 году, умер в 1858. прожил 3 года» или «Нугзар Гапридошвили. Родился в 1840 году, умер в 1865, прожил 120 лет». Что, на Кавказе считать не умеют? А может быть, эти записи делали с каким-то смыслом?
Обсуждение с учащимися и выводы о смысле жизни.
Смысл в том, что сельчане, таким образом, оценивали насыщенность и общую ценность жизни данного человека, его дела и достижения.
А вы задумывались, каким будет ваш жизненный путь? Чем уже сейчас насыщена ваша жизнь, насколько она интересна? Что вообще делает нашу жизнь яркой, насыщенной? (участие в различных мероприятиях, конкурсах, соревнованиях, путешествия, новые знакомства, помощь родителям, другу, конкретные дела – все это отражает активную жизненную позицию человека). Здесь можно привести примеры людей, которые смогли сделать многое даже за небольшой отрезок жизни.
Притча «Сказка о милостивой судьбе".
Росли рядом два молодых и красивых дерева. Вечерами они шептались о судьбе.
- Я вырасту высоким и раскидистым, - говорило одно. - У меня в ветвях поселятся птицы и будут петь песни. В моей тени будут укрываться от непогоды лесные звери. Я первым буду встречать рассвет, и и утренний ветерок будет шевелить мои листья. Пройдет время, и меня окружит поросль моих детей. Они будут маленькие и замечательные.
- Нет, - говорило другое, - расти страшно. Зимой бьют морозы, летом сушит солнце. Целый день нужно трудить корни и гнать воду вверх, чтобы прокормить ветви и листья. Нет. Пусть лучше меня возьмут дровосеки, а потом плотник выточит из меня что-нибудь прекрасное и полезное.
Прошло время. Пришел бородатый человек и срубил второе дерево. Часть его сожгли в печке, а из ствола плотник сделал прекрасную резную шкатулку. Долго лежала шкатулка на бархатной подушке, храня в себе драгоценности и дорогие духи. Потом она потихоньку рассохлась, сломался замочек, и ее отдали детям. Дети испытывали нескрываемое удовольствие, играя с ней, но потом окончательно доломали и выбросили.
Через некоторое время птица свила гнездо на дереве, которое когда-то было первым. И встроила она в стенки этого гнезда щепки старой шкатулки.
Встретились старые друзья, узнали друг друга и подивились судьбе.
Обсуждение и выводы о ценностях каждого человека в жизни. Какой выбор сделают дети? Почему судьба деревьев сложилась так, а не иначе? (учитель задает наводящие вопросы) Данный материал требует особого внимания и корректности. Педагогу следует помнить, что его задача - не транслировать собственные ценностные ориентации на учащихся, а дать им возможность задуматься и сформировать свои индивидуальные взгляды. Обсуждение позволяет учащимся определить наиболее значимые для них ценности. При анализе результатов самое важное - толерантность и уважение к выбору другого. Это занятие можно провести в форме дискуссии, в которой необходимо сделать акцент на морально-этической составляющей ценностных ориентаций.
Притча «Пустыня».
Эта история о профессоре, которого звали Иван Николаевич. Это был биолог высочайшей квалификации. Главной научной страстью профессора являлось изучение фауны пустынь. Он часто организовывал небольшие экспедиции с участием молодых, физически крепких специалистов и отправлялся с ними в пустыню для интенсивной работы на природе. В большинстве случаев все эти путешествия завершались без особых приключений, принося в тоже время большую пользу образовательной цели экспедиций.
Однако одним летом в одной пустынной местности очень далеко от ближайшего населенного пункта у них сломалась машина. Ивану Николаевичу и его молодой команде ничего не оставалось, как отправиться пешком за помощью. С собой они взяли только предметы первой необходимости, нужные для выживания: еду, воду и карту. Согласно карте, они должны были потратить три дня, чтобы дойти до ближайшего форпоста цивилизации.
Начался пеший поход. На утро третьего дня эта усталая и ободранная группа добралась до вершины высокого песчаного бархана. Измученные жаждой и перегревшиеся на солнце, они начали оглядывать с вершины местность. Очень далеко, справа от себя они увидели нечто, напоминающее озеро, окруженное небольшими деревьями. Студенты начали прыгать и кричать от радости, но профессор никак не отреагировал на это, поскольку знал, что это был всего лишь мираж. «Я бывал в таких местах», - сказал он себе. Он знал, к чему могут привести погони в пустыне за миражами. Однако все студенты бурно запротестовали и стали настаивать на том, что они знают, что видят, что они верят тому, что видят. Их спор с профессором продолжался до тех пор, пока он не сдался. Он разрешил им пойти к миражу, но с одним условием: как только они дойдут до места и убедятся в своей ошибке, они сядут и не сдвинутся с места до тех пор, пока он не вернется с помощью.
И тогда профессор пошел туда, куда считал нужным идти он, а студенты направились туда, куда считали правильным идти они.
Через три часа студенты приблизились к новенькому, недавно выстроенному роскошному спасательному посту, где действительно были деревья, фонтан, ресторан и плавательный бассейн.
Через некоторое время, после того как искупались и пели, они вместе со спасателями сели в машину и отправились за своим учителем и другом Иваном Николаевичем. Но он так и не был найден ими. Никогда.
Обсуждение и выводы о смысле притчи. Обсуждение позволяет учащимся определить наиболее значимые для современной быстроменяющейся жизни личностные и деловые качества. При анализе результатов самое важное - толерантность и уважение к мнению другого. Это занятие можно провести в форме дискуссии.
Психогеометрический тест.
Подросткам предлагается свободно перемещаться в пространстве под спокойную, размеренную музыку. Ведущий, сам, перемещаясь вместе с ними, рассказывает, что разным людям удобно ходить по разным траекториям: кому-то по кругу, кому-то с резкими поворотами (описывая квадрат, треугольник или прямоугольник), а кому-то по незамкнутой траектории – зигзагом. По ходу рассказа ведущий сам показывает эти способы передвижения. Потом участникам дается несколько минут для того, чтобы опробовать все эти траектории и выбрать наиболее удобную для себя.
После прохождения можно сразу перейти к обсуждению психологических характеристик людей, предпочитающих разные геометрические фигуры. А можно это упражнение использовать как прелюдию к проведению теста в его традиционном варианте.
Учащимся демонстрируются пять геометрических фигур, и дается инструкция: «Посмотрите на 5 фигур. Выберите из них ту фигуру, в отношении которой вы можете сказать: «Это – я!». Только не занимайтесь никаким логическим анализом и ненужными умопостроениями. Просто постарайтесь почувствовать свою форму. Если вы затрудняетесь, выберите из фигур ту, которая первой привлекла ваше внимание, когда вы посмотрели на изображения. Из оставшихся фигур выберите опять самую близкую вам и запишите ее название под цифрой 2. Из оставшихся фигур выберите самую для вас неприемлемую, запишите ее под цифрой 5.
Далее учитель, руководствуясь таблицей, рассказывает про психологические характеристики людей, предпочитающие разные геометрические фигуры. Учащимся объясняется, что к ним в наибольшей степени применимы характеристики людей, выбранных ими под номерами 1 и 2. Под №1 «Я – идеальное», т.е. то, кем я хочу быть, к чему стремлюсь. Под №2 «Я – реальное», т. е. то, что я есть на самом деле. Под №5 «Это я не приемлю».
Неутомимый труженик (качества флегматика) | Символ лидерства (качества холерика) | Символ гармонии (качества сангвиника) | Символ переходного состояния и изменения (качества меланхолика) | Символ креативности, творчества |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы выступления на семинаре "Использование разнотиповых семинаров и ИКТ в профильном обучении химии".
Использование семинаров в профильном обучении химии органической химии. На городском семинаре данный опыт был представлен в форме выступления....
Городской семинар учителей русского языка и литературы
Тема семинара: "Формирование базовых компетенций учащихся на уроках русского языка и литературы" Представлена теоретическая основа семинара и памятка по компетенциям....
Краевой семинар воспитателей коррекционных образовательных учреждений. Тема семинара: «Развитие познавательных интересов и творческих способностей воспитанников с ограниченными возможностями здоровья во внеурочное время».
23 марта 2012 года на базе КГКСКОУ школы-интерната VI вида города Владивостока для слушателей курсов ПИППКРО был проведен краевой семинар на тему: «Развитие познавательных интересов и творческих спосо...
Зональный семинар для заместителей директора по воспитательной работе. Выступление на семинаре.
laquo;Системно-деятельностный подход как основа создания воспитательной модели школы »...
Зональный семинар для заместителей директора по воспитательной работе. Выступление №2 на семинаре.
«Создание воспитательной модели на основе внедрения комплекса технологий деятельностного типа в условиях реализации ФГОС»...
Урок –семинар. Тип семинара: урок выведения новых знаний (русский язык) Класс: 9 Тема урока: типы подчинения придаточных (параллельное, последовательное, однородное) в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными Цели урока:
План семинараЧем объяснить, что сложноподчинённое предложение является видовым признаком понятия «Предложение»?Как доказать, что наличие предикативной части является отличительным пр...