Старшая школа. Дневник профиля – инструмент старшеклассника для построения индивидуальной карты перспектив
статья (10, 11 класс)
статья, предлагающая описание Дневника профиля - документа учащегося старшей школы, сопровождающего построение и реализацию индивидуальной образовательной программы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дневник профиля | 16.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Старшая школа. Дневник профиля – инструмент старшеклассника
для построения индивидуальной карты перспектив
Кулешова Ю.М.. директор МБОУ «Лицей №2»,
учитель русского языка и литературы
Кучменко Н.А., учитель английского языка
«Построение образовательной среды для нового образования старшеклассника» (А.Воронцов) предполагает включение практик для осмысления и принятия ориентиров на достижение нового качества образования, основой которого являются преемственность, вариативность, индивидуализация, самоопределение обучающегося: личностное, социальное, образовательное, профессиональное.
Для реализации конституционного права каждого ребенка на получение общего образования: основные права обучающихся и меры их социальной поддержки; (ст.34 ФЗ «Об образовании в РФ»), современные высокотехнологичные организационные формы образования (ст. 15 ФЗ «Об образовании в РФ») образование должно выходить за пределы школы. Это значит активное использование аутентичных ресурсов города, работу организаций образования не в режиме конкуренции, а сотрудничества, вследствие чего появляется единое образовательное пространство как «совокупность мест, где разворачивается образование человека» (Воронцов А.Б.).
Из чего складывается пространство, в котором происходит «таинство» перерождения выпускника основной школы в самостоятельно формулирующего цели деятельности, владеющего навыками проектно-исследовательской деятельности, способного к информационно-познавательной деятельности, оценивающего и рефлексирующего выпускника старшей школы? Мы понимаем, что это:
- информационно-образовательная среда. Её методологическая основа – системно-деятельностный подход (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин): процесс активного усвоения знаний и умений посредством мотивированного и целенаправленного решения проблемных задач с учетом психофизиологических особенностей старшего подростка. В старшей школе «раскручиваем» компетенции по решению проблем, выделению главного, анализу, сравнению, созданию нового знания и продукта, сотрудничеству;
- новая позиция (роль) учителя: от руководителя процессом познания к организатору, помощнику и даже наблюдающему. Отношения субъектов базируются на сотрудничестве. Обучающийся – активный субъект деятельности;
- «другие» уроки. Уроки на иных площадках. Особенность урока в старшей школе – отсутствие его жестких рамок, гибкая, легко трансформируемая форма, максимум самостоятельной деятельности, практическая работа, использование технологий электронного обучения;
- открытые информационные ресурсы: дистанционное обучение, социальные сети и интерактивные образовательные площадки. Наиболее популярные и ориентированные на профилизирующую, практическую, исследовательскую и проектировочную деятельность: Globallab, Foxford, Школьная лига РОСНАНО, Детский технопарк, МАН «Интеллект будущего», НСП «Шаг в будущее» и др.;
- проектно-исследовательская деятельность: исследовательская практика обучающихся, образовательные экспедиции, межпредметные ролевые игры, научное общество, олимпиады, конкурсы, конференции, метапредметные недели, интеллектуальные марафоны;
- контрольно-оценочная деятельность: прогностическая оценка, формирующее оценивание, образовательные сессии, независимая промежуточная и итоговая аттестация.
«Рисуем» образ старшеклассника: самостоятельный, инициативный, мобильный, творческий, ответственный, деятельностный, свободный в выборе времени, места и способа действия, коммуникабельный, открытый к взаимодействию, строящий индивидуальную программу собственного образования. В идеале он: осваивает реальные способы деятельности в разных сферах человеческой жизни, планирует и реализует собственные жизненные намерения («Пробы себя в проектировании и реализации своего образования, первый собственный (реальный) жизненный проект», Воронцов А.Б.).
Но объективно то, что сегодня старшая школа не работает на юношеский возраст, образовательные результаты не совпадают с потребностями рынка труда. Кроме того, все еще существует понимание цели образования в старшей школе как подготовка к поступлению в вуз через формат подготовки к ЕГЭ, что противоречит замыслу ФГОС СОО. Отсюда – глобальные личностные проблемы нынешнего старшеклассника: проектирование своего будущего, выбор инструментов для достижения целей, навигация в достаточно сложном пространстве условий, ресурсов, событий. Необходим инструмент, с помощью которого обучающийся сможет самостоятельно «писать» свою индивидуальную образовательную историю.
Мы предположили, что ДНЕВНИК ПРОФИЛЯ – это и есть тот инструмент для построения карты перспектив, сопровождения всех фаз образовательного цикла в старшей школе (запуск, деятельность, образовательная сессия, рефлексия). По задумке авторов, он состоит из 5 разделов: целевого, диагностического, содержательного, навигатора ресурсов, аналитического и рефлексивного.
Каждый раздел пополняемый, следовательно, есть возможность возвращаться к работе в любой момент. Большая часть разделов заполняется старшеклассником в фазе «Запуска старшей школы» (1 неделя обучения в 10 классе): формулирование целей-результатов с учетом тех, которые были обозначены в мотивационном письме в 9 классе, рефлексия в отношении диагностики интересов, личностных качеств, профессиональных ориентиров. Далее - накопление учебных практик, погружений, курсов внеурочной деятельности, сетевых ресурсов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД КАК СРЕДСТВО, ПОВЫШАЮЩЕЕ ОСОЗНАННОСТЬ ВЫБОРА ПРОФИЛЯ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ
Из опыта работы учителя химии...
Системный подход в изучении предметов естественнонаучного направления - осознанный выбор профиля в старшей школе
Анализ работы региональной экспериментальной площадки на базе МОУ "СОШ №100"...
Технологическая карта построения индивидуального коррекционного занятия в средней группе компенсирующей направленности «В гости осень к нам пришла»
Технологическая карта содержит задачи, предпосылки УУД, этапы индивидуального занятия с ребёнком средней группы....
Фарафонова А.П., учитель английского языка ГБОУ школы № 411 «Гармония» Петродворцового района г. Санкт-Петербурга Технологическая карта с урока применением приема построения интеллект-карт 5 класс
Тема урока: Russia is my love Цель урока: воспитание любви к Родине.Задачи: · развивать способность критически мыслить;·...
Выступление на педсовете. Тема "Работа над функциональной грамотностью учащихся старшей школы как инструмент формирования УУД"
«Работа над функциональной грамотностью учащихся старшей школы как инструмент формирования УУД» (слайд 1) Мы ...
Протокол заседания педагогического совета МАОУ СОШ № 7 г. Когалыма ФГОС СОО «Анализ работы школы за 2019-2020 учебный год: итоги и перспект
Протокол заседания педагогического совета МАОУ СОШ № 7 г. Когалыма №18 от 26.09.20 ФГОС СОО «Анализ работы школы за 2019-2020 учебный год: итоги и перспективы. Принятие упр...
Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов учащихся старших классов на основе модульных принципов построения учебного материала.
Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов учащихся старших классов на основе модульных принципов построения учебного материала....