Проект как механизм изменения практики школьного воспитания
статья

Жбанова Елена Вениаминовна

Актуальность данной технологии очевидна. Проектная деятельность развивает самостоятельность мышления, способность к самоорганизации, созиданию, сотрудничеству, оказывает существенное влияние на личностно – профессиональное становление, создает высокую мотивацию познавательной и воспитательной деятельности, формирует черты творческой личности. Данная деятельность обеспечивает успешную адаптацию и самореализацию человека в обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_02.04.2018.docx36.31 КБ

Предварительный просмотр:

Педсовет на тему: «Проект как механизм изменения практики школьного  воспитания»

                                                                                           Подготовила: Жбанова Е.В.

«Результаты проводимых за последние два десятилетия международных сравнительных исследований заставляют насторожиться. Результаты российских школьников  ниже при выполнении заданий на применение знаний в жизненных ситуациях, содержание которых представлено в необычной, нестандартной форме, в которых требуется провести анализ данных или их интерпретацию, сформулировать вывод или назвать последствия тех или иных изменений» . Необходимым становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять, знание о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую. И то, и другое, и третье – результаты деятельности, а деятельность – это решение задач. Чтобы обеспечить развитие школьников, необходимо организовать их участие в разнообразных видах деятельности и постепенно расширяющихся отношений - от отношений в классе и до включения в общественно-политическую жизнь взрослых.

Статистикой подтверждается, что учащиеся удерживают в памяти: 

  • 10 % от того, что они читают, 
  • 26 % от того, что они слышат, 
  • 30 % от того, что они видят, 
  • 50 % от того, что они видят и слышат, 
  • 70 % от того, что они обсуждают с другими, 
  • 80 % от того, что основано на личном опыте, 
  • 90 % от того, что они говорят (проговаривают) в то время, когда делают, 
  • 95 % от того, чему они обучают сами . 

      Данные исследования впечатляют. Ведь именно в проектной деятельности ребенок приобретает ценнейший опыт – опыт «обучения» других людей. Погружаясь в тематику своего проекта, ребёнку предстоит освоить новые для себя позиции. Во-первых, он может выступать в качестве специалиста изучаемого вопроса, во-вторых – эксперта, а в-третьих - наставника. 

Актуальность данной технологии очевидна. Проектная деятельность развивает самостоятельность мышления, способность к самоорганизации, созиданию, сотрудничеству, оказывает существенное влияние на личностно – профессиональное становление, создает высокую мотивацию познавательной и воспитательной деятельности, формирует черты творческой личности. Данная деятельность обеспечивает успешную адаптацию и самореализацию человека в обществе.

        Проект – это, по сути дела, просто специальное задание, план, замысел, путь решения проблем, в результате которого должно получиться что-то новое: продукт, отношение, книга, фильм, модель, сценарий, презентация, праздник и т.д. 
Поиск ответа на вопрос « Как учить и воспитывать?» – выводит нас на категорию методов обучения и воспитания. Без методов невозможно достичь поставленной цели, реализовать намеченное содержание, наполнить обучение познавательной и воспитывающей деятельностью. Метод – сердцевина учебного процесса, связывающее звено между запроектированной целью и конечным результатом. Методы, используемые на уроках и внеклассных мероприятиях, условно делятся на 3 основные категории: пассивные, активные,интерактивные.

Пассивные методы (методы линейного воздействия) 

Процесс воздействия учителя с учащимся превращается в одностороннее линейное воздействие. Учитель является главным организатором, он распределяет работу, предлагает заранее составленный план, лично контролирует все действия учащихся, единолично распределяет необходимую информацию.


Активные методы (методы кругового воздействия) 

Характер взаимодействия учителя и учащихся меняется, хотя учитель и остаётся центральной частью занятия. Он остаётся главным и единственным источником информации и экспертом, но учащиеся уже не являются пассивными слушателями, они могут задавать вопросы, пояснять необходимые положения, предлагать собственные решения.


Интерактивные методы (методы кругового взаимодействия) 

При использовании интерактивных методов роль учителя резко меняется, перестаёт быть центральной, он лишь регулирует учебно-воспитательный процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана.

Учащиеся работают с дополнительными источниками информации. Они также обращаются к социальному опыту – собственному и своих товарищей, при этом им приходится вступать в коммуникацию друг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения, идти на компромиссы.


Почему мы говорим «да» интерактивным методам? 

  • Высокая мотивация! 
  • Прочность знаний! 
  • Творчество и фантазия! 
  • Коммуникабельность! 
  • Активная жизненная позиция! 
  • Командный дух! 
  • Ценность индивидуальности! 
  • Свобода самовыражения! 
  • Акцент на деятельность! 
  • Взаимоуважение! 
  • Демократичность! 

XXI век дает заказ на выпускников, обладающих вероятным мышлением, т.е. способных ориентироваться в незнакомой ситуации, умеющих извлекать необходимую информацию в условиях ее обилия, усваивать ее в виде новых знаний и, самое важное, применять эти знания на практике. Так же в век информатизации, когда один человек не в состоянии «переварить» весь поток информации, важно умение работать сплочено. XXI век – «век команд». Одним из интерактивных методов является ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Проект как метод обучения. Основные виды проектов 
        Метод проектов был разработан американским педагогом У.Килпатриком в 20-е годы ХХ века как практическая реализация концепции инструментализма Дж. Дьюи. Основная цель метода проектов – предоставление учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, которые требуют интеграции знаний из различных предметных областей. Учителю в проекте отводится роль координатора, эксперта, дополнительного источника информации. 
Наиболее полной классификацией проектов в отечественной педагогике является классификация, предложенная в учебном пособии Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркиной и др. 

В данной классификации по нескольким критериям выделяются следующие РАЗНОВИДНОСТИ ПРОЕКТОВ: 1. По методу, доминирующему в проекте 

  • исследовательские (имеют структуру приближенную к подлинным научным исследованиям. Обязательно выдвижение гипотезы исследования, обозначения методов исследования и проведение эксперимента.) 
  • творческие – имеют не столь строгую проработанную структуру. Форма представления результатов может быть различной: изделие, видеофильм, праздник, экспедиция, репортаж. 
  • приключенческие, игровые – предполагают, что участники принимают на себя определенные роли, обусловленные содержанием проекта. Ведущий вид деятельности учащихся в таких проектах – ролевая игра. Результаты не всегда возможно наметит в начале работы, они могут определиться лишь в конце проекта, но необходима рефлексия участников и соотнесение полученных результатов с поставленной целью. 
  • информационные – это тип проекта, призванный научить учащихся добывать и анализировать информацию. Такой проект может интегрироваться в более крупный исследовательский проект и стать его частью. Учащиеся изучают и используют различные источники информации. 
  • практико-ориентированные – это проекты, четко ориентированные на результат. Результатом может быть изделие, удовлетворяющее конкретную потребность. Здесь важна не только хорошо продуманная структура проекта но и хорошая организация координационной работы по корректировке совместных и индивидуальных усилий, организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также организации внешней оценки проекта. 

2. По характеру координирования проекта 

  • с явной координацией – учитель участвует в проекте в своем собственном статусе, направляет работу, организует отдельные этапы проекта. Здесь важным является отказ от авторитарного руководства, работа в содружестве с учащимися, сохраняя консультационные функции, но не навязывая свое решение. 
  • со скрытой координацией – координатор выступает как полноправный участник проекта и не обнаруживает свой истинный статус учителя в период деятельности групп-участников. Свое влияние он осуществляет за счет лидерских и профессиональных качеств по критерию компетентности. 

3. По количеству участников 

  • личностные (индивидуальные) 
  • парные 
  • групповые 

4. По продолжительности проведения 

  • краткосрочные (разработан на нескольких уроках) 
  • средней продолжительности (от недели до месяца) 
  • долгосрочные (от одного до нескольких месяцев) 


ЦЕЛЬ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ – создание условий для освоения новых типов деятельности в социокультурной среде, развитие умения адаптироваться к изменяющимся условиям жизни человека. ЗАДАЧИ исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста. Результат деятельности для учащихся – конкретный продукт деятельности (информационной или осязаемой). Результат деятельности для учителя – изменение уровня сформированности ключевых компетентностей, которые демонстрирует учащийся в ходе проектной деятельности. Проектной деятельностью могут заниматься дети даже самого младшего школьного возраста. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость. Познавательная активность детей младшего школьного возраста очень высока: каждый ответ педагога на детский вопрос рождает новые вопросы. Дети младшего школьного возраста еще не могут найти самостоятельно ответы на все интересующие их вопросы – им помогает учитель. В  начальной школе чаще всего проекты готовят в рамках одного – двух уроков, либо  во внеурочной деятельности . Вот некоторые из них: «Родное село»( окружающий мир), « Красная книга»( окружающий мир), «И в шутку и в серьез»( русский язык), «Осенний урожай»( технология), «Письма животным» ( в рамках внеурочной деятельности, ребята подготовили и послали письма в Керженский заповедник). Но наряду с объяснительно-иллюстративным методом обучения целесообразнее использовать и проблемное обучение: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательская деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и т.д. Учителя – предметники также используют на уроках метод проектов (технология, английский язык, экономика, информатика и др.)            

 МИНУСЫ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ: 

  • возрастает нагрузка на учителя. 
  • ученики не всегда н умеют работать с литературой 

ПЛЮСЫ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ: 

  • Навыки самообразования 
  • Развитие творческого мышления, умения добывать информацию, самостоятельно отбирать и накапливать материал, т.е. приобретаются навыки самообразования и самоконтроля. При подборе материалов, учащиеся используют различные источники информации, работают со справочниками, художественной литературой, учебниками. Активно используют ресурсы интернета. 
  • навыки групповой деятельности, т.е. в ходе работы над проектом ребятам приходится устанавливать социальные контакты (распределять обязанности, взаимодействовать друг с другом), адекватно оценивать себя и других. 
  • интерес к познавательной деятельности 

Метод проектов позволяет соединять знания из разных областей и применять их на практике. Это одна из технологий воспитания мотивированных детей. А так же интересная работа не вызывает напряжения и спада мыслительных процессов детей, а значит проекты можно считать здоровьесберегающими технологиями. Эта работа оказывает огромное влияние как на отдельного школьника в плане развития его самостоятельности, так и на коллектив в целом, поскольку достижение единой цели очень сплачивает детей. Кроме того, добывание информации самостоятельно позволяет усвоить её гораздо прочнее, чем получение в "разжеванном" виде. Но, самое главное, метод проектов учит детей организовывать деятельность и учит размышлять. А это важнейшие умения, которые будут способствовать будущей успешной взрослой жизни. 
моделируется реальная технологическая цепочка: задача – результат 
Моделируется реальная технологическая цепочка, состоящая из 
6 «П»: ПРОБЛЕМА – ПРОЕКТИРОВАНИЕ – ПОИСК – ПРОДУКТ – ПРЕЗЕНТАЦИЯ. –портфолио.
"Плюсов” больше! Это наиболее эффективная технология для формирования творческой самостоятельности учащихся. Каждый проект – вполне реальное дело для ученика, который знает цели, может предвидеть затруднения, составить план своей несложной работы. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения, даёт силы и желания к работе над другими. Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирования активной жизненной позиции. Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий ведущее место занимает проектно-исследовательская деятельность, а именно социальное проектирование.

      Введение детей в социальное проектирование позволяет развивать самостоятельность, инициативность, творчество, компетентность, коммуникативность  ребёнка . Социальный проект — это, как правило,  проект, направленный на реализацию социально значимой  идеи.  Если раньше развивающая среда в классе создавалась педагогами, то теперь в этот процесс включились дети, ориентируясь на свои интересы. Участие в конкурсах, фестивалях, творческих играх , проводимых в рамках проектной деятельности,  помогает осознанию ими социальной значимости своей деятельности. В процессе работы над проектами у детей развиваются следующие умения:

  • Коммуникативные: учатся вести диалог, слушать собеседника, излагать и аргументировать свою точку зрения, сотрудничать со взрослыми, работать в команде, выступать перед аудиторией знакомых и незнакомых людей;
  • Регулятивные: ставить цели, планировать свою деятельность , контролировать и анализировать её успехи и неудачи на каждом этапе выполнения работы;
  • Познавательные: овладевают начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности, связях между ними, согласно содержанию своей работы; получают навыки работы с источниками информации.
  • Личностные: формируется положительное отношение к школе и к учебной деятельности, учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
  • Формы продуктов проектной деятельности:
  • Анализ данных социологического опроса
  • Сравнительно-сопоставительный анализ
  • Атлас, карта, учебное пособие
  • Видеофильм
  • Выставка
  • Газета, журнал, справочник
  • Костюм, модель, коллекция
  • Игра
  • Музыкальное или художественное произведение
  • Постановка, праздник
  • Экскурсия, поход
  • Законопроект и т.д.
  • Доклад

         Метод проектов мы широко применяем в своей работе, в школе несколько лет, как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Социальному проектированию также  уделяется большое внимание. Через социальное проектирование нам удаётся повышать степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивации; способствовать развитию социальных навыков в процессе групповых взаимодействий, приобретению детьми опыта исследовательско - творческой деятельности. Позитивной чертой технологии социального проекта  является  возможность для реализации потенциала ребят  с разным уровнем подготовки. Он является одним из средств  образовательно-воспитательной деятельности  учителя.  За последние годы реализован ряд значимых проектов:

     В ходе  детской проектной деятельности возник социальный проект "Озеленение детской площадки», «Покормите птиц зимой», «Открытка ветерану», «Обелиск»  «Милосердие» «Георгиевская ленточка», «Здоровым быть здорово», «Зеленая Россия!», «Чистый берег» «Чистая улица – чистая планета!», «По страницам улиц моего села», «Мы выбираем жизнь» и др.( под руководством Денисовой И.М., Стрекаловой И.С.) В течение года учащимися и педагогами организованы и проведены праздники для мам, бабушек,  педагогов: «Масленичный разгуляй», «Детство золотая пора», «Мамы добрые глаза» и др. Длительная работа над проектами, необходимость распределять деятельность между собой, договариваться, репетировать,

Иногда изготавливать костюмы способствует  развитию их коммуникативных и творческих способностей, развитию познавательной инициативы. 

          Благодаря проектированию и проведению совместной работы  в сетевом проекте «Вода как зеркало реки..», «Мы вместе», «Виват, школа!»  учащихся 6-9  классов успешно решается проблема становления и развития толератного отношению друг к другу учащихся этих классов.

        Работа над сетевым  проектом « Как зеркало, вода реки!» ознаменовалась успехом. Мы стали призерами в этом сетевом проекте. В сетевых проектах наша школа принимает  участие третий год: «Vivat, школа!»( 2014-2015), «Мы вместе!» (2015-2016),  « Как зеркало, вода реки!»(2017-2018)

        1 ноября  2017 года в Бутурлинской средней школе была проведена научно-практическая конференция школьников "Старт в науку", посвященная Году экологии в России. Обучающимися нашей школы были представлены четыре исследовательских работы, которые получили высокие оценки членов жюри разных секций.

1. I место в секции "Химия" Дыдыкина Надежда  исследовательская работа на тему «Почему в хлебе столько дырочек?» (руководитель: Савватеева И.А.)

2. I место в секции "Биология и экология" Сорочкин Роман  исследовательская работа на тему «Природные красители в нашей жизни и их влияние на здоровье человека» (руководитель: Кузнецова Е.Б.)

3. I место в секции "Компьютер и мы" Репин Денис  исследовательская работа на тему «Вред и польза сотовых телефонов» (руководитель: Смирнова В.Н.)

4.  II место в секции "Математика и информатика" Шахавнина Любовь  исследовательская работа на тему «Проценты в нашей жизни» (руководитель: Паньшина Г.А.) Этой работе предшествовала наша школьная конференция. 18 октября состоялась конференция «Шаг в будущее», посвященная Году экологии в России. Участниками  стали учащиеся 4-9 классов: Дыдыкина Надежда (5 класс), Сорочкина Екатерина (4 класс), Рожкова Лиана (4 класс), Репин Денис (6 класс), Долгорукова Дарья (6 класс), Сорочкин Роман (6 класс), Шахавнина Любовь (7 класс), Денисов Александр (8 класс), Исоян Тигран (9 класс), Барахов Максим (9 класс), Пендрякова Кристина (9 класс), Афиногенова Анна (9 класс).

Юные исследователи представили итоги увлекательной и упорной работы над поставленной проблемой.

Жюри определило победителей:

1 место:

 Сорочкин Роман с исследовательской работой на тему «Природные красители в нашей жизни и их влияние на здоровье человека» (руководитель: Кузнецова Е.Б.)

Пендрякова Кристина с исследовательской работой на тему «Проблема бытовых отходов в сельской местности» (руководитель: Жбанова Е.В.)

2 место:

Дыдыкина Надежда с исследовательской работой на тему «Почему в хлебе столько дырочек?» (руководитель: Савватеева И.А.)

3 место:

Шахавнина Любовь с исследовательской работой на тему «Проценты в нашей жизни» (руководитель: Паньшина Г.А.)

Репин Денис с исследовательской работой на тему «Вред и польза сотовых телефонов» (руководитель: Смирнова В.Н.)

             18 ноября 2017 года состоялись XI Бутурлинские чтения имени маршала артиллерии, Героя Советского Союза В.И.Казакова. Благодарственными письмами Администрации Бутурлинского района награждены победители районного конкурса творческих работ «Золотые крылья России» и денежной премией награждены: 

 Никишина Елена Петровна, учитель русского языка и литературы и  Пендрякова Кристина, ученица 9 класса ( руководитель Смирнова Валентина Николаевна).

В наших классах организована работа с родителями учащихся , а именно  вовлечение родителей учащихся в процессы реализации социальных проектов. Под нашим руководством  родители не просто помогают  своим детям    в реализации их идей, но  вместе обсуждают их, побуждая ребенка вступать в дискуссию, отстаивать свою точку зрения.  Формируется положительная модель современной школы, родители получают возможность активно сотрудничать со своими детьми, делить с ними радость победы, анализировать неудачи, что сближает родителей и детей. Но пока эта работа на очень низком уровне. При создании проектов  мы тесно сотрудничаем с работниками сельской библиотеки сельских домов культуры, родителями.

 Совсем недавно завершился областной проект  «Всей семьей в будущее!». В котором наша школа принимала активное участие.

Анализируя результаты проектной деятельности в школе, мы пришли к выводу, что проект – это механизм изменения практики воспитания. В школьной жизни произошли следующие основные положительные изменения:

  1. Появился дух творчества среди всех участников образовательного процесса.
  2. Происходит процесс установления партнерских отношений между учеником и учителем.
  3. Осуществление общественно-полезной деятельности для большинства детей становится нормой.
  4. Активизировалась деятельность детского общественного объединения и  ученического самоуправления.

Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь: определить цели, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, проанализировать, удалось ли достичь поставленных целей. Такого человека должна подготовить школа, значит, перед ней в очередной раз встает новая образовательная проблема. Традиционными методами организации образовательного и воспитательного процесса эта проблема решается неэффективно. Нужны приемы и методы обучения и воспитания, адекватные вызовам времени. Одним из таковых является метод проекта, применяемый нами в урочной и воспитательной деятельности. Что дает метод проектов: во-первых, нацеленность на конечный результат, помогает наилучшим образом организовать деятельность обучающихся для его достижения; во-вторых, комплексность задач, решаемых во время выполнения проекта, позволяет включить каждого обучающегося в посильное для него дело, с учетом возраста  и индивидуальных особенностей.И, наконец, приведу пословицу, ясно выражающую сущность проектного метода обучения: «РАССКАЖИ МНЕ – И Я ЗАБУДУ, ПОКАЖИ МНЕ – И Я ЗАПОМНЮ, СДЕЛАЙ ВМЕСТЕ СО МНОЙ – И Я НАУЧУСЬ». 

Проект решения педсовета:

1.Руководителю ШМО проанализировать результаты работы членов методического объединения в данном направлении с целью улучшения качества и результативности проектной деятельности.

2.Признать опыт учителей применяемых метод проектов положительным и рекомендовать к использованию в педагогическом коллективе.

3.Педагогам школы осуществлять учебную деятельность с использованием метода проектов с учетом личного опыта учащихся.

4.Педагогам школы предложить  обмен опытом по применению метода проектов в учебной деятельности через информационную сеть школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект "Определение механизма и формы речевой симптоматики, уровня речевого развития, составления профиля индивидуального маршрута ребёнка, через реализацию авторизованной, иллюстративной методики обследования дошкольников 4-7 лет"

Методика предполагает выявление нарушений по разработанным диагностическим заданиям по 10-ти разделам и включение нарушенных звеньев в индивидуальный коррекционный план....

Проект (презентация) проффориентационная социальная практика "Профессия- кулинар"

В презентации представлены фото прохождения практики ребят на базе школы по профессии повар, кулинар....

Проект занятия по пленэрной практике в художественной школе «Ура! Пленэр. Растения с натуры».

Инновационным является преподавание изобразительного искусства в тесной взаимосвязи с экологическим воспитанием. Через изучение тем предметов, изучаемых в художественной школе (рисунок, живопись, комп...

Проект « Экологический мониторинг изменения рН среды и степени минерализации природной воды в реке Тюкалка цифровыми датчиками»

В нашей местности главная водная артерия – река Тюкалка. Наши родители используют воду из реки Тюкалка в основном для хозяйственных целей: поливка огородов, стирка, уборка. Лет 40 назад эта вода...

Индивидуальный проект по теме: "Изменение климата Курской области за последние 20 лет" 10 класс 2021

Одним из важнейших компонентов, определяющих экономический потенциал Курской области, является климатический ресурсы. В зависимости от географического расположения и рельефа подстилающей поверхности п...

Доклад на защиту Индивидуальный проект по теме: "Изменение климата Курской области за последние 20 лет" 10 класс 2021

Индивидуальный проект по теме:"Изменение климата Курской области за последние 20 лет"...

Создание практико-ориентированного учебного проекта как средство реализации практико-ориентированного подхода к обучению учащихся.

Федеральные государственные образовательные стандарты поставили перед школой задачу общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся, обеспечивающую такую ключевую компетенцию, как уме...