Доклад на тему: "Современная педагогическая диагностика"
статья

Вовремя суметь помочь детям стать более успешными в учёбе – основная цель формирующего оценивания. В докладе говорится о принципах, формах мониторинга в современной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_temu.docx24.85 КБ

Предварительный просмотр:

Амбуева С.В.  МАОУ СОШ №55

Доклад на тему: «Современная педагогическая диагностика»

    Современная педагогическая диагностика уровня развития учащихся  осуществляется на основе  индивидуальной образовательной программы, являющейся  траекторией  развития личности учащегося через систему личностно-ориентированного мониторинга (дорожная карта учащегося). Вовремя суметь помочь детям стать более успешными в учёбе – основная цель формирующего оценивания. Формирующее оценивание направлено на то, чтобы человек сам мог оценить свои учебные достижения, выявить у себя слабые места, а самое главное – мог определить, что и как ему надо делать, чтобы продвинуться дальше, чтобы улучшить собственные результаты. Каковы же принципы формирующего оценивания?  Первый принцип: учебные цели должны быть открыты и понятны для детей. Ученики знают, что они делают, для чего и к чему должны прийти. Второй принцип: критерии оценивания обсуждены вместе с детьми и понятны детям, иногда ввожу их совместно с учениками. Третий принцип: выстроена постоянная обратная связь от учителя к ученику и от ученика к учителю.

           На любом этапе учебной работы школьник может получить обратную связь, которая показывает, где он сейчас находится, что у него получается, какие затруднения возникают, как он может с ними справиться.  Один из принципиальных моментов заключается в том, что в практике формирующего оценивания обязательно присутствует взаимооценка. Это важно: когда мы все делаем вместе – мы учимся друг у друга. Чтобы увидеть, чего мне недостает для успешного обучения, я могу посмотреть на работу товарища. Например, часто предлагаю обменяться тетрадками, прочитать работы друг друга, а потом дать друг другу совет, что нужно, чтобы в следующий раз сделать работу лучше. Также во время парной работы ученики получают задание под одним и тем же номером: один ученик становится исполнителем — он должен выполнять это задание, а другой — контролером — должен проконтролировать ход и правильность полученного результата. При этом у контролера имеется подробная инструкция выполнения задания. При выполнении следующего задания дети меняются ролями: кто был исполнителем становится контролером, а контролер — исполнителем. Использование парной формы контроля позволяет решить одну важную задачу: учащиеся, контролируя друг друга, постепенно учатся контролировать и себя, становятся более внимательными.

         Самостоятельное оценивание и самостоятельное обучение в целом базируется на определенных навыках, которые надо развивать. Ключевую роль здесь играет умение задавать вопросы. Развивая это умение, мы развиваем у ребенка способность критически мыслить, схватывать главное и вообще – не бояться думать.  С ребятами периодически провожу письменную  саморефлексию, во время которой они отвечают на вопросы:

  • Чего я хотел достичь?
  • Какие задачи перед собой ставил?
  • Что получилось в результате?
  • Совпало или не совпало это с моими ожиданиями?
  • Что я намерен изменить?

    И ребята довольно быстро входят в режим «самонавигации» – самостоятельно принимать решения по поводу того, куда им дальше двигаться, какой уровень сложности выбрать, какую тему, что можно пройти быстрее, а чему стоит уделить больше времени. Также в конце урока «в шапке» ребята оставляют вопросы («Что я понял?», «Что я не понял?», «Какой вопрос мне хотелось бы задать?») Эти вопросы помогают мне увидеть проблему и тут же сориентироваться.

 Также для сбора информации об учебных достижениях учащихся  использую различные стратегии оценивания и соответствующие инструменты. Например, до итоговой работы я обычно детям предлагаю опросники, в которых они самостоятельно отмечают, что они знают, а что - нет. По результатам диагностики стараюсь с каждым учащимся выработать индивидуальную стратегию изучения материала, вместе ставим учебные цели и задачи. Учащиеся не боятся задать вопрос, обсудить свои учебные проблемы, активно участвуют в учебном процессе. Также получают более успешный результат на итоговых работах. Опросные листы, анкетирование, обязательная рефлексия - методы без которых невозможен современный урок.

Одним из видов контроля является комплексная проверочная работа, которая проверяет предметные и метапредметные умения. Результативность ее выполнения устанавливается  по уровневой системе. Описание уровней раскрывает знания и умения, необходимые для выполнения работы. Тем самым у каждого ученика выявляются зоны усвоения и неусвоения, что позволит грамотно построить его дальнейшее обучение. Для развития у учеников адекватной самооценки сразу после выполнения  каждой из прилагаемых работ предлагаю им провести ее анализ по следующим трем параметрам и поставить соответствующий знак рядом с каждым заданием:

  • задание выполнил(а) легко, без затруднений;
  • задание выполнил(а) с некоторыми затруднениями;
  • задание было для меня очень трудным, но я с ним справился(лась);
  • с заданием не справился(лась). 

     Затем дети отвечают на вопросы: 1) Какие именно недостатки в моих знаниях не позволили мне  правильно выполнить все задание и привели к снижению оценки?

2) Какие знания помогли мне выполнить работу полностью и получить высшую оценку?  

Нагляднее увидеть прогресс и достижение ученика, а также самоанализ учеником своих текущих достижений и недостатков, позволяющих самому определять цели своего дальнейшего развития, помогает портфолио («портфель достижений ученика»). Портфолио ученика  реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования – формирование универсальных учебных действий.

Портфолио – (от франц. porter – излагать, формулировать, нести и folio – лист, страница) – досье, собрание достижений (Словарь иностранных слов)

Портфолио – это комплект документов, представляющих совокупность сертифицированных или не сертифицированных индивидуальных достижений, который является основой для определения образовательного рейтинга выпускника начальной школы.

Портфолио – индивидуальная «папка», в которой зафиксирована динамика личных достижений в деятельности на уровне качества результата.

Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений обучающегося за определенный период времени.. Портфель достижений позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий обучающихся, предполагает активное вовлечение обучающихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.

Цели и задачи портфолио:

Портфолио является одной из самых новых, инновационных технологий в оценивании своей деятельности, их мотивация на активную познавательную деятельность, формирование рефлексивных умений, умений осуществлять адекватную самооценку собственной деятельности.

Портфолио — это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда важных педагогических задач, позволяющее:

• поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;

• поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

• развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности учащихся;

• формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

Функции  портфолио:

Портфолио ученика как способ накопления и оценки динамики его индивидуальных образовательных достижений в рамках новой системы оценивания выполняет следующие функции:

-оценочная – обеспечивает системную оценку личностных, метапредметных и предметных результатов обучения;

-диагностическая  – фиксирует изменения и рост за определённый период времени и позволяет сравнивать сегодняшние достижения ученика с его же успехами некоторое время назад, планировать дальнейшую образовательную деятельность;

-целеполагания – поддерживает учебные цели;

-мотивационная – поощряет результаты учащихся, преподавателей и родителей;

-содержательная – раскрывает весь спектр выполняемых работ;

-развивающая – обеспечивает непрерывность процесса обучения от года к году;

-рейтинговая – показывает диапазон навыков и умений.

      Портфолио учащегося является не только отражением достижений личности в той или иной сфере деятельности, но и способом улучшить эти достижения за счет механизма рефлексии, заложенного в процесс создания портфолио. Именно рефлексия позволяет ученику осмыслить события своей жизни через призму личных ценностей, желаний, стремлений и т.д., а иногда прийти к их переоценке.

В процессе работы над портфолио у обучающихся формируются следующие компетенции:

-готовность к постоянной работе над собой для овладения культурой учебной и трудовой деятельности;

-потребность в активной познавательной деятельности.

        Материал портфолио собирается не один год, а в течение всего периода обучения. Портфолио является формой аутентичного оценивания образовательных результатов по продукту, созданному учащимся в ходе учебной, творческой, социальной и других видов деятельности. Таким образом, портфолио соответствует целям, задачам и идеологии практико-ориентированного обучения.

      Постоянный мониторинг позволяет   обеспечить  ритмичную и качественную работу как учащихся, так и учителя.

 Приложение (критерии оценивания, листы самооценки учащегося)

Критерии  оценивания

Критерии оценивания устного ответа: 

Логика при изложении содержания ответа на вопрос, выявленные знания соответствуют объему и глубине их раскрытия в учебнике; 

Использование научной терминологии в контексте ответа; 

Объяснение причинно-следственных и функциональных связей; 

Умение оценивать действия субъектов социальной жизни, формулировать собственные суждения и аргументы по определенным проблемам; 

Эмоциональное богатство речи, образное и яркое выражение мыслей. 

Критерии оценивания реферата: 

Содержание раскрывает тему ; 

Логичность изложения материала при раскрытии темы, наличие выводов; 

Оформление реферата соответствует требованиям; 

Реферат автором был представлен с использованием демонстрационного материала; 

Качество выступления автора(свободное владение материалом; текст зачитывает; кратко и точно отвечает на вопросы и т.д.) 

Критерии оценивания выполнения таблицы

Полное заполнение граф таблицы; 

Записи выполнены кратко и грамотно, отражают наименование граф; 

Эстетичность оформления работы. 

Критерии оценивания эссе: 

Автором приведены яркие и выразительные факты для подтверждения своего мнения; 

Аргументы соответствуют проблеме; 

Мысли автором изложены четко с соблюдением норм русского языка. 

Лист самооценки

Ф. И. _____________________                                    Моя успешность на уроке

Вид работы

Знак (!  ? ᴖ)

1

2

3

4

5

6

Итоговый балл

На уроке я работал                активно/пассивно

Своей работой я                    доволен/недоволен

Урок для меня показался        коротким/длинным

За урок я                            не устал/устал

Мое настроение                     стало лучше/стало хуже

Материал урока мне был        понятен/непонятен

                                    Полезен/бесполезен

                                Интересен/неинтересен

Домашнее задание                легкое/трудное

                                Интересное/неинтересное

                                Полезное/бесполезное

Достигли ли мы цели?___________________________________________

Для чего нам нужен материал, изученный сегодня? 

Лист самооценки

Ученика 5 ___ класса ________________________

Этап урока

Баллы за этап урока

Мои баллы

Проверка домашнего задания

1-3

 

Фронтальный опрос

1-3

 

Работа у доски

1-2

 

Работа с эпиграфом

1-5

 

Самостоятельная работа (тренировочное упражнение)

1-5

 

Тест

1-4

 

Итого

Максимум баллов за урок: 22

 

Шкала перевода баллов в оценку
22-19 баллов –оценка «5»
18-15 баллов – оценка «4»
14-11 баллов – оценка «3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по теме "Современные образовательные технологии и методы в преподавании иностранного языка"

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА. Преподаватель УКСИВТ: Ерофеева С.М.            Зада...

доклад на тему " Современный урок"

выступление на педсовете .......

Доклад по теме "Современный урок"

Доклад по теме "Современный урок"...

Доклад по теме "Современные педагогические технологии на уроках английского языка"

Применение  современных технологии на уроках английского языка...

Доклад на тему «Современные олимпийские игры: особенность проведения и их значения в жизни современного общества»

Доклад на тему «Современные олимпийские игры: особенность проведения и их значения в жизни современного общества»...