Доклад по теме "Современный урок"
статья по теме
Предварительный просмотр:
Урок – «клеточка» педагогичес-
кого процесса.
В нём, как солнце в капле воды,
отражаются все его стороны»
М.Н.Скаткин
Разработаны, апробированы и утверждены Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения для начальной школы.
Уже второй год учителя начальных классов России вводят требования ФГОС в практику своей работы. Для этого приходится переосмыслить цели и ценности современного начального образования с позиции новых стандартов начального общего образования.
Слайд 3 В чем теперь заключается роль начальной школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться. Учить себя – вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет!
Слайд 4 Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.
Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД).
Овладение универсальными учебными действиями дает обучащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.
Слайд 5 Сегодня УУД придается огромное значение. Это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. Универсальные учебные действия – это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках.
Требования нового стандарта не являются чем-то абсолютно новым для практикующих учителей. И всё же у меня они вызвали тревогу и неуверенность в своих силах. Как спроектировать урок, который формировал бы не только предметные, но и метапредметные результаты? Какие из предложенных в учебнике задания целесообразно отобрать для урока? Какие методы и приёмы работы будут эффективными? Какие формы организации деятельности обучающихся стоит применять? И, наконец, нужно ли совсем отказаться от принятых в традиционной методике преподавания форм работы с обучающимися? Это далеко не все вопросы, которые возникают у меня.
Слайд 6 Одно из главных правил для современного учителя это понимание "Как учить?" или, точнее, "Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: "Чему мне нужно научиться?" и "Как мне этому научиться?".
При составлении конспекта урока, а писала я его много раз, мне помогла таблица сравнения каждого этапа урока универсальных учебных действий (УУД), которые при правильной организации формируются у обучающихся как в традиционном варианте, так и в современном:
Слайд 7, 8, 9, 10
Требования к уроку | Традиционный урок | Урок современного типа |
Объявление темы урока | Учитель сообщает обучающимся | Формулируют сами обучающиеся (учитель подводит обучающихся к осознанию темы) |
Сообщение целей и задач | Учитель формулирует и сообщает обучающимся, чему должны научиться, определив границы знания и незнания | Формулируют сами обучающиеся (учитель подводит обучающихся к осознанию целей и задач) |
Планирование | Учитель сообщает обучающимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели | Планирование обучающимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует) |
Практическая деятельность обучающихся | Под руководством учителя обучающиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) | Обучающиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), учитель консультирует |
Осуществление контроля | Учитель осуществляет контроль за выполнением обучающимися практической работы | Обучающиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), учитель консультирует |
Осуществление коррекции | Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы обучающимися осуществляет коррекцию | Обучающиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, учитель консультирует, советует, помогает |
Оценивание обучающихся | Учитель осуществляет оценивание работы обучающихся на уроке | Обучающиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей) учитель консультирует |
Итог урока | Учитель выясняет у обучающихся, что они запомнили | Проводится рефлексия |
Домашнее задание | Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) | Обучающиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей |
Данная таблица позволяет сделать вывод: различается, прежде всего, деятельность учителя и обучающихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем.
Поэтому, я искала ответ на вопрос: как спроектировать урок, взяв за основу урок комбинированного типа, который будет решать задачи по формированию не только предметных, но и метапредметных результатов, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющих основу умения учиться.
Проанализировав деятельность обучающихся на каждом этапе урока я выделила те универсальные учебные действия (УУД), которые при правильной организации формируются у обучающихся:
Слайд 11, 12, 13, 14
Требования к уроку | Урок современного типа | Универсальные учебные действия |
Объявление темы урока | Формулируют сами обучающиеся (учитель подводит обучающихся к осознанию темы) | Познавательные общеучебные, коммуникативные |
Сообщение целей и задач | Формулируют сами обучающиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит обучающихся к осознанию целей и задач) | Регулятивные целеполагания, коммуникативные |
Планирование | Планирование обучающимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует) | Регулятивные планирования |
Практическая деятельность обучающихся | Обучающиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), (учитель консультирует) | Познавательные, регулятивные, коммуникативные |
Осуществление контроля | Обучающиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) | Регулятивные контроля (самоконтроля), коммуникативные |
Осуществление коррекции | Обучающиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно (учитель консультирует, советует, помогает) | Коммуникативные, регулятивные (коррекции) |
Оценивание обучающихся | Обучающиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) (учитель консультирует) | Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные |
Итог урока | Проводится рефлексия | Регулятивные саморегуляции, коммуникативные |
Домашнее задание | Обучающиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей | Познавательные, регулятивные, коммуникативные |
Конечно, в таблице представлены универсальные учебные действия в обобщённой форме. Больше конкретики было при отборе заданий, форм организации деятельности и средств обучения к каждому этапу урока. И всё же данная таблица позволяла мне уже при планировании видеть, на каком этапе урока какие метапредметные результаты формируются при правильной организации деятельности обучающихся.
Рассмотрим несколько этапов урока математики в 4 класс по программе «Школа 2100» тема «Доли». Слайд 15.
Цель и задачи урока:
Ход урока:
- Орг. момент. ( См конспект) нового ничего.
- Слайд 16 Актуализация знаний. В виде записи примеров под диктовку с проверкой на интерактивной доске с помощью конструктора отдельных учащихся . (Какое задание отличается от остальных? Последнее.
Как можно записать половину? Варианты ответов детей…
Можно ли записать это натуральным числом? ( что такое натуральное число? Числа используемые при счете) Что же делать?
- Работа над новым.
Давайте тогда посмотрим мультфильм «Мы делили апельсин», может быть ответ на вопрос найдем в нем…
Сколько было апельсинов?
На равные ли части звери делили апельсин?
Какая часть апельсина досталась каждому из зверей?
А как здесь с помощью математического языка обозначить одну часть от целого апельсина?
Нам часто в жизни приходится делить целое на части.
Слайд 17
Представьте, что к вам пришли гости а у вас один торт. Как быть? (ответы детей) Приведите примеры, когда вы делили целое на части ?
Давайте вспомним, как это делается. Внимание на экран.
Слайд 18.
И вот вам опять новое задание.
Представьте, что к вам пришли гости. У вас один торт и его вам нужно разделить между гостями на равные части. 1 в. Делит на 4 части. т к у них 3 гостя и один хозяин, 2 в. На 8 частей и 3гр на 6 частей так как 5 гостей.
ИДЕТ ГРУППОВАЯ РАБОТА (для нее нужно вспомнить правила работы в группах, но так как дети 4 класс они могут самостоятельно прочитать , если надо.
Ролевые функции членов группы
Дети уже имеют представления о ролевых функциях:
1) Писарь – записывает решение;
2) Спикер – защита решения, ответ от имени группы;
3) Организатор – распределяет роли, следит за временем, действиями всех членов группы.
ПАМЯТКА «Как работать в группе»
Команда – это значит вместе,
Команда – все за одного.
Здесь всё по совести и чести,
Здесь не обидят никого.
Команда нас объединяет
Не испугаемся преград,
Здесь каждый свое дело знает,
Работает на результат.
А если возникают споры,
Они решаются тотчас,
И никакие разговоры
Не отвлекут от дела нас.
В своей команде нам уютно
Мы оказались в ней не вдруг,
Когда кому-то станет трудно,
Свое плечо подставит друг.
Девиз сегодняшнего урока:
«Вместе не трудно,
вместе не тесно,
вместе легко
и всегда интересно!»
Запомни и соблюдай простые правила:
- Уважай своего товарища.
- Умей каждого выслушать.
- Не согласен – предлагай!
Для работы в группе придумайте условные знаки и зарисуйте их.
– прошу тишины,
– спасите,
– запутались,
– просим помощи,
– эврика.
Проверка правильности выполнения задания. Обсуждения. ( Можно взять квадрат, прямоугольник, круг)
- А как это записать на математическом языке? (Используем дроби)
- А что такое дробь?
- А что показывает числитель?
- А что показывает знаменатель?
А сейчас откройте учебники на стр. 65 и найдите, как еще можно назвать равную часть? Сегодня на уроке мы будем учиться находить несколько долей от целого и узнаем что такое доли. Тема нашего урока Доли.
Доли получили, а как их записать? С помощью каких таких знаков?
Для звуков мы используем буквы, для записи чисел – цифры, а как записать доли? А доли мы запишем с помощью дробей.
Слайд 19. Появляется запись на доске, а дети записывают в тетрадь.
- Закрепление полученных знаний.
- Повторение ране изученного материала.
- Подведение итога урока. Рефлексия.
- Домашнее задание.
Учитель призван быть творцом своих уроков. Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых творческих находок. Но если учитель знает, что прежние методы работы помогают реализовать требования нового стандарта, не стоит отбрасывать их совсем. Необходимо найти им применение наряду с новыми педагогическими технологиями в новой образовательной среде.
Я думаю, что каждый учитель понимает, успешность обучения в начальной школе во многом зависит от сформированности универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности, усвоения знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций обучающегося, в том числе социальной и личностной. Развитие универсальных учебных действий обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей обучающегося, которые в свою очередь определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения учебных дисциплин. Если в начальной школе у обучающихся универсальные учебные действия будут сформированы в полной мере, то есть обучающиеся научатся контролировать свою учебную деятельность, то им будет несложно учиться на других этапах.
Поэтому очень важно каждому учителю начальных классов владеть технологиями, которые позволяли бы формировать универсальные учебные действия у обучающихся.
Проанализировав первый год работы по формированию УУД, выделила следующие технологии:
1. Я считаю, что с первой учебной недели надо учить детей планировать и прогнозировать свою работу.
2. Учить детей составлять план действий, перед тем, как начать что –то делать.
3. На каждом уроке нужно привлекать детей к открытию новых знаний. Вместе обсуждать, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни.
4. Создавать проблемную ситуацию, обнаруживая противоречивость или недостаточность знаний, вместе с детьми определять цель урока.
5. Учить первоклассников ставить цели и искать пути их достижения, а также решения возникающих проблем. Перед началом решения составлять совместный план действий.
6. Вместе решать возникающие учебные проблемы, давать возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных.
7. Организовывать формы деятельности, в рамках которой дети могли бы усвоить нужные знания и ценностный ряд.
8. Обучать детей приемам работы в группах, дети вместе с учителем, должны обсуждать, как можно прийти к единому решению в работе в группах, анализировать учебные конфликты и находить совместно пути их решения.
9. Для развития умения оценивать свою работу дети вместе с учителем должны разрабатывать алгоритм оценивания задания.
10. Не сравнивать детей между собой, а показывать достижения ребенка по сравнению с его вчерашними результатами.
11. На уроке уделять большое внимание самопроверке детей, обучая их, как можно найти и исправить ошибку. За ошибки не наказывать, объясняя, что все учатся на ошибках.
12. Учить детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией - пересказу, составлению плана, знакомить с разными источниками, используемыми для поиска информации.
13. Важно научить детей делать нравственный выбор в рамках работы с ценностным материалом и его анализом, используя проектные формы работы на уроке и внеурочной деятельности.
14. Учитель должен помогать ребенку найти самого себя, простраивая индивидуальный маршрут, оказывая поддержку, создавая ситуацию успеха.
15. Учитель должен научить детей разным способам выражения своих мыслей, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других.
16. Со своими учениками нужно общаться с позиции сотрудничества; показывать, как распределять роли и обязанности, работая в коллективе. При этом активно включать каждого в учебный процесс, а также поощрять учебное сотрудничество между учениками. В их совместной деятельности у обучающихся формируются общечеловеческие ценности.
17. Учитель ненавязчиво транслирует детям позитивные ценности, позволяя им прожить их и на собственном примере убедиться в их важности и значимости
Формировать УУД у обучающихся нужно планомерно, выстраивая этот процесс от урока к уроку. Стихийность развития универсальных учебных действий будет находить отражение в острых проблемах школьного обучения: в разбросе успеваемости, различии учебно-познавательных мотивов и низкой любознательности и инициативы значительной части обучающихся, трудностях произвольной регуляции учебной деятельности, низком уровне общепознавательных и логических действий, трудностях школьной адаптации. Поэтому учителю необходимо владеть технологиями формирования УУД.
Много зависит от желания и характера учителя и от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, он сможет начать делать первые уверенные шаги в новых условиях в более сжатые сроки.
Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования и формирования УУД.
Таблица сравнения традиционного урока и современного.
Требования к уроку | Традиционный урок | Урок современного типа |
Объявление темы урока | Учитель сообщает обучающимся | Формулируют сами обучающиеся (учитель подводит обучающихся к осознанию темы) |
Планирование | Учитель сообщает обучающимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели | Планирование обучающимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует) |
Практическая деятельность обучающихся | Под руководством учителя обучающиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) | Обучающиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), учитель консультирует |
Осуществление контроля | Учитель осуществляет контроль за выполнением обучающимися практической работы | Обучающиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), учитель консультирует |
Осуществление коррекции | Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы обучающимися осуществляет коррекцию | Обучающиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, учитель консультирует, советует, помогает |
Оценивание обучающихся | Учитель осуществляет оценивание работы обучающихся на уроке | Обучающиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей) учитель консультирует |
Итог урока | Учитель выясняет у обучающихся, что они запомнили | Проводится рефлексия |
Домашнее задание | Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) | Обучающиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей |
Формирование универсальных учебных действий (УУД) при планировании урока.
Требования к уроку | Урок современного типа | Универсальные учебные действия |
Объявление темы урока | Формулируют сами обучающиеся (учитель подводит обучающихся к осознанию темы) | Познавательные общеучебные, коммуникативные |
Сообщение целей и задач | Формулируют сами обучающиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит обучающихся к осознанию целей и задач) | Регулятивные целеполагания, коммуникативные |
Планирование | Планирование обучающимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует) | Регулятивные планирования |
Практическая деятельность обучающихся | Обучающиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), (учитель консультирует) | Познавательные, регулятивные, коммуникативные |
Осуществление контроля | Обучающиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) | Регулятивные контроля (самоконтроля), коммуникативные |
Осуществление коррекции | Обучающиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно (учитель консультирует, советует, помогает) | Коммуникативные, регулятивные (коррекции) |
Оценивание обучающихся | Обучающиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) (учитель консультирует) | Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные |
Итог урока | Проводится рефлексия | Регулятивные саморегуляции, коммуникативные |
Домашнее задание | Обучающиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей | Познавательные, регулятивные, коммуникативные |
Памятка для учителя.
1. С первой учебной недели надо учить детей планировать и прогнозировать свою работу.
2. Учить детей составлять план действий, перед тем, как начать что – то делать.
3. На каждом уроке нужно привлекать детей к открытию новых знаний. Вместе обсуждать, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни.
4. Создавать проблемную ситуацию, обнаруживая противоречивость или недостаточность знаний, вместе с детьми определять цель урока.
5. Учить обучающихся ставить цели и искать пути их достижения, а также решения возникающих проблем. Перед началом решения составлять совместный план действий.
6. Вместе решать возникающие учебные проблемы, давать возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных.
7. Организовывать формы деятельности, в рамках которой дети могли бы усвоить нужные знания и ценностный ряд.
8. Обучать детей приемам работы в группах, дети вместе с учителем, должны обсуждать, как можно прийти к единому решению в работе в группах, анализировать учебные конфликты и находить совместно пути их решения.
9. Для развития умения оценивать свою работу дети вместе с учителем должны разрабатывать алгоритм оценивания задания.
10. Не сравнивать детей между собой, а показывать достижения ребенка по сравнению с его вчерашними результатами.
11. На уроке уделять большое внимание самопроверке детей, обучая их, как можно найти и исправить ошибку. За ошибки не наказывать, объясняя, что все учатся на ошибках.
12. Учить детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией - пересказу, составлению плана, знакомить с разными источниками, используемыми для поиска информации.
13. Важно научить детей делать нравственный выбор в рамках работы с ценностным материалом и его анализом, используя проектные формы работы на уроке и внеурочной деятельности.
14. Учитель должен помогать ребенку найти самого себя, простраивая индивидуальный маршрут, оказывая поддержку, создавая ситуацию успеха.
15. Учитель должен научить детей разным способам выражения своих мыслей, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других.
16. Со своими учениками нужно общаться с позиции сотрудничества; показывать, как распределять роли и обязанности, работая в коллективе. При этом активно включать каждого в учебный процесс, а также поощрять учебное сотрудничество между учениками. В их совместной деятельности у обучающихся формируются общечеловеческие ценности.
17. Учитель ненавязчиво транслирует детям позитивные ценности, позволяя им прожить их и на собственном примере убедиться в их важности и значимости
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Музыка на уроках иностранного языка"
В докладе даются рекомендации и приводятся примеры по использованию музыкальных композиций и песенного материала на уроке...
Доклад "Технология интегрированного урока как средство осуществления межпредметных связей"
Интеграция - это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области. Проблема интеграции обучения и воспитани...
Доклад по теме: Урок чтения как средство воспитания и самовоспитания
Чтобы человеку стать человеком, нужна книга, по-доброму рассказывающая об окружающем мире во всех подробностях, мелочах, красках, оттенках, мелодиях, тембрах. Найти теперь такую книгу среди коми...
Презентация к докладу : "Анализ современного урока"
В докладе рассматриваются вопросы анализа современного урока и самоанализа урока....
Доклад "Постановка целей урока, их влияние на успешность урока"
Доклад "Постановка целей урока, их влияние на успешность урока"...
Доклад на тему: «Урок музыки – урок искусства»
«Урок музыки – урок искусства» - основной тезис музыкальной педагогики последних десятилетий. Музыка и дети – вот что определяет содержание нашего предмета, направляет творческую деятельность учителя,...
Доклад «Повышение эффективности урока через применение современных методов и технологий обучения на уроках СБО».
Данный материал может быть использован на уроках сбо....