Нормативно-правовой и методологической основой программы являются закон Российской Федерации «Об образовании», письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС». Программа внеурочной деятельности“Проектноисследовательская деятельность ” разработана для занятий с обучающимися 6-9 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО, объёмом 17 часов учебной нагрузки, определенного учебным планом образовательного учреждения ГБОУ СОШ №1056 (3ч в неделю, всего 117ч). Внеурочная деятельность тесно связана с основным образованием и является неотъемлемой частью системы обучения в основной школе. Необходимость полного цикла образования в школе обусловлена новыми требованиями к образованности человека, в полной мере заявившими о себе на рубеже XX и XXI веков. Сегодня образованность человека определяется не столько специальными (предметными) знаниями, сколько его разносторонним развитием как личности, ориентирующейся в традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к самообразованию и самосовершенствованию. Образовательный процесс в школе направлен на разноплановое развитие ребенка, раскрытие его творческих возможностей, способностей и таких качеств личности, как инициативность, самодеятельность, фантазия, самобытность. Согласно требованиям Стандарта и сопутствующих документов к организации внеурочной деятельности программа направлена на достижение личностных и метапредметных результатов, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.
Место предмета в учебном плане
Учебный план отводит 117 часов для внедрения курса в течение одного года, как «внеурочная деятельность» на этапе основного общего образования для уч-ся 6-9-х классов 3 часа в неделю. Внеурочная деятельность организуется по выбору обучающихся и их родителей во внеурочное время. Продолжительность занятий – 45 минут.
Актуальность программы
Социальная значимость курса программы предусматривает практико-ориентированную деятельность, так как современному обществу необходимы специалисты, умеющие оперировать знаниями, использовать их на практике, трансформировать соответственно ситуации, постоянно учиться, обновлять знания и практические навыки, творчески их использовать, добиваться новых результатов практической деятельности. Один из способов решения этой проблемы – организация исследовательской деятельности с детьми. Ряд педагогических теорий, особенно те из них, которые исследуют проблемы мотивации учения, активизации познавательной деятельности, развития личности и познавательных способностей учащихся в процессе обучения, дают основание предположить, что педагогической технологией, отвечающей в большей степени, чем многие другие, вышеназванным требованиям, может служить проектное обучение, так как оно побуждает учащихся проявлять способность: к осмыслению своей деятельности с позиций ценностного подхода; к целеполаганию; к самообразованию и самоорганизации; к синтезированию, интеграции и обобщению информации из разных источников; умения; делать выбор и принимать решения. Таким образом, актуальность технологии проектного обучения для современного образования определяется его многоцелевой и многофункциональной направленностью, а также возможностью её интегрирования в целостный образовательный процесс, в ходе которого наряду с овладением учащимися системными базовыми знаниями и ключевыми компетенциями происходит многостороннее развитие растущей личности. В конце XX в. проектирование превратилось в распространенный вид интеллектуальной деятельности.
Проектный метод в школьном образовании – это альтернатива классно-урочной системе. Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию ЗУН, а на их применение и приобретение новых (порой и путем самообразования). Активное включение учащихся в создание проекта дает возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде. Проектный метод входит в жизнь как требование времени, своего рода ответ системы образования на социальный заказ государства и родительской общественности. Метод проектов – один из интерактивных методов современного обучения. Он является составной частью учебного процесса. Практика использования метода проектов показывает, как отмечает Е.С.Полат, что “вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее”. Современные образовательные технологии: проектная деятельность. Проектный метод в школьном образовании.
Цель курса, как и общего образования - формирование разносторонне развитой личности. Для реализации поставленных целей решаются следующие задачи: - воспитывать у учащихся интерес к познанию мира, к углубленному изучению дисциплин, выявлению сущности процессов и явлений во всех сферах деятельности (науки, техники, искусства, природы, общества и т.д.) - формировать склонности учащихся к научно-исследовательской деятельности умений и навыков проведения экспериментов - развивать умения самостоятельно, творчески мыслить, самостоятельно работать с научной литературой, - обучать методикам обработки полученных данных и анализа результатов, составления и формирования отчета и доклада о результатах научноисследовательской работы - мотивировать выбор профессии, профессиональной и социальной адаптации - пропагандировать достижения отечественной и мировой науки, техники, литературы, искусства и т.д.
Концептуальные основы курса программы Принцип гуманизма: в центре внимания ученик, развитие его творческих способностей. Принцип личной заинтересованности ученика в теме проекта. Образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика. Это повышает его мотивацию к учению. Деятельностный подход. Процесс обучения для ученика — это процесс работы над проектом своего будущего. Индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития. Принцип сотрудничества учеников и учителя при решении разнообразных проблем. Комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика. Принцип четкого осознания учителем и учеником, что они делают и зачем. Глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях. Принцип уважения к иной точке зрения. Принцип обеспечения ответственности за результат. Использование окружающей жизни как лаборатории, в которой происходит процесс познания.
Принципами организации внеурочной деятельности являются: - соответствие возрастным особенностям обучающихся; - преемственность с технологиями учебной деятельности; - опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности ; - опора на ценности воспитательной системы школы; - свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка. Принципы и подходы к формированию программы. Особенностью данной программы является комплексный подход в системе образования учащихся.
Психолого-педагогические принципы: Программа опирается на развивающую парадигму, представленную в виде системы психолого-педагогических принципов: а) Личностно ориентированные принципы (принцип адаптивности, принцип развития, принцип психологической комфортности). б) Культурно-ориентированные принципы (принцип целостности содержания образования, принцип систематичности, принцип ориентировочной функции знаний, принцип овладения культурой). в) Деятельностно-ориентированные принципы (принцип обучения деятельности, принцип управляемого перехода от совместной учебнопознавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика) Педагогическая целесообразность проектной технологии Сфера применения проектной технологии велика – от процесса обучения до воспитания, формирования личности ребенка. Сущность проектной технологии заключается в стимулировании интереса учащихся к определенным проблемам, решение которых предполагает владение (и приобретение в ходе работы) определенной суммой знаний и практическое применение имеющихся и приобретенных знаний в ходе содержания проектной деятельности. Таким образом, данный метод позволяет реально соединить академические знания с практическим опытом их применения. Освоение определенных закономерностей исследовательской проектной работы действительно можно начинать уже в начальной школе. Ученики, которые получают опыт такой работы в начальной школе, гораздо проще встраиваются в систему проектной деятельности основного звена школы. Надо сказать, что у младших школьников, может быть, даже больше, чем у учащихся основного звена школы, выражен мотив для работы над проектами, так как ребенок этого возраста активно стремится самостоятельно исследовать окружающий его мир. Задача взрослых – поддержать детскую любознательность, не пресекать активность ребенка многочисленными запретами, тогда с возрастом естественная познавательная потребность ребенка станет основой его успешного обучения в школе. Проектная деятельность – хороший механизм для реализации этой потребности непосредственно в учебной работе.
Виды (или формы) внеурочной деятельности Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Внеурочная деятельность школьников представлена такими видами деятельности, как: 1) игровая деятельность; 2) познавательная деятельность; 3) досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение); 4) художественное творчество;
Форма проведения занятий Занятия проводятся в очной: групповые, индивидуальные и заочной форме ( с помощью практически всех доступных телекоммуникационных сервисов: электронная почта, сайт отдельные веб-страницы, чат, веб-конференции и т.п.) на всех этапах совместной исследовательской деятельности. Для реализации программы предлагаются следующие методы: Наглядный метод: - просмотр фильмов, слайдов, презентаций; Словесный метод: - беседы с элементами диалога, обобщающих рассказов; - консультирование; - ответы на вопросы педагога, детей; - сообщения; - рассматривание наглядного материала; - рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирования; - разбор ситуаций; Практический метод - проведение игр ( дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.); - поисковые и научные исследования; - наблюдения учащихся; - заочные путешествия; - творческие проекты, презентации. - работа с документами, СМИ, другими информационными носителями; - работа с компьютером.
Планируемые результаты В результате реализации курса программы школьники приобретают компетенции: 1. информационные; 2. организаторской деятельности и сотрудничества; 3. коммуникативные; 4. социально-личностные; (способность устанавливать и поддерживать телекоммуникации с удаленными людьми) приобретают личностные качества, которые отличают выпускника 21 века: 1.компьютерной и технологической грамотностью; владение поисковыми системами сети Интернет; 2.ориентироваться в информационном пространстве; навыки работы с базами данных и информационными ресурсами; 3.всеми необходимыми знаниями о научных основах исследовательской деятельности; 4. самостоятельно конструировать свои знания; интегрировать знания из различных областей наук;
5. критически мыслить .прогнозировать успешность исследовательской деятельности ; 6. делать собственные выводы, отбирать и систематизировать материал, реферировать его, использовать ИКТ при оформлении результатов проведенного исследования; 7. грамотно структурировать и оформлять исследовательскую работу; 8. владеть всеми необходимыми навыками по презентации и защите результатов исследования; публично представлять результаты исследования на конференциях и конкурсах по исследовательской деятельности;