Работа по выявлению и развитию творческих способностей у учащихся
статья

Антонина Константиновна Халбаева

Работа по выявлению и развитию  творческих способностей у учащихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие и выявление творческих способностей учащихся. Внеклассные мероприятия.

Халбаева А.К.

Cовременная образовательная система претерпевает существенные изменения, связанны с изменившимися целями общества в области образования. Требованием времени является развитие творческой личности. Без творчества немыслимо развитие современного  общества. В педагогике и педагогической психологии существует целый ряд научных направлений, разрабатывающих проблему формирования творческих способностей: это развивающее обучение (В. В. Давыдов, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин), проблемное обучение (А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов), творческая педагогика на основе теории решения изобретательских задач и теории развития (Г. С. Альтшуллер, И. М. Верткин), теории воспитания творческих способностей учителя (С. А. Архангельский, М. Ф. Гоноболин, Н. В. Кузьмина, В. А. Сластенин и др.). Наибольшее влияние на исследования проблемы способностей оказали труды отечественных ученых Р. С. Немова, С. Л. Рубинштейна и Б. М. Теплова, В. Д. Шадрикова, И. Ф. Харламова, В. А. Крутецкого, И. А. Зимней, В. Н. Дружинина и др. авторов.
          В своих исследованиях ученые всегда обращают внимание на Тесты для определения доминирующего полушария мозга.  Как известно, наш мозг состоит из двух полушарий: левого и правого. Обычно какое-то из полушарий у человека является доминирующим, что отражается на индивидуальных свойствах личности. Например, левополушарных людей больше тянет в науку. Правополушарные больше стремятся заниматься искусством или сферами деятельности, требующими индивидуальных образных решений. Подавляющее большинство великих творцов – композиторов, писателей, поэтов, музыкантов, художников и т.п. – «правополушарные» люди.

  • На данном сайте можно пройти тесты для определения ведущего полушария https://www.arealme.com/left-right-brain/ru/.

  • Определение доминирующего полушария по тесту И. П. Павлова. Данные тесты вызывают интерес у учащихся

Цель этих тестов: определить доминантное полушарие, доказать асимметрию головного мозга и взаимосвязь между доминированием полушарий головного мозга и проявлением креативности школьников.

Для характеристики типов высшей нервной деятельности И.П.Павлов ввел представление о трех типах: «мыслительном», «художественном» и «среднем», промежуточном. Для определения наличия выраженной функциональной асимметрии мозговых полушарий используется метод И.П. Павлова, при котором испытуемому предъявляется набор из 9 карточек со словами: окунь, орел, овца, бегать, летать, плавать, чешуя, перья, шерсть.

Карточки должны быть одинакового размера, надписи должны быть сделаны одинаковым шрифтом одного и того же размера. Эти 9 карточек в произвольном порядке лежат перед учеником, он должен разложить их в три группы по три карточки «по смыслу».

Если ученик делит слова в соответствии с их формальными признаками (в одну группу попадают все названия животных: окунь + овца рел, в другую — глаголы, в третью — названия внешних покровов этих животных), то, скорее всего, этот ученик чаще реализует левополушарный тип мышления.

Ученик с доминированием правого полушария «соберет» из слов три образа (овца + бегать + шерсть; орел + летать + перья; окунь + плавать + чешуя). Если ученик собирает одним способом, но при этом говорит, что может собрать и по-другому и демонстрирует это, то этот ребенок не обладает ярко выраженным доминированием какого-либо полушария, и мы назовем такого ученика «равнополушарным».

Можно использовать модифицированный метод Павлова, дополнив его подобными наборами карточек со словами из разных областей знаний и практической деятельности детей. Приведу образцы подобных заданий:

Инструкция: Разложить карточки по 3 на 3 группы так, чтобы в каждой группе было что-то общее.
Оборудование: 9 карточек: «щука», «беркут», «коза», «перья», «чешуя», «шерсть», «летать», «плавать», «бегать».

Оценка результатов:
1 вариант. Мыслительный тип. Логическое мышление. Доминирование левого полушария.

1-я группа карточек – «щука», «беркут», «коза».
2-я группа карточек – «бегать», «плавать», «летать».
3-я группа карточек – «чешуя», «перья», «шерсть».
2 вариант. Художественный тип. Образное мышление. Доминирование правого полушария.
1-я группа карточек – «щука», «плавать», «чешуя».
2-я группа карточек – «беркут», «летать», «перья».
3-я группа карточек – «коза», «бегать», «шерсть».
3 вариант. Одновременное выполнение 1 и 2 вариантов теста. Смешанный тип.
Данные тесты проводятся мною в 7-11 классах. Но все же, основным критерием выявления творческих способностей является педагогическое наблюдение за учащимися. Просматриваются портфолио учащихся, перешедших их начальной школы в среднюю. Совместные внеклассные мероприятия помогают выявить определенные задатки, проявленные учащимися. Диагностика познавательного интереса, наблюдение за проектной деятельностью.

Хочется показать выявление творческих способностей через анализ продуктивной деятельности на примере творческой работы ученицы 5 класса Дампилон Алины «САЛЮТ, Юнкор». Тема работы была посвящена событиям бородинских сражений, охватившим два столетия. Ученица рассказала о своем прадеде, воевавшем под Москвой и получившим ранение на Бородинском поле. Эта работа стала первой в пятом классе, завоевала второе место и стала путевкой в дальнейшем. Ребенок свою успешность не потерял, а приобрел множество других качеств: умение планировать свою деятельность, использовать метод исследования с продолжением в ее работе о прадеде, где свою работу пятиклассницы, дополнила и расширила через новые факты, учась уже в 8 классе.

Алина Дампилон стала той ученицей, которая участвовала практически во всех научно-практических конференциях, предметных олимпиадах, творческих конкурсах, где становилась постоянным призером по всем дисциплинам. В итоге – по окончании 11 класса становится заслуженным обладателем золотой медали. Участие и победы в республиканской НПК «Звезда Востока» с 9 по 11 классы среди школьников и студентов ССУЗов, предопределило ее выбор. Алина поступила на восточный факультет БГУ и стала лучшей студенткой, с отличием закончила университет, продолжает учебу в КНР. А началось все в 1998 году с ее детской работы «И у нас помнят день Бородина».

Мои ученики с пятого класса учатся работать с дополнительной справочной литературой в библиотеках республики, начинаем с детской библиотеки им.Б.Абидуева и затем уже в Национальной библиотеке им.М.Горького.

В тот момент, когда был принят 5 класс, мне помогли работы следующих исследователей, как: А.И.Савенкова, Н.Г.Луспановой, Г.Видлана. Именно отталкиваясь от их работ пришла к мысли о составлении анкет, интеллект-портретов, тестовых опросников, предметных тестов. Развивая и раскрывая особые способности правополушарников и левополушарников.

Что мне помогает в данной работе:

  1. Обязательная индивидуальная работа (индивидуальные задания повышенной сложности);
  2. Активные формы уроков (урок-концерт, урок-викторина, урок-дискуссия);
  3. Регулярные участия в научно-практических конференциях, предметных олимпиадах  различного уровня;
  4. Постоянная внеурочная деятельность с развитием мотивации постоянного поиска решений;
  5. Проведение школьных этапов всероссийских олимпиад (Мультитест);
  6. Проведение школьных этапов творческих конкурсов (Живая классика);
  7. Подготовка к участию в муниципальных и республиканских этапах всероссийской олимпиады;
  8. Умение работать в библиотеках со справочной литературой, уметь составлять тезисы, конспекты;
  9. Беседы с учащимися, родителями

В работе по выявлению и развитию способностей моих учащихся играет немаловажный фактор, как связь с родителями, беседы с родителями. Именно они определяют, наряду с учителем-предметником дальность и высоту полета, побед.

В далеком 2008 году, когда навсегда «почил» экзамен по литературе, а читать нужно, нужно смысловое чтение, просмотровое, мне удалось благодаря родителям сохранить классное и внеклассное чтение, тем самым, укрепляя внутрипредметную интеграцию. Плодотворная поддержка родителей позволила сохранить мою педагогическую наработку «Семейная библиотека» на уроках литературы. Учащиеся читали, рассказывали, писали,  создавали проекты. Читали произведения полностью, а не отрывок из учебника.

В дальнейшем мои учащиеся участвовали и участвуют в различных литературных конкурсах, к примеру, Герасимов Егор, 11 класс (2017 г.) имел возможность участвовать в республиканских «Лермонтовских чтениях» с исследованием, где отразил разные вехи развития рода Лермонтов Шотландии и русских Лермонтов в России, опираясь на сформированные навыки. Он провел огромную работу по поиску информации в библиотеках города. Доклад был отмечен за оригинальную подачу материала.

        Среди внеурочных мероприятий хочу выделить: «Лицейскую неделю», «Лицейский бал» ко дню лицея А.С.Пушкина, где учащиеся творчески подходят к заданиям. На таких мероприятиях происходит Развитие творческих способностей детей, познавательного интереса к предмету, создание условий для проявления самостоятельности, инициативы. Учащимся дается возможность раскрыть актерские таланты, участвуя в костюмированных сценках, поучаствовать в исследовательской деятельности при подготовке презентаций.

        «Живая классика» - международный конкурс юных чтецов. В конкурсе принимают участие учащиеся школы в возрасте 11-12 лет (5-6 классы), 13-14 лет (7-8 классы). Победители школьного этапа участвуют в районном,  далее в республиканском этапе.

Цель конкурса:

1. Формирование у детей читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности.

2. Формирование эстетического отношения к искусству слова.

3.Развитие у детей художественно-творческих и познавательных способностей, ораторского мастерства, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений.

4. Воспитание у детей интереса к книге и чтению.

5. Выявление и поддержка талантливых детей.

Этот конкурс, ставший традиционным, способствует повышению интереса школьников к чтению книг не только современных авторов, но и бессмертных классиков; расширению читательского кругозора детей и юношества. 

«Международный день родного языка» - также способствует выявлению и развитию творческих способностей среди учащихся. Проводим это мероприятие с 2011 года в нашей школе. Стараемся приурочить этот день с памятными датами, такими как: «Блокада Ленинграда», «Год литературы», с юбилейными датами писателей и поэтов.

С учителями-предметниками, с классными руководителями стараемся создать условия для развития творческих способностей и личностного роста учащихся, внедряем новые образовательные технологии. В дальнейшем планирую расширить количество тестов для диагностирования учащихся, продолжить изучение круга интересов деятельности учащихся с помощью анкетирования, наблюдение на уроках. Также продолжить работу с помощью следующих методик, проводимых мною с 5-11 классы:

  • А.И.Савенков «Оценка общей одаренности»; «Характеристика ученика» (систематизация представления о различных сторонах развития ребенка);
  • Анкета одаренности;
  •  Карта интересов, карта креативности Торренса; 
  •  «Тип темперамента», «Тип мышления» (Л.А. Сиротюк);
  • Диагностика уровня развития познавательных способностей (методика Т.Е. Рыбакова);
  • Анкета «Уровень воспитанности учащихся (методика для изучения социолизированности личности ребенка М.И.Рожкова);
  • Методика обследования связной речи (В.П. Глухов).

Благодаря результатам общей  деятельности, реализованной именно на творческих достижениях, мы видим результат: нам удаётся добиться устойчивого интереса учащихся к урокам, развития творческого потенциала и как конечная цель - воспитание творческой личности, ведь каждый ребенок талантлив по-своему.  И я стараюсь в этом помочь своим ученикам.

Литература:

  1. Байбородова Л. В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах / Л. В. Байбородова. — М.: Просвещение, 2013. — 177 с.

  2. Вашурина И. А. Диагностика художественных и творческих способностей личности через тестирование // Астраханский мир науки, 2009, № 1(4). — С. 29–31.

  3. Нурахметова К.С.Вспомогательные средства воздействия в развитии одаренных детей / К. С. Нурахметова// Одар. ребенок. - 2010. - № 6. - С. 122-127.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся учителя физической культуры и ОБЖ Федотова Александра Григорьевича, МБОУ «Усть-Баргузинская сош им.Шелковникова К.М.»

Описание и отчёт опроделанной работе по выявлению способностей учащихся. Результативность за последние три года....

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся.

Работа учителя математики по выявлению и развитию способностей учащихся....

Работа по выявлению и развитию способностей у учащихся

Работа по выявлению и развитию способностей у учащихся...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. Оценка ключевых компетенций учащихся

Материалы по работа на предмет выявления и развития способностей учащихся, а также результаты мониторинга оценки ключевых компетенций учащихся...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся (из опыта работы Ивановой И.К.)

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся (из опыта работы Ивановой И.К.)...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. Из опыта работы.

Способы развития способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельностиИнтеллектуальные и творческие способности развиваю следующим образом:·...