Компетентностно-ориентированные задания по предмету как средство достижения планируемых результатов обучения
статья по географии

Софронова Татьяна Геннадьевна

Стратегическая цель  предмета географии – формирование в сознание учащихся системы взглядов, принципов, норм поведения в отношении географической среды, готовность к активной деятельности в быстроменяющемся мире. Таким образом, выпускники должны овладеть системой географических знаний и умений, возможностями их применения в жизненных, различных ситуациях, т.е. проявлять компетентность. Компетентностный подход подчёркивает действенную сторону результатов образования, их практическую значимость, т.е. процесса приобретения школьниками опыта в решении практико-ориентированных задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompetentnostnyy_podhod.docx31.83 КБ

Предварительный просмотр:

Компетентностно-ориентированные задания по предмету как средство достижения планируемых результатов обучения                                                      

Стратегическая цель  предмета географии – формирование в сознание учащихся системы взглядов, принципов, норм поведения в отношении географической среды, готовность к активной деятельности в быстроменяющемся мире. Таким образом, выпускники должны овладеть системой географических знаний и умений, возможностями их применения в жизненных, различных ситуациях, т.е. проявлять компетентность. Компетентностный подход подчёркивает действенную сторону результатов образования, их практическую значимость, т.е. процесса приобретения школьниками опыта в решении практико-ориентированных задач.

Географическое образование должно вооружать школьников умениями пользоваться различными источниками географической информации, интегрировать эту информацию, использовать карту, вести наблюдения на местности, правильно ориентироваться в пространстве. Прогнозировать тенденции развития окружающей среды.

       В соответствии с требованиями  новых ФГОС  в практику преподавания географии внедряется деятельностный подход, требующий от обучающихся определенного уровня сформированности ключевых компетентностей. Идея изменений инновационного опыта учителя, сохранив основное содержание географического образования, перейти от традиционного обучения к компетентностному.

 Формирование ключевых компетенций позволяет обучающимся самостоятельно ориентироваться в массе фактов и сведений, работать с источниками информации; находить и анализировать причинно-следственные связи, законы и закономерности; приобретать функции самостоятельного поиска решений и  исследования проблем реальной жизненной ситуации.

Реализацию компетентностного подхода  осуществляю в следующих  направлениях:

1.Развитие ключевых компетенций: при работе с учебным материалом (анализ географического понятия и выделение существенных отличительных признаков, выделение в тексте тезиса и аргументов, оценка аргументов по важности, фиксация причинно-следственной связи и др.).

2.Развитие обобщенных умений предметного характера:

- формирование умения интерпретировать таблицы, диаграммы, графики;   

- умения сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;

-  умение использования в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений.

3.Усиление практического, прикладного характера образования:

- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, в том числе в геоинформационных системах;

- обоснование суждений, доказательств, объяснение положений, ситуаций, явлений и процессов, различные виды публичных выступлений, презентации результатов познавательной и практической деятельности обучающихся;

Усиление практической направленности как дидактический принцип ориентирует учителя на системно - деятельностный подход в обучении географии.

В своей работе я использую следующие виды деятельности, направленные на усиление практической направленности школьной географии

  • работа с учебником, географической и научно – популярной литературой
  • работа со статистическими материалами, с картами и картосхемами
  • работа на местности
  • наблюдения за окружающей средой
  • практикумы
  • работа с ресурсами Интернет
  • учебные (практико-ориентированные) проекты

        Целью современной школы является не столько обогащение знаниями, сколько овладение способами деятельности. Большое значение в повышении качества  образования играет умение учителя организовать учебную деятельность учащихся по практическому применению имеющихся у них теоретических знаний и самостоятельному получению из различных источников новых знаний, необходимых им для решения поставленных учебных задач.

      Теоретические знания без умений их применять на практике остаются мертвым грузом, перегружающим память учащихся совершенно не нужной им информацией. В своей работе использую задания, способствующие развитию универсальных умений, которые учащиеся смогут применить, когда это понадобится.   

Примеры заданий по географии на формирование личностных качеств.

 - Оцените экологическую обстановку города. Выскажите свое отношение. Предложите пути решения.

Осуществляю обогащение обязательной учебной программы новыми материалами, имеющими общекультурное, широкое гуманитарное значение, которые соответствуют основным изучаемым темам (материалы о народных промыслах, объектах исторического и культурного наследия,о выдающихся ученых- географах и путешественниках). Таким образом, школьники получают возможность увидеть взаимосвязь явлений, связь наук и искусства с жизнью.

Задания на развитие познавательных и регулятивных универсальных учебных действий.

8 класс     Географическое положение России 

 Мотивация.      Используя карту атласа, сформулируйте аргументы в пользу тезисов:

  • Россия – северная страна;
  • Россия – морская держава;
  • Россия – сухопутная страна.

 Актуализация знаний и имеющегося опыта в ходе беседы (определяют площадь, размеры территории, крайние точки, протяженность, страны-соседи, понятие «географическое положение» и его виды)

 Определение задач урока: выявить особенности географического положения России и оценить его влияние на природу и хозяйственную деятель людей.

    9 класс.   С  целью формирования понятия «миграция», выявления основных причин иммиграции и эмиграции.

1.  Выделить и назвать районы Российской Федерации, для которых характерен:

а) приток населения из других районов;

б) отток населения в другие районы.

2.  Написать  основные причины, которые, на ваш взгляд, влияют:

а) на перемещение населения внутри территории Российской Федерации;

б) на выезд населения из России в другие страны (какие);

в) на въезд населения в Россию из других стран (каких).       

Для формирования знаний о различиях в расселении населения по территории Российской Федерации:

1. На контурную карту Российской Федерации нанести все города с населением более 1 млн. чел. Укажите рядом с пунсоном городов федерального значения количество проживающего в них населения.

2. Выделите на контурной карте районы с преимущественным проживанием (более 80%) городского населения и районы, где городское население составляет менее 50%.

           На уроках  стараюсь так продумать свою деятельность  и  учащихся, чтобы  им  было  интересно  и познавательно. Например, урок «Население   Африки»   изучение  нового  материала  строится  по  следующему  плану:

 Перед учащимися  ставится проблемная   ситуация – почему  в Африке проживает много народов и национальностей. Для организации самостоятельной работы  учащихся ставлю перед ними вопросы.

1. На какие регионы делится Африка? (использовать настенную карту, карты атласа и текст учебника)

2. Какие расы живут на территории Африки? (вспомнить  материал,  изученный в 6 классе)

3. Заполнить таблицу (используя  текст учебника и карту атласа, плотность населения и народы мира)

Название расы

Народы

Внешние признаки

Где живут

       Объяснение нового материала и усвоение его учащимися — это только начало изучения. Почти   на   каждом  уроке   мы   имеем  дело  с  новой  темой   и   практически  не  имеем  возможности    повторить    пройденное  ранее.  Выбирая разные приемы и методы, при объяснении нового и закреплении старого материала,  использую   метод  заполнения  таблиц.  В  конце прохождения  темы ученики имеют  в   таблице  ответы на многие вопросы. Таблицы   являются  результатом работы учащихся   с  учителем, а   также   самостоятельной   работы   с  учебником, атласом  и контурными картами и являются важным фактором в реализации деятельностного   подхода  в  обучении.

                       Характеристика  природных зон  Африка

Природная зона

Климат

Почвы

Растительный мир

Животный мир

Экватори-альные леса

жаркий +40° обилие влаги

красно-желтые феррал-литные

фикусы, папорот-ники, пальмы, лианы, бананы, эбеновое дерево и т.д.

мартышка, бегемот, шимпанзе, жираф, леопард, обезьяна, горилла, змеи, ящерицы, птицы, грызуны, насекомые и т.д.

Такие таблицы можно использовать при изучении всех компонентов природы, изучаемого материка.  В старших классах для описания стран и т. д.

Название страны, столица

ЭГП

Форма правления

Федеративное устройство

Отрасли специализации

   Базовой образовательной технологией, поддерживающей компетентностно-ориентированный подход в образовании и формирующей коммуникативные навыки обучающихся, является метод проектов.  Он  нацелен на формирование способностей, обладая которыми, выпускник школы оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах. В своей практике я  использую задания на формирование проектной компетентности. Такие задания способствуют  развитию творческого подхода к конечному результату своего труда, учат выдвигать идеи, ставить цели, планировать свою деятельность, оценивать ее результаты.

11 класс. Форму традиционного реферата я заменила проектной работой “Путешествие по стране” с использованием информационных технологий. Информационные технологии являются современным средством обучения, которое очень быстро внедряется в учебный процесс и позволяет расширить кругозор школьников, систематизировать полученные знания, развивать логическое мышление и художественный вкус.

Организационная работа по подготовке творческой работы «Путешествие по стране» строится следующим образом:

1 этап – подготовительный   ученик, из раздела (например Зарубежная Европа)

1. выбирает страну, о которой будет делать работу;

2. по  типовому  плану составляет характеристику страны.

2 этап – самостоятельная  творческая работа

Ученик  подбирает информацию для раскрытия пунктов плана.

Источниками знаний являются учебник, карты атласа, справочники, дополнительная литература о стране, информация из Интернета.

Развивается дидактический принцип –ориентация учащихся на самостоятельный отбор и проработку материала.

1. Каждый ученик получает индивидуальные консультации по отобранному материалу и правилам его оформления.

Здесь работает еще один дидактический принцип – это оптимальное содержание и формы изложения собранного материала. Обучающиеся выбирают самостоятельно форму представления результатов своей работы  и форму организации познавательной деятельности: индивидуально, парно или в группе, что на основе коммуникативных УУД формируют коммуникативную компетентность. Знание критериев классификации стран – предметная компетенция.

2. На основе собранного материала в компьютерных программах Microsoft Pover Point, Microsoft Word  создаются слайды и компонуются в компьютерную презентацию. В презентации включается так же видеоролики, музыкальное сопровождение. C помощью использования информационных технологий происходит формирование межпредметных связей.

Для полного раскрытия “образа страны” в типовой план характеристики страны школьники добавляют свои пункты, например, народные традиции, национальная кухня, обряды, праздники и т.д. Многие делятся личными впечатлениями о стране, в которой заочно побывали.

Так же в типовой план я добавила свой пункт плана:

 яркий образ страны, он является последним слайдом презентации, считаю, его особенно важным. Цифры, факты со временем стираются из памяти, но ассоциированное восприятие страны остается надолго.

 Коммуникативная  компетентность проявляется в   монологической или диалогической речи учащихся,  грамотном  ведении дискуссии, умении делать  выводы, их аргументация.

Особое внимание уделяю занятиям географией «в природе». Такие уроки значительно расширяют рамки учебного познания, создают особый фон эмоционального комфорта, интенсивно влияя на все стороны личности школьника, прежде всего, на чувственную и эмоциональную составляющие психики подростка. Практическая деятельность учащихся в пределах «зеленого» класса выполняет ряд функций, свойственных здоровьесберегающим технологиям:

  • эмоциогенную - улучшение, повышение настроения, пробуждение интереса к учебной деятельности;
  • диагностическую - раскрытие собственных резервов внутренней активности, проверка возможностей для самовыражения и самопознания;
  • релаксационную – снятие или уменьшение школьной тревожности, физического и интеллектуального напряжения; восстановление равновесия сил и резервов;
  • терапевтическую – коррекция взаимоотношений. Преодоление трудностей, возникших у школьников в общении с одноклассниками, в поведении, в учении.

         

.

Результат использования компетентностного подхода.

Использование  системы работы,  основанной на  использовании компетентностного подхода, дает определенные результаты. Применение технологий проектного обучения, информационно - коммуникационных технологий, интерактивных технологий    в условиях компетентностного подхода, способствуют социализации личности. На уроке создаю условия, способствующие формированию ключевых компетентностей   учащихся, самостоятельности и ответственности при решении учебных и практических задач и повышению интереса учащихся к изучению географии путём развития внутренней мотивации, создания эмоциональной комфортности на уроке.  Повышаю творческую активность школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая аттестационная (курсовая) работа по теме «Проектная деятельность как средство достижения планируемых результатов развития УУД»

В решении задач развития универсальных учебных действий большое значение придаётся проектным формам работы, где, помимо направленности на конкретную проблему (задачу), создания определённого про...

«Современные образовательные технологии на уроке иностранного языка как средство достижения планируемых результатов.»

В данной статье представлены современные образовательные технологии обучения иностранному языку...

Бинарный урок - как средство достижения планируемых результатов учащихся в условиях внедрения ФГОС.

Распространение собственного опыта по теме: "Бинарный урок - как средство достижения планируемых результатов учащихся в условиях внедрения ФГОС"....

Реализация метапредметного подхода как средства достижения планируемых результатов обучения

В ходе практикума (коллективной работы) происходит знакомство с теоретическими положениями и особенностями метапредметного  подхода, проектирование алгоритма разработки метапредметного подхода,...

Педагогическая мастерская «Технология создания учебных заданий, как средство достижения планируемых результатов ФГОС»

Тема: «Технология создания учебных заданий, как средства достижения планируемых результатов ФГОС»Цель: формирование понимания принципов построения учебных заданий, как средства достижения ...