Презентация "Игровые технологии на уроках географии"
учебно-методический материал
Представление педагогического опыта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovye_tehnologii_na_urokah_geografii_fgos.pptx | 1.41 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«В каждой хорошей игре есть прежде всего рабочее усилие и усилие мысли» А.С. Макаренко Цель работы : показать роль и возможности игровой и творческой деятельности и их актуальность в процессе обучения. Задачи: вызвать интерес к предмету через развивающие и познавательные игры, занимательные вопросы, задания и викторины; формировать учебную мотивацию и интерес к предмету; совершенствовать интеллектуальные способности обучающихся; повышать уровень обученности и качества знаний.
Педагогическая игра выполняет следующие целевые ориентации: Дидактическую. Расширяет кругозор, активирует познавательную деятельность, формирует необходимые умения и навыки, способствует усвоению необходимого учебного материала, позволяет быстро проверить результативность. Развивающую. Способствует развитию внимания, памяти, речи, мышления, умения сопоставлять, находить аналогии, принимать оптимальные решения, творческих способностей, фантазии, воображения. Воспитательную. Формируются определенные позиции, подходы, нравственные, этические, мировоззренческие установки. Воспитывается чувство коллективизма, и в то же время ярче выражаются личностные качества. Учащийся приобщается к нормам и ценностям общества, адаптируется к условиям среды, обучается навыкам саморегуляции , стрессового контроля.
Существующие педагогические игры можно классифицировать : по области деятельности: интеллектуальные, трудовые, психологические; по характеру педагогического процесса: обучающие, контролирующие, обобщающие, познавательные, творческие, диагностические, профориентационные , релаксационные игры-паузы; по игровой методике: предметные, ролевые, драматизации и театрализации; по предметной области: математические, географические, исторические, экологические, физические: театрализованные и т.д.
Что дают игровые технологии? Игры оказывают сильное эмоциональное воздействие на учащихся, формируют многие умения и навыки: прежде всего коммуникативные, умение работать в группе, принимать решения, брать ответственность на себя. Они развивают организаторские способности, воспитывают чувство сопереживания, стимулируют взаимовыручку в решении трудных проблем . . Игры дают возможность обучаться на собственном опыте, а не просто выслушивать учителя, позволяют самим решать трудные проблемы, а не просто быть наблюдателями. Игры создают возможность переноса знаний из учебной ситуации в реальную, ориентируют в жизненной ситуации. Таким образом, использование в учебном процессе игровых методов позволяет решать целый комплекс педагогических задач.
Какие они, игры в географии? Группы игр: обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; познавательные, воспитательные, развивающие; репродуктивные, продуктивные, творческие; коммуникативные, диагностические, профориентационные , психотехнические и др. Формы уроков: уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина, урок-конкурс рассказов о стихийных бедствиях; уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз, урок-подарок; уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, митинг, дискуссия, телемост, диалог, “живая газета”, устный журнал; уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, ученый совет; уроки, основанные на имитации деятельности при проведении общественно-культурных мероприятий: заочная экскурсия, экскурсия в прошлое, литературная гостиная, интервью, урок – путешествие с путешественниками.
На уроках я использую игры неимитационные (в 5- 6 классах) ролевые ( в 7 – 8 классах) деловые ( в 9 классе)
Этапы игры: этап подготовки, на котором происходит постановка цели игры, определение правил игры, распределение ролей, формирование групп, консультации. этап проведения, где уже непосредственно происходит работа с раздаточным материалом, выступление групп, защита проектов, работа экспертов. этап анализа и обобщения, который включает в себя подведение итогов игры, выводы игроков, рефлексию, рекомендации.
В процессе игры у обучающихся формируются важные качества: • умение участвовать в обсуждении и принятии коллективного решения; • излагать и аргументировать свою точку зрения; • развивать интеллектуальные умения и способности; • анализировать различные варианты и точки зрения; • сравнивать и обобщать факты; • стойко поддерживается интерес к предмету.
Игровые технологии на разных этапах урока Прием « Фишбоун » («рыбий скелет») Один из оригинальных способов работы при изучении нового материала. Суть игры довольно проста и интересна для учеников, позволяет организовать как индивидуальную, так и парную работу. Голова нашей рыбки – вопрос или главное понятие темы, верхние косточки – основные понятия темы, нижние косточки – суть понятий, хвост – вывод или ответ на вопрос. Все записи должны быть краткими, представлять собой ключевое слово или фразу, отражающие суть.
«Отыщи на карте» Предлагаю паре учащихся показать на карте географический объект. Выигрывает тот, кто показал его первым. Тот, кто проиграл выбывает, его место занимает следующий. « Геолото » На уроке проверки и учета знаний и умений использую геолото . Ученики, по просьбе учителя, начинают вынимать бочонки с вопросами. Потом бочонки открываются, из них извлекаются вопросы, на которые через небольшой промежуток ученики должны дать ответы . « Геопочта » Обучающимся раздаются «письма» (можно «СМС- ки ») с описанием природной зоны. Задача разнести по адресатам. На доске висят конверты с названиями природных зон. Задания в данном случае могут быть разнообразны: географические объекты материков, горные породы и т.д. «Дешифратор». Учитель (или ведущий ученик) зашифровывает какое-либо слово с помощью координат. Обучающимся предстоит сначала определить, какие города соответствуют данным координатам, а потом определить заданное слово по начальным буквам загаданных слов.
Деловая игра – является формой воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста, моделирования тех систем отношений, которые характерны для этой деятельности, моделирования профессиональных проблем, реальных противоречий и затруднений, испытываемых в типичных профессиональных проблемных ситуациях. Деловые игры используются в основном в старших классах. Вот примеры некоторых из них: «Заповедники и национальные парки России» « Удивительное путешествие по….». « Дуэль почвоведов ». Урок – экскурсия « Дворцово – парковые ансамбли окрестностей Санкт - Петербурга » и т.д.
Результаты педагогического опыта: Игра в сочетании с другими методическими приёмами и формами позволяет разнообразить образовательный процесс, повысить познавательную деятельность обучающихся, увеличить эффективность урока. В этом учебном году ( по результатам I и II четвертей) повысился уровень качества знаний обучающихся по географии в 7 классе с 60 % до 62 % ( I ч.) и до 75 % (II ч. ) , в 8 и 9 классах с 35 % до 40 % . Самый же высокий процент качества знаний наблюдается в 5 классе ( обучение по ФГОС) - 71 % ( I ч.) и 86 % (II ч. ) . Успеваемость по предмету в 5-9 классах составляет 100 %.
Участие в олимпиадах . Исаев Дамир (9 класс) - призёр районной олимпиады по географии (2015-2016 уч.год ) Участие в Международной предметной олимпиаде для школьников "Эверест" ООО "Глобус" (Сезон Весна -2017) ( результаты будут опубликованы на сайте "Эверест" в апреле 2017 г .) Участие в конкурсах. Конкурс экологических проектов "Летопись добрых дел по сохранению природы - 2016" ( 6 класс) - победители районного этапа, призеры областного этапа. Мальков Ильяс (5 класс) - призер районного конкурса "Быть хозяином на Земле" (2016-2017 уч.год ) Мальков Ильяс (5 класс) - победитель Международного творческого конкурса "Моя презентация" (2016-2017 уч.год ).
Конкурсы, олимпиады И предметная игра! Все, за что бы мы не брались Все проходит на УРА!
Вывод: Игровые технологии дают возможность поднять интерес обучающихся к предмету, науке, развивать творческую самостоятельность, обучать работе с различными, порой самыми необычными, источниками знаний . В результате происходит формирование компетенций – организационной, учебно-познавательной, информационной, коммуникационной, оценочной (компетенции личностного самосовершенствования), общекультурной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование информационных технологий на уроках географии при обучении детей с интеллектуальной недостаточностью
Работа посвящена проблеме внедрения компьютерных технологий в обучение умственно отсталых школьников на уроках географии. Содержит примеры использования мультимедийных продуктов при формировании позна...
Статья по географии по теме: "Система компьютерного контроля и игровых технологий на уроке географии".
Знания географии должны быть сплетены воедино так, чтобыкаждый школьник обладал умением всестороннего пространственного мира.Поэтому принципиально важны при формировании географическойграмотности опти...
Презентация для подготовки уроков по географии и биологии "Игровые технологии на уроках географии и биологии"
Данная презентация поможет включить в урок географии игровые приемы при изучении нового материала и закреплении изученного...
Целостное обобщение опыта работы учителя географии по теме: «Использование современных инновационных технологий на уроках географии»
Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя,мерило его интеллектуального богатства,показатель его кругозора и эрудиции.В. Сухомлинский Современная школа многого требует от учителя ...
Выступление на РМО учителей географии Статья Использование современных образовательных технологий на уроках географии
Современная развивающая школа имеет дело с разносторонней, многогранной, активной личностью. Традиционный подход в организации образовательного процесса, характеризующийся доминирующей ролью учителя и...
Из опыта работы учителя географии Жамбаловой О.А " Использование образовательных технологий на уроках географии"
Целью своей работы считаю не только повышение качества образования и воспитания школьников, но и научить учиться, развивать интерес к учению, т.е. создать оптимальные условия для развития интеллекту...
Методические рекомендации учителям географии по теме "ИКТ технологии на уроках географии как средство формирования УУД учащихся
Новизна и теоретическая значимость методической разработки состоят в том, что выявлены и теоретически обоснованы средства формирования УУД на основе реализации дидактических возможностей ИКТ при осуще...