Как сделать правильный выбор?
статья

Жарко Наталия Владимировна

В статье раскрываются вопросы профориентации учащихся в связи с модернизацией российской системы образования, которые приобретают особую актуальность. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_sdelat_pravilnyy_vybor_zharko_n.v.docx17.58 КБ

Предварительный просмотр:

Как сделать правильный выбор?

В настоящее время наблюдается стремление молодежи к элитарности, то есть к получению престижных профессий. Однако выбор престижных профессий не гарантирует полной самореализации в работе. Напротив, незнание «обратной» стороны профессии приводит к разочарованию и, как следствие, к смене учебного заведения или профессии.

 Поэтому зачастую профессиональная ориентация старших школьников заключается в том, что родители ребенка анализируют, в какой ВУЗ они смогут отправить учиться ребенка.
Переход российской системы образования на профильное обучение является актуальной проблемой психолого – педагогической науки. Это обусловлено отсутствием на сегодняшний день наработанных методов и способов обеспечения учебного процесса в условиях дифференциации обучения. Необходимость введения профильного обучения обусловлено объективными причинами, а именно тенденцией мирового сообщества к индивидуализации образования. «Россия не может и не должна оставаться в стороне от подобных общемировых тенденций». (выделено автором) . Несмотря на очевидность такой необходимости, вопрос о способах интеграции в мировую педагогическую систему остается спорным.

Проблема профориентации в связи с модернизацией российской системы образования приобретает особую актуальность. Это обусловлено необходимостью разработки новых методов профессиональной ориентации старшеклассников в динамичных условиях современной России. В настоящее время существует проблема адекватного осознания себя в будущей профессии, идентичности в терминологии Э. Эриксона. Согласно теории Д. Сьюпера (США), который еще в 1968 году сформулировал мысль о влиянии социально-экономической ситуации в стране на выбор профессии старшеклассником, стабильная социально-экономическоая ситуация в стране способствует развитию личности, и выбор профессии происходит с учетом индивидуальных особенностей: интересов, склонностей, способностей. И, наоборот, социально-экономические изменения в обществе вызывают отношение к профориентации как к простому перераспределению рабочей силы, без учета индивидуальных особенностей и интересов молодежи.

Поэтому вопрос введения профильного обучения необходимо рассматривать не только с педагогической, но и с психологической, экономической и социальной  точек зрения.

 Появляется много новых профессий, смещается ориентация молодых людей с социально значимых профессий (учитель, врач и т.д.) на личностно выгодные (бизнесмен, предприниматель, экономист и др.), приносящие высокий материальный доход (исследования Т.Г. Исламшиной, О.А. Максимовой, Г.Р. Хамзиной, А.М. Гендина, М.И. Сергеева, Л.М. Фридмана, С.Н. Щегловой).

Ряд ученых – исследователей, педагогов  считают, что профориентационную работу можно и нужно начинать гораздо раньше, чем это делается сейчас. В настоящее время проведенные исследования  условий выбора профессии подростками показывают достаточно противоречивую картину. Считается, что около 70 – 75 % учащихся 9-х классов определились с будущей профессиональной деятельностью (А.А. Титова). Но есть и другая точка зрения – некоторые исследователь  опровергают это мнение, настаивая на том, что в этом возрасте молодые люди еще не могут определиться с будущей профессией и отмечают необходимость оказания им психологической помощи в поиске.

Отмеченные противоречия и неразрешенность поставленных вопросов обусловили выбор темы  исследования выбора профиля обучения в старших классах.

Задачи исследования:

  1. выявить факторы, обуславливающие выбор профиля обучения;
  2. разработать программу педагогического  сопровождения учащихся предпрофильных классов.

 В исследовании приняли участие около 95 учащихся 9– х классов

средней школы г. Санкт – Петербурга.

Следует отметить, что наиболее сориентированы в своей дальнейшей профориентации являются ученики физико – математического направления, чем учащиеся гуманитарных классов. Однако учащиеся гуманитарных классов меньше опирались на внешние, объективные факторы и больше ориентировались на субъективные факторы. В их анкетах преобладали такие ответы -  «самостоятельно  выбрал», «нравится направление», «предпочтение конкретного предмета» и т.д. Также следует отметить, что большинство учащихся, которые назвали специальности, на которых они хотели бы обучаться, не соответствуют по своим характерологическим особенностям выбранным профессиям.

Проведенное диагностирование свидетельствует, что для большинства учащихся проблема выбора профиля обучения остается актуальной. Анализ анкет подтвердил, что многие учащиеся выбирают профиль обучения (будущий вуз, специальность и т.д.)  под воздействием внешних факторов (советы друзей, родителей). Немаловажную роль играет и низкий проходной балл в ВУЗах или ССУЗах.

Анализ проведенного нами пилотажного исследования еще раз подтвердил  довод о необходимости иного подхода к профессиональному ориентированию старшеклассников. На взгляд автора, профессиональное самоопределение возможно лишь в контексте личностного самоопределения, в контексте имеющихся ценностно-смысловых установок подростка, которые закладываются задолго до выбора профессии. Таким образом, подготовку подростков к выбору профессии необходимо проводить с учетом его ценностно-смысловой установки, особенности его личности, реальных жизненных условий (место жительства, социального положения родителей, отдаленность от желаемого вуза и т.д.).  

В связи со сложившейся экономической ситуацией, можно сделать предположение, что профориентация носит осмысленный и осознанный характер. Молодежь  выбирает профессию, отвечающую их внутренним потребностям. Эта теория получает в настоящее время все большее подтверждение.

Литература:

  1. Волкова, Н.А. Профориентация сельских школьников / Н.А. Волкова, В.Д. Коротнев, М.Ю. Федотова. – Социологические исследования, 1999.  
  2. Гендин, А.М. Профориентация школьников / А.М. Гендин, М.И. Сергеев. – Социологические исследования, 1996.  
  3. Филатова, О.Л. Преемственность в обучении в школе и вузе: новые возможности в условиях профильного обучения / Л.О. Филатова. – Профильная школа, 2004, № 2.
  4. Шаин, Е.Г. Профильное обучение как педагогическое явление / Е.Г. Шаин. – Эффективная педагогика. Муниципальное образование в аспекте теории и практики, 2004, № 6.    
  5. Bruner, J. The culture of education. Cambridge, 1996.
  6. Erikson, E.H. Identity. Youth and Crisis. N.Y. 1968.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Как сделать правильный выбор"

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3 п.г.т. Кукмор» Кукморского муниципального района РТ  Согласовано:На заседании РМО педагог...

классный час "Сделай правильный выбор"

Для учащихся старших классов...

Сделай правильный выбор!

И алкоголизм, и курение – сложные заболевания, лечить их трудно. Вот почему предупреждение алкогольной болезни, профилактика курения становится все более актуальной задачей – медицинской и социальной,...

Презентация. Как сделать правильно.

Простые правила создания презентации.Полезные советы.Презентация к научным докладам....

Сделай правильный выбор

Внеклассное мероприятие для среднего и старшего звена...

Презентация к мероприятию Сделай правильный выбор

Эту  презентацию можно показать на заднем плане во время проведения мероприятия Сделай правильный выбор...

Занятие по профилактике табакокурения "Сделай правильный выбор"

Занятие для подростков 6-11 классов. Проведение занятия рекомендуется в форме беседы с сопровождением презентации и параллельного заполнения бланка опроса. Обобщенные данные опроса можно использовать ...