Исследовательская работа учащихся
учебно-методический материал
Стремительно меняющаяся жизнь заставляет педагогов пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека и исследовательских методов обучения в практике массового образования. Выступление на методическом семинаре посвящено особенностям организации исследовательской работы с учащимися.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Исследовательская работа учащихся как способ повышения мастерства учителя
Начать хотелось бы с высказывания Карла Роджерса:
«Значительное влияние на поведение и деятельность оказывает то знание, которое самостоятельно усвоено человеком и связано с открытием, сделанным им самим».
Под организацией исследовательской работы школьников понимается, прежде всего, использование педагогами определенных форм и методов работы, способствующих развитию исследовательских умений учащихся.
В 2011 году образование перешло на новый федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. В основу стандарта второго поколения положены новые принципы его построения, которые основываются на том, что важнейшими условиями становления современной личности становятся такие качества, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. При этом особо отмечается необходимость вовлечения школьников в исследовательские проекты, творческую деятельность, в процессе которых учащиеся учатся конструировать, изобретать, использовать полученные знания на практике. Одним из основных направлений образовательного процесса становится развитие способности обучающихся к исследовательской деятельности.
«Нельзя научить другого делать то, чего сам не умеешь делать. Никакая дидактика не научит учить мыслить равнодушного человека-машину, педагога, привыкшего работать по шаблону, по штампу, по жестко запрограммированному в его голове алгоритму. Каждый педагог должен уметь применять к своему конкретному делу общетеоретические, в частности - общефилософские принципы, и не ждать, что кто-то другой преподнесет ему готовую рецептуру, избавляющую от собственного умственного труда, от необходимости мыслить прежде всего самому». Э.В. Ильенков
Стремительно меняющаяся жизнь заставляет педагогов пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека и исследовательских методов обучения в практике массового образования.
Что такое исследовательская деятельность обучающихся?
Исследовательская деятельность обучающихся – деятельность обучающихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов: постановка проблемы, изучение теории, посвящённой данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.
Многие считают, что исследователем человек может стать только тогда, когда приобретёт жизненный опыт, будет иметь определённый запас знаний и умений. На самом деле для исследования не нужен запас знаний, тот, кто исследует должен сам «узнать», «выяснить», «понять», «сделать вывод». Исследовательская деятельность является врождённой потребностью, нужно только её развивать, а не подавлять. В этом определённую роль играют окружающая среда, родители и образовательные учреждения.
Каково значение исследовательской деятельности для обучающихся:
• учатся умению самостоятельно добывать знания;
• испытывают потребность в непрерывном самообразовании: интерес к познанию развивается по собственной инициативе, без внешнего стимула;
• развивают навыки самоорганизации;
• формируют адекватную самооценку;
• приобретают навыки речевой культуры: написания текста, произнесения монолога, ведения беседы, дискуссии, интервьюирования и других форм коммуникативного взаимодействия;
• осваивают умения создания специальных материалов для представления результатов исследования: компьютерных презентаций, слайд-шоу, видеофильмов и др.
Хочется отметить, что кроме познавательного, развивающего значения, самостоятельная исследовательская деятельность, на мой взгляд, имеет и ещё одно немаловажное значение - это социализация личности учащегося, преодоление некомфортности одарённого ребёнка, формирование успешности, подготовка к самостоятельной жизни, профессиональное самоопределение учащихся.
Роль преподавателя при организации исследовательской деятельности учащихся:
• мотивировать – создавать условия для постановки личных целей учащимися; демонстрировать значимости исследовательской деятельности и ее результатов;
• обучать – оказывать содержательную и организационную помощь в работе: консультировать по просьбе ученика, в случае необходимости конкретизировать неявные проблемы, ставить наводящие вопросы, напоминать.
• стимулировать – предъявлять адекватные требования, создавать для учащихся возможности достижения успеха, своевременно и регулярно проверять и оценивать выполняемую работу, выказывать одобрение, применять различные виды поощрения.
Для успешного осуществления исследовательской деятельности необходим ряд условий, важнейшими из которых, на наш взгляд, являются:
1. Целенаправленность и систематичность. Работа по развитию исследовательских умений должна проходить как в урочной, так и во внеурочной деятельности.
2. Мотивированность. Учащиеся должны видеть смысл своей творческой самостоятельной деятельности, чтобы они могли реализовать свои таланты, способности и возможности.
3. Учёт возрастных особенностей. Исследование должно быть посильным, интересным, увлекательным и полезным. Все этапы исследовательской работы должны строиться на доступном для младшего школьника уровне.
4. Психологический комфорт. Учитель должен каждому ребёнку дать возможность поверить в себя, проявить себя с лучшей стороны, поддержать, если что-то не получается, помочь, подбодрить.
5. Личность учителя. Для того, чтобы исследовательская работа была результативной, нужен высокообразованный учитель, творчески относящийся к своей работе, стремящийся к новому, прогрессивному.
6. Творческая среда. Учитель способствует созданию творческой, рабочей атмосферы.
Формы организации учебно - исследовательской работы:
Обучение учащихся началам научного исследования возможно через различные организационные формы, но основной формой остается урок, так как именно на уроке закладываются, формируются и совершенствуются умения и навыки, в совокупности образующие инструмент познания, метод, позволяющий перейти от репродуктивного обучения набору знаний к реконструктивному обучению способам их получения. Этому способствуют современные интерактивные технологии, такие как методы проектов, исследовательские методы, технологии развивающего обучения (проблемный метод, частично-поисковый метод), а также информационные технологии, которые широко внедряются в практику работы школы.
К формам организации исследовательской деятельности относятся
- а) Традиционная урочная система.
- б) Нетрадиционная урочная система.
- в) Учебный эксперимент
- г) Домашнее задание исследовательского характера
Традиционная урочная система.
Учителя используют на уроке педагогические технологии, основанные на применении исследовательского метода обучения.
Исследовательский метод обучения - метод, в котором после анализа материала, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа обучаемые самостоятельно изучают литературу, источники, ведут наблюдения и измерения и выполняют другие действия поискового характера. Инициатива, самостоятельность, творческий поиск проявляются в исследовательской деятельности наиболее полно. Методы учебной работы непосредственно перерастают в методы научного исследования.
Этот метод дает возможность:
Применение исследовательского метода возможно в ходе решения сложной задачи, анализа первоисточников, разрешения поставленной учителем проблемы и другое.
Нетрадиционная урочная система.
Существует множество видов нетрадиционных уроков, предполагающих выполнение учениками учебного исследования или его элементов: урок – исследование, урок – лаборатория, урок – творческий отчёт, урок изобретательства, урок - «Удивительное рядом», урок фантастического проекта, урок – рассказ об учёных, урок – защита исследовательских проектов, урок – экспертиза, урок - «Патент на открытие», урок открытых мыслей и т. п.
в) Учебный эксперимент позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов.
Обычно школьный эксперимент осуществляется на базе школы на школьном оборудовании. Учебный эксперимент может включать в себя все или несколько элементов настоящего научного исследования
г) Домашнее задание исследовательского характера может сочетать в себе разнообразные виды, причём позволяет провести учебное исследование, достаточно протяжённое во времени.
Главной целью учебного исследования является развитие личности учащегося, а не получение объективно нового результата, как в "большой" науке. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности - в приобретении учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе субъективно новых знаний...
Структура учебных исследований в целом соответствует структуре научных и включает триаду обязательных разделов: подготовительная работа — проведение собственно исследования — презентация результатов.
Работа по формированию интеллектуальных умений и навыков должна осуществляться и во внеурочной деятельности.
Она требует больших временных затрат, но предполагает более широкие возможности для реализации учебно-исследовательской деятельности.
1) Некоторые школы включают в свои образовательные программы исследовательскую практику учащихся.
2) Существует практика сдачи переводных и выпускных экзаменов в форме защиты выпускной экзаменационной работы.
3) Образовательные экспедиции - походы, поездки, экскурсии с чётко обозначенными образовательными целями, программой деятельности, продуманными формами контроля. Образовательные экспедиции предусматривают активную образовательную деятельность школьников, в том числе и исследовательского характера.
4) Факультативные занятия, предполагающие углублённое изучение предмета, дают большие возможности для реализации на них учебно-исследовательской деятельности старшеклассников.
5) научное общество учащихся - форма внеклассной работы, которая сочетает в себе работу над учебными исследованиями, коллективное обсуждение промежуточных и итоговых результатов этой работы, организацию круглых столов, дискуссий, дебатов, интеллектуальных игр, публичных защит, конференций и др., а также встречи с представителями науки и образования, экскурсии в учреждения науки и образования, сотрудничество с УНИО других школ.
6) Участие учеников в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в т. ч. дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах предполагает выполнение ими учебных исследований или их элементов в рамках данных мероприятий.
7) работа на пришкольном учебно-опытном участке, КТД, работа в музее и архиве; элективные курсы, кружки, выполнение групповых и индивидуальных проектов, исследовательских работ, творческих работ.
8) Учебно-исследовательская деятельность как составная часть учебных проектов.
В процессе подготовки к участию в научно-практических конференциях различного уровня, которые играют важную роль в организации исследовательской деятельности, учащиеся проявляют высокий уровень самостоятельности, демонстрируя весь комплекс приобретенных знаний, полученных на уроках и путем самостоятельной работы.
Школьное научное общество объединяет учащихся, которые стремятся совершенствовать свои знания, развивать свой интеллект, приобретать умения и навыки учебно-исследовательской деятельности под руководством учителей.
Школьники знакомятся с методами и приёмами научного поиска, учатся работать с научной литературой, отбирать, анализировать, систематизировать информацию, формулировать исследовательские проблемы, грамотно оформлять научную работу. Деятельность НОУ осуществляется через систему дополнительного образования. Предметные секции могут быть сформированы по четырём основным направлениям:
-секция младших школьников;
-физико-математическая секция (физика, математика, информатика)
-естественнонаучная секция (биология,география, химия)
-гуманитарная секция (русский язык, литература, иностранный язык, краеведение, история, обществознание).
Результаты своего труда учащиеся представляют на уже традиционной школьной научно-практической конференции, где учатся публично выступать с сообщениями о своей работе, демонстрируют опыты, создают презентации, овладевают искусством дискуссии. В работе секций принимают участие не только авторы работ, но и слушатели – заинтересованные ребята от класса. В состав жюри приглашаются гости – родители учащихся, представители общественности, учителя-предметники. Лучшие же призовые работы могут стать обязательными участниками городской научно-практической конференции.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Исследовательская работа учащихся « Значительное влияние на поведение и деятельность оказывает то знание, которое самостоятельно усвоено человеком и связано с открытием, сделанным им самим ». Карл Роджерс
Исследовательская работа учащихся Организация исследовательской работы школьников – это использование педагогами определенных форм и методов работы, способствующих развитию исследовательских умений учащихся.
Исследовательская работа учащихся « Нельзя научить другого делать то, чего сам не умеешь делать. Никакая дидактика не научит учить мыслить равнодушного человека-машину, педагога, привыкшего работать по шаблону, по штампу, по жестко запрограммированному в его голове алгоритму. Каждый педагог должен уметь применять к своему конкретному делу общетеоретические, в частности - общефилософские принципы, и не ждать, что кто-то другой преподнесет ему готовую рецептуру, избавляющую от собственного умственного труда, от необходимости мыслить прежде всего самому». Э.В . Ильенков
Исследовательская работа учащихся Исследовательская деятельность обучающихся – деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов: постановка проблемы, изучение теории, посвящённой данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Для исследования не нужен запас знаний. Тот , кто исследует должен сам «узнать», «выяснить», «понять», «сделать вывод» . Исследовательская деятельность является врождённой потребностью, нужно только её развивать, а не подавлять.
Исследовательская работа учащихся Значение исследовательской деятельности для обучающихся: • учатся умению самостоятельно добывать знания; • испытывают потребность в непрерывном самообразовании: интерес к познанию развивается по собственной инициативе, без внешнего стимула; • развивают навыки самоорганизации; • формируют адекватную самооценку; • приобретают навыки речевой культуры: написания текста, произнесения монолога, ведения беседы, дискуссии, интервьюирования и других форм коммуникативного взаимодействия; • осваивают умения создания специальных материалов для представления результатов исследования: компьютерных презентаций, слайд-шоу, видеофильмов и др. социализация личности учащегося, формирование успешности, подготовка к самостоятельной жизни, профессиональное самоопределение учащихся.
Исследовательская работа учащихся Роль преподавателя при организации исследовательской деятельности учащихся: мотивировать создавать условия для постановки личных целей учащимися; демонстрировать значимости исследовательской деятельности и ее результатов; обучать оказывать содержательную и организационную помощь в работе: консультировать по просьбе ученика, в случае необходимости конкретизировать неявные проблемы, ставить наводящие вопросы, напоминать. стимулировать предъявлять адекватные требования, создавать для учащихся возможности достижения успеха, своевременно и регулярно проверять и оценивать выполняемую работу, выказывать одобрение, применять различные виды поощрения.
Исследовательская работа учащихся Условия для успешного осуществления исследовательской деятельности 1. Целенаправленность и систематичность . Работа по развитию исследовательских умений должна проходить как в урочной, так и во внеурочной деятельности. 2. Мотивированность . Учащиеся должны видеть смысл своей творческой самостоятельной деятельности, чтобы они могли реализовать свои таланты, способности и возможности. 3. Учёт возрастных особенностей . Исследование должно быть посильным, интересным, увлекательным и полезным. Все этапы исследовательской работы должны строиться на доступном для младшего школьника уровне. 4. Психологический комфорт . Учитель должен каждому ребёнку дать возможность поверить в себя, проявить себя с лучшей стороны, поддержать, если что-то не получается, помочь, подбодрить. 5. Личность учителя . Для того, чтобы исследовательская работа была результативной, нужен высокообразованный учитель, творчески относящийся к своей работе, стремящийся к новому, прогрессивному. 6. Творческая среда . Учитель способствует созданию творческой, рабочей атмосферы
Исследовательская работа учащихся Формы организации учебно - исследовательской работы : Основная форма - урок , так как именно на уроке закладываются, формируются и совершенствуются умения и навыки, в совокупности образующие инструмент познания, метод, позволяющий перейти от репродуктивного обучения, набору знаний к реконструктивному обучению способам их получения . Этому способствуют современные интерактивные технологии, такие как: методы проектов, исследовательские методы, технологии развивающего обучения (проблемный метод, частично-поисковый метод), информационные технологии, которые широко внедряются в практику работы школы. К формам организации исследовательской деятельности относятся: Урочная деятельность (традиционная и нетрадиционная урочные системы). Учебный эксперимент Домашнее задание исследовательского характера Внеурочная деятельность
Исследовательская работа учащихся Традиционная урочная система . Использование на уроке педагогических технологий, основанных на применении исследовательского метода обучения . Исследовательский метод обучения - метод, в котором после анализа материала, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа обучаемые самостоятельно изучают литературу, источники, ведут наблюдения и измерения и выполняют другие действия поискового характера. Инициатива , самостоятельность, творческий поиск проявляются в исследовательской деятельности наиболее полно. Методы учебной работы непосредственно перерастают в методы научного исследования.
Исследовательская работа учащихся Нетрадиционная урочная система . Предполагает выполнение учениками учебного исследования или его элементов : урок – исследование, урок – лаборатория , урок – творческий отчёт, урок изобретательства, урок - «Удивительное рядом», урок фантастического проекта, урок – рассказ об учёных, урок – защита исследовательских проектов, урок – экспертиза, урок - «Патент на открытие», урок открытых мыслей и т. п.
Исследовательская работа учащихся Учебный эксперимент - позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов. - осуществляется на базе школы на школьном оборудовании. - может включать в себя все или несколько элементов настоящего научного исследования Домашнее задание исследовательского характера - может сочетать в себе разнообразные виды, причём позволяет провести учебное исследование, достаточно протяжённое во времени.
Исследовательская работа учащихся Главная цель учебного исследования - Развитие личности учащегося, а не получение объективно нового результата, как в "большой" науке. В науке главной целью является производство новых знаний, в образовании цель исследовательской деятельности – в приобретении учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления , активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе субъективно новых знаний. Структура учебных исследований в целом соответствует структуре научных и включает триаду обязательных разделов: подготовительная работа — проведение собственно исследования — презентация результатов .
Исследовательская работа учащихся Внеурочная форма организации исследовательской работы учащихся . Исследовательская практика учащихся Образовательные экспедиции - походы, поездки, экскурсии с чётко обозначенными образовательными целями, программой деятельности, продуманными формами контроля. Образовательные экспедиции предусматривают активную образовательную деятельность школьников, в том числе и исследовательского характера . Факультативные занятия, предполагающие углублённое изучение предмета Научное общество учащихся - форма внеклассной работы, которая сочетает в себе работу над учебными исследованиями, коллективное обсуждение промежуточных и итоговых результатов этой работы, организацию круглых столов, дискуссий, дебатов, интеллектуальных игр, публичных защит, конференций и др., а также встречи с представителями науки и образования, экскурсии в учреждения науки и образования . Участие учеников в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в т. ч. дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах предполагает выполнение ими учебных исследований или их элементов в рамках данных мероприятий. Работа на пришкольном учебно-опытном участке, КТД, работа в музее и архиве; элективные курсы, кружки, выполнение групповых и индивидуальных проектов, исследовательских работ, творческих работ. Учебно-исследовательская деятельность как составная часть учебных проектов.
Исследовательская работа учащихся В процессе подготовки к участию в научно-практических конференциях различного уровня учащиеся демонстрируют весь комплекс приобретенных знаний, полученных на уроках и путем самостоятельной работы. Школьное научное общество объединяет учащихся, которые стремятся совершенствовать свои знания, развивать свой интеллект, приобретать умения и навыки учебно-исследовательской деятельности под руководством учителей. Школьники знакомятся с методами и приёмами научного поиска, учатся работать с научной литературой, отбирать, анализировать, систематизировать информацию, формулировать исследовательские проблемы, грамотно оформлять научную работу. Предметные секции формируются по четырём основным направлениям: секция младших школьников; физико-математическая секция естественнонаучная секция гуманитарная секция Результаты своего труда учащиеся представляют на школьной научно-практической конференции, при этом они учатся публично выступать с сообщениями о своей работе, демонстрируют опыты, создают презентации, овладевают искусством дискуссии.
Подготовка учащихся к выполнению проекта Основные этапы работы над проектом Выбор учеников Выбор темы Формирование рабочей группы проекта Планирование работы (Координация проекта) Формулировка цели и задачи проекта Сбор информации, работа над проектом Работа над презентацией Презентация проекта (Продолжительность выступления)
Подготовка учащихся к выполнению проекта Объект и предмет исследования. Определяя объект исследования необходимо ответить на вопрос что рассматривается? Определяя предмет исследования необходимо определить, как будете рассматривать объект в данном исследовании? Требования к выбору темы: тема должна быть интересной; оригинальной ; востребованной в будущем; в ней должен быть элемент неожиданности, необычности. Обоснование актуальности темы. Обосновать актуальность выбора темы исследования – значит, объяснить необходимость изучения данной темы в контексте общего процесса научного познания.
Подготовка учащихся к выполнению проекта Литературный обзор – что уже известно по этой проблеме. Гипотеза – научно обоснованное предположение о непосредственно наблюдаемом явлении. При формулировке гипотезы обычно используются словесные конструкции вида: «если… , то…» ; «так… , как…» ; «при условии, что…» . Цель исследования – конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы. Формулировку цели исследования можно начинать с традиционно-принятых слов: выявить… ; установить…. ; обосновать… ; уточнить… ; объяснить… ; доказать… ; разработать… . Задачи исследования – это выбор путей и средств, для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Научная новизна – что нового обнаружено в ходе исследования.
Методика исследования – это способ достижения цели исследования. Теоретическая значимость – на какую область науки могут оказать влияние полученные теоретические выводы, каковы перспективы прикладных работ. Практическая значимость определяется влиянием полученных рекомендаций, предложений на решение практических вопросов. Выводы и заключение . Выводы – корректно сформулированные положения, следующие из результатов проделанной работы. Выводы должны соответствовать поставленным задачам, быть четкими, лаконичными и информативными, лучше в количественных показателях. Выводы являются результатом анализа полученных автором данных. Выводы обычно следуют в конце каждой главы и в заключении исследования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация исследовательских работ учащихся на районных краеведческих чтениях
В юбилейный для Русской Поляны год Администрацией городского поселения, Центральной библиотекой, газетой "Голос целины", Комитетом по образованию была объя...
Научно-исследовательская работа учащихся 11 класса на тему: "Оценка запыленности воздуха школы и пришкольной территории"
Работа была представлена на региональной научно-практической конференции "Инициатива молодых" в 2011 году и заняла 3 место в секции "Экология"...
Организация исследовательской работы учащихся на уроках математики
Данная работа является попыткой обобщения опыта по применению элементов исследования на уроках математики и во внеурочное время, как в среднем звене, так и в профильной школе.Исследование ...
Программа работы над научно-исследовательской работой учащихся по теме «Корневая гласная – самая опасная!»
Пояснительная записка Изучение безударных гласных в корне в школьном курсе русского языка представляется фундаментом, на котором строится все обучение ребенка русской орфографии. Но, как ни парадокса...
Критерии оценки исследовательских работ учащихся на научно-(исследовательской) практической конференции
Оценить работу учащегося не так просто и, более того, очень ответственно....
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ. Актуальность темы «История освоения космоса» среди учащихся среднего и старшего звена школы. 7 класс.
Работу выполнил: Старостов Алексей Дмитриевич, уч-к 7 «Б» класса , 12 летРуководители: Першина Ольга Владимировна, учитель биологии. Старостов Дмитрий Сергеевич, 35 лет....
Числа вокруг нас (проектно-исследовательская работа учащихся 1 «В» класса МОУ СОШ № 4 на школьную научно-исследовательскую конференцию)
Чтобы заметить огромное влияние математики на личность, достаточно представить себе какие общечеловеческие умения выполняет ученик, изучая математику: доказывает, аргументирует, анализирует, обо...