Методическая разработка "Информационно-образовательная среда ОО"
методическая разработка
Методическая разработка "Информационно-образовательная среда ОО" является обобщением опыта в рамках инновационной деятельности учителя по реализации сетевой формы образовательной программы по Истории с использованием ДОТ. Материал был представлен на Региональном конкурсе "ИКТО-2015", стал победителем.
В виду большого размера файла, материал размещен по ссылке: https://cloud.mail.ru/public/4MFe/mk5Ym6Ya3
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2._opisanie_opyta._vnedrenie_el.obuch_._i_dot_kak_aktualn.napravlenie_razvitiya_ios_ou.docx | 31.86 КБ |
Предварительный просмотр:
ИКТО 2015 Афанасьева ЕА ИОС образовательной организации. МБОУ КСОШ №2
Описание опыта по теме
«Внедрение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий как одно из актуальных направлений развития ИОС ОУ».
*к описанию прилагается видеоряд (см.файл: Сопровождение описания опыта).
№ слайда | Описание опыта по теме |
1 | Тема: «Внедрение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий как одно из актуальных направлений развития ИОС ОУ». Представлена: учителем истории МБОУ КСОШ №2 Афанасьевой Е.А. |
2 | Краткая информация об ОУ. С 2013г. МБОУ КСОШ №2 является пилотной площадкой по внедрению дистанционных образовательных технологий (далее ДОТ). Произошла апробация преподавания немецкого языка в дистанционном режиме. С 2014г. и по сей день в рамках электронного обучения мы успешно внедряем сетевую форму реализации образовательных программ по истории. И этому способствует насыщенная и динамичная ИОС нашей школы. |
3 | Её цель: создание ЕДИНОГО информационно-образовательного пространства с целью обеспечения высокой эффективности взаимодействия всех участников образовательного процесса и повышения качества образования. Модель представлена совокупностью нескольких компонентов, определяемых ФГОС с разной степенью доступа участников образовательного процесса. Полная характеристика элементов модели дана в Пояснительной записке (см. файл: Пояснительная записка). Предлагаю проследить, как созданная модель способствует внедрению электронного обучения в нашей школе. |
4 | В нашей школе стала возможна реализация образовательных программ в сетевой форме (т.е. с использованием ресурсов нескольких образовательных организаций // ФЗ «Об образовании», ст.15-16). Как могут учащиеся малокомплектных школ удовлетворить свои образовательные потребности, если отсутствуют необходимые специалисты или нет профильного обучения? Исходя, в первую очередь, из потребности и основных идей Федерального закона и нормативно-правовой базы края и района, была определена следующая цель внедрения данного опыта: реализация образовательных программ малокомплектных школ с использованием ресурсов базового ОУ с целью предоставления равных возможностей учащимся в получении качественного образования на базовом и профильном уровнях. |
5 | Перед вами наша модель сетевого обучения: Ресурсная образовательная организация – МБОУ Кулундинская СОШ №2 реализует в сетевой форме дистанционно через сеть Интернет рабочие программы: - по немецкому языку в 9 кл. на базе Попасновской Основной Школы. - и по истории в 10-11 кл. социально-гуманитарного профиля на базе Курской Средней Школы. Как базовое ОУ мы предоставляем образовательные, кадровые, информационно-технические и методические ресурсы. |
6-8 | Какие элементы ИОС были задействованы?
Базовое – МБОУ КСОШ №2 http://kulschool2.edu22.info/ Малокомплектные – МБОУ Попасновская ООШ http://popasnschool.edu22.info/ и Курская СОШ http://kurskschool.ucoz.ru/ Как информационно-образовательный ресурс, сайт предлагает для ознакомления и обмена опытом всю нормативно-правовую документацию: http://kulschool2.edu22.info/innovacionnaya-deyatelnost/dot/ (МБОУ КСОШ №») http://popasnschool.edu22.info/svedeniya-ob-obrazovatelnoy-organizacii/obrazovanie/dot/ (МБОУ ПООШ) http://kurskschool.ucoz.ru/index/0-131 (МБОУ Курская СОШ) А также методические наработки учителей, работающие в инновационном режиме. Нормативно-правовая база опыта и Рабочие программы учителей прилагаются (см. папка: Нормативно-правовая база опыта, документы 1-6). |
9 |
В разделе «Портфолио проектов» учителем истории создан дистанционный учебный курс для социально-гуманитарных классов малокомплектной школы. Курс разбит на модули: Вводный модуль, текущие модули, Итоговый модуль. Вводный модуль включает в себя 5 документов: Руководство к действию (объясняет алгоритм работы с учебным курсом, настраивает на дистанционный режим взаимодействия); Входная анкета (помогает проследить отношение к новой форме обучения учащихся и их родителей); Справочная информация (располагаются контактные данные участников ОП, установочные ключи, пароли, ссылки для ЭОРов и ЦОРов); Рабочая программа по предмету (помогает проследить порядок и наполняемость модулей по темам информацией); Стартовая диагностика (тестирование для выявления стартовых возможностей учеников по предмету). Каждый текущий модуль разбит на информационную (здесь размещаются материалы к уроку), практическую (разные виды практических заданий, д/з) и контрольную (тесты, материалы контрольных работ) части. Итоговый модуль включает Итоговую диагностику (помогает проследить динамику качества знаний по предмету на протяжении учебного года) и Выходную анкету (важно мнение учащихся и их родителей по полученному опыту, пожелания и замечания на будущий учебный год). Очень важно при осуществлении образовательного процесса обучения на расстоянии, иметь возможность контролировать результаты образовательной деятельности. АИС «Сетевой край. Образование» позволяет знакомиться как учащимся, так и их родителям с текущей и итоговой успеваемостью. Электронный журнал четко отслеживает тематическое планирование и оценивание в соответствии с каждой темой урока. |
10 | Процесс обучения может проходить в 3 режимах: он-лайн, офф-лайн и очный урок. Примерно раз в месяц учеников привозят в ресурсное ОУ, такие уроки очень важны, так как личный контакт учителя с учениками способствует повышению качества обучения, настраивает на предстоящую работу уже в он-лайн режиме, помогает разобраться с накопившимися трудностями. Офф-лайн уроки возможны, когда учитель или ученики находятся на карантине или на больничном. Это хорошая гарантия того, что программный материал будет усвоен на 100%. Но основная часть дистанционного обучения проходит в режиме реального времени с использованием средств видеоконференцсвязи. Как же проходят занятия? В первые дни начала учебного года, входящие в круг сетевого обучения школы, согласовывают расписание учителя с расписанием детей. По расписанию каждый участник образовательного процесса приходит в класс. Учитель занимает место за своим рабочим столом. Ему необходимы: компьютер (ноутбук), вебкамера, микрофон, по необходимости, ПО интерактивной доски и документ-камера. Учащиеся по звонку занимают свои рабочие места. Для работы им необходимы нетбуки, стереонаушники с микрофоном. Присутствие учителя в классе создает большой монитор. Обязательным условием работы является выход в сеть Интернет и средство видеоконференцсвязи. Учитель и учащиеся имеют регистрацию в Trueconf, под своими паролями они входят в систему. Не всегда скорость сети Интернет в малокомплектной школе позволяет вести бесперебойную трансляцию, поэтому иногда связь происходит по Skype. Во время урока учитель использует ЦОРы и ЭОРы из медиатеки Библиотечного центра, личного архива (расположенного на сайте школы или в АИС «Сетевой край. Образование») или сети Интернет. Исходя из вышеизложенного прослеживаются еще 5 элементов ИОС, входящие в тот или иной компонент нашей модели: техническое оснащение, средства видеоконференцсвязи, электронная почта, ЭОРы и ЦОРы и, конечно же, ИКТ-компетентность участников ОП. |
11-12 | Условно, в реализации данного направления в развитии ИОС школы, можно выделить 2 этапа: теоретический и практический. Теоретический - связан с оформлением и исполнением нормативно-правовой базы администрациями школ. На основании Приказов Главного управления образования и Комитета по образованию Кулундинского района «О внедрении в практику сетевых форм реализации образовательных программ в 2014-2015 учебном году» на базе ресурсного ОУ была создана рабочая группа по планированию мероприятий, направленных на исполнение приказов и реализацию инновационной практики. Практический - связан непосредственно с деятельностью учителей, которые разработали собственную траекторию обучения. |
13 | Результаты: 1.анализ стартовой, текущей и итоговой диагностики, а также текущей и итоговой успеваемости выявил рост качества знаний учащихся (см. данные слайда: с 34% до 64%); 2.анализ качества знаний по урокам с разным режимом взаимодействия выявил необходимость увеличения числа уроков в он-лайн режиме по сравнению с офф-лайн уроками, обладающими меньшей продуктивностью (см. данные слайда); 3.увеличение скорости сети Интернет в малокомплектных учреждениях (анализ Выходных анкет показал, что учащиеся не удовлетворены качеством связи, частые перебои в сети нарушали ход уроков, что снижало качество восприятия информации); 4.готовность продолжать обучение в сетевом режиме с применением ДОТ. По окончании 2014-2015 учебного года родителям и учащимся было предложено заполнить Анкету «Удовлетворённость участников образовательного процесса с применением ДОТ и ЭО в учебном процессе» (см. данные слайда). Им предлагалось оценить обучение по 10 балльной шкале. Наша практика была оценена на 9 и 10 баллов, что составило 9.7% из 10 - удовлетворенность родителей, 9.3% - учащихся. На учебный год 2015-2016 родители и учащиеся МБОУ Курской СОШ пожелали продолжить профильное обучение истории в 11 классе и набрать новый поток учащихся в 10 классе. В этом учебном году сетевое обучение с применением ДОТ по истории на базе ресурсов МБОУ КСОШ №2 и МБОУ Курская СОШ проходит уже в 10 и 11 классах социально-гуманитарного профиля. |
14 | Прожитый год выявил очевидные возможности электронного обучения в реализации ИОС школы: -Равный доступ к учебным материалам ресурсного ОУ всех участников ОП; -Технически разнообразные формы и методы работы; -Получение качественных знаний в ОУ, удаленном от места жительства учащихся (решение проблемы дефицита кадров); -Возможность профильного обучения при отсутствии его в основном ОУ; -Совершенствование профессиональной компетентности педагогов; -Контроль обучаемости учащихся их родителями через АИС «Сетевой город. Образование»; -Возможность объединения всех ресурсов для достижения новых результатов, повышения качества знаний и может быть, возможность «выживания» малокомплектных школ. |
15 | В реализации одного из актуальных направлений развития ИОС - «внедрение электронного обучения и дистанционного обучения», информационно-образовательная среда нашего образовательного учреждения продемонстрировала большие преимущества: ГИБКОСТЬ- школьник решает на каком уровне и какой предмет он может изучать; МОДУЛЬНОСТЬ - можно формировать удобный учебный курс, структурируя под себя учебные модули ; ИНТЕРАКТИВНОСТЬ - возможность обучаться в режиме диалога с учителем и со сверстниками; АСИНХРОННОСТЬ – удобное расписание для учителя и ученика уроков, консультаций; ОТКРЫТОСТЬ – доступ к ресурсам всех участников сетевого взаимодействия; ЭГОЛИТАРНОСТЬ – снимает социальную напряженность, обеспечивая возможность получения качественного образования, независимо от места жительства; РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ – экономическая эффективность (один учитель на сеть ОУ, нет затрат на доставку детей и т.д.). Эти преимущества определили перед нашей школой следующие перспективы: - завершить модель профильного обучения; ведь это замечательно, что сетевое обучение учащихся старших классов будет идти в зачет общего образования; - пополнить методическую базу, накопленным опытом; - расширить сеть образовательных учреждений в рамках нашей модели сетевого обучения; - а это, конечно же, требует расширение ИКТ-компетенции кадрового состава нашей школы. |
16 | Внедрение электронного обучения и ДОТ способствует развитию ИОС МБОУ КСОШ №2. Анализ опыта показывает выполнение цели ИОС нашего ОУ, а точнее, создание ЕДИНОГО информационно-образовательного пространства с целью обеспечения высокой эффективности взаимодействия всех участников образовательного процесса и повышения качества образования. |
!!! Весь материал Методической разработки размещен на внешнем ресурсе: https://cloud.mail.ru/public/4MFe/mk5Ym6Ya3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка "Олимпийцы среди нас!"
Цель мероприятия: популяризация олимпийского движения «СОЧИ-2014 и формирование позитивного отношения детей к проведению XXII зимних Олимпийских игр в г. Сочи.Задачи:расширить информ...
Методическая разработка урока Среды жизни планеты Земля 5 класс
Урок разработан в соответствии с ФГОС. Ориентирован на учебник под ред. Пономаревой И.Н....
Методические рекомендации "Преподавание русского языка как родного, неродного, государственного в учебной и внеучебной деятельности (в том числе в поликультурной среде) с использованием инновационных практик, создание языковой среды"
Методические рекомендации адресованы образовательным организациям, повышающим кадровый потенциал педагогов и специалистов по вопросам преподавания русского языка как родного, неродного, государственно...
Методическая разработка «Информационная среда и нравственное воспитание детей»
Данная методическая разработка рассматривает широкий круг проблем, связанных с различными аспектами воздействия информационно-коммуникационных технологий на сферу нравственного воспитания. В разработк...
Методическая разработка - Герои среди нас
Аннотация.Методическая разработка посвящена работе по гражданско-патриотическому воспитанию детей младшего школьного возраста на примере проявлений человеческого, в частности, детского героизма в обыч...
Методическая разработка урока для 5 класса по теме «Среды обитания организмов . особенности сред обитания организмов».
Урок освоения новых знаний и умений. На уроке предусмотрено использование:Учебник Пасечник В. В., Суматохин С. В., Калинова Г. С. и др. / Под ред. Пасечника В. В. «Просвещение»...
Методическая разработка факультативного занятия курса "Химия окружающей среды". Занятие 3: «Роль окислительно-восстановительных реакций в загрязнении окружающей среды."
В рамках внеурочной деятельности по химии для учеников 8-9 классов проводится факультатив "Химия окружающей среды". Материал его занятий включает интересную информацию о роли различных...