"Роль экскурсий и туристических поездок в воспитании школьников"(из опыта работы)
статья

Шевырева Ирина Владимировна

На педсовете, посвященном внеурочной деятельности я поделилась опытом организации, выбора поездок и экскурсий для школьников среднего и старшего возраста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekskursii.docx131.77 КБ

Предварительный просмотр:

«Роль экскурсий и туристических поездок в воспитании школьников» -(из опыта работы)

При подготовке к экскурсиям учитывается, в первую очередь, возраст детей, а порой школьная программа.

Экскурсии делятся на обучающие и развлекательные, и лучше их чередовать или совмещать, как говорится полезное с приятным.

Оптимально и доступно примерно 2 поездки в год¸ хотя можно и в каждые каникулы и еще в конце учебного года. Как получится.

Расскажу о наших поездках на примере последнего классного руководства.

Почти все экскурсии были предложены родителями.

Первая наша поездка  в 5 классе  была по предложению родителей   в Музей Добра, музей самоваров, город Городец.  

В 5 классе на первом родительском собрании я обычно  предлагаю родителям поездки в театры Н-Н, начиная с кукольного театра. (Сама люблю театр и считаю, что хорошие спектакли  правильно детей воспитывают)

Родители пошли навстречу моему предложению и 5 классе мы побывали в кукольном театре на спектакле « Звездный мальчик». Очень добрый поучительный спектакль с красивыми декорациями. К тому же дети осмотрели  небольшой и уютный театр с прекрасной выставкой кукол.

 Были поездки на турбазу «Сосновый берег»  в 5 и 6 классе вместе с родителями     для отдыха и дальнейшего сплочения коллектива.

 В 6 классе ездили на карамельную фабрику в Н-Н, где посмотрели на процесс производства карамели, послушали рассказ об истории фабрики.

Нас там еще и угостили чаем, на дорогу дали  пакеты с карамелью.

 В 7 классе была экскурсия в музей  «Кварки». ( Музей занимательных наук  )

Это музей с необычными экспонатами, которые можно не только разглядывать, но и трогать, крутить в руках, поворачивать, раздвигать, катать по полу.

С помощью них ребятам рассказывали  как действуют разнообразные физические законы — (в акустике, оптике, механике, термодинамике. )На фото видно, что музей никого не оставил равнодушным.

В 8 классе ездили в Болдино. Уже сложилась такая традиция, что с 8 классом я езжу в Болдино. Это был 3-й  раз. Очень интересная поездка, к тому же дети проходят Пушкина в 8 классе по программе.

На экскурсии  мы  посетили музей, парк, вотчинную контору и некоторые усадебные постройки.

Музей-усадьба отражает жизнь Александра Сергеевича, в период пребывания в Большом Болдино. Экспозиция посвящена его творчеству, которое отмечено невероятным взлетом вдохновения поэта в осенние месяцы 1830 и 1833 гг. В комнатах, в  которых останавливался великий поэт, восстановлены интерьеры, позволяющие здесь  погружаешься в атмосферу  жизни  Пушкина . В доме находится основная экспозиция музея, сохранившая обстановку комнат пушкинских времен. Все вещи, документы и рукописи в музее подлинные. Обстановка кабинета была воспроизведена на документальной основе, а также по рисунку самого поэта

Экспозиция вотчинной конторы показывает жизнь болдинского имения с хозяйственной стороны, мы смогли  увидеть в каких условиях трудились служащие  и крестьяне времен А.С. Пушкина.

Воссозданы барская кухня, баня, людская, каретник, конюшня, амбар. В них размещаются этнографические экспозиции, рассказывающие о жизни усадьбы во времена Пушкиных.

Далее  посещение  музея, который посвящен литературным героям знаменитой повести Белкина, открытому в барском доме усадьбы XIX в. в селе Львовка. Село Львовка с давних пор входило в состав пушкинских владений ( находится в 8 км от Болдино), в этом месте воспроизведены литературные интерьеры по страницам известных повестей («Метель», «Барышня-крестьянка», вторая часть повести «Выстрел»), действие которых протекает в обстановке провинциальных дворянских усадеб.

 В Болдино и Львовке  приятно находиться, очень красивые пейзажи осенью.

В прекрасной роще Лучинник, на «зеленой стоянке», заканчивается экскурсионная программа «Нижний Новгород – Болдинские экскурсии». Здесь мы  набрали чистой родниковой воды, а затем отправитесь в обратную дорогу.

Большое Болдино тесно связано с жизнью и творчеством великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Здесь Пушкин провел три осени, в том числе знаменитую осень 1830 года, когда были созданы его ярчайшие произведения. В Болдино были написаны более тридцати лирических стихотворений, «Маленькие трагедии», «Повести Белкина», «Домик в Коломне», последние главы «Евгения Онегина», «Медный всадник», «Пиковая дама», сказки и много другое.

http://klubok-ok.ru/FOTO/Boldino_foto/Boldino7.JPG

В Большом Болдине сохранилась усадьба отца поэта с домом, где жил и творил А.С.Пушкин, со старинным усадебным парком, прудами, деревянным резным мостиком.

Посещение экспозиции Пушкинских сказок.

По дороге в Болдино проезжали поселок  Шатки. Там находится большой Мемориальный  комплекс. И могила Тани Савичевой.  Детям стоило и  о ней рассказать и о её знаменитом дневнике

При обходе квартир Таню нашли без сознания от истощения и вместе с другими детьми вывезли в Горьковскую область. Однако последствия голода оказались необратимыми, и Таня умерла 1 июля 1944 года в больнице поселка Шатки Горьковской области.

Наверное, все, кто хоть что-то читал про фашистскую блокаду Ленинграда 1941-44 г.г., помнят имя двенадцатилетней девочки Тани Савичевой и её дневник: девять страничек (именно девять, а не восемь, как в Ленинграде!) алфавитной записной книжки, исписанные детским почерком. В первую, самую страшную, блокадную зиму 1941-42 года от голода умерли все Танины родные, и она отмечала это в своём дневнике. На букву «Ж» девочка записала сестру Женю, на букву «Б» — бабушку, на букву «М» — маму. Последние записи: «С» — «Савичевы   «3»

умерли. «У» — Умерли все. «О» — Осталась одна Таня». На самом деле не все Савичевы умерли: остались в живых Михаил, брат Тани, вернувшийся с фронта, и старшая сестра Нина. Именно благодаря Нине мир узнал об этом страшном дневнике.

Сама могила находится чуть дальше и к ней ведёт указатель

В зимние каникулы посетили Гороховец.

 Вот пример развлекательной и познавательной поездки.

На Пужаловой горе  катались на скоростном вагончике, на санках, батуте, ватрушках, качелях.  Пужалова гора – это горнолыжный курорт.(склон в черте города) Один из лучших в России для семейного и детского отдыха.  Гороховец – древний город. Там 3 действующих монастыря, много хорошо сохранившихся купеческих домов, здесь сохранились 8 из 20 существующих в России каменных палат времен Ивана Грозного.

 Но сначала были на экскурсии в здании  бывшего дома купца Сапожникова (Ершова), которое относится к памятникам гражданской архитектуры XVII века. До настоящего времени в залах музея располагаются экспозиции, отражающие быт купечества XVII века, кустарные и отхожие промыслы Гороховецкого уезда конца ХIХ - начала ХХ века.

Здание(я):

    Дом Сапожникова (Ершова) с воротами (палаты XVII века). Представляет собой усадебный дом. В XVII веке он возвышался среди одноэтажных построек, располагаясь на склоне Пужаловой горы в стороне от центральной улицы, от которой он отгорожен высоким забором и дубовыми воротами. Каменные наличники дома украшены резьбой. Дом состоит из нескольких этажей. Все они разделялись по функциям: 1-й этаж был хозяйственным и предназначался для хранения имущества, 2-й - для проведения торжественных мероприятий, 3-й- был жилым, здесь проходила повседневная жизнь семьи. Большинство хозяйственных и жилых помещений сохранилось. С домом Ершова связано множество легенд. Считается, что в подклети по приказу хозяина был вырыт подземный ход, который служил дополнительным средством безопасности. Вел этот подземный ход к реке, к пристаням. Рассказывают много историй о тайниках с золотом и кладах, зарытых купцом.

Ездили в  театр оперы и балета на балет «Щелкунчик». Спасибо  родителям, что они предложили именно  этот спектакль. Очень красивые декорации, музыка, костюмы.

В конце 8 класса  была организована поездка на конеферму около деревни Федурино.   Хорошая  поездка на конец учебного года. Там дети  катались на лошадях, вместе  с родителями играли в лазербол, в разные свои игры. Там есть козы (абсолютно ручные, которые ходили за нами по пятам, попрошайничали), гуси, утки, даже медведь. Есть небольшой пруд, где можно купаться. Стоят  столы на природе для пикника.

 В 9 классе посетили Драмтеатр, смотрели  комедию   «Свадьба Кречинского».

 Окончание 9 класса отметили поездкой на турбазу «Лагуна Юг». Там играли в пейнтбол, волейбол, позанимались на тренажерах, ездили на роликовых коньках, купались.

Большое спасибо родителям, которые все эти поездки организовали.

А также ездили с нами, фотографировали нас, посещали театры и музеи. Хорошо, когда есть инициативная группа - главные помощники классного руководителя.

Для детей совместная поездка - возможность неформального общения с учителями и одноклассниками, объединяющий момент в их жизни.

Школьные экскурсии - это приятный способ не только отвлечься от учебников, но и приобрести новый опыт и яркие впечатления.

Наравне с образовательными целями немаловажную роль играют и воспитательные. За один день экскурсии о ребёнке можно узнать больше, чем за месяцы учёбы в  школе, порой они раскрываются с совершенно неожиданной стороны,  не всегда приятной. Они учатся жить в коллективе, дружить, помогать и поддерживать друг друга, становятся более самостоятельными и ответственными, учатся правилам поведения в обществе.

 Необходимо накануне поездки  настроить детей, рассказать о всех мероприятиях, провести беседу о культуре поведения.

С нынешним 5 классом ездили от турфирмы «Диалог» на телеканал «Волга» и выставку художника Крюкова,  в Мегу в «Кидбург», где можно в игровой форме познакомиться с разными профессиями.

То есть разнообразие экскурсий и поездок очень большое предлагают турфирмы города, только выбирай.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания школьника" (из опыта работы)

Предлагаемая статья была представлена в форме доклада на городском семинаре классных руководителей по заявленной теме. Выступление сопровождалось презентацией....

Духовно-нравственное воспитание школьников (из опыта работы)

Презентация представляет собой обобщение опыта по духовно-нравственному воспитанию учащихся на районном семинаре классных руководителей....

Методы и формы гражданско-патриотического воспитания школьников. Из опыта работы.

Гражданско-патриотическое воспитание является одним из основных системообразующих факторов воспитательной системы нашей школы.Главная цель деятельности учителя, в первую очередь учителя истории, &nda...

Духовно-нравственное воспитание школьников. Из опыта работы

Материалы для выступление на тему "Духовно-нравственное воспитание школьников"...

Роль самодеятельного театра в патриотическом воспитании школьников (из опыта работы школьной театральной студии "Дебют")

Сейчас каждая образовательная организация самостоятельно расставляет акценты и выбирает для себя наиболее приемлемые виды воспитания, исходя из накопленного опыта, традиций, приоритетов. Огромную подд...

Патриотическое воспитание школьников(из опыта работы)

Актуальность темы: 21 век – век компьютеризации, инноваций, новых технологий. Это важно, это современно. Но проблема воспитания остается одной из самых важных проблем на данном этапе времен...

Статья "Роль репертуара хорового коллектива в патриотическом воспитании учащихся (из опыта работы с хором мальчиков "Парус""

Статья написана для научно-практической конференции "образование в сфере искусств и культуры в современном медиапространстве" (к 30 летию школы) г. Орёл 14.04.2022...


 

Комментарии

Титова Мария Ивановна

Как здорово, что у детей есть возможность посещать историко-этнические места своего города или района.Это даёт возможность приобщения детей к культурному наследию своего края.

Антонова  Надежда Николаевна

Замечательный материал.Спасибо.