Игровое проектирование (написание оды на уроке литературы).
статья (11 класс)
Предварительный просмотр:
Игровое проектирование (написание оды на уроке литературы).
Данная разработка будет полезна для учителей русского языка и литературы, преподающих в 9 классе литературу по программе В.Я Коровиной.
Урок литературы в 9 классе «Ода на день восшествия на всероссийский престол Ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Особенности жанра оды.
«Литературу, прозу и поэзию, Ломоносов любил не как развлечение. Он испытывал и исследовал всё, о чём горела душа» . Б.В. Шергин
1. Слова учителя: «Ода – один из любимых жанров М.В. Ломоносова – занимает в его творчестве особое место. Это торжественное стихотворение, посвящённое историческому событию или герою. Ода, по мнению Ломоносова, «должна быть громкой, с использованием гласных О,А, И, Е», эмоциональной, торжественной и убеждающей слушателя «в величии изображаемого». С этой целью используются ораторские приемы речи (обращения, риторические вопросы, высокая церковно-славянская лексика).
Учитель читает отрывок из «Оды на день восшествия..».
2. Вопросы по прочитанному тексту:
- Какие признаки оды сразу можете отметить в отрывке?
- Найдите ораторские приёмы речи, проследите за лексикой оды.
3. Практическая часть.
Как писал и какими приёмами речи пользовался М.В. Ломоносов мы познакомились. Теперь познакомимся с понятием «стилизация».
«Стилизация – это художественное, представляющее собой стилистическое, жанровое или другое подражание чему-либо». (С.И. Ожегов «Толковый словарь русского языка»).
4.Работа в группах.
Учитель предлагает разделиться девятиклассникам на 4 группы. Три группы по 3 человека – группы разработчики оды, «писатели». Одна группа – эксперты-теоретики, «критики».
– «Писателям» предлагается сочинить стилизацию под оду любому школьному предмету (например: Царице Математике, Императору Русскому языку), используя приемы написания оды и основные стилистические черты, ей присущие.
– Группам раздаются инструкции по написанию стилизации под оду.
– «Критики» изучают инструкцию и разрабатывают свои критерии оценивания стилизации (что должно быть в ней, а чего не должно быть). Даётся время на написание оды и критериев, после чего зачитывают оды, которые написали «Писатели», после чего «Критики» зачитывают свои критерии оценивания стилизации и устно оценивают, написанные оды.
5. Вывод.
В конце занятия создается круглый стол, где обсуждаются вопросы, что получилось, а что не получилось, делаются замечания и предложения.
Инструкция по написанию стилизации под оду
Ода есть не что иное как стихотворение, которое написано в честь чего-то. Можно написать оду о человеке, месте, объекте, который обычно определяется через ее название.
1. Вы должны начать с выбора темы для Оды.
Вы можете написать оду о городе, человеке, цветке или даже ручке. После принятия решения по вопросу об оде, остановитесь, чтобы проанализировать все те атрибуты, которые вы будете хвалить в оде. Для этого вы должны сделать список всех атрибутов, которые вы можете употребить в теме Оды.
2. После этого, вам придется рассмотреть, каким образом вашу оду можно использовать в качестве метафоры для иллюстрации конкретной ситуации или проблемы. Затем вы должны создать стихотворение таким образом, чтобы читатели получили подсказку о выводе, который вы собираетесь отстаивать в оде.
3. Следующим шагом является планирование структуры оды, что вы собираетесь написать.
Затем вы должны решить, какое количество строк, будет содержать каждая из строф. После принятия решения о числе строк в каждой строфе, вы должны подумать о количестве строф в оде. Здесь вы должны иметь в виду, что большинство од содержат несколько строф, и типичную схему рифмы в них. Вы также должны определить схему рифм вашей оды.
4. Теперь от процесса планирования, который вы провели, вы должны собрать идеи в определенные фразы и строфы, в оду.
Используйте высокую лексику, риторические вопросы и восклицания, обращения. Найдите время, чтобы сделать несколько изменений и правки, и только тогда вы сможете быть в состоянии написать хорошие стихи.
5. После завершения проекта написания вашей оды, вы должны прочитать ее вслух, чтобы понять является ли поток вашего стихотворения бесшовным и что он имеет смысл. Если вы не слишком довольны размещением отдельных слов и фраз, то вы можете изменить их позиции или, еще лучше заменить их на более подходящие фразы и слова.
Для укрепления вашей оды, Вы можете добавить аллитерации и внутренние рифмы. Это действительно сделает вашу оду хорошей работой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья "Проектирование диалога на уроках литературы"
В статье есть некоторое теоретическое обоснование технологии урока-диалога, а также предлагаю конкретную разработку урока в этой модели. Сама технология была разработана в Школе совместной деятельност...
Творческий отчет по теме «Влияние игрового проектирования урока математики на уровень учебной мотивации школьников в образовательном процессе»
Актуальность темы:В создании на уроке атмосферы, позволяющей каждому ученику занять активную личностную позицию и выразить свою индивидуальность.В формировании опыта работы по применению игровых те...
Игровые и конкурсные задания на уроках литературы
внекалссное чтение, урок, игра...
Написание басни для урока литературы. Басня "Сорока и соловей"
Басня "Сорока и соловей" - главная мысль, важна не внешность, а внутренннее содержание....
Проектирование учебной ситуации на уроке литературы
В статье рассматривается пример построения учебной ситуации на уроке литературы в 6 классе по теме "Железная дорога" Н.А.Некрасова....
Урок литературы в 8 классе "Василий Тёркин - защитник родной страны" (Из электронного методического пособия "Современный урок литературы: проектирование и реализация",2017г.)
Данный урок демонстрирует реализацию системно - деятельностного подхода в урочной деятельности....
Программа 47-ой областной научно-практической конференции учителей русского языка и литературы. "Проектирование и оценка современного урока русского языка и литературы"
Цель проведения: совершенствование профессиональной компетентности учителей по технологиям обучения русскому языку и литературе в условиях современной информационной среды,представление инновационного...