статья "Проектирование диалога на уроках литературы"
статья по литературе по теме
В статье есть некоторое теоретическое обоснование технологии урока-диалога, а также предлагаю конкретную разработку урока в этой модели. Сама технология была разработана в Школе совместной деятельности г. Томска под рукоовдством д.п.н. Г.Н. Прозументовой, к.ф.н. Е.Н. Ковалевской.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблема счастья в романе Л. Толстого «Война и мир»
(На примере развития женских образов)
Цель урока
- исследование проблемы счастья в романе
- Л. Толстого «Война и мир» на примере
- женских судеб: Элен, Наташи Ростовой, Сони
- Марьи Болконской.
- приобщение учащихся к нравственным идеалам
- Толстого – идеалам добра, верности, счастья.
- формирование навыка самостоятельного мышления
- умение выражать и доказывать собственное мнение.
Форма работы – работа в группах
1-я группа - исследователи судьбы Элен, прослеживают её путь.
2-я группа - исследователи судьбы Наташи Ростовой, выстраивают её судьбу.
3-я группа - исследователи судьбы Сони – двоюродной сестры Наташи.
4-я группа - исследователи судьбы Марьи Болконской.
Эпиграф :
- Был ли счастлив ты в жизни земной?
И.А. Бунин
А счастье было так возможно, так близко…
«Евгений Онегин»
На свете счастья нет, но есть покой и воля..
А.С. Пушкин
И много будет странствий и скитаний
Страна любви – великая страна.
И с рыцарей своих для испытаний
Все больше станет спрашивать она:
Потребует разлук и расстояний,
Лишит покоя, отдыха и сна…
В. Высоцкий
Ход урока
- Вступительное слово учителя.
Вопрос о счастье — это вопрос не праздный. Наверное нет на свете человека, который не задумывался бы об это. Но выпадает оно не каждому, почему? Как решает проблему счастья сам Л.Н. Толстой?
В романе «Война и мир» рассказывается о многих героинях, многие женские судьбы проходят перед глазами читателей. Более пристальное внимание Толстой уделяет судьбам следующих героинь: Элен, Наташи Ростовой, Сони и Марьи Болконской.
Проследим и мы, как складывались их судьбы и кому выпало счастье.
- Представление каждой группой учащихся своей героини – словесная характеристика, данная Толстым (<Приложение1.doc>) и портреты: Княжна Марья Болконская(<Рисунок1>, <Рисунок2>, <Рисунок3>), Наташа Ростова (<Рисунок 4>, <Рисунок5>, <Рисунок6>), Соня (<Рисунок7>, <Рисунок8>, <Рисунок9>) и Элен (<Рисунок10>, <Рисунок11>, <Рисунок12>, <Рисунок13>).
- Краткий рассказ учащихся о судьбе героини (<Приложение2>).
- Выполнение заданий в группах на каждое задание – 3 минуты, затем – решение задания и аргументация мнения.
- Составление выводов по исследованию (таблица).
- Подведение итогов.
Задания
1. Дайте портрет вашей героини, как её описывает автор?
2. Проследите, о ком из героинь Толстой написал следующее:
- «заливалась своим звонким смехом», «расхохоталась так звонко и громко, что все, даже чопорная гостья, против воли, засмеялась».
- «притворная улыбка», «улыбка её не могла ни на мгновенье обмануть никого»
- «неизменяющаяся улыбка вполне красивой женщины».
- «с грустным и испуганным выражением, которое редко покидало её».
3. С какой героиней вы могли бы соотнести следующие строки из стихов Ахматовой:
- Я с тобой, мой ангел, не лукавил, Как же вышло так, что я тебя оставил?
- Как я люблю, как любила глядеть я На закованные берега…
- Нам встречи нет, и нет разлуки…
- Я знаю, ты моя награда За годы боли и труда, За то, что я земным отрадам Не предавалась никогда.
- Словно ангел, возмутивший воду, Ты взглянул тогда в моё лицо, Возвратил и силу и свободу…
4. Выберете для героини соответствующие её образу определения:
Ум, преданность, высокомерие, доброта, жадность, хитрость, простота, лицемерие, искренность, любовь к людям, эгоизм, красота, беспринципность, тщеславие, скромность, милосердие, бескорыстие, совесть, патриотизм, верность, религиозность, самоотверженность.
5. Кому из героинь принадлежат следующие слова:
- « Если Всемогущему угодно будет наложить на меня обязанности супруги и матери, я буду стараться исполнять их так верно, как могу».
- «Я могу говорить и смело скажу, что редкая та жена, которая с таким мужем не взяла бы себе любовников, а я этого не сделала».
- «Ну, не выйду замуж, так пускай ездит, и ему весело, и мне весело..В вас были так влюблены? И очень мил, очень, очень мил! Только он не совсем в моем вкусе – он узкий такой, как часы столовые…»
- «И надо было ему нарочно, когда мы здесь приехать в Петербург. И надо нам было встретиться на этом бале. Ясно, что это судьба, что все велось к этому. Ещё тогда, как только я его увидала, я почувствовала что-то особенное».
- «думала о том, какая громадная разница была между ей и её другом и как невозможно было ей хоть насколько-нибудь быть столь обворожительной , как её кузина.»
6. В чем видят своё счастье героини Л.Толстого?
- в приобретении богатства
- в увеселениях и светских вечерах
- в браке
- в семье и воспитании детей
- в помощи родным и близким
7. Сумели героини Толстого достичь желаемого? Как сложилась их судьба? Можно ли считать их счастливыми?
8. В чем, по мнению Толстого, заключается настоящее счастье?
9. Почему счастье приходит не к каждой из них?
- это случайное стечение обстоятельств
- это прихоть автора
- это закономерность, счастья нет у тех, кто его не достоин
- другая версия
10. Согласны ли вы с выбором Толстого?
Завершается работа составлением таблицы
(учащиеся доказывают, что выбранная черта характера свойственна той или иной героине)
Элен | Наташа | Соня | Мари |
В чем видят счастье героини? | |||
В приобретении богатства. В увеселениях, светских вечерах. | В помощи родным и близким. | В браке с Николаем Ростовым | В браке. В помощи родным и близким. В воспитании детей. |
Какие качества соответствуют каждой из героинь? | |||
высокомерие хитрость жадность лицемерие эгоизм красота тщеславие беспринципность | доброта простота любовь к людям искренность милосердие патриотизм совесть бескорыстие самоотверженность | хитрость эгоизм красота | ум преданность простота искренность скромность милосердие совестливость религиозность верность |
Выводы:
Женские образы в романе «Война и мир» позволяют Толстому ещё раз поставить главный вопрос: что хорошо, а что дурно? – и утвердить свои нравственные идеалы – идеалы добра, правды, справедливости и счастья.
По мнению Толстого, счастья достойны лишь те, кто добр и искренен, кто несет в себе любовь и радость, тот, чьё сердце бьется для всех.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МАСТЕР-КЛАСС: ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ УЧЕБНОГО ДИАЛОГА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХ ПО РОМАНУ Б.Л. ПАСТЕРНАКА «ДОКТОР ЖИВАГО»
МАСТЕР-КЛАСС: ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ УЧЕБНОГО ДИАЛОГА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХПО РОМАНУ Б.Л. ПАСТЕРНАКА «ДОКТОР ЖИВАГО»...
Технология проблемного диалога на уроке литературы в 7 классе
Урок литературы в 7-ом классе Тема урока: Рассказ Антона Чехова “Хамелеон”. “Говорящие фамилии” как средство юмористической характеристики. Цель урока: закрепление понятий юмор, сатира, сюжет; ...
Отчет по теме самообразования «Эвристический диалог на уроках литературы как средство самореализации учащихся»
"Эвристический диалог на уроках литературы как средство самореализации учащихся" актуальная тема для самообразования...
Методы и приёмы технологии учебного диалога на уроке литературы
Статья освещает значение и содержание технологии учебного диалога на уроках литературы в современных условиях. Автор перечисляет этапы урока-диалога, методы технологии учебного диалога, подробно освещ...
Технология проблемного диалога на уроках литературы
Данная технология применяется учителем на уроках литературы...
Формирование коммуникативных умений посредством технологии проблемного диалога на уроках литературы (статья)
Работа по ФГОС...
Методическая разработка "Урок Победы". Урок литературы в 7 классе по теме: "Интервью с ветераном Великой Отечественной войны. Диалог поколений".
Цель урока: создать условия для выявления правил подготовки и моделирования интервью с ветераном Великой Отечественной войны; донести до сознания обучающихся мысль о масштабности и значении предстояще...