статья "Проектирование диалога на уроках литературы"
статья по литературе по теме
В статье есть некоторое теоретическое обоснование технологии урока-диалога, а также предлагаю конкретную разработку урока в этой модели. Сама технология была разработана в Школе совместной деятельности г. Томска под рукоовдством д.п.н. Г.Н. Прозументовой, к.ф.н. Е.Н. Ковалевской.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблема счастья в романе Л. Толстого «Война и мир»
(На примере развития женских образов)
Цель урока
- исследование проблемы счастья в романе
- Л. Толстого «Война и мир» на примере
- женских судеб: Элен, Наташи Ростовой, Сони
- Марьи Болконской.
- приобщение учащихся к нравственным идеалам
- Толстого – идеалам добра, верности, счастья.
- формирование навыка самостоятельного мышления
- умение выражать и доказывать собственное мнение.
Форма работы – работа в группах
1-я группа - исследователи судьбы Элен, прослеживают её путь.
2-я группа - исследователи судьбы Наташи Ростовой, выстраивают её судьбу.
3-я группа - исследователи судьбы Сони – двоюродной сестры Наташи.
4-я группа - исследователи судьбы Марьи Болконской.
Эпиграф :
- Был ли счастлив ты в жизни земной?
И.А. Бунин
А счастье было так возможно, так близко…
«Евгений Онегин»
На свете счастья нет, но есть покой и воля..
А.С. Пушкин
И много будет странствий и скитаний
Страна любви – великая страна.
И с рыцарей своих для испытаний
Все больше станет спрашивать она:
Потребует разлук и расстояний,
Лишит покоя, отдыха и сна…
В. Высоцкий
Ход урока
- Вступительное слово учителя.
Вопрос о счастье — это вопрос не праздный. Наверное нет на свете человека, который не задумывался бы об это. Но выпадает оно не каждому, почему? Как решает проблему счастья сам Л.Н. Толстой?
В романе «Война и мир» рассказывается о многих героинях, многие женские судьбы проходят перед глазами читателей. Более пристальное внимание Толстой уделяет судьбам следующих героинь: Элен, Наташи Ростовой, Сони и Марьи Болконской.
Проследим и мы, как складывались их судьбы и кому выпало счастье.
- Представление каждой группой учащихся своей героини – словесная характеристика, данная Толстым (<Приложение1.doc>) и портреты: Княжна Марья Болконская(<Рисунок1>, <Рисунок2>, <Рисунок3>), Наташа Ростова (<Рисунок 4>, <Рисунок5>, <Рисунок6>), Соня (<Рисунок7>, <Рисунок8>, <Рисунок9>) и Элен (<Рисунок10>, <Рисунок11>, <Рисунок12>, <Рисунок13>).
- Краткий рассказ учащихся о судьбе героини (<Приложение2>).
- Выполнение заданий в группах на каждое задание – 3 минуты, затем – решение задания и аргументация мнения.
- Составление выводов по исследованию (таблица).
- Подведение итогов.
Задания
1. Дайте портрет вашей героини, как её описывает автор?
2. Проследите, о ком из героинь Толстой написал следующее:
- «заливалась своим звонким смехом», «расхохоталась так звонко и громко, что все, даже чопорная гостья, против воли, засмеялась».
- «притворная улыбка», «улыбка её не могла ни на мгновенье обмануть никого»
- «неизменяющаяся улыбка вполне красивой женщины».
- «с грустным и испуганным выражением, которое редко покидало её».
3. С какой героиней вы могли бы соотнести следующие строки из стихов Ахматовой:
- Я с тобой, мой ангел, не лукавил, Как же вышло так, что я тебя оставил?
- Как я люблю, как любила глядеть я На закованные берега…
- Нам встречи нет, и нет разлуки…
- Я знаю, ты моя награда За годы боли и труда, За то, что я земным отрадам Не предавалась никогда.
- Словно ангел, возмутивший воду, Ты взглянул тогда в моё лицо, Возвратил и силу и свободу…
4. Выберете для героини соответствующие её образу определения:
Ум, преданность, высокомерие, доброта, жадность, хитрость, простота, лицемерие, искренность, любовь к людям, эгоизм, красота, беспринципность, тщеславие, скромность, милосердие, бескорыстие, совесть, патриотизм, верность, религиозность, самоотверженность.
5. Кому из героинь принадлежат следующие слова:
- « Если Всемогущему угодно будет наложить на меня обязанности супруги и матери, я буду стараться исполнять их так верно, как могу».
- «Я могу говорить и смело скажу, что редкая та жена, которая с таким мужем не взяла бы себе любовников, а я этого не сделала».
- «Ну, не выйду замуж, так пускай ездит, и ему весело, и мне весело..В вас были так влюблены? И очень мил, очень, очень мил! Только он не совсем в моем вкусе – он узкий такой, как часы столовые…»
- «И надо было ему нарочно, когда мы здесь приехать в Петербург. И надо нам было встретиться на этом бале. Ясно, что это судьба, что все велось к этому. Ещё тогда, как только я его увидала, я почувствовала что-то особенное».
- «думала о том, какая громадная разница была между ей и её другом и как невозможно было ей хоть насколько-нибудь быть столь обворожительной , как её кузина.»
6. В чем видят своё счастье героини Л.Толстого?
- в приобретении богатства
- в увеселениях и светских вечерах
- в браке
- в семье и воспитании детей
- в помощи родным и близким
7. Сумели героини Толстого достичь желаемого? Как сложилась их судьба? Можно ли считать их счастливыми?
8. В чем, по мнению Толстого, заключается настоящее счастье?
9. Почему счастье приходит не к каждой из них?
- это случайное стечение обстоятельств
- это прихоть автора
- это закономерность, счастья нет у тех, кто его не достоин
- другая версия
10. Согласны ли вы с выбором Толстого?
Завершается работа составлением таблицы
(учащиеся доказывают, что выбранная черта характера свойственна той или иной героине)
Элен | Наташа | Соня | Мари |
В чем видят счастье героини? | |||
В приобретении богатства. В увеселениях, светских вечерах. | В помощи родным и близким. | В браке с Николаем Ростовым | В браке. В помощи родным и близким. В воспитании детей. |
Какие качества соответствуют каждой из героинь? | |||
высокомерие хитрость жадность лицемерие эгоизм красота тщеславие беспринципность | доброта простота любовь к людям искренность милосердие патриотизм совесть бескорыстие самоотверженность | хитрость эгоизм красота | ум преданность простота искренность скромность милосердие совестливость религиозность верность |
Выводы:
Женские образы в романе «Война и мир» позволяют Толстому ещё раз поставить главный вопрос: что хорошо, а что дурно? – и утвердить свои нравственные идеалы – идеалы добра, правды, справедливости и счастья.
По мнению Толстого, счастья достойны лишь те, кто добр и искренен, кто несет в себе любовь и радость, тот, чьё сердце бьется для всех.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/03/picture-136657-1351945470.jpg)
МАСТЕР-КЛАСС: ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ УЧЕБНОГО ДИАЛОГА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХ ПО РОМАНУ Б.Л. ПАСТЕРНАКА «ДОКТОР ЖИВАГО»
МАСТЕР-КЛАСС: ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ УЧЕБНОГО ДИАЛОГА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХПО РОМАНУ Б.Л. ПАСТЕРНАКА «ДОКТОР ЖИВАГО»...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/20/picture-212687-1363792678.jpg)
Технология проблемного диалога на уроке литературы в 7 классе
Урок литературы в 7-ом классе Тема урока: Рассказ Антона Чехова “Хамелеон”. “Говорящие фамилии” как средство юмористической характеристики. Цель урока: закрепление понятий юмор, сатира, сюжет; ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/07/picture-260374-1570461528.jpg)
Отчет по теме самообразования «Эвристический диалог на уроках литературы как средство самореализации учащихся»
"Эвристический диалог на уроках литературы как средство самореализации учащихся" актуальная тема для самообразования...
![](/sites/default/files/pictures/2016/07/10/picture-800186-1468149184.jpg)
Методы и приёмы технологии учебного диалога на уроке литературы
Статья освещает значение и содержание технологии учебного диалога на уроках литературы в современных условиях. Автор перечисляет этапы урока-диалога, методы технологии учебного диалога, подробно освещ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/02/picture-871959-1483368542.jpg)
Технология проблемного диалога на уроках литературы
Данная технология применяется учителем на уроках литературы...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/01/picture-967206-1509529176.jpg)
Формирование коммуникативных умений посредством технологии проблемного диалога на уроках литературы (статья)
Работа по ФГОС...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/07/picture-457953-1610037737.jpg)
Методическая разработка "Урок Победы". Урок литературы в 7 классе по теме: "Интервью с ветераном Великой Отечественной войны. Диалог поколений".
Цель урока: создать условия для выявления правил подготовки и моделирования интервью с ветераном Великой Отечественной войны; донести до сознания обучающихся мысль о масштабности и значении предстояще...