Инновационные подходы к профильному обучению в основной школе.
статья
В выступлении рассматриваются основные подходы к профильному образованию в основной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsionnye_podhody_k_profilnomu_obucheniyu_v_osnovnoy_shkole._2018.doc | 74 КБ |
Предварительный просмотр:
Инновационные подходы к профильному обучению в основной школе.
Выступление на педагогическом совете МБОУ «Лицей №4»
2018 год
Целью профильного обучения является повышение качества образовательной системы, решение одной из жизненно важных проблем-обоснованного выбора будущего профессионального образования, самореализация выпускника в его профессиональной деятельности..
Важно отметить, что профильное обучение направлено на самореализацию обучающихся, их саморазвитию, адаптации, самовоспитанию, подготовке к решению жизненно важных проблем.
К числу инноваций в профильном обучении следует отнести обеспечение гибкости профиля. Это означает, что, первоначальный выбор профиля не может быть окончательным, а может подвергаться корректировке, изменениям и дополнениям. В нашем лицее естественно-научное направление не является профильным, но учащиеся часто выбирают химию и биологию в качестве экзаменов в 9 и 11 классе и как направление своей будущей профессии. Например, если это медицина, ветеринария, факультет физического воспитания и некоторые другие.
Поэтому элементы профилизации , на мой взгляд, необходимо осуществлять и в этом направлении.
Реализация в предпрофильных классах элективных курсов преследует своей целью подготовку учащегося к ситуациям выбора направления дальнейшего образования. Они могут рассматриваться и как инструмент внутрипрофильной дифференциации и как средство компенсации профильной однонаправленности; как курсы, способствующие расширению мировоззренческих представлений учащихся.
К курсам подобного вида относится скорректированный и адаптированный мной элективный курс «Биологический практикум» «Организм единое целое», «Основы генетики» для 9 класса, Содержание этих курсов подразумевает углубление или расширение отдельных тем. Курсы данного типа не являются ознакомительными и продолжительность каждого из них не превышает одного полугодия (обычно 17 часов) это позволяет каждому ученику класса освоить за год до 4-х подобных курсов.
Цели курсов: формирование естественнонаучных умений и навыков, расширение интереса учащихся к биологии как для последующего выбора естественнонаучного профиля обучения, так и для расширения собственного кругозора.
В процессе реализации программы учащиеся учатся самостоятельно проводить эксперименты, самостоятельные работы с натуральными объектами, учатся решать генетические, цитологические и экологические задачи повышенной сложности.
Элективные курсы посещают обучающиеся, решившие сдавать биологию в качестве итоговой аттестации.
Занятия проводились в форме лабораторных и практических работ, использовалось мультимедийное пособие «Биологический практикум», с помощью которого на компьютере осуществлялось закрепление и контроль знаний.
Проектный метод входит в жизнь как требование времени, своего рода ответ системы образования на социальный заказ государства и родительской общественности. Метод проектов - один из интерактивных методов современного обучения. Он является составной частью учебного процесса. Практика использования метода проектов показывает что “вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее”.
Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентироваться, поскольку только таким образом можно отслеживать их эффективность, сбои, необходимость своевременной коррекции. Характер этой оценки в большой степени зависит как от типа проекта, так и от темы проекты (его содержания), условий проведения. Если это исследовательский проект, то он с неизбежностью включает этапность проведения, причем успех всего проекта во многом зависит от правильно организованной работы на отдельных этапах. Учащиеся, занимающиеся проектной деятельность показывают высокие результаты, выступая и защищают их не только на школьном и муниципальном уровне, но так же являются призерами региональных конференций и призером олимпиады по экологии на региональном уровне, где одним из этапов является защита проектной исследовательской работы.
Современный человек окружен таким количеством информации, которое он не в состоянии перерабатывать и использовать для развития общества без помощи новых информационных технологий. Информационные технологии дают уникальную возможность развиваться не только ученику, но и учителю. Развитие и решение информационного пространства детей и подростков, побуждает учителя заниматься вместе с учениками, осваивать новые информационные технологии.
Сейчас всем понятно, что компьютер не сможет заменить живого учителя. Зато может облегчить его труд, заинтересовать детей, обеспечить более наглядное, совершенно новое восприятия материала.
В 2017 году я прошла обучение на курсах по теме «Использование информационных технологий в обучении биологии в условиях реализации ФГОС ООО», «Современные Web технологии» и в настоящее время в своей деятельности широко использую данные технологии: презентации к урокам, тесты, анимированные таблицы, кроссворды – вот неполный перечень использования компьютера на уроках биологии.
Биология – это наука экспериментальная, но проведение экспериментов и практических работ в условиях нашей школы не всегда возможно. Поэтому большое значение приобретают мультимедийные пособия, такие как лабораторный практикум, где проводятся виртуальные практические и лабораторные работы и сразу идет закрепление и проверка усвоения изученного материала. Данное пособие мною широко применяется для проведения элективного курса по выбору «Биологический практикум».
В настоящее время существует большой выбор электронных пособий, энциклопедий и справочников, которые можно использовать в качестве дополнительной литературы или как иллюстративный материал на уроке, на занятиях экологического кружка, для проведения элективных курсов. В своей деятельности я использую СД –диски: электронные уроки и тесты по биологии растений, грибов, животных, тестовые комплексы для поступающих в ВУЗы, мультимедийное пособия по анатомии и физиологии человека, «1С: Репетитор «Биология» и «Экология».
Другой тип компьютерных услуг – доступ к ресурсам Интернет, которые мы используем для разработки виртуальных экскурсий по музеям и ботаническим садам. Огромное количество информации о новых открытиях в области биологии содержится на различных Интернет – сайтах и может быть использовано на уроках, как учителем, так и детьми.
Использование компьютера, как наглядного электронного пособия, позволяет дополнить «сухой» рассказ учителя красочными иллюстрациями, анимированными таблицами, что позволяет наполнить урок не только содержанием, но и активизировать деятельность ребенка, через эмоционально чувственное восприятие, а следовательно, добиться лучшего запоминания и усвоения необходимой информации.
Предложение
Создать банк современных технологий и продолжать системное обучение педагогов новым методикам и технологиям, делая упор на индивидуальное обучение, проектное и компьютерные программы обучения, обсудить тематику элективных курсов с учетом общественного запроса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационные подходы к проблемному обучению на уроках географии
В наше время особое значение приобретает умение учащихся решать проблемы. Проблемное обучение позволяет школьникам учиться решать их на уроках.В данной публикации рассматривается возможность применени...
ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ
Современная школа должна выпускать в мир образованного , творчески развитого, умеющего адаптироваться к условиям быстро меняющегося мира. Если раньше ученики получали от учителя готовые знания, сейчас...
Творческая направленность личности руководителя как условие инновационного подхода к организации образовательного процесса в школе
В условиях перехода к новым образовательным стандартам инновациолнная деятельностьв педагогических коллективах должна создавать предпосылки не только для распространения...
Статья на сайте "Коллеги.kz" "Инновационные подходы к организации обучения игре на фортепиано в младших классах в условиях гимназии"
В КГУ «Гимназия №21» ведётся подготовка учащихся игре на разных инструментах, в том числе на фортепиано, в рамках гуманитарно-эстестического направления работы гимназии. В Учебном плане шк...
Технологический подход в профильном обучении
В современной школе основной целью является создание системы обучения, которая удовлетворяла бы образовательные потребности каждого обучающегося в соответствии с его индивидуальными возможностями, скл...
«Переход из начальной школы в основную - готовность обучающихся 5 класса к обучению в основной школе I,II вида»
Информирует об изменении индивидуальных способностей и склонностях детей, социальной ситуации развития при переходе детей в среднее звено школы....
Малый педагогический совет МАОУ СОШ№7 по теме: "Инновационные подходы в профильном обучении".
9 февраля 2017 года состоялся малый педагогический совет школы по теме "Инновационные подходы в профильном обучении". Открывая педсовет, завуч по УВР Останинина Н.А. отметила, чт...