Инновационные подходы к проблемному обучению на уроках географии
методическая разработка по географии (8 класс) по теме
В наше время особое значение приобретает умение учащихся решать проблемы. Проблемное обучение позволяет школьникам учиться решать их на уроках.В данной публикации рассматривается возможность применения проблемного обучения при изучении темы "Россияне" в курсе "География России".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovacionnye_podhody_k_problemnomu_obucheniyu_na_urokah_geografii.docx | 16.78 КБ |
Предварительный просмотр:
«МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА»
Фатьянова Валентина Александровна, МОУ СОШ № 185 с углубленным изучением отдельных предметов город Нижний Новгород, учитель географии, vfatyanova@mail.ru +79027825038
ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМНОМУ ОБУЧЕНИЮ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
В настоящее время все инновации в системе образования в целом связаны с ее обновлением.
Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам.
2010/11 учебный год проходил в условиях обсуждения и принятия Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), который отражает смену ценностных установок образования — от освоения предметов к развитию личности. В этих условиях особое значение приобретает способность учителя осваивать новые технологии. Одна из них – технология проблемного обучения.
Цель моей работы: выявление и изучение наиболее эффективных способов применения элементов проблемно- поисковой технологии обучения на уроках, обобщение и систематизация личного опыта по использованию данной технологии .
Жизнь постоянно ставит перед человеком различные проблемы. Умение искать и находить пути решения возникающих проблем – одно из качеств успешной личности. Проблемное обучение способствует развитию самостоятельности и активности школьников, что, в свою очередь, позволит им стать конкурентоспособными во взрослой жизни. Постоянное создание на уроке проблемных ситуаций при изучении новой темы приводит к тому, что ученик не “пасует” перед проблемами, а стремится их разрешить. Таким образом, формируется творческая личность, умеющая искать и находить решения в различных проблемных ситуациях, систематизировать и накапливать знания, способная к саморазвитию .
Умение решать проблемы является важнейшей ключевой компетенцией, необходимой человеку в любой сфере его деятельности и повседневной жизни.
Кредо моей работы-
Плохой учитель преподносит истину,
хороший - учит ее находить.
Доводы, до которых человек додумывается сам, убеждают его больше, чем те, что пришли в голову другим.
Проблемное обучение - это обучение, при котором знания не сообщаются в готовом виде. Ученик при этом совершает субъективное открытие. Моделью организации учебного процесса является обучение через открытие. Формы организации учебного пространства – групповое и межгрупповое. При этом учащиеся развивают коммуникативные умения. А это качество является одним из приоритетных в числе требований к выпускнику.
Покажу на конкретном примере, как я применяю проблемную технологию при изучении темы «Россияне» в курсе географии 8 класса.
Урок «Воспроизводство населения».
Перед уроком даю опережающее задание провести социологическое исследование в семье на предмет количества детей у прабабушек, бабушек, родителей. Его результатом может стать следующий график.
Учащиеся делают вывод о сокращении количества детей в семьях. На уроке спрашиваю учащихся: к каким последствиям это может привести? – К вымиранию нации, отвечают они и формулируют проблемный вопрос: Грозит ли вымирание россиянам? Да, отвечают одни. Нет, нас много, возражают другие. Чтобы решить проблемный вопрос, предлагаю погрузиться в проблему, изучив новую тему.
Учащиеся работают с учебником, составляют таблицу сравнения традиционного и современного типов воспроизводства, выбирая самостоятельно признаки сравнения, анализируют график рождаемости и смертности в России.
Приобретя необходимые знания, учащиеся в группах на новом уровне решают проблемный вопрос. Итоговым продуктом становится следующая таблица.
Да, ситуация в стране катастрофическая, утверждают одни. Нет, материнский капитал уже начал «давать свои плоды». В декабре 2009 года впервые за последние десятилетия рождаемость превысила смертность, - возражают другие. В результате обсуждения пришли к выводу: чтобы решить проблему вымирания россиян, нужно повернуться лицом к семье, возродить семейные ценности. Надо отметить, что в нашей школе работает материнская школа.
Моя учительская задача заключается в том, чтобы найти ответы на волнующие учеников вопросы, общечеловеческие проблемы сделать для них значимыми.
Урок «Россияне на рынке труда».
Вначале урока пытаюсь вызвать интерес, удивление, создавая, таким образом, мотив деятельности.
Пушкин в известной сказке говорил:
Пошел поп по базару
Посмотреть кое-какого товару.
Навстречу ему Балда,
Идет, сам не зная куда.
Вот так и встретились у Пушкина продавец покупатель. Поп говорит:
Нужен мне работник:
Повар, конюх, плотник.
На современном языке это может звучать примерно так: нужен профессионал широкого профиля. Предлагаю сформулировать определение этого понятия и задаю проблемный вопрос: как стать конкурентно способным на рынке труда? Как разрешить противоречие между желанием работать и отсутствием работы? Учащиеся имеют житейские представления о рынке труда, безработице. Но решить проблему пока не могут. Вновь используем метод погружения, изучаем новый материал.
Используя учебник, ученики определяют основные понятия темы, совершают небольшие исследования в группах, проведя рейтинг наиболее востребованных профессий. Результаты представляют в виде круговой диаграммы.
Итоговым продуктом групповой деятельности является определение качеств, необходимых для того, чтобы стать конкурентно способным на рынке труда или, как мы их определили, условий жизненного успеха. Вот они.
Учащиеся приходят к выводу, что уже сейчас необходимо развивать у себя эти качества.
Реальная проблема имеет 2 признака: она личностно значима для учащихся и требует действий, направленных на ее поиск. Что мы здесь и имеем.
Результативность моего опыта можно проследить по следующим показателям:
-Возросло качество знаний по предмету;
-Возрос интерес к предмету, о чем свидетельствует участие детей в различных географических конкурсах, победы в районных олимпиадах.
- Наличие у ученика положительного мотива к деятельности в проблемной ситуации (Хочу разобраться, хочу попробовать свои силы, хочу убедиться смогу ли разрешить ситуацию), о чем свидетельствуют данные анкетирования.
-Вырос уровень научных и исследовательских работ по предмету, о чем свидетельствуют призовые места в районных и городских конференциях НОУ.
Продвижение учащихся в развитии убедили меня в правильности выбора. «Мыслящий человек – есть мера всему, - писал Вернадский. Восточная же мудрость гласит: Расскажи мне и я забуду. Покажи мне и я запомню. Дай мне попробовать и я научусь. Дать попробовать учиться самостоятельно, вести детей по пути открытия и дала мне возможность технология проблемного обучения. Убеждена: за этой инновационной технологией – будущее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад проблемное обучение на уроках географии
При проблемном обучении деятельность учителя состоит в том, что он, довел в необходимых случаях объяснение содержания наиболее сложных понятий, систематически создает проблемные ситуации, сообщает уча...
Использование проблемного обучения на уроках географии в 6 классе
Проблемное обучение как метод развивающего обучения в 6-ом классе при системном подходе даёт стойко хорошие результаты....
Технология проблемного обучения на уроках географии.
Одной из важнейших задач педагогической науки является активизация учебного процесса. Цель образовательного процесса сегодня - научить школьников самостоятельно приобретать новые знания, развивать уме...
Применение технологии проблемного обучения на уроках географии.
В данном учебном материале размещён план открытого урока по географии в 10 классе по теме "Соединённые Штаты Америки. ЭГП. Население", в котором используются технологии проблемного обучения....
Мастер класс"Проблемное обучение на уроках географии"
Этапы проблемного обучения...
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ.
Сущность проблемного подхода состоит в том, что в ходе изучения нового материала и последующего его закрепления предлагаются задания, выполнение которых имеет своей целью закрепить у учащихся умения и...
Проблемное обучение на уроках географии. План конспект урока "Климат России" с презентацией
В данном материале используется технология проблемного обучения. На заключительном уроке по теме "Климат России ребята получают письмо, где к ним обращается администрация села в помощи дать харак...