Статья "Условия для саморазвития школьников"
статья

Шмелева Инна Витальевна
  1. Школьники должны не просто усваивать учебный материал. На первом месте для учителя должен стоять вопрос, зачем это нужно, что даст им это знание? Как оно может повлиять на личность ученика: что изменится в нем, как оно может благодаря этому знанию улучшить себя, а также влиять на окружающий мир, обеспечить его сохранение и одновременно развитие? Как уже на данном этапе максимально включить ученика в решение реальных жизненных проблем, и тем самым уже на этапе обучения дать ему возможность быть созидателем, а не только потребителем. Личностная значимость каждого изучаемого учебного предмета становится фактором, объединяющим в себе воспитание и обучение как взаимосвязанные компоненты образования, его приоритеты. И тогда слова «образование должно делать человека и мир лучше, способствовать их гармоничному развитию» не будут для нас  пустыми словами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_usloviya_dlya_samorazvitiya_shkolnikov.docx35.83 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Школьники должны не просто усваивать учебный материал. На первом месте для учителя должен стоять вопрос, зачем это нужно, что даст им это знание? Как оно может повлиять на личность ученика: что изменится в нем, как оно может благодаря этому знанию улучшить себя, а также влиять на окружающий мир, обеспечить его сохранение и одновременно развитие? Как уже на данном этапе максимально включить ученика в решение реальных жизненных проблем, и тем самым уже на этапе обучения дать ему возможность быть созидателем, а не только потребителем. .          Личностная значимость каждого изучаемого учебного предмета становится фактором, объединяющим в себе воспитание и обучение как взаимосвязанные компоненты образования, его приоритеты. И тогда слова «образование должно делать человека и мир лучше, способствовать их гармоничному развитию» не будут для нас  пустыми словами.

  1. Личностная значимость каждого изучаемого учебного предмета становится фактором, объединяющим в себе воспитание  и обучение как взаимосвязанные компоненты образования, его приоритеты. Образование должно делать человека и мир лучше, способствовать их гармоничному развитию.

  1. Несомненно, личностная значимость таких предметов, как русский язык, алгебра, биология, история, физика и т.д. для школьников неравнозначна. Высокие показатели заинтересованности предметом,  хорошие показатели качества знаний свидетельствуют о личностной значимости изучаемого предмета для развития личности. Это выражается в том, что благодаря изучаемому материалу ученик начинает лучше понимать окружающий мир, происходящее в мире события и явления, лучше разбираться в людях  и самом себе, строить отношения с окружающими. Школьник чувствует себя на занятиях в безопасности, спокойно и непринужденно. Он свободно может высказать свое мнение  о происходящем на уроке и задать учителю интересующий вопрос. Учитель всегда оказывает необходимую помощь. Ученик имеет возможность проявить свои способности.           Низкие результаты свидетельствуют о том, что изучаемый предмет не воспринимается учеником как значимый в плане личностного развития или этот вклад признается незначительным. От школьника требуется лишь знание учебного материала, учителя не интересует его мнение и отношение к изучаемому материалу. По мнению ученика, содержание предмета оторвано от реальности, от проблем, с которыми ему приходится сталкиваться в жизни. Изучаемый предмет школьнику не интересен, он не видит смысла в его изучении, ученик не имеет возможности общаться со своими товарищами на уроке.

  1. Создание психолого-педагогических условий на каждом этапе обучения в школе будет способствовать активизации процесса самоизменения, саморазвития личности школьника. Как обеспечить эффективность процесса активизации саморазвития личности, чтобы человек сам развивал себя, а педагог лишь создавал условия для образования личности?

  1. Преподавание учебных предметов только тогда будет способствовать развитию личности ученика, когда будут учитываться интересы и склонности школьников, создаваться условия для проявления их способностей, когда ребята будут привлекаться к совместной коллективной, творческой деятельности и понимать важность и значимость изучаемого предмета для своей дальнейшей жизни.

  1. Зачем ученику быть заинтересованным сразу несколькими предметами, если ему для поступления в институт нужна, допустим, только история? Но в нашем нестабильном мире развитым разносторонне быть просто безопаснее и спокойнее. Генри Форд говорил, что если захочет погубить конкурентов, то даст им побольше узких специалистов. И это объяснимо, ведь узкий специалист – это человек, который не способен творчески мыслить, лишен широкого взгляда, методологической гибкости. Он обречен на исполнительство. На данном этапе развития общества назрела потребность в широко образованных людях, стремящихся к творческому саморазвитию.

  1. Творческая активность составляет предпосылку и условие саморазвития учащегося, открытия им самого себя. В основе развития творческой активности лежит познавательная потребность, последовательно усложняющаяся и качественно меняющаяся с возрастом. Развитие познавательной потребности происходит в результате целенаправленных усилий самого ребенка, в силу чего процесс обучения и воспитания способностей превращается в процесс саморазвития и самовоспитания. Задача педагога в этом случае состоит в создании необходимых условий для развития познавательной потребности как условия самосовершенствования.

  1. Деятельность по самостроительству личности относится к числу самых сложных. Теоретические основы этой деятельности отражены в целом ряде наук: философии, психологии, логике, методологии, этике и эстетике. Однако в школьном обучении по этой проблеме, кроме скудных рекомендаций «учись учиться», почти ничего не содержится. А как отмечал Л.С.Выготский, ряд процессов развития без обучения возникать вообще не может (в том числе осознание задач и возможностей самовоспитания и саморегуляции). Развитие ребенка идет нелинейно и одновременно во всех направлениях. В школьном периоде можно выделить можно выделить некоторые этапы для проявления определенных потребностей и развития функций самосознания.  И учителю необходимо учитывать иерархическую структуру потребности растущего человека.

Какие же этапы развития личности выделяют психологи?

  • 7-10 лет – познание окружающего мира, первичная социализация -«Этика»
  • 10-11 лет – самопознание – «Познай себя»
  • 11 – 13 лет – самовоспитание, самообучение – «Сделай себя сам», «Научи себя учиться»
  • 13-14 лет – самоутверждение – «Утверждай себя»
  • 14-15 лет – самоопределение – «Найди себя»
  • 15-17 лет – самоактуализация – «Управляй собой», «Реализуй себя»

        Г. Селевко выстроил поэтапную модель саморазвития и самосовершенствования личности школьника от 1 класса до выпуска из 11 класса. На рисунке обозначены возможные негативные  направления, отклонения от нормального хода развития. Эти отклонения возникают по различным причинам, а в значительной мере от недостатка или отсутствия знаний и умений у учащихся в соответствующей сфере самосовершенствования.

1-4 классы. «Этика поведения». Для младшего школьника характерно внимание к моральной оценке поступка, стремление быть хорошим в оценке окружающих. Этому отвечают специальные уроки или классные часы человечности – этики поведения, на которых ребенку надо помочь определить свою моральную позицию, почувствовать важность этических правил и постигнуть значение их соблюдения. Кроме того, его надо обучать  рефлексии, ребенку полезно получить сведения о некоторых своих психических качествах, своем «Я».

5 класс – «Познай себя». В этом возрасте хорошо бы доступно познакомить с психологическими качествами личности. Ребенок осознает, кто он есть, как себя оценивает, что и почему с ним происходит.

6 класс – «Сделай себя сам». Одно из примечательных явлений подросткового возраста – начало процесса сознательного нравственного и эстетического самовоспитания. Подросток начинает задумываться над возможностями влияния на собственные физические и личностные качества и предпринимать для достижения этой цели сознательные, целенаправленные усилия. Целесообразно на этом этапе беседовать о воспитании воли, трудолюбия, ответственности, создании мажорного настроения.

7 класс – «Научи себя учиться». На этом этапе важно учить ребенка самостоятельно добывать себе знания, планировать работу, работать с информацией.

8 класс – «Утверждай себя». Этот период является переходным, критическим. Под влиянием биологических и социальных факторов приоритетное значение  приобретают: утверждение своего «Я» в социальном пространстве, потребность в признании своего «Я» в своей группе, коллективе, притязание на взрослость. Процессы самоутверждения часто сопровождаются искаженными негативными способами общения: обидами, оскорблениями, задевающими честь и достоинство другого человека, насильственными психическими и физическими воздействиями на более слабых людей. Разные формы девиантного поведения, связанные с самоутверждением проявляются у 60% подростков. Педагогам следует на этом этапе создать атмосферу успешности для  школьников, помочь им положительно самоутвердиться в различных сферах: социальной, творческой, духовно-нравственной и др.

9 класс – «Найди себя». Каждый шаг, каждое действие в плане самосовершенствования предполагает самоопределение личности.  Но в 9 классе проблема самоопределения личности  особенно актуальна: учащиеся должны сделать выбор своего дальнейшего развития., осмыслить жизненные и духовные ценности. Подросток ставит перед собой перспективу средней дальности, которая заключается в стремлении к какому-то событию, отдаленному по времени, ожидание которого вызывает у него приподнятое настроение, побуждает к активной деятельности. Такого рода перспективами для подростка могут быть: включение в работу кружка, секции, участие в походе по родному краю, поисковой, научно-исследовательской деятельности, научно-практических конференциях, экспедициях, путевка в спортивный или трудовой лагерь. А ставя большую цель подготовки и приобретения профессии, подростки активизируют свою деятельность, стремятся к искоренению своих недостатков, легче включаются в процесс самовоспитания.

10 класс – «Управляй собой». Школьники учатся управлять своим внешним обликом и психическим состоянием, контролировать свое эмоциональное состояние.

11 класс – «Реализуй себя». Одиннадцатиклассники уже живут ближайшим будущим, связывая его с выбранной профессией, со статусом будущего мужа или жены, отца или матери, гражданина.  Социально важными качествами в современных условиях становятся  предприимчивость, деловитость. Школьники реализуют свои жизненные силы, возможности и способности.

  1. Наиболее сильное влияние на создание благоприятного климата для саморазвития школьника имеют четыре сферы жизнедеятельности ребенка: семья со своими культурными традициями, уличная детская среда с особым стилем общения, средства массовой информации и, наконец, школа.

По данным педагогической печати, влияние школы на развитие ребенка составляет от 20-30% от всех воздействующих на него факторов до 70%. Для высокого процента развития личности ребенка в школе требуется создание в учебном процессе такой деятельной среды, которая направляла бы ребенка на самосовершенствование, предоставляла бы возможность саморазвития.

При организации учебного процесса ставятся следующие задачи:

  • Перенести акцент с преподавания на учение;
  • Использовать не только познавательную, но и нравственно-волевую мотивацию деятельности учащихся;
  • Основную ставку сделать на самостоятельную творческую деятельность обучающихся;
  • Обеспечить активизацию и стимулирование процесса осмысления учения;
  • Перенести центр тяжести педагогического процесса в сторону формирования способов умственных действий.
  • Синтезировать учебную и воспитательную деятельность.

  1.  Среда, стиль, воспитательный фон, создаваемые во время учебной деятельности ребенка, определяются двумя основными факторами: личностными отношениями и организацией учебного процесса.

        Отношения «учитель» - «ученик» являются важными для создания условий развития личности школьника.

        Если ученик на уроке все 45 минут будет лицезреть монотонно говорящую из-за учительского стола голову, то результат учения будет низок, и школьник не захочет сам получать необходимые знания, он будет довольствоваться лишь теми, которые случайно осели в его голове.

        Любовь к учителю дает 100%-ый результат.

        Ученик должен чувствовать, что учитель переживает за него, неравнодушен к классу, предмету, который он преподает, как говорят, он «горит» на уроке. У психологов есть термин «эффект заражения». Учитель, сам любящий свой предмет, способен «заразить» этой любовью и учеников, пусть хоть и не всех.

        Учителям, использующим в своей работе личностный подход, педагогику сотрудничества, легче установить тесный контакт с ребенком. В общении преобладают гуманизм и демократизм отношений, признание права каждого школьника на своеобразие, неповторимость, уникальность личности, принятие его мнения и позиции.

  1.  Если процесс обучения сделать интересным, занимательным, то включатся внутренние резервы саморазвития личности школьника. И не только мы, учителя, будем насильственно пытаться развивать ребенка, но и он сам будет развивать себя.

        Например, на уроках химии изучают аминокислоты. Учитель как бы между прочим рассказывает о том, что в табаке тоже содержатся аминокислоты, которые сами по себе биологической опасности не представляют, однако при сгорании табака, происходит окисление аминокислот с образованием различных оксидов азота, из которых некоторые относятся к токсикантам 2-го класса опасности. Высший оксид – N2 O5, соединяясь в легочных альвеолах с водой, образует азотную кислоту.

        Подтвердить слова учителя может опыт. Как известно, соединения, содержащие свободную аминогруппу, взаимодействуют с нингидрином. Нингидриновая реакция достаточно чувствительна и легко выполнима. Экстракт табачных листьев наносят на бумагу, подсушивают, затем смачивают спиртовым раствором нингидрина и прогревают над плитой до появления розового пятна, что доказывает наличие в табачной вытяжке соединений, содержащих аминогруппу. Это и есть свободные аминокислоты табачного материала.

        Дети очень любят всякого рода опыты, а в  материале этого урока понятно и ненавязчиво происходит синтез учебного и воспитательного процессов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Проектная деятельность как средство социального и интеллектуального творческого саморазвития школьников"

Важнейшей задачей творчества  школьников  является стимулирование их к активной работе над собственным развитием и самосовершенствованием. Первостепенной задачей учебной и воспитательно...

Технология саморазвития школьника по Селевко

Технология саморазвития школьника по Селевко...

Обобщение опыта по теме "Организация самостоятельной работы на уроках математики как средство саморазвития школьников

          Противоречие между использованием традиционной методики преподавания   с   опорой   на   идею   максимальной...

Проектная деятельность - средство саморазвития школьников

      Статья может быть интересна как для заместителей директоров по УВР, так и для учителей реализующих проектную деятельность. Современному обществу нужен выпускник, который су...

Влияние образовательных путешествий на саморазвитие школьников

В статье говориться о видах организованного туризма.На примере одной  из поездок рассказывается,  как с приобретением новых знаний, происходит развитие детей....

Veb-навигатор для саморазвития школьников

Путеводитель в  безбрежном океане филологической информации....

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО САМОРАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

В статье рассматривается метод проектов как средство саморазвития школьников на уроках математики....