Статья "Условия для саморазвития школьников"
статья
- Школьники должны не просто усваивать учебный материал. На первом месте для учителя должен стоять вопрос, зачем это нужно, что даст им это знание? Как оно может повлиять на личность ученика: что изменится в нем, как оно может благодаря этому знанию улучшить себя, а также влиять на окружающий мир, обеспечить его сохранение и одновременно развитие? Как уже на данном этапе максимально включить ученика в решение реальных жизненных проблем, и тем самым уже на этапе обучения дать ему возможность быть созидателем, а не только потребителем. Личностная значимость каждого изучаемого учебного предмета становится фактором, объединяющим в себе воспитание и обучение как взаимосвязанные компоненты образования, его приоритеты. И тогда слова «образование должно делать человека и мир лучше, способствовать их гармоничному развитию» не будут для нас пустыми словами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet_usloviya_dlya_samorazvitiya_shkolnikov.docx | 35.83 КБ |
Предварительный просмотр:
- Школьники должны не просто усваивать учебный материал. На первом месте для учителя должен стоять вопрос, зачем это нужно, что даст им это знание? Как оно может повлиять на личность ученика: что изменится в нем, как оно может благодаря этому знанию улучшить себя, а также влиять на окружающий мир, обеспечить его сохранение и одновременно развитие? Как уже на данном этапе максимально включить ученика в решение реальных жизненных проблем, и тем самым уже на этапе обучения дать ему возможность быть созидателем, а не только потребителем. . Личностная значимость каждого изучаемого учебного предмета становится фактором, объединяющим в себе воспитание и обучение как взаимосвязанные компоненты образования, его приоритеты. И тогда слова «образование должно делать человека и мир лучше, способствовать их гармоничному развитию» не будут для нас пустыми словами.
- Личностная значимость каждого изучаемого учебного предмета становится фактором, объединяющим в себе воспитание и обучение как взаимосвязанные компоненты образования, его приоритеты. Образование должно делать человека и мир лучше, способствовать их гармоничному развитию.
- Несомненно, личностная значимость таких предметов, как русский язык, алгебра, биология, история, физика и т.д. для школьников неравнозначна. Высокие показатели заинтересованности предметом, хорошие показатели качества знаний свидетельствуют о личностной значимости изучаемого предмета для развития личности. Это выражается в том, что благодаря изучаемому материалу ученик начинает лучше понимать окружающий мир, происходящее в мире события и явления, лучше разбираться в людях и самом себе, строить отношения с окружающими. Школьник чувствует себя на занятиях в безопасности, спокойно и непринужденно. Он свободно может высказать свое мнение о происходящем на уроке и задать учителю интересующий вопрос. Учитель всегда оказывает необходимую помощь. Ученик имеет возможность проявить свои способности. Низкие результаты свидетельствуют о том, что изучаемый предмет не воспринимается учеником как значимый в плане личностного развития или этот вклад признается незначительным. От школьника требуется лишь знание учебного материала, учителя не интересует его мнение и отношение к изучаемому материалу. По мнению ученика, содержание предмета оторвано от реальности, от проблем, с которыми ему приходится сталкиваться в жизни. Изучаемый предмет школьнику не интересен, он не видит смысла в его изучении, ученик не имеет возможности общаться со своими товарищами на уроке.
- Создание психолого-педагогических условий на каждом этапе обучения в школе будет способствовать активизации процесса самоизменения, саморазвития личности школьника. Как обеспечить эффективность процесса активизации саморазвития личности, чтобы человек сам развивал себя, а педагог лишь создавал условия для образования личности?
- Преподавание учебных предметов только тогда будет способствовать развитию личности ученика, когда будут учитываться интересы и склонности школьников, создаваться условия для проявления их способностей, когда ребята будут привлекаться к совместной коллективной, творческой деятельности и понимать важность и значимость изучаемого предмета для своей дальнейшей жизни.
- Зачем ученику быть заинтересованным сразу несколькими предметами, если ему для поступления в институт нужна, допустим, только история? Но в нашем нестабильном мире развитым разносторонне быть просто безопаснее и спокойнее. Генри Форд говорил, что если захочет погубить конкурентов, то даст им побольше узких специалистов. И это объяснимо, ведь узкий специалист – это человек, который не способен творчески мыслить, лишен широкого взгляда, методологической гибкости. Он обречен на исполнительство. На данном этапе развития общества назрела потребность в широко образованных людях, стремящихся к творческому саморазвитию.
- Творческая активность составляет предпосылку и условие саморазвития учащегося, открытия им самого себя. В основе развития творческой активности лежит познавательная потребность, последовательно усложняющаяся и качественно меняющаяся с возрастом. Развитие познавательной потребности происходит в результате целенаправленных усилий самого ребенка, в силу чего процесс обучения и воспитания способностей превращается в процесс саморазвития и самовоспитания. Задача педагога в этом случае состоит в создании необходимых условий для развития познавательной потребности как условия самосовершенствования.
- Деятельность по самостроительству личности относится к числу самых сложных. Теоретические основы этой деятельности отражены в целом ряде наук: философии, психологии, логике, методологии, этике и эстетике. Однако в школьном обучении по этой проблеме, кроме скудных рекомендаций «учись учиться», почти ничего не содержится. А как отмечал Л.С.Выготский, ряд процессов развития без обучения возникать вообще не может (в том числе осознание задач и возможностей самовоспитания и саморегуляции). Развитие ребенка идет нелинейно и одновременно во всех направлениях. В школьном периоде можно выделить можно выделить некоторые этапы для проявления определенных потребностей и развития функций самосознания. И учителю необходимо учитывать иерархическую структуру потребности растущего человека.
Какие же этапы развития личности выделяют психологи?
- 7-10 лет – познание окружающего мира, первичная социализация -«Этика»
- 10-11 лет – самопознание – «Познай себя»
- 11 – 13 лет – самовоспитание, самообучение – «Сделай себя сам», «Научи себя учиться»
- 13-14 лет – самоутверждение – «Утверждай себя»
- 14-15 лет – самоопределение – «Найди себя»
- 15-17 лет – самоактуализация – «Управляй собой», «Реализуй себя»
Г. Селевко выстроил поэтапную модель саморазвития и самосовершенствования личности школьника от 1 класса до выпуска из 11 класса. На рисунке обозначены возможные негативные направления, отклонения от нормального хода развития. Эти отклонения возникают по различным причинам, а в значительной мере от недостатка или отсутствия знаний и умений у учащихся в соответствующей сфере самосовершенствования.
1-4 классы. «Этика поведения». Для младшего школьника характерно внимание к моральной оценке поступка, стремление быть хорошим в оценке окружающих. Этому отвечают специальные уроки или классные часы человечности – этики поведения, на которых ребенку надо помочь определить свою моральную позицию, почувствовать важность этических правил и постигнуть значение их соблюдения. Кроме того, его надо обучать рефлексии, ребенку полезно получить сведения о некоторых своих психических качествах, своем «Я».
5 класс – «Познай себя». В этом возрасте хорошо бы доступно познакомить с психологическими качествами личности. Ребенок осознает, кто он есть, как себя оценивает, что и почему с ним происходит.
6 класс – «Сделай себя сам». Одно из примечательных явлений подросткового возраста – начало процесса сознательного нравственного и эстетического самовоспитания. Подросток начинает задумываться над возможностями влияния на собственные физические и личностные качества и предпринимать для достижения этой цели сознательные, целенаправленные усилия. Целесообразно на этом этапе беседовать о воспитании воли, трудолюбия, ответственности, создании мажорного настроения.
7 класс – «Научи себя учиться». На этом этапе важно учить ребенка самостоятельно добывать себе знания, планировать работу, работать с информацией.
8 класс – «Утверждай себя». Этот период является переходным, критическим. Под влиянием биологических и социальных факторов приоритетное значение приобретают: утверждение своего «Я» в социальном пространстве, потребность в признании своего «Я» в своей группе, коллективе, притязание на взрослость. Процессы самоутверждения часто сопровождаются искаженными негативными способами общения: обидами, оскорблениями, задевающими честь и достоинство другого человека, насильственными психическими и физическими воздействиями на более слабых людей. Разные формы девиантного поведения, связанные с самоутверждением проявляются у 60% подростков. Педагогам следует на этом этапе создать атмосферу успешности для школьников, помочь им положительно самоутвердиться в различных сферах: социальной, творческой, духовно-нравственной и др.
9 класс – «Найди себя». Каждый шаг, каждое действие в плане самосовершенствования предполагает самоопределение личности. Но в 9 классе проблема самоопределения личности особенно актуальна: учащиеся должны сделать выбор своего дальнейшего развития., осмыслить жизненные и духовные ценности. Подросток ставит перед собой перспективу средней дальности, которая заключается в стремлении к какому-то событию, отдаленному по времени, ожидание которого вызывает у него приподнятое настроение, побуждает к активной деятельности. Такого рода перспективами для подростка могут быть: включение в работу кружка, секции, участие в походе по родному краю, поисковой, научно-исследовательской деятельности, научно-практических конференциях, экспедициях, путевка в спортивный или трудовой лагерь. А ставя большую цель подготовки и приобретения профессии, подростки активизируют свою деятельность, стремятся к искоренению своих недостатков, легче включаются в процесс самовоспитания.
10 класс – «Управляй собой». Школьники учатся управлять своим внешним обликом и психическим состоянием, контролировать свое эмоциональное состояние.
11 класс – «Реализуй себя». Одиннадцатиклассники уже живут ближайшим будущим, связывая его с выбранной профессией, со статусом будущего мужа или жены, отца или матери, гражданина. Социально важными качествами в современных условиях становятся предприимчивость, деловитость. Школьники реализуют свои жизненные силы, возможности и способности.
- Наиболее сильное влияние на создание благоприятного климата для саморазвития школьника имеют четыре сферы жизнедеятельности ребенка: семья со своими культурными традициями, уличная детская среда с особым стилем общения, средства массовой информации и, наконец, школа.
По данным педагогической печати, влияние школы на развитие ребенка составляет от 20-30% от всех воздействующих на него факторов до 70%. Для высокого процента развития личности ребенка в школе требуется создание в учебном процессе такой деятельной среды, которая направляла бы ребенка на самосовершенствование, предоставляла бы возможность саморазвития.
При организации учебного процесса ставятся следующие задачи:
- Перенести акцент с преподавания на учение;
- Использовать не только познавательную, но и нравственно-волевую мотивацию деятельности учащихся;
- Основную ставку сделать на самостоятельную творческую деятельность обучающихся;
- Обеспечить активизацию и стимулирование процесса осмысления учения;
- Перенести центр тяжести педагогического процесса в сторону формирования способов умственных действий.
- Синтезировать учебную и воспитательную деятельность.
- Среда, стиль, воспитательный фон, создаваемые во время учебной деятельности ребенка, определяются двумя основными факторами: личностными отношениями и организацией учебного процесса.
Отношения «учитель» - «ученик» являются важными для создания условий развития личности школьника.
Если ученик на уроке все 45 минут будет лицезреть монотонно говорящую из-за учительского стола голову, то результат учения будет низок, и школьник не захочет сам получать необходимые знания, он будет довольствоваться лишь теми, которые случайно осели в его голове.
Любовь к учителю дает 100%-ый результат.
Ученик должен чувствовать, что учитель переживает за него, неравнодушен к классу, предмету, который он преподает, как говорят, он «горит» на уроке. У психологов есть термин «эффект заражения». Учитель, сам любящий свой предмет, способен «заразить» этой любовью и учеников, пусть хоть и не всех.
Учителям, использующим в своей работе личностный подход, педагогику сотрудничества, легче установить тесный контакт с ребенком. В общении преобладают гуманизм и демократизм отношений, признание права каждого школьника на своеобразие, неповторимость, уникальность личности, принятие его мнения и позиции.
- Если процесс обучения сделать интересным, занимательным, то включатся внутренние резервы саморазвития личности школьника. И не только мы, учителя, будем насильственно пытаться развивать ребенка, но и он сам будет развивать себя.
Например, на уроках химии изучают аминокислоты. Учитель как бы между прочим рассказывает о том, что в табаке тоже содержатся аминокислоты, которые сами по себе биологической опасности не представляют, однако при сгорании табака, происходит окисление аминокислот с образованием различных оксидов азота, из которых некоторые относятся к токсикантам 2-го класса опасности. Высший оксид – N2 O5, соединяясь в легочных альвеолах с водой, образует азотную кислоту.
Подтвердить слова учителя может опыт. Как известно, соединения, содержащие свободную аминогруппу, взаимодействуют с нингидрином. Нингидриновая реакция достаточно чувствительна и легко выполнима. Экстракт табачных листьев наносят на бумагу, подсушивают, затем смачивают спиртовым раствором нингидрина и прогревают над плитой до появления розового пятна, что доказывает наличие в табачной вытяжке соединений, содержащих аминогруппу. Это и есть свободные аминокислоты табачного материала.
Дети очень любят всякого рода опыты, а в материале этого урока понятно и ненавязчиво происходит синтез учебного и воспитательного процессов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Проектная деятельность как средство социального и интеллектуального творческого саморазвития школьников"
Важнейшей задачей творчества школьников является стимулирование их к активной работе над собственным развитием и самосовершенствованием. Первостепенной задачей учебной и воспитательно...
Технология саморазвития школьника по Селевко
Технология саморазвития школьника по Селевко...
Обобщение опыта по теме "Организация самостоятельной работы на уроках математики как средство саморазвития школьников
Противоречие между использованием традиционной методики преподавания с опорой на идею максимальной...
Проектная деятельность - средство саморазвития школьников
Статья может быть интересна как для заместителей директоров по УВР, так и для учителей реализующих проектную деятельность. Современному обществу нужен выпускник, который су...
Влияние образовательных путешествий на саморазвитие школьников
В статье говориться о видах организованного туризма.На примере одной из поездок рассказывается, как с приобретением новых знаний, происходит развитие детей....
Veb-навигатор для саморазвития школьников
Путеводитель в безбрежном океане филологической информации....
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО САМОРАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
В статье рассматривается метод проектов как средство саморазвития школьников на уроках математики....