Секционные доклады
статья

Плешакова Анна Викторовна

Приоритетным в развитии обучающегося на занятиях предметной области «Искусство» является бережное отношение к его чувствам, создание полной гармонии и понимания между искусством и учеником. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_doklad.docx32.84 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Дубенская СОШ»

Секционный доклад по искусству на тему:

Подготовила: учитель музыки и МХК

Плешакова А. В.

        2018

На современном этапе развития образования особое внимание уделяется воспитанию высоконравственного и духовно богатого человека. Общеизвестна и роль искусства в процессе становления эстетических идеалов и ценностных установок, интеллектуального и творческого развития молодого поколения. Отметим, что образование детей и юношества через искусство непосредственно связано с освоением художественной культуры своего народа и всего человечества, дает четкое понимание динамического развития социокультурной ситуации в мире, способствует повышению общего уровня культуры среди молодежи, организации их культурного досуга и становится тем самым важным социальным фактором развития общества в целом.

Допускаемая в настоящее время вариативность общего образования в области искусства, существующее разнообразие программ, авторских технологий и методик художественного образования и эстетического воспитания ставит учителя перед свободным выбором способов преподавания, исходя из особенностей и условий школы, класса. Педагогический процесс преподавания предметной области «Искусство»  основывается на развитии творческих способностей детей, их эмоциональности и восприимчивости, интеллектуальной сферы и  художественного вкуса. Особое внимание уделяется овладению обучающимися художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах творческой деятельности, освоению жанрового и стилевого многообразия искусств, специфики выразительных средств и языка, взаимосвязи с жизнью .

Приоритетным в развитии обучающегося на занятиях предметной области «Искусство» является бережное отношение к его чувствам, создание полной гармонии и понимания между искусством и учеником. Это достигается путем создания определенных условий на уроках, учитывающих, в том числе, национальные и региональные особенности, внимание и уважение к музыкальным увлечениям растущих детей, возможности для учебного продуктивного сотрудничества с активным участием каждого школьника. Педагог является активным участником художественной жизни учеников, при том, что все социальные изменения, научные  и практические достижения отображаются как в самом искусстве, так и в методиках его преподавания, обновляемых в соответствии с современными требованиями и улучшающими качество обучения учеников изобразительному искусству, музыке и мировой художественной культуре

Как известно, методологической основой ФГОС является системно-деятельностный подход, который нацелен на развитие личности, формирование гражданской идентичности и др. Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. Развитие личности школьника в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей,  включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию обучающихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению. Для того чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность. Одним из основных документов, регламентирующих деятельность образовательного учреждения, является основная образовательная программа.

Специфика методов, с помощью которых осуществляется музыкальное образование в средней школе, обусловлена потребностью в организации собственной музыкально творческой практики учащихся. Обращение к музыке как средству воспитания подрастающего человека основывается на понимании сущности этого вида искусства, названного Б. В. Асафьевым "искусством интонируемого смысла". Главное назначение музыки, органически сочетающей в себе все социальные функции с ведущей коммуникативной функцией, заключается в организации художественного общения детей. Оно осуществляется через объединение учащихся школы в музыкально творческой деятельности, которое даёт эффективные воспитательные результаты том случае, если данная деятельность действительно интересна и ценна для каждого, если существующая общая художественная цель значима для всех. Иными словами, музыкальное творчество, по сути, должно быть занятием радостным, увлекательным, открывать возможности общения детей средствами музыки.

Существенной составляющей педагогических технологий являются методы обучения - способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся.

В условиях образования искусство – единственная область, в которой может закономерно развиваться эмоционально-нравственное развитие растущего человека и его приобщение к высшим духовным ценностям. Современное поколение, на мой взгляд, не имеет четкого представления о том, какую несомненную практическую пользу приносит искусство, поэтому к предмету «Искусств» относятся как к малозначимому, ненужному предмету. 

Прежде всего, используя в своей работе современные принципы педагогической техники и информационные технологии. В узком смысле слова педагогическая технология - это последовательность определенных действий, операций, связанных с конкретной деятельностью учителя и направленных на достижение поставленных целей. В общем виде – это изучение учащихся и состояния учебно-воспитательного процесса, постановка диагностических целей и задач, определение перспективы, предвидение результатов, планирование деятельности, решение задач, организаторская деятельность, коррекция на основе диагностики, разработка программы последующих действий. Следовательно, развитие педагогических технологий связанно с новым, более качественным уровнем деятельности педагога.

Одной из ведущих технологий, используемой на уроках искусства, является метод проектов. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. 

Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности. О методе проектов надо говорить как об учении через деятельность.

Несмотря на уже существующие примеры индивидуального выполнения некоторых проектов, все-таки в моей работе я чаще сталкиваюсь с групповыми проектами. В основе каждого учебного проекта лежит некая проблема, из которой вытекает и цель, и задачи проектной деятельности учащихся.

Для метода проектов характерны все те особенности, которые присущи проблемному методу. Это один из способов его применения, одна из форм его осуществления. Таким образом, можно говорить, что метод учебных проектов построен на принципах проблемного обучения.

Метод учебного проекта характеризуется как:

  • личностно-ориентированный;
  • деятельный;
  • обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельности;
  • построенный на принципах проблемного обучения;
  • развивающий умения самовыражения, самопроявления, самопрезентации и рефлексии;
  • формирующий навыки самостоятельности  в мыслительной, практической и волевой сферах;
  • воспитывающий целеустремленность, толерантность, индивидуализм и коллективизм, ответственность, инициативность;
  • здоровьесберегающий.

Метод учебного проекта  – это одна из личностно - ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики. Кроме того, метод проектов - это замечательное дидактическое средство для обучения проектированию - умению находить решения различных проблем, которые постоянно возникают в жизни человека, занимающего активную жизненную позицию. Он позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности - необходимые качества развитого интеллекта. 

Коммуникативный метод получил свое название по предложению Е.И. Пассова, который обосновал концепцию метода в ряде публикаций. В основу метода положены идеи коммуникативной лингвистики, психологической теории деятельности и концепция развития индивидуальности в диалоге культур.

Особенность метода проявляется в попытке приблизить процесс обучения языку к процессу реальной коммуникации (отсюда название метода). Это обстоятельство определяет предметность; процесса коммуникации, которая выражается в тщательном отборе речевых тем, интенций и ситуаций общения, отражающих практические интересы и потребности учащихся, коммуникативно-мотивированное поведение преподавателя и обучающихся во время занятий.

Понимание - мыслительных процесс, который направляется не только на выявление существенных черт и качеств объектов учебного познания, но и установление их связей, как с окружающими фрагментами реальной действительности, так и с общим образом мира, которому присущ динамичный характер.

В учебной практике последнее нередко проявляется в виде философско-эстетического осмысления этих фрагментов как первичной бытия

Современные педагогические технологии немыслимы без широкого применения новых информационных технологий, компьютерных. Большой интерес к современным компьютерным системам является мотивационной основой учебной деятельности. Именно информационные технологии позволяют в полной мере раскрыть педагогические, дидактические функции методов, реализовывать заложенные в них потенциальные возможности; они становятся базой современного образования, гарантирующей необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.

В результате, я определила формы применения компьютерных технологий на уроках  искусства:

  • использование медиа-ресурсов как источника информации;
  • компьютерная поддержка деятельности учителя на разных этапах урока;
  • организация проектной деятельности учащихся. 

В ходе педагогической деятельности выяснила, что использование медиа-ресурсов как источника информации повышает интерес учащихся к творчеству художников, направлениям в искусстве, позволяет использовать на уроке помимо произведений искусств, произведения литературы, музыки. Но использование дисков в полном объеме нецелесообразно, так как часто эти яркие и эффектные энциклопедии не учитывают возрастные особенности детей, правила и законы построения учебно-воспитательного процесса. Поэтому, необходимо учитывать, что использовать видеосюжеты с этих дисков целесообразно лишь фрагментарно, сразу после изложения новой темы для осмысления полученных знаний или в конце урока для их закрепления.

Преимущества использования ИКТ в преподавании «Искусство» очевидны:

  • знакомство с любой темой можно сопровождать показом видеофрагментов, фотографий;
  • широко использовать показ репродукций картин художников;
  • демонстрировать графический материал (таблицы, схемы);
  • «посещать» крупнейшие  музеи мира;
  • прослушивать записи песен;
  • активизировать учебный процесс.

Итак, новые информационные технологии – это процесс подготовки и передачи информации учащимся посредством компьютера с соответствующим техническим и программным обеспечением. Это позволяет развить у школьников художественно - творческие способности и решать новые, не решённые ранее задачи. Но нельзя забывать главного: никакая самая лучшая и современная машина не заменит «живого» общения учителя с учеником.

Также в своей педагогической практике, веду активное использование игровых педагогических технологий. Реализация игровых приемов и ситуаций на уроках изобразительного искусства проходит по таким основным направлениям:

  • дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
  • учебная деятельность подчиняется правилам игры;
  • учебный материал используется в качестве ее средства;
  • в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
  • успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

  • обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; познавательные, воспитательные, развивающие;
  • репродуктивные, продуктивные, творческие;
  • коммуникативные, диагностические и др.

Специфику игровой технологии на уроках в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольно-печатные; компьютерные, а также с различными средствами передвижения.

Целью игровых технологий на уроках  «Искусство» является решение ряда следующих задач:

  • дидактические (расширение кругозора, познавательная деятельность; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и др.);
  • развивающие (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения фантазии, творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить оптимальные решения и др.);
  • воспитывающие (воспитание самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности и др.);
  • социализирующие (приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды и др.).

Таким образом, я считаю, что применение игровых педагогических технологий на уроках «Искусство» следует организовать на основе компетентного подхода, который утверждает приоритетную роль компетентностей в качестве важнейших показателей качеств образования.

Одним из важнейших аспектов современной системы образования, является построение образовательного процесса на учебном диалоге ученика и учителя, который направлен на совместное конструирование программной деятельности. В любом учебном предмете, в особенности в предметной области «Искусство» , ученик избирательно относится к содержанию, видам и формам учебного материала. Далеко не все понятия усваиваются детьми, а только те, которые входят в состав их личного опыта. Поэтому начальной точкой организации уроков  искусства является актуализация субъектного опыта, поиск связей. При личностно-ориентированном обучении важно учитывать избирательность ученика, его мотивацию, стремление использовать полученные знания самостоятельно, по собственной инициативе, в ситуациях, не заданных обучением

     На уроках «Искусство»  я стараюсь инициировать субъектный опыт ребят, развить индивидуальные способности каждого ученика. Важно признать индивидуальность, самобытность, самоценность особенно у тех, кто не видит в себе выраженные творческие навыки. Важно дать детям возможность свободного выбора элементов и видов работы, позволить им самостоятельно определиться, самореализоваться в том или ином виде деятельности, конечно прежде познакомив их с различными видами творчества. И тогда мы, учителя, не услышим от детей фраз: «я не умею петь», « я не люблю петь» и т.д. так как «Искусство»  бывает порой очень сложным предметом. В таких случаях очень помогает личностно - ориентированный подход.

На своих уроках я применяю такие личностно-ориентированные методы, как метод диалога, когда учитель и ученик – собеседники; метод сравнений и ассоциаций, когда каждый ученик может высказать свою ассоциацию по данной ситуации; придумывание образа или ситуаций;  индивидуальная работа.

     Таким образом, применение в моей педагогической практике всех вышеизложенных образовательных технологий, позволят выявить и развить у учащихся художественные способности, умения по выполнению оригинальных творческих заданий, а также воспитывать творческое отношение к любой деятельности.

     Инновационная педагогика требует переосмысления всего педагогического процесса, как обучения, так и воспитания, взгляда на ученика как на субъект деятельности.

Общее направление совершенствования контрольно-измерительных материалов (КИМ) – усиление блока заданий, проверяющих аналитические и информационно-коммуникативные умения школьников; создание и постепенное введение новых типов заданий с развернутым ответом с целью более точной дифференциации учащихся, планирующих продолжение образования профильных классах. Учителям изобразительного искусства и музыки необходимо активно использовать диалогические формы учебных занятий (дискуссий, круглых столов и др.), совершенствовать технологию текущего, тематического, поэтапного повторения и контроля, сочетать в нём разные формы устной и письменной проверки. Можно сказать, что трудности в преподавании искусства вызывают не конкретные темы, а новые способы обучения, добавляющиеся к традиционным формам художественного и музыкального образования.

Таким образом, содержание предметной области «Искусство» направлено, прежде всего, на выработку особых мыслей, чувств и переживаний обучающихся, которые они открывают в себе и в других людях в ходе решения творческих задач по восприятию и созданию художественных образов. Содержание художественного образования воплощается через единство трех основных направлений деятельности школьников: почувствовать искусство, узнать и осмыслить его. То есть: • почувствовать искусство - эмоционально откликнуться на произведение искусства; • узнать искусство - приобрести общие знания о разных видах искусства и умения использовать эти знания в собственном художественном творчестве; • осмыслить искусство – осознать социальную роль искусства, выразить собственное мнение и дать нравственную и эстетическую оценку содержанию конкретного художественного произведения, конкретному художественному образу и пр. Высказать оценочное мнение о значимости художественного произведения, его автора, вида искусства и т.д.

Учителя искусства единогласны в определении цели своей деятельности – формировании личности школьников в современном информационном обществе как субъектов культуры посредством приобщения их к ценностям классического и современного искусства, лучшим образцам народного творчества.

Литература и интернет – ресурсы

  1. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. «Анализ современного урока». Практическое пособие.- Издательство «Учитель», Ростов-на-Дону, 2003 г.
  2. Петякшева Валентина Петровна, Паршина Ирина Сергеевна «Рефлексия как этапы современного урока в условиях ФГОС» - http://videouroki.net
  3. Логвина Наталья Николаевна «Рефлексия как один из важных этапов современного урока» - http://nsportal.ru
  4. Информация взята с сайта биржи Автор24: https://spravochnick.ru/pedagogika/teoriya_obucheniya/proektirovanie_v_processe_obucheniya/  
  5. https://studfiles.net/preview/5749938/page:10/
  6.  Вендровская Р.Б. Очерки истории советской дидактики. -- М., 1982.
  7. 2. Выбор методов обучения в средней школе / Под ред. Ю.К. Бабанского.-М., 1981.
  8. 3. Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики. -- СПб., 1992.
  9. 4. Голант Е.Я. Методы обучения в советской школе. -- Л., 1955.
  10. 5. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики. -- М., 1982.
  11. 6. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. -- М., 1981.
  12. 7. Лысенкова С.И. Метод опережающего обучения. -- М., 1998.
  13. 8. Махмутов М.И. Проблемное обучение. -- М., 1975.
  14. 9. Оконь В. Введение в общую дидактику: Пер. с польск. -- М., 1990.
  15. 10. Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. -- М., 1983.
  16. 11. Петрусинский В.В. Интенсивные методы автоматизированного обучения. -- М., 1991.
  17. 12. Синицын Е.С. Теория творчества, структурный анализ мышления, метод микрооткрытий. -- Новосибирск, 2001.
  18. 13. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. - М., 1998.
  19. 14. Хуторской А.В. Эвристическое обучение: Теория, методология, практика. - М., 1998.
  20. 15. Эллис А., Фоутс Д. Педагогические инновации. -- М., 1993.
  21. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: Аркти, 2008.
  22. Васильева И.А., Осипова Е.М., Петрова Н.Н. Психологические аспекты применения информационных технологий // Вопросы психологии. – 2002. – №3.
  23. Хуторской А. В. Технология эвристического обучения//Новые технологии. — 1998 г., № 4
  24. Щуркова Н. Е. Практикум по педагогической технологии. — М., 1998 г. — 250 с
  25. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М., 1998.
  26. Гузеев В. В. Образовательная технология: от приема до философии. М., 1996.
  27. Левитес Д. Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. М.: Ин-т практ. психологии, 1999.
  28. Даутова О. Б., Крылова О. Н. Современные педагогические технологии в профильномобучении: учеб.-метод. пособие для детей / под ред. А. П. Тряпицыной. СПб., 2014. С. 15.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа секционных занятий по волейболу

Тематическое планирование составлено на основе требований федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 года по авторской комплексной программе физического воспита...

Конспект секционного занятия по волейболу для 5-9 классов

Материал данного конспекта предназначен для учащихся 5-9 классов...

методика преподавания секционными занятиями по волейболу

  Для привлечения детей в спортивные секции на начальный этап подготовки и формирования стойкого интереса к занятиям возникает необходимость нестандартного, нешаблонного подхода в из...

Конспект секционного занятия по волейболу

План - конспект тренировочного занятия для УТГ 3....

План-конспект секционного занятия по волейболу

Задачи: 1) совершенствовать отбивание мяча кулаком у сетки в прыжке;              2) совершенствовать верную прямую подачу...

Секционные доклады

АктуаАктуальность темы опыта обусловлена обновлением всех сфер общественной жизни, выявлением потребности инновационных преобразований....

Секционные доклады

В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться....