Опыт использования цифрового образовательного ресурса "Якласс" на уроках русского языка
статья
В статье обобщен опыт использования электронных образовательных ресурсов (ЭОР) для выполнения требований ФГОС к результатам освоения образовательной программы основного общего образования, а именно – метапредметным; представлен системно-деятельностный подход, обеспечивающий формирование у учащихся «готовности к саморазвитию и непрерывному образованию»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_ispolzovaniya_tsifrovogo_obrazovatelnogo_resursa_yaklass_na_urokah_russkogo_yazyka.docx | 18.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Большинство учителей, работающих в средней и старшей школе сталкиваются с рядом проблем, решать которые приходится учителям на местах, потому что далеко не всегда методическое обеспечение успевает за изменениями в обществе.
1. Переходя в среднюю школу, многие дети теряют интерес к учебе.
2. Учащиеся проводят много времени в интернете, большую часть времени посвящая компьютерным играм.
3. Мотивированные дети используют интернет для самообразования, но таких учащихся мало.
4. Мы не знаем, какие знания понадобятся детям через 5 – 10 лет, потому что не успеваем за изменяющимися требованиями, и этот разрыв только увеличивается.
5. У учителей теперь увеличивается не только бумажная, но и электронная отчетность.
Как же сделать уроки хотя бы в средней школе более интересными для детей, не усложнив работу учителю? Как сделать задания такими, чтобы дети не бегали за готовыми ответами в интернет?
Тот же интернет, который так мешает самостоятельному выполнению заданий, нам и поможет.
Действительно, сейчас увеличилось расстояние между миром ребенка и взрослого. Ребенок живет онлайн, играя и общаясь в социальных сетях. Если мы не можем это движение остановить, значит, нам надо его возглавить и научиться учить детей на их территории – в интернете.
Мотивированные дети активно используют видеоуроки, если пропускают школу или если учитель объясняет непонятно. Многие учителя записывают ролики и выкладывают их в интернете бесплатно, таким образом, помогая и ученикам, и коллегам. Но так учатся уже взрослые дети, которые ставят себе цели, выбирают образовательный маршрут сами или с помощью родителей, учителю же больше всего приходится работать с учеником, который старается приложить поменьше усилий, выполняя задания. Вот ему-то и нужны интересные уроки и умение получать образование самостоятельно.
ФГОС основного общего образования требует от нас формирования у учащихся «готовности к саморазвитию и непрерывному образованию…». В старших классах должен получиться ученик, «…умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике…»[1].
Некоторые из этих проблем уже давно решают с помощью электронных образовательных ресурсов, например, онлайн-уроков. Каждый учитель, владеющий компьютером, в поиске материалов для урока попадал на сайты https://interneturok.ru, https://infourok.ru, https://nsportal.ru, при подготовке к экзаменам пользовался материалами с сайта sdamgia.ru и т.д. Все эти ЭОР очень помогают учителю и мотивированному ребенку, нам же нужно создать условия для сохранения и повышения мотивации каждого ученика.
В этом нам могут помочь интернет-ресурсы, использующие игровые технологии, например, https://www.yaklass.ru. Это образовательный проект Сколково, который сочетает в себе теоретический материал, тесты, возможность для учителя создать свои задания в тестовой или другой форме и компьютерную игру, в которой нужно собирать призы. Звездочки и кристаллы даются не только за выполнение заданий учителя, но и за самостоятельное выполнение заданий по различным предметам. На сайте есть ежедневный рейтинг: можно увидеть, какое место в предмете, классе или школе у ученика, посмотреть, кто лучший за месяц и выставить отметку. «Якласс» – это постоянные соревнования, причем выигрывают обычно не отличники, а ребята, которым скучновато на уроках. Именно они набирают больше всех кристаллов и звездочек и получают «5» при ежемесячном подведении итогов. Соревнование позволяет активизировать личность, сплачивает коллектив, способствует достижению высоких результатов [2].
Если ученику давать много попыток на каждое задание и заранее объявлять критерии отметок, ему придется самостоятельно оценивать свой результат, читать разбор ошибок, который производится на сайте автоматически, и регулярно возвращаться к теории, чтобы повысить балл. Каждый ученик получает индивидуальный тест на заданную тему, есть задания, ответ на которые невозможно найти в интернете. Таким образом, ученик действительно учится учиться, планируя и осуществляя свой рабочий процесс самостоятельно, т.е. становится обучающимся [1]. Так формируются метанавыки, имеющие отношение не только к предметным знаниям, они позволяют тем, кто ими овладел, адаптировать имеющиеся у них знания к новым обстоятельствам, целям и задачам [3].
Для учителя пользование «Яклассом» не представляет никакой сложности, формирование заданий и оценивание происходит быстро, и главное – нет никакой проверки тетрадей. Хотя есть возможность создать задание, требующее загрузки файла и проверки.
В нашей школе учатся спортсмены, они часто уезжают на соревнования, и без «Якласса» их аттестация требовала бы много времени и усилий. При электронном дистанционном обучении они решают задания в то же время, что их одноклассники, и родители могут контролировать этот процесс и видеть результат.
Каждый месяц мы подводим итоги: вывешиваем «ТОП» каждого класса за месяц и выставляем «5» ученикам, которые выполнили больше дополнительных заданий по предмету, распечатываем грамоты и вешаем их на стенд.
Мы работаем с «Яклассом» второй год, он действительно облегчает жизнь учителю, родителю, ученикам. В этом году мы провели анкетирование и увидели, что, если не вывесить рейтинг за месяц, интерес к выполнению дополнительных заданий в 5 – 6 классах понижается, в этом возрасте детям обязательно нужно поощрение. Оказалось, что с прошлого года больше ребят 6 – 8 классов стали самостоятельно выполнять задания по разным предметам, используя «Якласс» в качестве репетитора по разным предметам. Для того чтобы разнообразить работу с сайтом и сохранить интерес учащихся, мы стали создавать свои задания. Например, упражнения по русскому языку на основе книг, которые рекомендуют сами дети.
Родители тоже могут пользоваться «Яклассом», помогая ребенку в выполнении заданий или контролируя результат работы из своего личного кабинета. На вопрос «Чем полезен «Якласс?» родители отвечали так: «возможность заработать дополнительную отметку и баллы», «проверка своих знаний», «закрепление знаний, возможность самостоятельно отработать какие-то темы», «повторение пройденного материала», «возможность получать знания из дополнительных альтернативных источников», «элемент игры (кто царь горы?)» и т.д.
Подведем итоги.
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ РАБОТЫ С ЯКЛАССОМ
Саморазвитие и непрерывное образование учителя, ученика, родителя
Учебно-познавательная деятельность учителя и ученика
Развитие регулятивных и познавательных УУД
Повышение мотивации, относящееся ко всем предметам
Снижение нагрузки на учителя
ВОЗМОЖНОСТИ
Саморепетиторство по всем предметам
Доступность предмета для родителей, желающих помочь своему ребенку с уроками
Дистанционное обучение
Возможность обучать ребенка в комфортной для него среде
Задания по выбору (учебник или Якласс, Якласс с дополнительной теорией по желанию)
Составление проверочных работ из своих заданий
СЛАБЫЕ СТОРОНЫ
Ограниченное количество вариантов заданий в некоторых темах (надо добавлять свои)
Теория не всегда соответствует программе (иногда это плюс)
Не заменяет контрольных работ в классе, потому что самостоятельность выполнения всегда под вопросом
Учитель ограничен в требованиях, т.к. интернет и компьютер не входят в УМК
Для сохранения интереса у учащихся необходим творческий подход учителя
Нет хорошего тренажера к экзаменам (в частности, по русскому языку) УГРОЗЫ
При отсутствии поощрения, дети 5-6 классов теряют интерес и перестают самостоятельно решать задания, если их на задали в классе
Если использовать только ЭОР, дети будут очень мало писать рукой (последствия неизвестны)
1. Федеральные государственные образовательные стандарты.
https://fgos.ru
2. Ефремов О.Ю. Педагогика: Краткий курс. СПб.: Питер, 2009.
3. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение. М.: Академия, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание и эффективное использование цифрового образовательного ресурса учителя английского языка
Цифровой образовательный ресурс – это инструмент, без которого невозможен труд учителя, стремящегося к повышению качества знаний учащихся, отвечающего требованиям современной педагогики, запроса...
Опыт использования цифровых образовательных ресурсов
Наряду с традиционными формами обучения технологии дистанционного обучения все чаще используются а образовательном процессе. В основе дистанционного обучения заложены педагогические технологии разноте...
Методическая разработка мастер - класса "Использование Цифровых образовательных ресурсов учителями иностранного языка"
Цель: познакомить педагогов с технологией использования ЦОР, ориентированной на создание собственного интеллектуального продукта в информационной образовательной среде.Задачи:Познакомить с особенностя...
Статья "Использование цифровых технологий на уроках русского языка и литературы"
Наступила эра смешанного обучения. Учителей призывают использовать цифровые ресурсы.Электронные упражнения не дадут должного эффекта, если преподаватель не понимает, что и зачем он использует....
Опыт использования цифровой образовательной среды на занятиях в системе дополнительного образования
С 2019 года на базе СП ДОД ДЮЦ ГБОУ СОШ с. Красный Яр «Детско-юношеский центр «Открытие»» реализуется дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Java-п...
Использование библиотеки цифрового образовательного контента. Урок русского языка по теме «Антонимы».
Сахалинская область участвует в эксперименте по внедрению Цифровой образовательной среды.Разработан план-конспект урока с использованием цифровых заданий из Библиотеки Цифрового образо...
«Опыт использования цифровых образовательных ресурсов на примере веб-сервиса Flippity для создания разнообразных интерактивных упражнений для обучения»
Flippity — это увлекательный бесплатный веб-проект, предоставляющий учителям (и ученикам) чрезвычайно простой способ превратить электронные таблицы Google во что-то классное и полезное для учебн...