Методическая разработка мастер - класса "Использование Цифровых образовательных ресурсов учителями иностранного языка"
методическая разработка на тему
Цель: познакомить педагогов с технологией использования ЦОР, ориентированной на создание собственного интеллектуального продукта в информационной образовательной среде.
Задачи:
- Познакомить с особенностями, назначением и местом на занятии ЦОР, а так же возможные варианты применения их на уроке.
- Показать практическую значимость ЦОР для организации работы.
- Формировать умения информационно-поисковой деятельности, а так же навыки пошагового проектирования урока, используя при этом информационные ресурсы глобальной сети.
Актуальность использования ЦОР и средств ИКТ:
Перенасыщенная информационная среда, в которой существует современное общество, оказывает серьезное влияние на образование. Дети, родившиеся в 21 веке – сильно отличаются от предыдущих поколений. В связи с этим учителю приходится использовать средства информатизации в своей профессиональной деятельности для того, чтобы соответствовать новому поколению учеников.
Одним из трех обязательных требований ФГОС для реализации основных образовательных программ начального общего образования является требование к условиям реализации основной образовательной программы. Учебный предмет английский язык предполагает использование УМК, дополнительных печатных учебных пособий, технических средств обучения, экранно-звуковых пособий, новые информационно-коммуникационные средства, как электронные учебники, мультимедийные обучающие программы, компьютерные словари, электронные библиотеки.
Использование разнообразных цифровых образовательных ресурсов для учащихся привлекательно тем, что ассоциируется с той коммуникационной средой, в которой большинство молодежи чувствует себя легко и свободно.
- Использование ЦОР позволит активизировать индивидуальные, личностные мотивы в процессе усвоения учебной информации.
- Формирование навыков и умений информационно-поисковой деятельности.
- Создание условий для эффективной реализации современных методов обучения.
- Возможность проведения интерактивного тестирования прямо в процессе урока.
- Объективность оценивания знаний и умений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_tsor_uchitelyami_inostrannogo_yazyka.doc | 829.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка Мастер – класса
Автор: Суровцева Ирина Александровна
Тема: Использование «Цифровых образовательных ресурсов» учителями иностранного языка.
План мастер - класса (пошаговое описание)
1 шаг. Презентация основных идей. Обоснование кратких идей и актуальности.
Уважаемые коллеги, приглашаю вас к участию в Мастер-классе с использованием ИКТ – технологий. Я хочу представить вариант современного урока, в котором гармонично сочетаются различные формы работы, суть которой сводится к одному - эффективному получению знаний учащимися. В ходе проведения мастер-класса не предполагается полный показ всех этапов урока. Будут представлены только фрагменты, отражающие применение ЦОРов в процессе урока. Я постараюсь построить работу так, чтобы вы ближе
- Познакомились с Единой коллекцией цифровых образовательных ресурсов для учреждений общего и начального профессионального образования.
- Получили практические советы и подсказки, как быстро и эффективно подготовить необходимые дидактические материалы к урокам.
- Получили опыт, который позволит использовать информационные образовательные ресурсы в цифровых форматах в Вашей практике.
Блок учебной информации
Реформирование системы образования глубоко затронуло школьное образование, поэтому задачей всех, кто работает в этой области, является нахождение путей вхождения в складывающуюся систему образования без качественных потерь. Такую возможность мы видим в том числе, в широком использовании новых информационных образовательных технологий. Сегодня в России в рамках проекта «Информатизация системы образования», который реализуется Национальным фондом подготовки кадров (НФПК) по поручению Министерства образования и науки Российской Федерации, разрабатываются инновационные учебно-методические материалы, внедряются комплексы формирования информационной среды школы, обогащаются цифровыми дополнениями действующие учебники, создается Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов для учреждений общего и начального профессионального образования http://school-collection.edu.ru/.
Все эти работы направлены на то, чтобы предоставить школьному учителю дополнительные ресурсы для его повседневной работы, сделать учебный процесс интересным, увлекательным и современным.
Что же представляют собою цифровые образовательные ресурсы? Для кого они предназначены? Как их можно получить и где эффективно применить?
Цифровой образовательный ресурс (ЦОР) – продукт, используемый в образовательных целях, для воспроизведения которого нужен компьютер.
ЦОР представляет собой совокупность взаимосвязанных учебных объектов:
• символьные объекты (знаки, символы, тексты, графики);
• образные объекты (фото, рисунки);
• аудиоинформация (устные тексты, диалоги, музыка);
• видеообъекты (анимации, модели, видеосюжеты);
• объекты "виртуальной реальности" (тренажёры, интерактивные модели, конструкторы).
Использование ЦОР в педагогической деятельности дает возможность учителю:
• излагать материал более доходчиво, за меньшее время, с большим пониманием со стороны учеников;
• находить основные и дополнительные материалы для уроков или элективного курса;
• экономить время для речевой практики;
• организовывать индивидуальную, групповую и фронтальную работу с классом, упростить контролирование учебной деятельности учеников;
• заинтересовать учеников, повысить их мотивацию, вовлечь в творческий процесс учения, увеличить быстроту и надежность усвоения знаний.
Электронные учебные пособия помогают ученикам:
• развивать системное мышление, учиться анализировать, сопоставлять и обобщать факты;
• осваивать навыки работы с большими массивами информации, поиска информации и её грамотного использования;
• самостоятельно изучать, закреплять и повторять пройденный материал;
• приобрести навыки работы с компьютером;
• основательно подготовиться к сдаче ЕГЭ.
Формы работы с ЦОР:
• фронтальная;
• групповая;
• парная;
• индивидуальная.
Задания можно использовать на уроке в обычном классе при наличии компьютера и проектора для проведения фронтального опроса, когда ученики поочередно выполняют задания у компьютера, а класс следит за происходящим на экране. При использовании такой формы тренинга все ученики, независимо от уровня подготовки и степени активности на обычных уроках, стремятся попасть к компьютеру, чтобы ввести свой ответ с клавиатуры. Также здесь присутствует необычное внимание к ответу товарища: весь класс превращался в единое целое, следящее за ответом ученика, что говорит о повышении мотивации к изучению предмета.
Использование парного обучения при коллективном способе позволяет снизить дефицит речевой деятельности учащихся при групповой и парной работе. ЦОР позволяет быстрее выполнить задание и оставшееся время посвятить развитию диалогических и монологических навыков (например, обсуждение темы после выполнения задания ЦОР).
Учитель может использовать цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) при изучении нового материала, актуализации знаний, его закреплении, контроле и оценке знаний, умений и навыков, подготовки домашнего задания. Для ученика ЦОР являются источниками дополнительных знаний, позволяют сформулировать творческие задачи, а также могут выполнять роль тренажеров.
При изучении иностранных языков ЦОР успешнее всего применяется для:
• формирования новых знаний;
• применения знаний на практике.
Часть ресурсов, представленных в Коллекции, относятся к информационным источникам декларативного типа — это электронные копии печатных изданий, аудио- и видеозаписей. Такие ресурсы содержат теоретические материалы по теме в виде учебного текста и графических иллюстраций к нему, рекомендации для преподавателей и учащихся, сборников задач. Эти информационные источники полезны для первоначального знакомства с учебным материалом.
Коллекцию ЦОР можно сравнить с виртуальной библиотекой, на полках которой лежат учебники, любимые журналы с раскрытыми страничками, копии видеозаписей. Ученика ждут наборы интерактивных тестовых заданий, с помощью которых он может проверить свои знания.
А сейчас подробнее ознакомимся с методами работы с Единой коллекцией ЦОР и ее содержанием. Для этого достаточно набрать в браузере адрес Коллекции http://school-collection.edu.ru/
Выбрав в разделе «Каталог» любой предмет, мы можем увидеть имеющиеся ресурсы в рубрике «Учебные и методические материалы».
Справа даются ссылки к учебно-методическим комплексам. УМК рассчитаны как на учителя, так и ученика. Отличие состоит в том, что учителю предлагаются еще разделы поурочного планирования и Методические рекомендации по использованию цифровых образовательных ресурсов учителем. Наличие этих разделов особенно важно для молодых учителей. В Методических рекомендациях обосновывается необходимость того или иного ресурса для каждого урока.
Заглянув в оглавление учебника, делаем следующий шаг: выбираем интересующую нас тему и находим содержание учебника по этой теме.
Цифровые образовательные ресурсы доступны в Коллекции в различных форматах: анимации, тексты с гиперссылками, изображения, трехмерные модели, видеофрагменты, тестовые задания.
Необходимо помнить, что для просмотра ресурсов на компьютере должны быть установлены соответствующие программы. В разделе «Инструменты» (верхнее меню на страницах Единой коллекции) вы можете найти инструменты организации учебного процесса и программы просмотра ресурсов.
Среди инструментов организации учебного процесса предлагаются 2 программы: «1C: ХроноГраф Школа 2.5» и «ХроноГраф 3.0 Мастер». С их описанием вы можете познакомиться в соответствующем разделе.
Вторая часть раздела «Инструменты» содержит программы, необходимые для просмотра ресурсов, расположенных в Единой коллекции.
QuickTime позволяет воспроизвести на Вашем рабочем компьютере видео-файлы
Macromedia Shockwave Player
Установленный на компьютер Shockwave Player позволит поработать с интерактивным цифровым образовательным ресурсом. С его помощью можно просматривать веб-контент в формате Shockwave, в том числе тесты, игры, обучающие программы, демонстрации продуктов и анимацию, используемые на большом количестве web-сайтов.
Acrobat Reader поможет просмотреть журнальные статьи в формате .pdf
DjVu Plug-in для просмотра DjVu файлов
Flash Player для просмотра различных тренажеров, моделей в формате .swf
Полезные адреса
Узнать больше о QuickTime
http://www.apple.ru/quicktech/technologies/
Виртуальные экскурсии по Лувру с помощью QuickTime
http://www.louvre.fr/llv/musee/visite_virtuelle.jsp?bmLocale=en (выбрать в любом зале More ->View)
Узнать больше о DjVu
http://djvu.utilita.info/
Flash версия сайта «Президент России - гражданам школьного возраста»
http://www.uznay-prezidenta.ru/
Установив эти бесплатно распространяемые программы на свой компьютер, Вы сможете полноценно работать со всем многообразием ресурсов Единой коллекции.
2 шаг. Представление системы занятий «Мастера»
Комплект ЦОРов дает учителю возможность использовать это электронное издание различными способами в зависимости от оснащения школьного кабинета. Существует три модели ЦОР:
один компьютер + проектор на класс:
- демонстрация учителем отдельных мультимедиа–объектов по теме;
- демонстрация учителем мультимедийных презентаций по теме урока (15 – 20 минут от урока);
- «живая» демонстрация учителем различных способов решения задач;
- использование компьютера школьником (школьниками) при ответе у доски (в частности, демонстрируя подготовленную из мультимедиа – объектов ЦОРов презентацию);
два ученика - один компьютер:
- фронтальные лабораторные работы;
- групповое исследовательское задание;
- групповое творческое задание;
- интерактивное обучение способам решения задач;
один ученик - один компьютер:
- виртуальный лабораторный практикум;
- индивидуальное исследовательское задание;
- индивидуальное творческое задание;
- интерактивное обучение способам решения задач;
- компьютерное тестирование.
Предлагается также возможным использование комплекта ЦОРов учащимися дома, в школьной библиотеке (для подготовки рефератов, презентаций, самообучения, подготовки домашнего задания и т.п.), учителем (для подготовки учебного занятия, контрольной работы).
Для аттестации учащихся можно использовать как традиционную форму (с использованием подготовленных при помощи комплекта ЦОРов контрольных работ и тестов), так и интерактивную компьютерную форму (при наличии достаточного количества компьютеров в классе).
Учитель может также чередовать традиционную и компьютерную форму (например, часть учащихся решают сложные задания, оцениваемые вручную на бумаге, а остальные в это время проходят компьютерный тест. Затем учащиеся меняются местами). Большой объем вопросов и задач позволит частично автоматизировать аттестацию учащихся.
Комплект ЦОРов полезен не только для тестирования учащихся. Результаты выполнения творческих задач учащимися – те же самые образовательные объекты, выполненные на основе простых по структуре объектов набора. Они могут быть сохранены в «портфеле» учащихся в школьном образовательном пространстве, пересланы учителю для проверки на его личный компьютер.
Методика использования программных продуктов и медиаресурсов учителем на отдельных уроках определяется теми конкретными педагогическими задачами, которые он ставит и пытается решить в рамках различных типов уроков учебного предмета. Следует отметить, что решение совокупности педагогических задач возможно лишь при комплексном использовании различных видов программных средств. Различные типы уроков предполагают и различные модели использования компьютерной техники в образовательном процессе (демонстрационный компьютер, компьютерный класс, медиацентр (медиатека) общеобразовательного учреждения).
Использование ЦОР предполагается несколькими способами:
Во-первых, учитель может вести урок на основе содержания цифровых образовательных ресурсов.
Во-вторых, учитель может самостоятельно разработать урок.
В-третьих, сам ученик может организовать самостоятельную познавательную деятельность (в ситуации отсутствия его в школе), которая в данном режиме действует как программированное обучение.
Хочется отдельно обратить внимание на два факта.
1 – набор ЦОР - это пособие, которое не заменяет, но существенно дополняет школьные учебники. Вопросы и задания для учащихся не дублируют, а дополняют и расширяют возможности методического аппарата действующих учебников.
2 – набор ЦОР – инструмент, как начинающего учителя, так и многоопытного, так как с освоением ресурсов приходит творчество и новые виды использования тех или иных элементов набора.
Подведем итоги:
Чем же полезен учителям ЦОР? Использование ЦОР позволяет:
- улучшить эффективность и качество образования;
- ориентироваться на современные цели обучения;
- повысить мотивацию учащихся к обучению;
- использовать взаимосвязанное обучение различным видам деятельности;
- учитывать страноведческий аспект;
- сделать уроки эмоциональными и запоминающимися;
- реализовать индивидуальный подход;
- усилить самостоятельность школьников;
- изменить характер взаимодействия учителя и ученика;
- объективно оценивать знания учащихся;
- повысить качество наглядности;
- облегчить труд учителя.
3 шаг. Имитационная игра. Занятие со слушателями, демонстрируя приемы работы с учащимися.
Урок № 4 по теме: «Продукты питания» (3 класс)
Основные задачи:
1. Развивать умения и навыки устной речи:
- вести диалог-расспрос, используя вопрос:
Do you like sweets?
- понимать на слух полностью короткий
текст с опорой на картинку.
2. Развивать умения и навыки в чтении:
учить читать слова с буквосочетанием ar.
3. Введение новой лексики по теме «Еда»
Цели:
- Знать: лексические единицы по теме «Продукты питания»; правило чтения a + r; вспомогательный глагол to do.
- Уметь: задавать общий вопрос с глаголом to do; соблюдать долготу гласного; употреблять в речи качественные прилагательные.
План урока.
- Введение нового материала
- Обучение чтению буквосочетания ar.
- Работа с изученным материалом.
Ход урока.
Первый этап – изучение нового материала.
I. Введение новой лексики по теме «Продукты питания» и ее первичное закрепление в устной речи. (Task №1 Task №2)
T: There are a lot of tasty thing to eat. Listen, look at my pictures and try to remember the new words.
Выполняется упр. 1 учебника, при выполнении которого происходит формирование умений учащихся понимать на слух значение новых слов с опорой на зрительную догадку. Ученики слушают новые слова и находят их на картинке.
Tapescript: (So, now I have got some milk, some bread, some juice, a cake, some sweets, some cheese, some butter, some ham, some fish and some eggs.)
T: Также можно ввести новые слова с помощью презентации и выполнения task №1
T: Now say what I have. (показывает карточку с изображением продукта)
Pl: Some fish
Для актуализации новых лексических единиц выполняется задание task №2 на интерактивной доске. Расставить продукты в алфавитном порядке.
II. Объяснение нового грамматического правила: образование общего вопроса с помощью вспомогательного глагола do. (Task №3)
Объяснить учащимся с помощью постоянного персонажа учебника мистера Рула новое грамматическое правило: образование общего вопроса с помощью вспомогательного глагола do.
Убедитесь в том, что дети поняли, как следует строить общий вопрос и кратко отвечать на него. Предложите им задать вопросы друг другу по предложенной грамматической модели с использованием изучаемой лексики по теме «Продукты питания» и ответить на них.
T: I want to now what food you like to eat.
Do you like to eat sweets? – Yes, I do.
Do you like milk? - Now, I don’t.
Для закрепления этого правила можно выполнить задание на интерактивной доске. (task №3)
Второй этап – Следующий этап урока посвящен обучению чтению слов с буквосочетанием ar. (Task №5)
I. Чтение буквосочетания ar.
T: It’s time to practice our reading. Давайте вспомним, как читается буква Аа в открытом и закрытом слоге. Сегодня мы научимся читать слова с буквосочетанием ar.
Объяснить детям, что буквы в английских словах могут соединяться и давать новый звук. Если после гласной идет буква r, то всегда получается новый звук, например: a + r = [а:]
После этого прочитать правило Мистера Рула в учебнике и выполнить упражнение 3, в котором представлены слова с буквой а в трех типах слога.
Для закрепления правила чтения выполняется задание task №5 – Помочь Дайно найти убежавшую букву и вставить её в слова.
II. Тренировка навыков чтения и письма. Работа с изученным материалом.(Task №7 Task и №8)
T: Now you can read different words with the letter Aa. I want you to read the word combination with such words from exercise 4, page 10.
Выполняется упр. 4 в учебнике, которое позволяет вспомнить словосочетания прилагательное + существительное и потренироваться в чтении про себя и в слух.
Сначала учащиеся читают про себя данные словосочетания и находят соответствующие картинки.
Затем читают их вслух и называют номера рисунков (a black cat – number 4),
сообщают, каких рисунков не хватает для словосочетаний (a dark park)
Дети выполняют задания на интерактивной доске: выбирают и вставляют или пишут подходящие слова - task №7 и task №8.
Третий этап – закрепление изученного материала. (Task №4 и Task №8)
Для закрепления детям можно предложить самостоятельно, за компьютерами выполнить задания task №4 – соотнести русские и английские слова и task №8 – положить в корзинку нужные продукты.
4 шаг. Моделирование. Самостоятельная работа со слушателями по разработке собственной модели занятия.
Теперь, перейдём к самому главному этапу мастер - класса, где каждый участник-пользователь должен сконструировать этап на уроке, т.е. выполнить проектную работу по своей предметной области, включив работу с ЦОР. Результатом проектной работы будет заполнение технологической карты.
5 шаг. Рефлексия. Дискуссия по результатам совместной деятельности.
Мастер-класс своей цели достиг, научив вас приёму, как сделать современный урок с использованием инновационной технологии, не в ущерб своему драгоценному времени. Я надеюсь, что эти проекты будут реализованы в Вашей практике.
Рефлексия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание и использование систематизированного каталога цифровых образовательных ресурсов учителями биологии и химии как одно из условий повышения качества образования
Статья предназначена для педагогов, которые активно и систематически используют на своих уроках компьютерные технологии. Она поможет создать педагогу свой собственный единый каталог цифровых и электро...
Создание и эффективное использование цифрового образовательного ресурса учителя английского языка
Цифровой образовательный ресурс – это инструмент, без которого невозможен труд учителя, стремящегося к повышению качества знаний учащихся, отвечающего требованиям современной педагогики, запроса...
Учебно-методическая разработка с использованием электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе. Урок-игра «Торги на бирже: ПОКУПАЕМ ЭЛЕКТРОН»
На бирже «продают» электрон. Выигрывают, т.е. «покупают» электрон те, у кого больше знаний.Каждая команда по очереди делает вступительный «взнос». «Взносом» является законченная мысль, идея, дем...
Разработка и применение цифровых образовательных ресурсов на уроках информатики для учащихся 5 – 7 классов
Актуальность темы объясняется тем, что в настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот п...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ
Примеры использования информационных технологий на уроках английского языкаВ процессе обучения иностранным языкам, и английскому языку (АЯ) в частности, в классной работе могут использоваться мультиме...
Перечень цифровых образовательных ресурсов по русскому языку и литературе
Перечень ЦОР по русскому языку и литературе учителя Алипашаевой Наиры Абдулбасировны...
Методические рекомендации по использованию цифровых образовательных ресурсов на уроках информатики
В данной разработке представлены цифровые ресурсы, которые можно использовать на уроках информатики....