Статья "Особенности внедрения модульной технологии в профессиональном образовании"
статья

Фимушкина Людмила Владимировна

Предлагаемый подход к модульному обучению отличается от традиционно используемого в российских учебных заведениях блочно-модульного подхода, поскольку в рамках отдельного модуля осуществляется комплексное освоение умений и знаний в рамках формирования конкретной профессиональной компетенции, обеспечивающей выполнение конкретной трудовой функции, отражающей требования рынка труда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2_2.docx16.23 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности внедрения модульной технологии в профессиональном образовании

В рамках модернизации российского образования серьезно продолжает обсуждаться вопрос компетентностного подхода к обучению. На основе такого подхода разрабатываются новые федеральные государственные образовательные стандарты, вступление которых в действие предполагается 2016-17 годов.

Предлагаемый подход к модульному обучению отличается от традиционно используемого в российских учебных заведениях блочно-модульного подхода, поскольку в рамках отдельного модуля осуществляется комплексное освоение умений и знаний в рамках формирования конкретной профессиональной компетенции, обеспечивающей выполнение конкретной трудовой функции, отражающей требования рынка труда.

Отметим, что разработка и реализация модульных программ, основанных на компетенциях, предполагает наличие постоянной обратной связи с требованиями работодателей к умениям и знаниям работников, что обеспечивает качество подготовки последних.

Важнейшей задачей подготовки специалиста по модулю является приобретение им определенного навыка или умения. Весь учебный материал  компонуется в единый модуль или модульный курс.

Изучив модуль, человек приобретает определенную компетентность в той или иной сфере. Модульная технология обеспечивает активность обучаемого как субъекта процесса саморазвития. Обучаемый не просто осваивает материал по модулю, а через активную познавательную деятельность проектирует и контролирует развитие своей личности.

Знания, умения и опыт определяют компетентность человека; способность мобилизовать эти знания, умения и опыт в конкретной социально-профессиональной ситуации, что и обусловливает компетенцию образованной и профессионально успешной личности.

Согласимся с точкой зрения Н.М. Кисиевой, в том, что технология модульного обучения включает в себя целевую компоненту, ведущие принципы, специальные способы проектирования содержания обучения, систему задач и упражнений, конструирование дидактических материалов, рейтинговую систему контроля и оценки учебных достижений.

Реализация модульной технологии требует кропотливой работы над структурированием содержания образования, в основе, которой - алгоритм переструктурирования учебного материала, которое заключается в четко определенном порядке использования многообразных форм работы с учебным материалом и форм организации учебно- познавательной деятельности. Затем строится технологическая карта урока и технологическая карта предметного модуля, включающего в себя завершенный цикл уроков по конкретной теме, временному отрезку изучения предмета (четверти, полугодия) и т.д.

Планирование дидактического модуля в виде технологической карты позволяет преподавателю непосредственно структурировать содержание обучения при оптимальном подборе форм, методов и технологий обучения. Оптимизация технологической составляющей обучения осуществляется через опору на возможности конкретной учебной группы: знание психофизиологических особенностей учащихся (тип умственной активности, работоспособности), выявление уровня обучаемости (низкий, средний, высокий), прогнозирование возможных затруднений при усвоении темы и основных результатов.

Таким образом,  теоретически дидактический модуль представляет собой функциональный узел учебного процесса (единицу объема учебного процесса), связывающий учебное время, содержание учебной темы, ее объем и уровень сложности, средства, методы обучения и организационные формы с возможностями и особенностями учебной группы. Дидактический модуль строится на основе Государственного образовательного стандарта и предметных образовательных программ. Алгоритм построения дидактического модуля предполагает:

  • определение уровня обучаемости (низкого, среднего, высокого) на основе изучения психофизиологических особенностей учащихся;
  • постановку целей и задач образовательной деятельности учащихся на учебном материале модуля;
  • прогнозирование конечного результата обучения в данном предметном модуле;
  • составление технологической карты образовательной деятельности с учетом уровня обучаемости учащихся, необходимого темпа обучения для конкретной учебной группы, специфики тех форм и методов организации учебной деятельности, которые могут оказаться оптимальными именно для данной учебной группы;
  • единство ЗУНов, опыта творческой деятельности, опыта эмоционально-ценностных отношений, которое обеспечивается включением учащихся в систему самостоятельных работ обучающего и контролирующего характера, промежуточных (тренировочных) и контрольно- игровых тестов, экспериментальных заданий.

Список используемой литературы.

1.Батышев С.Я. Блочно-модульное обучение. М., 1997.

2.Муравьева А.А., Кузнецова Ю.Н., Червякова Т.Н. Организация модульного обучения, основанная на компетенциях: Пособие для преподавателей. - М., 2015.

3.Модульная технология в начальном профессиональном обучении. - Сборник методических материалов. - Биробиджан: ОблИУУ, 2009. - 48 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская деятельность в информационных технологиях начального профессионального образования

       Россия хочет конкурировать успешно на мировом рынке, значит ей просто необходимо иметь определённое качество в разных отраслях производства. Новые открытия в на...

РАЗВИТИЕ ТЕСТОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

В последние годы в Российском образовании большое внимание уделяется вопросам разработки и внедрения тестовых технологий в различных отраслях знаний. Такое внимание к проблемам тестирования не случайн...

Разработка урока по биологии на системно-деятельностной основе "Химический состав клетки" 6 класс. В плане реализации ФГОС ООО внедрении современных технологий в процесс образования

Тема урока: Химический состав клеткиТип урока: ОНЗ (открытие нового знания)Цели и задачи урока:Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия (знакомится с  хими...

Инновационные педагогические технологии в профессиональном образовании (технология кейс-метода)

В методическом пособии рассмотрены проблемы применения кейс-метода как инновационной педагогической технологии.Использование кейс технологий имеет ряд преимуществ: Акцент обучения переносится на ...

«Применение информационных технологий в профессиональном образовании на примере Московского областного профессионального колледжа.»

XXI век – век высоких компьютерных технологий. Человечество вступило в новый этап своего развития — формируется информационное общество, в котором информация и информационные процессы становятся одной...

Современные педагогические методы и технологии в профессиональном образовании. Здоровьесберегающие технологии как современные методы в профессиональном образовании.

Аннотация. Статья раскрывает понятие "здоровьесберегающие технологии", объясняет необходимость применения их в образовательном процессе. Основное внимание в работе акцентируется  на непреры...

Внедрение информационных технологий в технологическое образование школьников

В настоящее время развитие общества диктует необходимость использовать новые информационные технологии во всех сферах жизни. Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, совр...