Научно-исследовательская деятельность в информационных технологиях начального профессионального образования
статья по информатике и икт (10 класс) по теме

Луконина Анна Петровна

 

         Россия хочет конкурировать успешно на мировом рынке, значит ей просто необходимо иметь определённое качество в разных отраслях производства. Новые открытия в науке обычно, прежде всего, происходят в биотехнологии, материаловедении, нанотехнологии и информатике. Хотя сами достижения играют важную роль, сами участники процесса - активная составляющая. В сфере информационных технологий всё активнее принимают участие конечные пользователи, например, в адаптации и разработке новых программ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_lukonina.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ  НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Луконина Анна Петровна

 ОГОУ  НПО «ПЛ№1»  г.Астрахань

        В жизни российского общества происходят изменения в самом характере труда и его содержании. Под трудом конечно понимаем труд квалифицированных специалистов, связанный с внедрением новых информационных технологий. Поэтому именно сейчас увеличивается роль навыков, умений и личных профессиональных качеств специалиста. Профессиональная компетентность, успешность, мобильность, работоспособность и трудолюбие – основные качества современного специалиста.

        Россия хочет конкурировать успешно на мировом рынке, значит ей просто необходимо иметь определённое качество в разных отраслях производства. Новые открытия в науке обычно, прежде всего, происходят в биотехнологии, материаловедении, нанотехнологии и информатике. Хотя сами достижения играют важную роль, сами участники процесса - активная составляющая. В сфере информационных технологий всё активнее принимают участие конечные пользователи, например, в адаптации и разработке новых программ.

        Традиционные границы фундаментальной и прикладной наук исчезают с большой скоростью, а участники научно-исследовательской деятельности становятся схожими между собой.

Развитие сетевых инновационных систем – важный фактор. «Открытые инновации» - эти слова для Европы являются ключевыми. В разных процессах и а разное время участники открытых инновационных систем играют разные роли. Государство сейчас отказывается от создания новых институтов, вместо этого побуждает уже существующие организации сотрудничать в «специальных программах», «новых инициативах», «виртуальных институтах».

        Научно - исследовательская деятельность – одна из основных форм обучения информатике и ИКТ. Она будто создана для использования информационных технологий. В ходе проекта  не только закрепляем определённые навыки использования программ, но и развиваемся творчески, включается активная познавательная деятельность учащихся.

        Совсем недавно в нашем профессиональном лицее проходила областная студенческая конференция «М.В.Ломоносов – великий деятель российской науки», посвящённой 300-летию со дня рождения ученого. Многие ребята участвовали в этой конференции, представляли свои проекты.  И мы  не остались в стороне тоже приняли участие. Создали проект по теме «Опережая время». Многие сначала были в некотором удивлении, как же можно связать М.В.Ломоносова с современной техникой… Но мы, изучив много информации, доказали, что это возможно. Многие наверное знают, что лучший (на данном этапе) суперкомпьютер России назван именно «Ломоносов» и находится в МГУ (Московском государственном университете), который тоже носит его имя. Не остался в стороне и сам президент – Дмитрий Анатольевич Медведев, который сам предложил назвать эту разработку именно «Ломоносов». Оттолкнувшись от этой идеи, мы собрали, обработали и сделали сравнительный анализ всех особенно выдающихся суперкомпьютеров. Наш проект помогает расширить знания на уроках информатики или факультативно о современных именно суперкомпьютерах и познакомиться с их техническими характеристиками, которые заставляют задуматься, есть ли предел возможностям научных мыслей современного человека. Также мы нашли ещё ряд взаимосвязей имени Ломоносов и современных интернет - ресурсов. Например, молодежный портал «Ломоносов» и портал «50 известных учёных России», на котором в рейтинге Ломоносов занимал почётное – 2-ое место. В общем, собрали много материала, которым можно пользоваться на уроках и факультативных занятиях.  

Допустим, что возникла необходимость создания сайта группы. Набирается группа желающих реализовать себя в этом виде деятельности. Распределяются ответственные за каждое направление деятельности. После создания сайта эта группа может распасться или продолжать обеспечивать работу сайта, сменив роли создателей – на технических администраторов по обслуживанию сайта.

Плюсы проектной деятельности :

  1. отбор информации в условиях её обилия – критически «отсеивается» второстепенное;
  2. все-таки это самостоятельная работа под руководством (с помощью) педагога;
  3. накапливается опыт исследовательской работы;
  4. учащиеся ощущается себя самостоятельным и находится в некотором равноправии со взрослыми;
  5. происходит самооценка хода и результата работы, из которой можно сделать выводы об удачах и может неудачах проделанной работы;
  6. и может быть одним из главных – уверенно держать на публике, применяя разные средства наглядности.

Современное мультимедийное оборудование даёт большие возможности для лучшего изучения основных дисциплин, но в особенности информатики и ИКТ. Метод проектов формирует межпредметные связи и повышает эффективность изучения того или иного предмета. Научно – технический прогресс и само время подразумевает проектное обучение как один из видов самостоятельного обучения, расширения кругозора и общей образованности.

        Думаю, что успех в нашей жизни – способность человека организовать свою жизнь, как проект. Определив для себя цели и наметив определённый план реализации этих целей. Существует даже такое понятие как проектное мышление, причем ими обладает большинство современных лидеров в политике, искусстве, бизнесе и спорте. Ещё в школе проектная деятельность присутствовала при обучении. Но до сих пор до конца не сформировано представление, что же именно подразумевает проектная деятельность. Проектом называют и обычный реферат, и серьёзную работу, похожую на курсовую или даже дипломную работу.

        Вообще говоря, для создания реального инновационного проекта нужны три составляющие:

        -творческая активность участников проекта;

        - техническую оснащенность для реализации проекта;

        - государственная политика по поддержке инновационных проектов и внедрения их в разные области нашей жизни, и, конечно же, в образование.

        Успешная профессиональная и социальная карьера невозможна без готовности осваивать новые технологии, адаптироваться к иным условиям труда, решать новые профессиональные задачи. Самым ценным в ходе исследовательской деятельности, безусловно, является умение подходить к решению любой научной или жизненной проблемы с творческой, исследовательской позиции.

    Наука выигрывает, когда ее крылья раскованы фантазией.

Майкл Фарадей

Придет время, когда наука опередит фантазию.

Жюль Верн

Кто прав? Покажет время…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по дисциплине Информационные технологии в профессиональной деятельности для специальности 050503 Технология

Программа учебной дисциплины “Информационные технологии в профессиональной деятельности” предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников п...

Информационные технологии в профессиональной деятельности: инструменты правовой охраны информации, интеллектуальной деятельности

Знание всех инструментов охраны информационных технологий позволяет осуществлять учебный процесс на легитимной основе и подготавливать, в том числе и в правовом плане, конкурентно способных специалист...

Разработка открытого урока Тема урока: Портфолио в профессиональной деятельности человека. Дисциплина «Информационные технологии в профессиональной деятельности»

Мультимедийные технологии.Тема урока:  Портфолио в профессиональной деятельности человека.Цели урока: Учебные – закрепление основных технологий создания слайдовых презентаций с помощью программы ...

«Применение информационных технологий в профессиональном образовании на примере Московского областного профессионального колледжа.»

XXI век – век высоких компьютерных технологий. Человечество вступило в новый этап своего развития — формируется информационное общество, в котором информация и информационные процессы становятся одной...

Статья Чернушевича Н.Н., преподаватель дисциплины Информационные технологии в профессиональной деятельности ГБОУ СПО «МУ № 9 ДЗМ» ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ МУЛЬТИМЕДИА ТЕХНОЛОГИЙ из Научного сборника Института управления и информатики 2011.

Интернет и всеобщая компьютеризация населения, новые информационные технологии коренным образом изменили менталитет нового поколения студентов. Использование компьютеров сформировало особый, мозаичный...

Информационные технологии в профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования

В современном обществе информационные технологии играют все более важную роль в различных сферах деятельности, включая образование. Особенно в профессиональной деятельности педагогов дополнитель...