Научно-исследовательская деятельность в информационных технологиях начального профессионального образования
статья по информатике и икт (10 класс) по теме
Россия хочет конкурировать успешно на мировом рынке, значит ей просто необходимо иметь определённое качество в разных отраслях производства. Новые открытия в науке обычно, прежде всего, происходят в биотехнологии, материаловедении, нанотехнологии и информатике. Хотя сами достижения играют важную роль, сами участники процесса - активная составляющая. В сфере информационных технологий всё активнее принимают участие конечные пользователи, например, в адаптации и разработке новых программ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_lukonina.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Луконина Анна Петровна
ОГОУ НПО «ПЛ№1» г.Астрахань
В жизни российского общества происходят изменения в самом характере труда и его содержании. Под трудом конечно понимаем труд квалифицированных специалистов, связанный с внедрением новых информационных технологий. Поэтому именно сейчас увеличивается роль навыков, умений и личных профессиональных качеств специалиста. Профессиональная компетентность, успешность, мобильность, работоспособность и трудолюбие – основные качества современного специалиста.
Россия хочет конкурировать успешно на мировом рынке, значит ей просто необходимо иметь определённое качество в разных отраслях производства. Новые открытия в науке обычно, прежде всего, происходят в биотехнологии, материаловедении, нанотехнологии и информатике. Хотя сами достижения играют важную роль, сами участники процесса - активная составляющая. В сфере информационных технологий всё активнее принимают участие конечные пользователи, например, в адаптации и разработке новых программ.
Традиционные границы фундаментальной и прикладной наук исчезают с большой скоростью, а участники научно-исследовательской деятельности становятся схожими между собой.
Развитие сетевых инновационных систем – важный фактор. «Открытые инновации» - эти слова для Европы являются ключевыми. В разных процессах и а разное время участники открытых инновационных систем играют разные роли. Государство сейчас отказывается от создания новых институтов, вместо этого побуждает уже существующие организации сотрудничать в «специальных программах», «новых инициативах», «виртуальных институтах».
Научно - исследовательская деятельность – одна из основных форм обучения информатике и ИКТ. Она будто создана для использования информационных технологий. В ходе проекта не только закрепляем определённые навыки использования программ, но и развиваемся творчески, включается активная познавательная деятельность учащихся.
Совсем недавно в нашем профессиональном лицее проходила областная студенческая конференция «М.В.Ломоносов – великий деятель российской науки», посвящённой 300-летию со дня рождения ученого. Многие ребята участвовали в этой конференции, представляли свои проекты. И мы не остались в стороне тоже приняли участие. Создали проект по теме «Опережая время». Многие сначала были в некотором удивлении, как же можно связать М.В.Ломоносова с современной техникой… Но мы, изучив много информации, доказали, что это возможно. Многие наверное знают, что лучший (на данном этапе) суперкомпьютер России назван именно «Ломоносов» и находится в МГУ (Московском государственном университете), который тоже носит его имя. Не остался в стороне и сам президент – Дмитрий Анатольевич Медведев, который сам предложил назвать эту разработку именно «Ломоносов». Оттолкнувшись от этой идеи, мы собрали, обработали и сделали сравнительный анализ всех особенно выдающихся суперкомпьютеров. Наш проект помогает расширить знания на уроках информатики или факультативно о современных именно суперкомпьютерах и познакомиться с их техническими характеристиками, которые заставляют задуматься, есть ли предел возможностям научных мыслей современного человека. Также мы нашли ещё ряд взаимосвязей имени Ломоносов и современных интернет - ресурсов. Например, молодежный портал «Ломоносов» и портал «50 известных учёных России», на котором в рейтинге Ломоносов занимал почётное – 2-ое место. В общем, собрали много материала, которым можно пользоваться на уроках и факультативных занятиях.
Допустим, что возникла необходимость создания сайта группы. Набирается группа желающих реализовать себя в этом виде деятельности. Распределяются ответственные за каждое направление деятельности. После создания сайта эта группа может распасться или продолжать обеспечивать работу сайта, сменив роли создателей – на технических администраторов по обслуживанию сайта.
Плюсы проектной деятельности :
- отбор информации в условиях её обилия – критически «отсеивается» второстепенное;
- все-таки это самостоятельная работа под руководством (с помощью) педагога;
- накапливается опыт исследовательской работы;
- учащиеся ощущается себя самостоятельным и находится в некотором равноправии со взрослыми;
- происходит самооценка хода и результата работы, из которой можно сделать выводы об удачах и может неудачах проделанной работы;
- и может быть одним из главных – уверенно держать на публике, применяя разные средства наглядности.
Современное мультимедийное оборудование даёт большие возможности для лучшего изучения основных дисциплин, но в особенности информатики и ИКТ. Метод проектов формирует межпредметные связи и повышает эффективность изучения того или иного предмета. Научно – технический прогресс и само время подразумевает проектное обучение как один из видов самостоятельного обучения, расширения кругозора и общей образованности.
Думаю, что успех в нашей жизни – способность человека организовать свою жизнь, как проект. Определив для себя цели и наметив определённый план реализации этих целей. Существует даже такое понятие как проектное мышление, причем ими обладает большинство современных лидеров в политике, искусстве, бизнесе и спорте. Ещё в школе проектная деятельность присутствовала при обучении. Но до сих пор до конца не сформировано представление, что же именно подразумевает проектная деятельность. Проектом называют и обычный реферат, и серьёзную работу, похожую на курсовую или даже дипломную работу.
Вообще говоря, для создания реального инновационного проекта нужны три составляющие:
-творческая активность участников проекта;
- техническую оснащенность для реализации проекта;
- государственная политика по поддержке инновационных проектов и внедрения их в разные области нашей жизни, и, конечно же, в образование.
Успешная профессиональная и социальная карьера невозможна без готовности осваивать новые технологии, адаптироваться к иным условиям труда, решать новые профессиональные задачи. Самым ценным в ходе исследовательской деятельности, безусловно, является умение подходить к решению любой научной или жизненной проблемы с творческой, исследовательской позиции.
Наука выигрывает, когда ее крылья раскованы фантазией.
Майкл Фарадей
Придет время, когда наука опередит фантазию.
Жюль Верн
Кто прав? Покажет время…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по дисциплине Информационные технологии в профессиональной деятельности для специальности 050503 Технология
Программа учебной дисциплины “Информационные технологии в профессиональной деятельности” предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников п...
Информационные технологии в профессиональной деятельности: инструменты правовой охраны информации, интеллектуальной деятельности
Знание всех инструментов охраны информационных технологий позволяет осуществлять учебный процесс на легитимной основе и подготавливать, в том числе и в правовом плане, конкурентно способных специалист...
Разработка открытого урока Тема урока: Портфолио в профессиональной деятельности человека. Дисциплина «Информационные технологии в профессиональной деятельности»
Мультимедийные технологии.Тема урока: Портфолио в профессиональной деятельности человека.Цели урока: Учебные – закрепление основных технологий создания слайдовых презентаций с помощью программы ...
«Применение информационных технологий в профессиональном образовании на примере Московского областного профессионального колледжа.»
XXI век – век высоких компьютерных технологий. Человечество вступило в новый этап своего развития — формируется информационное общество, в котором информация и информационные процессы становятся одной...
Статья Чернушевича Н.Н., преподаватель дисциплины Информационные технологии в профессиональной деятельности ГБОУ СПО «МУ № 9 ДЗМ» ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ МУЛЬТИМЕДИА ТЕХНОЛОГИЙ из Научного сборника Института управления и информатики 2011.
Интернет и всеобщая компьютеризация населения, новые информационные технологии коренным образом изменили менталитет нового поколения студентов. Использование компьютеров сформировало особый, мозаичный...
Тезисы Всероссийского конкурса научно-исследовательских, изобретательских и творческих работ обучающихся НТД тема "Информационные технологии в профессиональной деятельности" 2022
Тезисы работы НТД...
Информационные технологии в профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования
В современном обществе информационные технологии играют все более важную роль в различных сферах деятельности, включая образование. Особенно в профессиональной деятельности педагогов дополнитель...