Мастер-класс «Зарядка для ума» (метод кинезиологической коррекции)
материал

Зайнутдинова Надежда Александровна

Мастер-класс "Зарядка для ума" знакомит с методом кинезиологической коррекции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Зарядка для ума»

(Метод кинезиологической коррекции)

   «Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный»

Мишель де Монтень.

Цель: показать эффективность кинезиологического комплекса в развитии межполушарной специализации и межполушарного взаимодействия как основы интеллекта человека.

Задачи развития межполушарной специализации:                        -      

- синхронизация работы полушарий головного мозга;

 - развитие способностей ребенка;

 - развитие внимания, памяти, речи, мышления

  - развитие мелкой моторики рук;

  - адаптация «леворукого» ребенка к школе;

  - профилактика соматических заболеваний.

1.        Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья человека через определенные двигательные упражнения. Этой науке уже более 200 лет.  В переводе с латинского «Кинезис»- движение, «логос»-учу. Кинезиология-наука о развитии головного мозга через движение.

     Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот. ( Ю. Сиротюк)

2. Развитие головного мозга ребенка начинается внутриутробно и активно продолжается после рождения.

          Мозг человека представляет собой «содружество» функционально ассиметричных полушарий левого и правого. Каждое из них является не зеркальным отображением другого, а необходимым дополнением. Для того, чтобы творчески осмыслить любую проблему, необходимы оба полушария: левое полушарие - правое полушарие.

По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. (кинестетический тест на левой руке может показать некоторое недоразвитие –грубые или негрубые – в этой области мозга у детей с ОНР,  с ЗПР)

Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое –отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).

3. Кинезиология относится к здоровьесберегающей технологии. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. За счет развития и тренировки межполушарных связей происходит компенсация нарушенных функций. При этом,  чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения. Метод кинезиологической коррекции направлен на механизм возникновения психофизиологических отклонений в развитии, что позволяет снять не только отдельный симптом, но и улучшить функционирование, повысить продуктивность протекания психических процессов. Эти занятия дают как немедленный, так и накапливающий эффект для повышения умственной работоспособности и оптимизации интеллектуальных процессов.

4. Виды кинезиологических упражнений: 

  • Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).    
  • Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
  • Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.
  • При выполнении телесных движений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. Оказывается, человеку для закрепления мысли необходимо движение.
  • Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения. 

ДЛЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ НЕОБХОДИМО УЧИТЫВАТЬ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ УСЛОВИЯ:

 Упражнения необходимо проводить ежедневно. С начало детям с раннего возраста учить выполнять пальчиковые игры от простого к сложному.

•        занятия проводятся утром;

•        занятия проводятся ежедневно, без пропусков;

•        занятия проводятся в доброжелательной обстановке;

•        от детей требуется точное выполнение движений и приемов;

•        упражнения проводятся стоя или сидя за столом;

•        длительность занятий по одному комплексу составляет две недели.

Примерный комплекс.

Растяжка.

“Дерево”

Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.

 Дыхательные упражнения

 “Свеча”

Исходное положение – сидя за столом. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.

Телесные упражнения.

“Паровозик”

Правую руку положить под левую ключицу, одновременно делая 10 кругов согнутой в локтевом суставе левой рукой и плечом вперед, затем столько же назад. Поменять положение рук и повторить упражнение.

.«Крюки».

Можно выполнять стоя, сидя, лежа. Скрестите лодыжки ног, как удобно. Затем вытяните руки вперед, скрестив ладони друг к другу, сцепив пальцы в замок, вывернуть руки внутрь на уровне груди так, чтобы локти были направлены вниз.

Кинезиологические упражнения

Упражнение "Ухо - нос"

Левая рука - взяться за кончик носа, правая рука - взяться за правое ухо. По команде отпустить ухо-нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук "с точностью наоборот".

Колечко.

Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.

Кулак-ребро-ладонь.

Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом -левой, затем -двумя руками вместе по 8-10 раз. Можно давать себе команды(кулак -ребро-ладонь)

Релаксация

“Ковер-самолет”

Исходное положение - лежа на спине, глаза закрыть, при этом играет спокойная музыка.

Мы ложимся на волшебный ковер-самолет. Он плавно и медленно поднимается, несет нас по небу, тихонечко покачивает. Ветерок нежно обдувает усталые тела, все отдыхают… Далеко внизу проплывают дома, поля, леса, реки и озера… Постепенно ковер-самолет начинает снижение и приземляется в нашей группе (пауза)… Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно и аккуратно садимся.

Глазодвигательные упражнения

   “Глазки”

Чтобы зоркость не терять,

Нужно глазками вращать.

Вращать глазами по кругу по 2-3 секунды (6 раз).

Ожидаемый результат.

 Применение данного метода позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. Происходит расширение зоны ближайшего развития ребенка и переход ее в зону актуального развития. Результативность занятий зависит от систематической и кропотливой работы: игры и тренинги могут быть индивидуальными и групповыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Сравнение как один из методов оптимизации восприятия произведений живописи"

Мастер-класс,в котором на конкретных примерах показано, как с помощью метода сравнения научить школьников разных возрастов анализировать произведения живописи....

мастер-класс "Применение кейс-технологии как метода проблемного обучения на уроках русского языка и литературы

Опыт применения проблемного метода обучения, в частности, использование кейс-технологии на уроках русского языка и литературы. Выступление на областном семинаре учителей русского языка и литературы 03...

Мастер-класс на тему: Применение интерактивных методов обучения на уроках истории и обществознания.

Мастер-класс на тему: Применение интерактивных методов обучения на уроках истории и обществознания....

Мастер- класс на тему "Приёмы и методы учебной деятельности на уроках химии в 8-11 классах"

Учителю необходимо постоянно стремиться выйти за рамки предмета и посмотреть даже на самую «химическую» проблему под углом зрения общей культуры. Считаю себя скорее педагогом, чем предметником. Думаю,...

Мастер- класс «Коррекционно-развивающие игры и упражнения для коррекции недостатков внимания у учащихся с ЗПР.

В данном материале представлен конспект и презентация на тему "Коррекционно- развивающие игры и упражнения для коррекции недостатков внимания у детей с ЗПР"...