Учебное занятие по программе личностного роста
план-конспект
Занятие направлено на возможность ребенка познать себя как личность; узнать свои ценности, удостоверить свою индивидуальность или схожесть с ровесниками. В теоретической части занятия рассматриваются понятия "Личность", "структура личности", "личностный рост". В практической части представлены различные тренинговые упражнения по тематике "личностный рост"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_3-4_1_god_obucheniya.docx | 105.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие 3-4. Тема «Познай себя. Личность. Структура личности». 2 часа
Вводное слово педагога-психолога.
«Мир существует не для того, чтобы
мы его познавали, а для того, чтобы
мы познавали и воспитывали себя в нём».
Г.Лихтенберг
Каждый человек обладает индивидуальностью, которая отличает его от других людей. Индивидуальные черты характера человека – это свойственный только ему образ мышления, переживания и действия. Если модель поведения человека бросается в глаза своей непохожестью и постоянством, о нем обычно говорят, что он – сильная личность.
В рамках изучения личности рассматриваются три следующих вопроса:
1. Сущность понятия личности;
2. Соотношение понятий – «человек», «индивид», «личность»;
3. Структура личности.
И еще мне хочет сегодня внести в наш обиход такое понятие как «личностный рост».
Каждый человек приходит в этот мир, чтоб постоянно расти и развиваться. Личностный рост – это один из смыслов жизни. С помощью него можно изменить себя в нужную сторону, избавиться от комплексов и отрицательных мыслей, научиться управлять своими эмоциями. Только гармонично развитый человек, имеющий благополучие во всех сферах жизни, способен быть по-настоящему счастливым.
Что такое личностный рост?
Личностный рост – это поиск самого себя и реализация. Это движение вперед, навстречу к своему предназначению. Это постоянное самосовершенствование и саморазвитие личности. Это ежедневные победы над собой, над своими страхами и другими отрицательными эмоциями. Личностный рост – это путь к счастью и успеху.
Важные условия для личностного роста.
Для того, чтоб сделать себя счастливым в первую очередь важно взять ответственность за свою жизнь.
Далее нужно захотеть измениться. Желание – это ваше топливо, которое поведет вас вперед.
Еще важно поверить в себя. Вера - ваш лучший помощник, ваш вдохновитель. Вера – важное условие для личностного роста
И последние – это ваша активность. Без действий и самодисциплины вы не придете к нужному результату.
С чего начать? Первое, что вам нужно сделать – это определиться со своей целью. Спросите себя: «Что вам нужно сделать в первую очередь для вашего личностного роста?».
Но чтобы ответить на данный вопрос давайте выполним некоторые практические задания.
Упражнение 1 «Знакомство»
Каждый участник называет своё имя и демонстрирует какое-нибудь движение, следующий повторяет все имена и жесты предыдущих участников.
Упражнение 2 «Наши правила»
Тренер (педагог-психолог) зачитывает правила:
-говори от своего имени;
-один говорит, все слушают;
-лаконичность;
-искренность;
-доброжелательность;
а участники обсуждают их и принимают.
Упражнение 3 «Дерево ожиданий»
Участникам раздаются стикеры, на которых они записывают свои ожидания от занятия, озвучивши их прикрепляют на дерево (на плакате нарисовано «Дерево ожиданий»).
Теоретическая часть.
«Человек»– биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно-логическое мышление, логическая память и т. д.), способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда. Эти специфические человеческие свойства (речь, сознание, трудовая деятельность и пр.) не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, в процессе усвоения ими культуры, созданной предшествующими поколениями.
Индивид – в понятии выражена родовая принадлежность человека. Появляясь на свет, как индивид, человек постепенно приобретает особое социальное качество, становитсяличностью.
Индивидуальность– сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличие от других людей одна из сторон личности.
Личность– системное качество, т.к. охарактеризовать личность можно только увидев ее в системе межличностных отношений в совместной коллективной деятельности.
Структура личности:
- интериндивидная – сфера ее существования – связи между индивидами, межличностные отношения.
- интраиндивидная – личность – свойство, присущее самому субъекту, личностное погружено во внутреннее пространство бытия индивида.
- метаиндивидная – каждый индивид воздействует на других. Характеристики индивида можно искать в других. Личность персонализируется в других людях.
Сферы личности: потребностно-мотивационная, волевая и познавательная.
Давайте попробуем окунуться с вами в сферы личности.
Упражнение 4 «Цвет эмоций»
Группа выбирает водящего. Водящий по удару гонга закрывает глаза, а остальные участники задумывают тихонько между собой какой-нибудь цвет, для начала лучше один из основных: красный, зеленый, синий, желтый. Когда водящий откроет глаза, все участники своим поведением, в первую очередь, эмоциональным состоянием, пытаются изобразить этот цвет, не называя его, а водящий должен отгадать, что это за цвет. Если он отгадал, то выбирается другой водящий, если нет, то остается тот же самый. Итак, по команде один игрок закрывает глаза, а все остальные молча загадывают цвет. Затем игрок открывает глаза, а все остальные изображают задуманный цвет своим поведением. Водящий должен его отгадать. Все понятно? Внимание! Спасибо, игра закончена.
Упражнение 5 «Пессимист, Оптимист, Шут».
1. Тренер предлагает каждому участнику описать на отдельных листках в нескольких предложениях ситуацию, вызывающую у него стрессовое состояние или сильные негативные эмоции, либо ситуацию, которую участник затрудняется принять. Написанная история не должна содержать никаких эмоциональных описаний, — только факты и действия.
2. Далее участникам предлагается сдать свои листки с написанными историями тренеру для последующей работы (возможна анонимность).
3. Тренер зачитывает на группе все варианты стрессовых ситуаций, и группа выбирает 2-3 наиболее типичных, имеющих значимость для всех.
4. Тренер предлагает группе разделиться на три подгруппы и раздает каждой подгруппе по одной истории. Задание для подгрупп следующее: надо наполнить каждую историю эмоциональным содержанием — пессимистичным (для 1-ой подгруппы), оптимистичным (для 2-ой подгруппы) и шутовским (для 3-ей подгруппы). То есть, досочинить предложенную историю и дополнить ее деталями, свойственными Пессимисту или Оптимисту, или Шуту.
5. Далее от имени предложенных персонажей каждая группа зачитывает свою эмоциональную версию стрессовых событий.
6. После того, как зачитаны все ситуации и высказаны все возможные варианты отношения к ним, тренер предлагает обсудить результаты игры и ту реальную помощь, которую получил для себя каждый участник.
Упражнение 6 «Комиссионный магазин».
Ведущий занятия предлагается поиграть в комиссионный магазин. Товары, которые принимает продавец - это человеческие качества, например, доброта, глупость, открытость. Участники записывают на карточку черты своего характера, как положительные, так и отрицательные. Затем предлагается совершить торг, в котором каждый из участников может избавиться от какого-то ненужного качества, или его части, и приобрести что-либо необходимое. Например, кому-то не хватает для эффективной жизни красноречия, и он может предложить за него какую-то часть своего спокойствия и уравновешенности.
По окончании задания подводятся итоги и обсуждаются впечатления.
Подведение итогов. Рефлексия.
Вопросы для рефлексии:
- Скажите, как вы думаете, какое упражнение раскрыло потребностно-мотивационную сферу личности и почему?
- Почему упражнение «Пессимист, Оптимист, Шут» помогло вам как действуют разные люди в различных жизненных ситуациях?
- Можете ли после выполненных упражнений кратко описать себя «Я- личность ..»? Если нет, по что вы еще хотите узнать по сегодняшней теме.
- Что вы понимаете сейчас под понятиями «личность», «личностный рост».
Завершение занятия.
Спасибо за работу. Мы продолжим работу с данными понятиями на следующем занятие.
Возьмите свои стикеры и давайте сравним ваши ожиданий и полученный опыт на занятии.
Обсуждение.
Ритуал прощания. Участники берутся за руки. Каждый по очереди желает группе успешного дня, удачи и т.д.
Домашнее задание. Выполнить краткое эссе на тему «Я – личность, которая..»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект серии занятий на тему: «Фестивали народной культуры на занятиях декоративно-прикладным искусством, как средство творческого развития и личностного роста учащихся»
В данной работе отражены методические разработки в области декоративно-прикладного творчества, за основу которых взята проектная технология обучения при изучении культуры народов мира. Представлена ра...
Программа личностного роста.
Невеждою не должен быть никто. Всякий должен знать основы всех наук и искусств. А.В.Луначарский...
СОЗДАНИЕ ПРОГРАММЫ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА
план классного часа в 8 классе в рамках акции "Покори свой Олимп!"...
СОЗДАНИЕ ПРОГРАММЫ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА
план классного часа в 8 классе в рамках акции "Покори свой Олимп!"...
Конспект учебного занятия по программе "Свободный"
Программа «Свободный» - программа формирования активной жизненной позиции и социальных навыков у учащихся через профилактику употребления табака, подготовлена специалистами в области образования и здр...
Методическая разработка учебного занятия "Столыпинская программа модернизации России"
Постановка проблемного вопроса: "П.А.Столыпин: плач или спаситель России?"...
Методическая разработка учебного занятия по программе «Хореография». Тема: «Народно-сценический танец»
Народный танец чрезвычайно богат и разнообразен. Искусство танца родилось в глубокой древности. Издавна человек привык в движениях передавать волнующие его чувства. Языком танца может быть раскрыт дух...