Система подготовки обучающихся МОБУ ЦО к ГИА в форме ОГЭ по русскому языку
статья (9 класс)

Паршинцева Анастасия Анатольевна

Система подготовки обучающихся МОБУ ЦО к ГИА в форме ОГЭ по русскому языку

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система подготовки  обучающихся МОБУ «Центр образования»

к ГИА в форме ОГЭ по русскому языку в 9 классах

 Успешность человека определяется не наличием знаний, а умением  применять их. Скорее всего, этим обусловлен переход от традиционной формы экзамена к экзамену в новой форме, основной задачей которого является обеспечение подготовки выпускников к следующей ступени образования.

Для самообразования я не случайно выбрала тему " Психолого - педагогическое сопровождение обучающихся в период подготовки к ОГЭ по русскому языку", ведь  итоговая аттестация – первая по-настоящему серьезная проверка эффективности учебной деятельности обучающегося  под руководством учителя. И от того, насколько грамотно  будет построен учебный процесс, зависит наш результат. Груз ответственности, конечно, давит. Заставляет мобилизовать все силы и искать наиболее эффективные пути и приемы подготовки обучающихся к ОГЭ. А у нас чаще всего средняя или слабая подготовка по очень многим причинам. Поэтому ученику нужно получить не только практические навыки выполнения тестовых заданий, но и уметь проанализировать свои ошибки. Нужно знать структурные особенности тестов, знать возможные формулировки вопросов, научиться распределять время на выполнение заданий, понять, за что могут быть снижены баллы. Важно знать, где расставлены ловушки и как они выглядят.

Таким образом, обучающимся нужна специальная система подготовки к ОГЭ. Многие называют это натаскиванием. Но это хорошее натаскивание!

Выбор  тактики учителя в системе подготовки к ОГЭ в моей практике определяется принципом "учитель-помощник", этим и определяется подход к организации процесса обучения  обучающихся.

Цели:

  • развитие мотивации и целеполагания у обучающихся;
  • формирование умения у обучающихся решать задания разного уровня;
  • развитие самоконтроля у обучающихся;
  • формирование уверенности и положительной самооценки у обучающихся ;

Знания и умения:

Задания, предлагаемые обучающимся на итоговой аттестации,   проверяют все виды компетенций:

  • лингвистическую;
  • языковую;
  • коммуникативную.

Задачи педагога:

  • вести постоянную психологическую работу с обучающимися, поскольку даже отлично подготовленный в плане ЗУН ученик может показать недостаточно высокий результат, например, по причине тревожности, связанной с самой процедурой ОГЭ;
  • правильно оценивать в течение всего учебного периода знания, умения и навыки учащихся в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями;
  • организовать системную работу в основной школе обучения предмету;

Подготовка к сдаче ОГЭ должна обязательно отличаться от традиционного повторения школьной программы по русскому языку и должна быть строго ориентирована на определённую форму экзамена.

В систему работы по подготовке к ОГЭ входят:

Психологический настрой  учащихся:

Основной  государственный экзамен является не только проверкой знаний, но и испытанием психологической готовности обучающихся к условиям современной жизни. В этом смысле  психологическая устойчивость девятиклассников способствует  успешной аттестации в форме ОГЭ. Поэтому для  решения этой задачи необходимо   использовать различную технику аутотренинга, а также способы мотивации  посредством положительных оценок. Например, на уроках русского языка я ставлю  оценки ставлю за все: за грамотно объясненную орфограмму или пунктограмму, за маленькое открытие, за интерес или неинтерес к языку, за сотрудничество. На уроке должны быть благоприятные условия для пробуждения и активности. Ситуация сотрудничества всегда более эффективна, чем лекция учителя.

Организация информационной работы по подготовке к ОГЭ.

 Информационная работа - важное условие формирования психологической устойчивости обучающихся.

В рамках информационной работы  в кабинете русского языка и литературы   оформлен стенд, отражающий общую информацию, связанную с ОГЭ по русскому языку, инструкции по выполнению работы,  рекомендации для выпускников, список литературы и адреса сайтов.

Создание методической базы.

Учебные пособия позволяют эффективно организовать работу в классе, самостоятельную работу дома, осуществлять индивидуальный подход.

Я использую в своей работе  следующие пособия: «Русский язык. ОГЭ-2017. Типовые тестовые задания» , Гостева Ю.Н., Васильевых И.П., Егораева Г.Т.;  «Русский язык. Типовые экзаменационные вари анты», И.П.Цыбулько; «Русский язык. Практикум – подготовка к выполнению заданий  6 – 14», Назарова Т.Н., Скрипка Е.Н.; «Русский язык. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ-9», Симакова Е.С.

Использование ИКТ  в системе подготовки к ОГЭ.

Активно использую ИКТ (цифровые  образовательные  ресурсы,  а  также  Интернет - ресурсы), которые  эффективно   помогают обучающимся  в  подготовке  как  к  урокам,  так и к экзамену. Безусловно, компьютер не заменит учителя или учебник, поэтому он рассчитан на использование в комплексе с другими имеющимися методическими средствами. Естественно, что использование современной техники на каждом уроке нереально, да это и не нужно. Но я уверена, что умелое использование ИКТ на уроках и при подготовке к экзаменам не только повышает их эффективность, но, в первую очередь, способствует повышению познавательных потребностей учеников.

Не имея технической  возможности  проводить  в  рамках  урока  тренировочные  работы в режиме on-line, предлагаю ученикам выполнять их в домашних условиях.  Рекомендуемые обучающимся  прежде всего официальные сайты ГИА-9,  ФИПИ, «По уши в ГИА(ОГЭ) и ЕГЭ. Предложенная система позволяет каждому обучающемуся выполнять задания в необходимом для него количестве и в доступном для него темпе.

Так как обучающиеся нуждаются в повторении пройденного материала и в овладении более совершенными навыками правописания, на каждом занятии предусматривается теоретическая часть : повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста и практическая часть:   решение ключевых задач, лингвистические разминки (орфоэпические, синтаксические, лексические, пунктуационные),содержащие задания ОГЭ. Для этого используется дополнительный дидактический материал из КИМов,  который проектируется на экран задания по каждой теме. Решив задания, учащиеся отмечают правильно выполненные, а те задания, с которыми они не смогли справиться, выполняем совместно, проговаривая алгоритм действия, что способствует лучшему усвоению темы. Таким образом, базовый уровень получает весь класс.

Работа   с   текстом

Первым заданием  ОГЭ по русскому языку является написание сжатого изложения, подготовка  к которому является одним из самых важных  и проблемных аспектов в данной  системе.  Работу по формированию навыка компрессии текста я начинаю уже с первых занятий,   где очень важно обращать внимание на определение микротем текста (абзацное членение).

Сначала учимся выделять в тексте микротемы. Второй этап – отработка навыков сокращения текста тремя способами( обобщение, исключение, упрощение ) ,при этом нужно сохранить главную информацию и избавиться от второстепенной. Для этого мы используем раздаточный материал. Работаем с каждым абзацем. Ребята предлагают свой вариант сокращения, выбираем, обосновывая, самый оптимальный вариант. Подсчитываем количество слов.

В год учащиеся пишут 3-4 контрольных изложения,  следуя порядку и требованиям к написанию  изложения на самом экзамене.

Подобная работа  учит   ребят  слушать и  слышать   текст, анализировать  его    содержание    и    лингвистические    компоненты, структурировать информацию, интерпретировать чужой и создавать собственный текст.

Создание банка тестовых заданий.

Использую тестовые технологии на разных этапах изучения нового материала, закрепления, систематизации,  обобщения и проверки знаний.

Применяю различные виды тестов: с выбором ответов и без выбора ответов, с развёрнутым ответом, на соответствие, на заполнение пропусков, на установление истинности или ложности, на понимание текста.

Собственное высказывание на заданную тему.

Умение создавать собственное высказывание на заданную тему оказывается востребованным не только на ОГЭ, но и на предстоящем  устном экзамене, введенным в этом году как допуск к ГИА.    Более того, культура доказательного аргументированного рассуждения является показателем общей культуры человека.

Еще одним сложным заданием ОГЭ после изложения по русскому языку является написание сочинения-рассуждения. Сочинение как творческая работа под силу единицам, но при этом  связному высказыванию можно научиться.  А для этого выстраиваю алгоритм написания сочинения – рассуждения по каждой теме отдельно. 

Сначала с учениками пишем только коллективные сочинения (обучающие). Работа у доски. Каждый пишет по предложению. Тут же, у доски, классифицируем все ошибки. Подсчитываем коллективные баллы.

 Чаще всего ученики выбирают задание 15.3. Поэтому  я подробнее расскажу, на что я обращаю особое внимание при подготовке к написанию сочинения-рассуждения. Знакомство начинается со структуры сочинения-рассуждения, затем - с алгоритма экзаменационного сочинения-рассуждения: тезис (толкование понятия и комментарии к нему); привести примеры (доказательства, аргументы), один из прочитанного текста, другой из жизненного опыта, вывод (поясняю, что вывод – это доказанный тезис). Далее идёт постоянная систематическая отработка данного алгоритма. Подготовка к данному заданию также идёт и на уроках литературы, в таких случаях призываю детей добавлять пример из жизненного опыта. Такие задания развивают речь, творческие способности, расширяют кругозор, пополняют словарный запас, учат писать сочинения-рассуждения, решают не одну воспитательную задачу. При написании работы по литературе дети допускают много ошибок, ведь тут главное высказать свои мысли. Поэтому я ставлю им две оценки: первую по литературе, вторую по русскому языку. Использование такого приёма позволяет ребятам обращать внимание на грамотность. Вернуться к тексту, проверить и исправить ошибки.

Диагностика уровня подготовки учащихся.

Как показывает опыт, не все обучающиеся способны на одном уровне овладеть изучаемым материалом. Поэтому в процессе  подготовки к ОГЭ применяю карточки базового и повышенного уровня.

Немаловажную роль в диагностике  уровня подготовки учащихся 9-х классов играют пробные  внутришкольные  экзамены  в формате ОГЭ, проводимые в строгом соответствии с требованиями, предъявляемыми  к проведению экзамена.

Заключение

Каждый         педагог вырабатывает свою систему работы с обучающимися по подготовке учащихся к ОГЭ, но всех нас объединяет одно: необходим результат.

И это не только успешная сдача  выпускниками    экзамена  по  русскому  языку,  но  и воспитание        личности,   уважительно   относящейся   к   родному   языку,  владеющей письменной и устной речью. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система подготовки обучающихся к ОГЭ по русскому языку

Теория к написанию изложения и сочинения...

Система подготовки обучающихся к ОГЭ по русскому языку (из опыта работы).

Работа рассказывает о пошаговой подготовке девятиклассников к итоговой аттестации по русскому языку...

Система подготовки обучающихся к ЕГЭ по русскому языку

Статья является обобщением опыта работы по подготовке к экзаменам в форме ЕГЭ  по русскому языку и литературе,  итоговому сочинению....

Стабильные результаты освоения обучающимися образовательных программ и показатели динамики их достижений учителя русского языка и литературы МОБУ «Центр образования» ГО «город Якутск» Борисовой Янины Борисовны

Цели и задачи педагогической деятельности:Свою педагогическую деятельность выстраиваю, руководствуясь Законом РФ “Об образовании”, Концепцией модернизации российского образования, образова...

"Система подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ по истории и обществознанию"

Из опыта работы "Подготовка к ЕГЭ по истории и обществознанию". Ссылка на презентацию: https://infourok.ru/sistema-podgotovki-obuchayushihsya-k-gosudarstvennoj-itogovoj-attestacii-v-for...

Система подготовки обучающихся МОБУ ЦО к ГИА в форме ОГЭ по русскому языку.

Работа пригодится учителям русского языка при подготовке обучающихся к ГИА в форме ОГЭ...

ПЛАН ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9 Д КЛАССА К ОСНОВНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ПЛАН ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9Д КЛАССАК ОСНОВНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО РУССКОМУЯЗЫКУНА 2022-2023 УЧЕБНЫЙ ГОД...