«Одарённые дети» по биологии
методическая разработка
Цель программы:
Предусмотреть степень и метод самораскрытия одаренных обучающихся, умственное, эмоциональное, социальное развитие и индивидуальные различия обучающихся;
Удовлетворение потребности в новой информации (широкая информированность);
Коммуникативная адаптация;
Помощь одаренным детям в самораскрытии (их творческая направленность);
Самопрезентация в отношениях.
Задачи:
выявить способных и одаренных детей, проявляющие интерес к предмету;
использовать индивидуальный подход в работе с одаренными учащимися на уроках биологии и во внеурочное время с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
развивать творческие и интеллектуальные способности учащихся через внеклассную работу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odarennye_deti.doc | 77.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальная программа развития.
«Одарённые дети»
по биологии .
Цель программы:
Предусмотреть степень и метод самораскрытия одаренных обучающихся, умственное, эмоциональное, социальное развитие и индивидуальные различия обучающихся;
Удовлетворение потребности в новой информации (широкая информированность);
Коммуникативная адаптация;
Помощь одаренным детям в самораскрытии (их творческая направленность);
Самопрезентация в отношениях.
Задачи:
выявить способных и одаренных детей, проявляющие интерес к предмету;
использовать индивидуальный подход в работе с одаренными учащимися на уроках биологии и во внеурочное время с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
развивать творческие и интеллектуальные способности учащихся через внеклассную работу.
Отличительные особенности одаренных детей
1.Имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и проявления.
2.Имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность.
3.Испытывают радость от умственного труда.
Категории одаренных детей
1.Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях.
2.Дети с признаками специальной умственной одаренности - одаренности в определенной области науки, искусства.
3.Учащиеся, не достигающие по каким - либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами.
Модель системы работы с одаренными детьми
Направления работы:
диагностика – изучение личности учащихся.
работа со способными и одаренными учащимися на уроках биологии;
внеклассная работа.
Требования за рамки общепринятых программ.
Выходить за рамки общепринятых программ
Учитывать специфику интересов обучающихся.
Соответствовать стилю усвоения знаний обучающими.
Не ограничивать стремление детей глубоко вникать в сущность той или иной изучаемой темы.
Принципы специализации учебных программ применительно к одаренным детям:
Предусматривать детальное, углубленное изучение наиболее важных тем, идей;
Давать возможность приобщаться к новой информации, прививать стремление к приобретению знаний;
Предусматривать развитие продуктивного мышления, а также навыков его практического применения;
Поощрять инициативу детей, их самостоятельность в учебе и развитии.
Методы работы:
анкетирование, опрос; собеседование; тестирование; анализ литературных источников; творческие работы; проективный метод; метод прогнозирования; метод исследования проблемы; синквейн.
Формы работы с одаренными детьми:
Гибкий и мобильный учебный план;
Независимое продвижение при изучении отдельных предметов;
Планирование и принятие решений самими учениками;
Конструирование учебного плана на базе интересов обучающихся;
Маневренные блоки; урочная форма обучения с использованием системы заданий повышенной сложности; факультатив; кружковая работа; организация временных групп; свободное самообразование; проведение предметных недель; научно-практические конференции; олимпиады; интеллектуальный марафон.
Содержание программы
Диагностика учащихся – методика оценки общей одаренности
Методика оценки общей одаренности
Методика должна рассматриваться как дополнительная к комплекту методик для специалистов.
Инструкция
Вам предлагается оценить уровень сформированности девяти характеристик, обычно наблюдаемых у одаренных детей. Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:
5 – оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведении;
4 – свойство выражено, но проявляется непостоянно при этом противоположное ему свойство проявляется очень редко;
3 – оцениваемое и противоположное свойства личности в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;
2 – более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оценевающему;
1 – четко выражено и часто проявляется свойство личности, противоположное оценеваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности;
0 – сведений для оценки данного качества нет (не имею).
Обработка результатов.
Отметки внесите в таблицу. Естественно, что результат будет более объективен, если эти отметки, независимо друг от друга, поставят и другие взрослые, хорошо знающие ребенка.
№ Качество Отметка
1Любознательность
2Сверхчувствитeльность к проблемам
3Способность к прогнозированию
4Словарный запас
5Способность к оценке
6Изобретательность
7Способность рассуждать и мыслить логически
8Настойчивость
9Перфекционизм
Поставленные отметки (либо среднеарифметические показатели, вычисленные по результатам оценок нескольких взрослых) отложим на графике. Идеальный результат – правильный девятиугольник. Но у реального ребенка при объективной оценке обычно получается звездочка сложной конфигурации. Этот график дает наглядное представление о том, в каком направлении следует вести дальнейшую воспитательную работу.
2. Работа со способными и одаренными учащимися на уроках биологии и химии – разработан широкий спектр заданий, позволяющий при работе делать их выбор, исходя из конкретной учебной ситуации и учитывая особенности ребенка, уровень его знаний Использование системы заданий повышенной сложности .
задания на развитие логического мышления: нахождение общего, частного, промежуточного понятий; расположение понятий от более частных к более общим; нахождение обобщающего (родового) понятия для видовых; установление причинно-следственных отношений;
задания на развитие творческого мышления – выполнение творческих работ учащихся ;
задания на составление проектов – создание учащихся проектов в результате самостоятельной деятельности;
задания на прогнозирование ситуаций.
3. Внеклассная работа с учащимися – создание постоянных (факультатив, кружок) и временных групп (группы по подготовке к олимпиадам и научно-практическим конференциям) с учетом интересов учащихся. Существенным преимуществом системы внеклассной работы является то, что учащийся выступает как субъект обучения, т.е., исходя из своей индивидуальности, находит в содержании и в процессе деятельности цели, cooтветствующие его интересам, способностям и возможности их самостоятельной реализации
Основной принцип работы – принцип “обогащения”.
Ресурсное обеспечение программы:
наличие учебной аудитории;
библиотечный фонд – наличие литературы по проблемам биологии.
Управление, связь с заинтересованными организациями:
Управление осуществляется учителем биологии, заместителем директора по учебно-воспитательной работе.
Критерии эффективности:
Высокий уровень познавательного интереса к предмету.
Отсутствие неуспивающих по предмету.
Увеличение количества учащихся, выбирающих биологию как экзамен с успешной сдачей его.
Учащиеся становятся призерами олимпиад по биологии и лауреатами районной и областной научно-практических конференций.
План работы с одаренными детьми
на 2018/2019 учебный год
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственные | |
Работа с учащимися | ||||
1 | Входная диагностика развития ребенка, пополнение банка данных школы 1-11 класс «одаренный ребенок» по направлениям | сентябрь | учителя, классные руководители, педагог-психолог | |
2 | Выбор форм работы с учащимися, в том числе и дополнительного образования, на текущий учебный год с учетом диагностики и возрастных особенностей | сентябрь | учителя, классные руководители, педагог-психолог | |
3 | Проведение 1-го этапа олимпиады и марафона школьников по предметам | октябрь | Прашутина Л.Г. | |
4 | Проведение школьного этапа олимпиад и марафона по биологии, химии | март | Прашутина Л.Г. | |
5 | Проведение школьного этапа интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг» | февраль | Прашутина Л.Г. | |
6 | Участие в районных научно-исследовательских конференциях «Дети. Творчество. Интеллект» | март | Прашутина Л.Г. | |
7 | Участие в заочных олимпиадах по биологии и химии | на протяжении года | Прашутина Л.Г. | |
8 | Организация участия в областной очно-заочной школе по биологии | на протяжении года | Прашутина Л.Г. | |
9 | Участие в международных и республиканских и областных конкурсах | на протяжении года | Прашутина Л.Г. | |
10 | Поощрение одаренных учащихся по итогам учебного года | май | администрация | |
Работа с учителями | ||||
1 | Продолжить внедрение проблемно-исследовательских, проектных методов обучения, методик КСО | в течение года | учителя предметники | |
2 | Пополнение банка педагогической информации по работе с одаренными детьми -олимпиады по предметам, -разработки интеллектуальных мероприятий, - диагностические материалы по работе с одаренными учащимися | в течение года | Прашутина Л.Г. | |
Работа с родителями одаренных детей | ||||
1 | Организация необходимой психолого-педагогической работы среди родителей способных учащихся: -собеседования школьного психолога с, родителями; -определение рекомендаций по оказанию помощи со стороны родителей одаренным детям -привлечение родителей для совместного проведения интеллектуальных мероприятий на уровне учреждения образования | в течение года
| педагог-психолог, Прашутина Л.Г.
| |
2 | Поддержка и поощрение родителей одаренных детей на ежегодном публичном отчете школы | май | администрация |
Ожидаемый результат:
Развитие творческих и умственных способностей ученика,
Устойчивый интерес к биологии, желание самостоятельно работать и проявлять творческий подход при решении поставленных задач;
Участие в олимпиадах и достижение результата.
Список обучающихся
№ | Ф.И. обучающихся | Класс | Мероприятия | Результативность |
1 | Авраменко Ксюша | 4 | ||
2 | Розенблюм Ксения Янькова Вероника | 11 | ||
3 | Фахрутдинова Мария | 8 | ||
4 | Фахрутдинова Ксения | 7 | ||
5 | Агафонов Кирилл | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья «Система выявления одарённости, способствование творческому развитию и самореализации одарённых детей при дифференцированном подходе к обучению в условиях МАОУ лицей «Морской технический»»
Статья «Система выявления одарённости, способствование творческому развитию и самореализации одарённых детей при дифференцированном подходе к обучению в условиях МАОУ лицей «Морской технический»» дает...
Презентация: «Одарённые дети: успех, достижение, признание, победа. Формы работы с одарёнными учащимися в декоративно-прикладном творчестве».
Сохранение и развитие одарённости детей — важнейшая проблема нашего общества. Главные задачи современной школы – раскрыть способности каждого ученика, выявить одарённых и талантливых детей.Главн...
Коррекция к мероприятию опубликованному 30.04.15 Пункт 5.3. Эффективность оказания учителем адресной помощи различным категориям обучающихся (Одарённые дети- интеллектуальная одарённость ). Описание показательного мероприятия.
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ УЧЕНИЧЕСКОГО НАУЧНОИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ОБЩЕСТВА МКОУ СОШ №10 "ЭВРИКА" как место предъявления учебных результатов одарённых обучающихся и связи урочной и внеурочной ...
Для родителей:"Психологическая характеристика одарённых детей. Общее понятие одарённости. История одарённости".
Общее понятие одаренности....
Система работы с одарёнными детьми в рамках общеобразовательного пространства школы, инновационные стратегии поиска и выявления одарённых детей
Глобальные социально-экономические преобразования в нашем обществе выявили потребность в людях творческих, активных, неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи и на основе...
Проектирование ИОТ для одарённых детей (академическая одарённость) во внеурочной деятельности «Познай мир», 6 класс
Индивидуальная образовательная траектория для одарённых детей во внеурочной деятельности по географии. Мы часто даём детям уже готовые знания, но современный мир диктует свои условия. Сего...
Статья на тему: «Формирование и развитие компетенций одарённых детей в ходе реализации технологии наставничества в школе по модели «ученик-ученик-учитель» (из опыта работы Натальи Сергеевны Медведенко, учителя биологии высшей квалификационной категории)
Данная методическая разработка представляет собой практический опыт реализации технологии наставничества в школе по модели «Ученик-ученик-учитель» в рамках внеурочной ...