Метод последовательных приближений и его результативность при использовании имитационных технологий в курсе электротехники
статья
Метод последовательных приближений существует в вычислительной математике. Здесь имеется в виду отработка учебного материала учащимися с постепенно растущим погружением в него. Клиповое восприятие информации, сформированное у обучаемых средствами массовой информации, требует выделения таковой из существующих педагогическох технологий. Приведен конкретный пример как бы это могло выглядеть.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 842.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Метод последовательных приближений
и его результативность при использовании имитационных технологий
в курсе электротехники
Лысенко Е.Б.
Педагогическая технология есть продуманная во всех деталях модель совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя. Педагогическая технология предполагает реализацию идеи полной управляемости учебным процессом.(1)
Имитационные технологии - это современные технологии продуктивного обучения. В частности, технология имитационного моделирования является средством познания и представления будущей профессии, в которой отражаются профессиональные задачи, профессиональная компетентность и личностные качества специалиста. Технология имитационного моделирования как средство профессионального обучения раскрывается в формах имитационной ситуации, учебной деловой игры, профессионально ориентированного проекта.
Подробное описание методов имитационного моделирования можно найти в работах И.Г. Абрамовой, Н.В. Борисовой, Р.Ф. Жукова, В.Ф. Комарова, В .Я. Платова, А.П. Панфиловой, Б.Н. Христенко, Г.П. Щедровицкого и других известных разработчиков. Возможности применения деловых игр как формы имитационного моделирования в профессиональной подготовке специалистов и повышении квалификации кадров исследовали П.П. Блонский, Н.В. Борисова, В.В. Глухов, A.A. Голос, О.В. Козлова, Ю.П. Красовский, Е.А. Литвиненко, A.JI. Лифшиц, Н.М. Платонова, И.М. Соколов, И.М. Сыроежин, Е.А. Хруцкий и др.( 2)
В настоящее время в игровом имитационном моделировании широко представлены: деловые игры (военные, политические, производственные, исследовательские, учебные); аттестационные игры для подбора и назначения кадров, для оценки уровня их квалификации; ситуативно-ролевые игры; производственные деловые игры; исследовательские деловые игры; а также учебные игры. На них мы и остановимся.
Преподавание таких предметов как физика, электротехника, а также ряд других в соответствии со стандартом образования требуют от преподавателя выполнения лабораторных работ с каждым обучаемым. Очень дорогой и объёмный труд как для преподавателя, так и для ученика.. В связи с этим таких работ проводится все меньше. Учитель бережет оборудование от неопытных, порой грубых рук обучаемых. Как следствие, навыка выполнения работ с дорогостоящим оборудованием у учащихся нет. От этого оборудование страдает еще больше в тех редких случаях, когда детей к нему подпускают. Проблема настолько остра, что тратятся серьезные деньги на замену лабораторного оборудования его виртуальными аналогами. Таких разработок достаточно. Имеются виртуальные лабораторные работы, например, в курсе «Открытая физика»(3). Для курса электротехники разработаны такие электронные тренажеры как Electronics Workbench, Ванюшин М. Мультимедийный курс «В мир электричества как в первый раз». 2009 , Кашкаров В.А. и др. «Начала электроники»(4). Они позволяют достаточно хорошо подготовить ученика к работе с реальными приборами.
Нами разработаны и проведены несколько уроков по основам электротехники с использованием компьютерных тренажеров. В качестве примера приведем одну из таких практических работ.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Принцип подключения и снятие показаний различных видов приборов учета электроэнергии по предложенным схемам
Цель работы
Получение основных навыков работы с программой «Основы электроники» и изучение библиотеки компонентов. Работа с мультиметром в предложенных цепях электрического тока. Определение различных электрических параметров прямыми и косвенными измерениями. Знакомство с предохранителем.
Оборудование: тренажер « Основы электроники», компьютерный класс, описание работы, тетради для практических работ
Ход работы
- Загрузить схему из файла на диске «Fuse 1»
- Рис.1
К1 Н1 К2 Н2
- Зарисовать в тетради ее принципиальную схему, указав места включения мультиметра для определения силы тока и напряжения на нагрузке Н1
- Записать в таблицу номинальные значения параметров нагрузки Н1, предохранителя и батарейки
Номинальные значения | I (А) | U (В) | R (Ом) | P(Вт) |
нагрузка | ||||
предохранитель | ||||
батарейка |
- Провести измерения параметров тока в цепи с первой нагрузкой Н1, замкнув ключ К1, и записать результаты в таблицу
метод | I (А) | U (В) | R (Ом) | P(Вт) |
Прямые измерения | ||||
Косвенные измерения |
- Сравните их между собой и сделайте вывод.
- Контрольные вопросы:
А) Расшифруйте символы на приборе
Б) Определите цену деления стрелочных приборов
СА. =….. СV=….
- Творческое задание. Включите ключ К2 на схеме тренажера . Объясните результат. Внесите исправления в схему.
Источники:
1.Конспект занятий;
2.Тренажер «Начала электроники» КахГУ;
3.Наглядные задачи по физике.УшаковМ.А.
Тренажер работает действительно. Мультиметры подключаются. Ими можно измерить напряжение, силу тока, сопротивление. С полученными данными можно делать расчеты. Результаты разумны. Тренажер включает игровые моменты в процесс своей работы. Например, перегорание предохранителя сопровождается хлопком и его потемнением. Также перегорает плитка.
Если посмотреть на цель работы, она громоздка. Опытный учитель с первого взгляда скажет, что она невыполнима. И будет прав, если мы не сообщим об использовании еще одного метода в организации нами экспериментальной работы.
Метод последовательных приближений в педагогике реализуется, например, в заданиях с вариативным содержанием(5 ): добавляется новый пункт в целях работы, с сохранением предыдущих. Например, только что представленной практической работе с параллельно включенными плитками предшествовала работы про параллельное соединение резисторов на этом же тренажере. В ней уже были поставлены цели «Получение основных навыков работы с программой «Основы электроники» и изучение библиотеки компонентов. Работа с мультиметром». Представим ее.
Практ.раб. «Параллельное соединение потребителей»
Цели работы: собрать схему по рисунку; пользуясь муьтиметрами, доказать законы последовательного соединения участков цепи.
Оборудование: компьютерный класс, тренажер электронный «Начала электроники», описание работы ( 15 экз.), тетради для практических работ.
Рис. 1(а,б,в,г)
Рисунок схемы рис.1 (а) | Показания приборов рис.1 б, в, г | |
б) | в) | |
г) |
- Соберите схему по рис.1а без электроизмерительных приборов
- Резистору поставьте сопротивление 100 Ом.
- Используйте первый мультиметр как амперметр. Измерьте силу тока на разных участках цепи. Для этого ( 3 раза)удалите одно звено провода, в место разрыва подключите клеммы мультиметра, соблюдая полярность . Не забывайте размыкать цепь, делая переключения! Результаты запишите: Iобщ = Iлампа = Iрезистор =
- Сравните их между собой и сделайте вывод о силе тока на разных участках.
- Напишите в общем виде соотношение между токами на участках при их параллельном соединении. I общ I1 I2
- Второй мультиметр используйте как вольтметр. Измерьте им напряжение на лампе, на резисторе, на мультиметре в режиме амперметра, на участке провода, на лампе и резисторе вместе, на всей внешней цепи. Результаты запишите в таблицу.
где | Uлампы | Uрезстора | Uамперметра | Uпровода | Uлампа+резистор | Uвнешн. цепи |
сколько |
- Сравните их между собой и сделайте вывод о напряжениях на разных участках цепи.
Uлампы Uрезистора Uамперметра Uпровода Uлампа+резистор Uвнешн.цепи
- Напишите в общем виде соотношение между напряжениями на участках при их параллельном соединении. Uоб U1 U2
- Второй мультиметр используйте как омметр. Измерьте им сопротивление на лампе, на реостате, на мультиметре в режиме амперметра, на участке провода, на лампе и реостате вместе, на всей внешней цепи. Результаты запишите в таблицу.
где | Rлампы | Rрезистора | Rамперметра | Rпровода | Rлампа+резистор | Rвнешн. цепи |
сколько |
- Сравните их между собой и сделайте вывод о напряжениях на разных участках цепи.
Rлампы Rрезистора Rамперметра Rпровода Rлампа+реостат Rвнешн. цепи
- Напишите в общем виде соотношение между сопротивлениями на участках цепи
Rоб R1 R2
- Вывод: параметры тока при параллельном соединении подчиняются следующим соотношениям: а) б) в) .
- Доп. вопрос. Найти цену деления приборов на рисунках 1б),в),г).
Как видим целей опять много для наших учеников. Поэтому двум представленным работам предшествовала еще одна. Представляем ее. С этим же рисунком работаем как с тренажером. Идея ненова . Подобные рисунки часто используется в материалах ЕГЕ по физике (6).
Практ.раб. «Параллельное соединение потребителей»
Цели работы: на рис. 1а дана цепь с последовательным соединением участков, нарисовать ее принципиальную схему, получить законы последовательного соединения нагрузки с помощью стрелочных приборов рис.1б,в,г.
Оборудование: тренажер и описание работы ( 15 экз.), тетради для практических работ.
Рисунок схемы рис1 (а) | Показания приборов рис.1 б, в, г | |
б) | в) | |
г) |
Рис. 1(а,б,в,г)
- Начертите принципиальную схему избраженной на рис.1 а) электрической цепи и отметьте на принципиальной схеме знаками ( +, -) полярность зажимов электроизмерительных приборов,
- Укажите стрелками направление тока в цепи на схеме.
- Определите фактическую силу тока лампы. Рис. 1(а,б).
- Определите силу общего тока в цепи. Рис. 1(а,г).
- Определите силу тока в резисторе . Рис. 1(а,б,г). Ответ объясните.
- Определите фактическое напряжение на лампе. Рис.1 (а,в)
- Определите фактическое значение сопротивления параллельного соединения лампы и резистора, пренебрегая сопротивлением электроизмерительных приборов и проводов.
- Определите номинальное значение сопротивления параллельного соединения лампы и резистора по их паспортным данным, пренебрегая сопротивлением электроизмерительных приборов и проводов.
- Вывод: (формулы параллельного соединения)
Доп.вопрос 1. Какими формулами пользовались в работе?
Доп.вопрос 2. Определите цену деления приборов 1б,в,г.
Источники:
Наглядные задачи по физике. Ушаков М.А.
Главной целью данной работы является отработка понятия: параллельное соединение участков электрической цепи, работа со знакомыми из курса физики стрелочными (аналоговыми) приборами. Итак, мы попытались показать работу с имитационными технологиями по двум профессиям применительно к нашему контингенту для отработки знаний и умений приведенных ниже..
Выписка из ФГОС СПО по профессии 151902.01 Наладчик станков и оборудования в механообработке" по предмету ОП.03. Основы электротехники
№ блока | уметь: | знать: | ОК | ПК |
1 | читать структурные, монтажные и простые принципиальные электрические схемы; | свойства постоянного и переменного электрического тока; методы расчета и измерения основных параметров простых электрических цепей | ОК 1 - 7 | ПК 1.1 - 1.3 ПК 2.1 - 2.3 ПК 3.1 - 3.3 ПК 4.1 - 4.4 |
2 | рассчитывать и измерять основные параметры простых электрических схем | единицы измерения силы тока, напряжения, мощности электрического тока, сопротивления проводников | ОК 1 - 7 | ПК 1.1 - 1.3 ПК 2.1 - 2.3 ПК 3.1 - 3.3 ПК 4.1 - 4.4 |
3 | использовать в работе электроизмерительные приборы; | электроизмерительные приборы (амперметр, вольтметр), их устройство, принцип действия и правила включения в электрическую цепь; | ОК 1 - 7 | ПК 1.1 - 1.3 ПК 2.1 - 2.3 ПК 3.1 - 3.3 ПК 4.1 - 4.4 |
ОП.04. Охрана труда и техника безопасности
И также хотелось бы представить результаты за ряд лет по предметам «Электротехника» и «Охрана труда и техника безопасности» в группах 17,18 и 39.
Анализ результатов обучения для обозначенных «знать и уметь»
Предметы: электротехника, охрана труда и техника безопасности
Лысенко Е.Б.
за 2011-2012, 2012-2013, 20013-2014, 2014-2015 учебные годы
Уч. год | группа | Число уч. | 5 | 4 | 3 | 2 | н/а | Успева емость | Успеш ность | Ср. балл | Проверяемый раздел |
11- 12 | 17от | 24 | 4 | 9 | 10 | 0 | 1 | 100 | 56 | 3,7 | электробезопасность |
18от | 100 | электробезопасность | |||||||||
12-13 | 17от | 25 | 1 | 8 | 12 | 0 | 4 | 100 | 43 | 3,5 | электробезопасность |
18от | 27 | 5 | 8 | 10 | 0 | 4 | 100 | 56 | 3,8 | электробезопасность | |
13-14 | 17от | 27 | 0 | 11 | 16 | 0 | 0 | 100 | 41 | 3,4 | электробезопасность |
14-15 | 39э | 25 | 2 | 4 | 17 | 0 | 2 | 100 | 27 | 3,2 | Электр. ток, приборы и электр.машины |
Сравнение результатов
входного и выходного контроля
Представлено процентное распределение результатов входной и выходной ДКР
(раздел: электробезопасность), среднее по 2011-2014 годам.
Предмет : Охрана труда и техника безопасности.
ДКР \ оценка | «1» | «2» | «3» | «4» | «5» | н |
вход | 20% | 40% | 24% | 16% | 0% | 0% |
выход | 0% | 0% | 66% | 30% | 0% | 4% |
Динамика результатов проверки знаний и умений по разделу «Электробезопасность» в 2012-2013 уч.году. Приведены средние результаты по гр.17 и 18.
когда | Входной контроль(сентябрь) | Выходной контроль (декабрь) | Контроль остаточных знаний (апрель) |
Резуль тат | 3/ 14 | 8/14 | 5/14 |
Сравнение результатов
входного и выходного контроля
по разделу «Электрический ток»
Представлено процентное распределение результатов входной и выходной ДКР
(раздел: Электрический ток) в 2014-2015 учебном году в группе 39..
Предмет : Основы электротехники.
ДКР \ оценка | «1» | «2» | «3» | «4» | «5» | Ср.балл |
вход | 52 | 43 | 0 | 5 | 0 | 1,6 |
выход | 0 | 63 | 23 | 14 | 0 | 2,5 |
Источники:
- Троянская С. Л., Брызгалова Н. В. Электронное учебное пособие. Педагогика: тезисы лекций и практические занятия. Кафедра педагогики и педагогической психологии Удмуртского государственного университета.2013г.
- Быстрова Инна Николаевна "Имитационное моделирование как технология подготовки специалистов технического профиля в вузе" Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Ростов-на-Дону 2008.
- Диск «Открытая физика»
- Тренажер «Начала электроники» Ках.ГУ. Кашкаров В.В. и др.;
- РОГОЗИНА В.А.. Автореферат диссертации по теме "Педагогические условия использования вариативных заданий в учебном процессе как средство развития творческих способностей школьников" АВТОРЕФЕРАТ.Специальность 13 00 01 -общая педагогика, история педагогики и образования. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Москва – 2007
- Самое полное издание типовых вариантов заданий ЕГЭ: 2011: Физика/ авт.-сост. А.В.Берков, В.А.Грибов.-М.:АСТ: Астрель,2011.-125с.-(Федеральный институт педагогических измерений).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа курса "Электротехника" 8 класс
рабочая программа...
Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"
Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...
Доклад «Технология деятельностного метода. Последовательность шагов на уроке».
«Технология деятельностного метода. Последовательность шагов на уроке».(Выступление на ШМС В.В. Писаренко)Стремительные изменения в обществе требуют от человека новых качеств. Прежде всего, конеч...
Практическое задание №20 Тема: Использование метода последовательной детализации для построения алгоритма. Использование ветвлений
Практическое задание №20Тема: Использование метода последовательной детализации для построения алгоритма. Использование ветвлений...
Программа элективного курса "Электротехника"
Основное предназначение программы – профессиональное самоопределение учащихся в условиях рынка труда. Цель программы: дать общее понятие о современном электротехническом производстве; помочь осмысленн...
Статья по теме "Метод последовательно-текстуального изучения источников"
Статья незаменима для учителей истории, содержит алгорист действий по работе с письменными историческими источниками....
Тема урока: Вспомогательные алгоритмы. Метод последовательной детализации и сборочный метод
Цели: Знакомство с новыми понятиями: вспомогательный алгоритм, метод последовательной детализации алгоритма, формирование навыка работы со вспомогательными алгоритмами; закрепление навыков по со...