Метод последовательных приближений и его результативность при использовании имитационных технологий в курсе электротехники
статья

Лысенко Елена Борисовна

Метод последовательных приближений существует в вычислительной математике. Здесь имеется в виду отработка учебного материала учащимися с постепенно растущим погружением в него. Клиповое восприятие информации, сформированное у обучаемых средствами массовой информации, требует  выделения таковой из существующих педагогическох технологий. Приведен конкретный пример как бы это могло выглядеть.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx842.66 КБ

Предварительный просмотр:

Метод последовательных приближений

и его результативность при  использовании  имитационных технологий

 в курсе электротехники

 Лысенко Е.Б.

Педагогическая технология есть продуманная во всех деталях модель совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя. Педагогическая технология предполагает реализацию идеи полной управляемости учебным процессом.(1)

Имитационные технологии   - это современные технологии продуктивного обучения. В частности, технология  имитационного моделирования  является средством познания и представления будущей профессии, в которой отражаются профессиональные задачи, профессиональная компетентность и личностные качества специалиста. Технология имитационного моделирования как средство профессионального  обучения раскрывается в  формах имитационной ситуации, учебной деловой игры, профессионально ориентированного проекта.

Подробное описание методов имитационного моделирования можно найти в работах И.Г. Абрамовой, Н.В. Борисовой, Р.Ф. Жукова, В.Ф. Комарова, В .Я. Платова, А.П. Панфиловой, Б.Н. Христенко, Г.П. Щедровицкого и других известных разработчиков. Возможности применения деловых игр как формы имитационного моделирования в профессиональной подготовке специалистов и повышении квалификации кадров исследовали П.П. Блонский, Н.В. Борисова, В.В. Глухов, A.A. Голос, О.В. Козлова, Ю.П. Красовский, Е.А. Литвиненко, A.JI. Лифшиц, Н.М. Платонова, И.М. Соколов, И.М. Сыроежин, Е.А. Хруцкий и др.( 2)
В настоящее время в игровом имитационном моделировании широко представлены: деловые игры (военные, политические, производственные, исследовательские, учебные); аттестационные игры для подбора и назначения кадров, для оценки уровня их квалификации; ситуативно-ролевые игры; производственные деловые игры; исследовательские деловые игры;  а также учебные  игры. На них мы и остановимся.

Преподавание таких предметов как физика,  электротехника, а также ряд других в  соответствии со стандартом образования требуют от преподавателя выполнения лабораторных работ с каждым обучаемым. Очень дорогой и объёмный труд как для преподавателя, так и для ученика.. В связи с этим таких работ проводится все меньше. Учитель бережет оборудование от неопытных, порой грубых  рук обучаемых. Как следствие, навыка выполнения работ с дорогостоящим оборудованием у учащихся нет. От этого оборудование страдает еще больше в тех редких случаях, когда детей к нему подпускают. Проблема настолько остра, что тратятся серьезные деньги на замену лабораторного оборудования  его виртуальными аналогами.  Таких разработок достаточно. Имеются виртуальные лабораторные работы, например, в курсе «Открытая физика»(3). Для курса электротехники  разработаны  такие  электронные тренажеры как Electronics Workbench, Ванюшин М. Мультимедийный курс «В мир электричества как в первый раз». 2009 , Кашкаров В.А. и др. «Начала электроники»(4). Они позволяют достаточно хорошо подготовить ученика к работе с реальными приборами.      

Нами разработаны и проведены несколько уроков по основам электротехники с использованием  компьютерных тренажеров. В качестве примера  приведем одну из таких практических работ.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Принцип  подключения и снятие показаний различных видов приборов учета электроэнергии по предложенным схемам

Цель работы

Получение основных навыков работы с программой «Основы электроники» и изучение библиотеки компонентов. Работа с мультиметром в предложенных цепях электрического тока. Определение различных электрических параметров прямыми и косвенными измерениями. Знакомство с предохранителем.

Оборудование: тренажер « Основы электроники», компьютерный класс, описание работы, тетради для практических работ

Ход работы

  1. Загрузить схему из файла на диске «Fuse 1»
  2.  Рис.1

                К1                         Н1   К2      Н2

  1. Зарисовать  в тетради ее принципиальную схему,   указав места включения мультиметра  для определения силы тока и напряжения на  нагрузке Н1
  2. Записать в таблицу номинальные значения параметров  нагрузки Н1, предохранителя и батарейки

Номинальные значения

I (А)

U (В)

R (Ом)

P(Вт)

нагрузка

предохранитель

батарейка

  1. Провести измерения параметров тока в цепи с первой нагрузкой Н1, замкнув ключ К1, и записать результаты в таблицу

метод

I (А)

U (В)

R (Ом)

P(Вт)

Прямые измерения

Косвенные измерения

  1.  Сравните их между собой и сделайте вывод.  
  2.    Контрольные вопросы:

А) Расшифруйте символы на приборе                

Б) Определите цену деления стрелочных приборов   

    СА. =…..                          СV=….

  1. Творческое задание. Включите ключ К2 на схеме тренажера . Объясните результат. Внесите исправления в схему.

Источники:

1.Конспект занятий;

2.Тренажер «Начала электроники» КахГУ;

3.Наглядные задачи по физике.УшаковМ.А.

Тренажер работает действительно. Мультиметры подключаются. Ими можно измерить напряжение, силу тока, сопротивление. С полученными данными можно делать расчеты. Результаты разумны. Тренажер включает  игровые моменты в процесс своей работы. Например, перегорание предохранителя сопровождается хлопком и его потемнением. Также перегорает плитка.

Если посмотреть на цель работы, она громоздка. Опытный учитель с первого взгляда скажет, что она невыполнима. И будет прав, если мы не сообщим об использовании еще одного метода в организации нами экспериментальной работы.

Метод последовательных приближений в педагогике реализуется, например,  в заданиях с вариативным содержанием(5 ): добавляется новый пункт в целях работы, с сохранением предыдущих. Например, только что представленной практической работе с параллельно включенными плитками предшествовала  работы про параллельное соединение резисторов на этом же тренажере. В ней уже были поставлены цели  «Получение основных навыков работы с программой «Основы электроники» и изучение библиотеки компонентов. Работа с мультиметром». Представим ее.

Практ.раб.  «Параллельное соединение потребителей»

Цели работы: собрать схему по рисунку; пользуясь муьтиметрами, доказать законы последовательного соединения участков цепи.

  Оборудование: компьютерный класс, тренажер электронный «Начала электроники», описание работы ( 15 экз.), тетради для практических работ.  

               Рис. 1(а,б,в,г)

Рисунок схемы рис.1 (а)

Показания приборов

рис.1 б, в, г

б)

в)

г)        

  1. Соберите схему по рис.1а  без электроизмерительных приборов
  2. Резистору поставьте сопротивление 100  Ом.
  3. Используйте первый  мультиметр как  амперметр. Измерьте  силу тока на разных участках цепи. Для этого ( 3 раза)удалите одно звено провода, в место  разрыва подключите клеммы  мультиметра, соблюдая полярность . Не забывайте размыкать цепь, делая переключения!  Результаты  запишите:   Iобщ  =                             Iлампа  =                                      Iрезистор  =
  4. Сравните их между собой и сделайте вывод о силе тока на разных участках.
  5. Напишите в общем виде соотношение между токами на участках при их параллельном соединении.                I общ                I1               I2
  6. Второй мультиметр  используйте как вольтметр. Измерьте им напряжение на лампе, на резисторе, на  мультиметре в режиме амперметра,  на участке провода,  на лампе и резисторе  вместе, на всей внешней цепи. Результаты запишите в таблицу.

где

Uлампы

Uрезстора

Uамперметра

Uпровода

Uлампа+резистор

Uвнешн. цепи

сколько

  1. Сравните их между собой и сделайте вывод о напряжениях на разных участках цепи.

Uлампы            Uрезистора    Uамперметра          Uпровода            Uлампа+резистор             Uвнешн.цепи

  1. Напишите в общем виде соотношение между напряжениями на участках при их параллельном соединении.                       Uоб          U1           U2
  2. Второй мультиметр  используйте как омметр. Измерьте им сопротивление на лампе, на реостате, на  мультиметре в режиме амперметра,  на участке провода,  на лампе и реостате вместе, на всей внешней цепи. Результаты запишите в таблицу.

где

Rлампы

Rрезистора

Rамперметра

Rпровода

Rлампа+резистор

Rвнешн. цепи

сколько

  1. Сравните их между собой и сделайте вывод о напряжениях на разных участках цепи.

        Rлампы             Rрезистора           Rамперметра          Rпровода        Rлампа+реостат           Rвнешн. цепи                     

  1. Напишите в общем виде соотношение между сопротивлениями на участках   цепи

Rоб                           R1                    R2

  1. Вывод: параметры тока при параллельном соединении подчиняются следующим соотношениям:        а)                  б)                   в)               .
  2. Доп. вопрос. Найти цену деления приборов на рисунках 1б),в),г).

Как видим целей опять много для наших учеников. Поэтому двум представленным работам предшествовала еще одна. Представляем ее. С этим же рисунком работаем как с тренажером.  Идея ненова . Подобные рисунки часто используется в материалах ЕГЕ по физике (6).

  Практ.раб.  «Параллельное соединение потребителей»

Цели работы: на рис. 1а дана  цепь с  последовательным соединением участков, нарисовать ее принципиальную схему, получить законы последовательного соединения нагрузки с помощью стрелочных приборов рис.1б,в,г.

  Оборудование: тренажер и описание работы ( 15 экз.), тетради для практических работ.

Рисунок схемы рис1 (а)

Показания приборов

рис.1 б, в, г

б)

в)

        г)        

Рис. 1(а,б,в,г)

  1. Начертите принципиальную схему избраженной на рис.1 а) электрической цепи и отметьте на принципиальной схеме знаками ( +, -) полярность зажимов электроизмерительных приборов,
  2. Укажите стрелками направление тока в цепи на схеме.
  3. Определите фактическую силу тока лампы. Рис. 1(а,б).
  4. Определите силу общего тока в цепи.  Рис. 1(а,г).
  5. Определите силу тока в резисторе . Рис. 1(а,б,г). Ответ объясните.
  6. Определите фактическое напряжение на лампе. Рис.1  (а,в)
  7.  Определите фактическое значение сопротивления параллельного соединения лампы и резистора, пренебрегая сопротивлением электроизмерительных приборов и проводов.
  8. Определите номинальное значение сопротивления параллельного соединения лампы и резистора по их паспортным данным, пренебрегая сопротивлением электроизмерительных приборов и проводов.
  9. Вывод: (формулы параллельного соединения)

Доп.вопрос 1. Какими формулами пользовались в работе?

Доп.вопрос 2. Определите цену деления приборов 1б,в,г.

Источники:

Наглядные задачи по физике. Ушаков М.А.

Главной целью данной работы является отработка понятия:  параллельное соединение участков электрической цепи, работа со  знакомыми из курса физики стрелочными (аналоговыми) приборами. Итак, мы попытались показать работу с имитационными технологиями  по двум профессиям применительно к нашему контингенту для отработки  знаний и умений приведенных ниже..

 Выписка из ФГОС СПО   по профессии 151902.01 Наладчик станков и оборудования в механообработке" по   предмету ОП.03. Основы электротехники

№ блока

уметь:

знать:

ОК

ПК

1

читать структурные, монтажные и простые принципиальные электрические схемы;

свойства постоянного и переменного электрического тока; методы расчета и измерения основных параметров простых электрических цепей

ОК 1 - 7

ПК 1.1 - 1.3

ПК 2.1 - 2.3

ПК 3.1 - 3.3

ПК 4.1 - 4.4

2

рассчитывать и измерять основные параметры простых электрических схем

единицы измерения силы тока, напряжения, мощности электрического тока, сопротивления проводников

ОК 1 - 7

ПК 1.1 - 1.3

ПК 2.1 - 2.3

ПК 3.1 - 3.3

ПК 4.1 - 4.4

3

использовать в работе электроизмерительные приборы;

электроизмерительные приборы (амперметр, вольтметр), их устройство, принцип действия и правила включения в электрическую цепь;

ОК 1 - 7

ПК 1.1 - 1.3

ПК 2.1 - 2.3

ПК 3.1 - 3.3

ПК 4.1 - 4.4

ОП.04. Охрана труда и техника безопасности

№ блока

уметь:

знать:

ОК

ПК

1

выполнять технологические требования на рабочем месте и в производственной зоне,

правила техники безопасности и охраны труда при работе с электрооборудованием;

ОК 1 - 7

ПК 1.1 - 1.5

ПК 2.1 - 2.4

2

нормативные документы по использованию средств

вычислительной техники и видеотерминалов;

И также хотелось бы представить результаты за ряд лет по предметам «Электротехника» и «Охрана труда и техника безопасности» в группах  17,18 и 39.

Анализ результатов  обучения для  обозначенных «знать и уметь»

Предметы: электротехника,  охрана труда и техника безопасности

Лысенко Е.Б.

за 2011-2012, 2012-2013, 20013-2014, 2014-2015 учебные годы

Уч.

год

группа

Число уч.

5

4

3

2

н/а

Успева

емость

Успеш

ность

Ср. балл

Проверяемый раздел

11- 12

17от

24

4

9

10

0

1

100

56

3,7

электробезопасность

18от

100

электробезопасность

12-13

17от

25

1

8

12

0

4

100

43

3,5

электробезопасность

18от

27

5

8

10

0

4

100

56

3,8

электробезопасность

13-14

17от

27

0

11

16

0

0

100

41

3,4

электробезопасность

14-15

39э

25

2

4

17

0

2

100

27

3,2

Электр. ток, приборы и электр.машины

Сравнение результатов

входного и выходного контроля

Представлено процентное распределение  результатов входной  и выходной  ДКР

(раздел: электробезопасность), среднее по 2011-2014 годам.

 Предмет : Охрана труда и техника безопасности.

ДКР \ оценка

«1»

«2»

«3»

«4»

«5»

н

вход

20%

40%

24%

16%

0%

0%

выход

0%

0%

66%

30%

0%

4%

Динамика результатов проверки знаний и умений по разделу «Электробезопасность» в 2012-2013 уч.году. Приведены средние результаты по гр.17 и 18.

когда

Входной контроль(сентябрь)

Выходной контроль (декабрь)

Контроль остаточных знаний (апрель)

Резуль

тат

3/ 14

8/14

5/14

Сравнение результатов

входного и выходного контроля

по разделу «Электрический ток»

Представлено процентное распределение  результатов входной  и выходной  ДКР

(раздел: Электрический ток) в 2014-2015 учебном году в группе 39..

 Предмет : Основы электротехники.

ДКР \ оценка

«1»

«2»

«3»

«4»

«5»

Ср.балл

вход

52

43

0

5

0

1,6

выход

0

63

23

14

0

2,5

Источники:

  1. Троянская С. Л., Брызгалова Н. В. Электронное учебное пособие. Педагогика: тезисы лекций и практические занятия. Кафедра педагогики и педагогической психологии Удмуртского государственного университета.2013г.
  2. Быстрова Инна Николаевна "Имитационное моделирование как технология подготовки специалистов технического профиля в вузе" Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Ростов-на-Дону 2008.
  3. Диск «Открытая физика»
  4. Тренажер «Начала электроники» Ках.ГУ. Кашкаров В.В. и др.;
  5. РОГОЗИНА В.А.. Автореферат диссертации по теме "Педагогические условия использования вариативных заданий в учебном процессе как средство развития творческих способностей школьников" АВТОРЕФЕРАТ.Специальность 13 00 01 -общая педагогика, история педагогики и образования.  Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Москва – 2007
  6. Самое полное издание типовых вариантов заданий ЕГЭ: 2011: Физика/ авт.-сост. А.В.Берков, В.А.Грибов.-М.:АСТ: Астрель,2011.-125с.-(Федеральный институт педагогических измерений).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

Доклад «Технология деятельностного метода. Последовательность шагов на уроке».

«Технология деятельностного метода. Последовательность шагов на уроке».(Выступление на ШМС В.В. Писаренко)Стремительные изменения в обществе требуют от человека новых качеств. Прежде всего, конеч...

Практическое задание №20 Тема: Использование метода последовательной детализации для построения алгоритма. Использование ветвлений

Практическое задание №20Тема: Использование метода последователь­ной детализации для построения алго­ритма. Использование ветвлений...

Программа элективного курса "Электротехника"

Основное предназначение программы – профессиональное самоопределение учащихся в условиях рынка труда. Цель программы: дать общее понятие о современном электротехническом производстве; помочь осмысленн...

Статья по теме "Метод последовательно-текстуального изучения источников"

Статья незаменима для учителей истории, содержит алгорист действий по работе с письменными историческими источниками....

Тема урока: Вспомогательные алгоритмы. Метод последовательной детализации и сборочный метод

Цели: Знакомство с новыми понятиями: вспомогательный алгоритм, метод последовательной детализации алгоритма, формирование навыка работы со вспомогательными алгоритмами;  закрепление навыков по со...