Доклад "Системно-деятельностный подход к обучению биологии и химии"
статья

Кузнецова Альфреда Накиповна

Доклад был представлен на педчтениях "Инновационные технологии и активные методы обучения один из факторов  повышения качества образования в свете ФГОС". Содержит описание применения СПД на уроках биологии и химии, результаты обучения и влияние данного подхода на познавательную активность учащихся.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_sdp_kuznetsova.docx29.28 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад «Системно-деятельностный подход к обучению биологии и химии»

Автор: учитель биологии  и химии  Кузнецова А.Н.

МБОУ «Новоаганская средняя школа имени маршала Советского Союза  Г.К. Жукова»

Системно-деятельностный  подход в образовании, согласно ФГОС - основа для построения образовательного процесса. 

Он  обеспечивает:

- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

- проектирование и конструирование социальной среды развития учащихся в системе образования;

- активную учебно-познавательную деятельность учащихся;

- построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся.

Применение данного подхода - настоящий этап моей педпрактики.

Данный  подход рассматривает обучение как обучение  деятельности: какова деятельность, такова и личность и вне деятельности нет личности

Исходя из этого,  моя основная педагогическая задача - создать на уроках и во внеурочной работе,  средствами биологии и химии,  условия, обеспечивающие деятельность учащихся.

Реализуя системно-деятельностный  подход, я  использую информационно-коммуникационное и  проблемное обучение, уровневую дифференциацию. Данные технологии позволяют применять разнообразные методы: проблемно-поисковый,  проектный, игровой, метод коллективного решения проблем, исследовательский, методы управляемого открытия и интерактивные методы, методы формирования критического мышления.

Важное значение имеет структура урока. Она зависит от его типа, но базовая модель моих уроков включает: вызов, осмысление, рефлексию. На протяжении всех этапов упор на деятельность учащихся, которая проходит три основных этапа: мотивационно-ориентационный, операционно-исполнительный, оценочно-рефлексивный.  Формы организации разные: фронтальная, коллективная,  индивидуальная, работа в парах, в группах.

Урок начинается с этапа «Вызов», в деятельности учащихся – это  мотивационно - ориентационный этап. В методике данного подхода предполагается, что тему урока учитель не сообщает, а используя разные методы и приемы, добивается от учащихся формулировки темы и проблемы.

Например, на уроках биологии «Развитие жизни на Земле» в 11 классе, уроке «Микроэволюция»в 9 классе,  учащиеся определяют тему урока  изучив рисунок, представленный на слайде презентации  и ответив на наводящие  вопросы.

Другие варианты: ученики обсуждают девиз, эпиграф, проверяют домашнее задание по образцу, повторяют качества необходимые для успешной деятельности. Важно использовать приемы, формирующие  эмоциональное  отношение к последующей деятельности.

Следующий этап - этап «Осмысление», в деятельности учащихся - операционно-исполнительный этап, начинается с актуализации и фиксирования индивидуального затруднения через обсуждение  ассоциаций учеников, жизненных ситуаций, исторических фактов, результатов демонстрационного опыта, решения  задач на смекалку и  логику.

 Наиболее удобно применять игры-тренажёры, игры-упражнения, или задания типа  «Выбор правильных утверждений», «Знаю/Хочу узнать», побуждающий  или подводящий диалог. Использую и такие приёмы целеполагания, как работа над понятием, группировка, домысливание. Таким образом, формируется способность мотивированно организовывать свою познавательную деятельность. Форма организации на этом этапе фронтальная, парная.

Основная же  часть урока - самостоятельная деятельность. Особое внимание уделяю организации работы с текстом, как способу формирования информационной компетентности. Добиваюсь, чтобы ученики в первую очередь  понимали информацию и, лишь, затем запоминали. В 7-ых классах чаще использую прием аудирования - чтение текста учебника вслух с последующим комментированием или ответами на вопросы параграфа, учителя  или с выполнением задания «Выдели ключевые понятия». В 8-9-ых классах - прием постановки вопросов к тексту  с делением их на две группы: спрашивающие об основном и второстепенном, что позволяет сформировать умение выделять в тексте главное. В 10-11-ых классах – применяю приём составления кратких тезисов, с последующим сравнением тезисов в группе  или фронтальным обсуждением, проговариванием вслух. Устная работа с текстом рационализирует труд учителя и учащихся.

Пониманию  информации, развитию умения  анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать её  также способствует заполнение таблиц по прочитанному тексту и составление опорных схем (приём моделирования).  Работа может проходит в двух формах: последовательное знакомство с новыми понятиями, темой  с заполнением таблицы или составлением схемы, либо дополнение, исправление ошибок, углубление понятий и обобщение материала в ходе самостоятельного составления, построения  доказательств с использованием таблиц и схем. Данная деятельность позволяет развивать логическое мышление.

Часто использую метод коллективного решения проблем:  класс делится на группы, каждая группа работает только с частью информации, необходимой для решения задачи или отрабатывает определенные способы действий, затем в ходе публичной презентации результатов (отчета групп), каждый приобщается ко всему объему информации, поставленная задача решается коллективно.

Химия и биология - экспериментальные науки, выполняя  лабораторные и практические работы, учащиеся овладевают практическими методами познания окружающего мира (наблюдением, экспериментом, моделированием и т.д.). Правильного представления об изучаемых объектах и явлениях невозможно создать также без использования и других наглядных средств обучения, поэтому применяю работу с натуральными объектми, моделями, видеоопытами,  рисунками.

Исходя из принципа  «развивающей помощи» начиная с методов, предполагающих сравнительно небольшую самостоятельность учащихся, перехожу к методам, опирающимся на их полную самостоятельность.  Исследовательский чаще применяю в старших классах во внеурочной деятельности или на обобщающих уроках. Продуктом  исследовательской деятельности учащихся являются презентации по заданной теме, исследовательские проекты. Данный метод позволяет формировать у учеников  навыки творческой деятельности.

Создать ситуацию успеха для каждого и поддержать интерес к самостоятельной деятельности позволяют приёмы уровневого обучения.

На любом уроке последний этап деятельности оценочно-рефлексивный. Применяю приёмы - «плюс-минус»,  ключевое слово, выстраивание логических цепочек, тесты, выбор утверждений,  подводящий диалог по вопросам.  Учащиеся осуществляют самоконтроль или взаимоконтроль. Оценивается и вся деятельность на уроке.

Применение системно - деятельностного подхода обеспечило успеваемость -100 %, качество (среднее за три года): 61,7 %        

Подход позволяет поддерживать познавательный интерес к предмету и, учащиеся  с удовольствием участвуют в различных конкурсах, научно - практических конференциях, олимпиадах разных уровней. Во Всероссийской олимпиаде школьников в школьном этапе только за  последние два года 50 участников по биологии и 11 участников по химии, на муниципальном  уровне: в 2014 году- 2 место по биологии, 1 участник регионального этапа , 2015 году - 1 призер по химии и 2 участника по биологии, 2016 году-1 призер по биологии, 2018 год- 1 призер.

Большое количество учащихся участвует в дистанционных олимпиадах всероссийского и международного уровня. Например, 22 участника в олимпиаде «Весна-17»,34 участника в олимпиаде «Зима-2018» проекта «Инфоурок», 14 призеров и победителей в олимпиадах проекта «Мега-Талант», есть участники и Международной Олимпиады по основам наук по предмету биология (УРФО) и др (приложение 1).

Каждый год, кто-то из учеников связывают свою дальнейшую жизнь с биологическими и химическими профессиями. Поэтому ежегодно проводится подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, результаты разные: есть годы, когда средний балл выше уровня района или округа, есть годы, когда ниже. Среди моих выпускников уже есть те, кто, закончив обучение в медицинских высших учебных заведениях,  работают в медицинских учреждениях района.

Предполагаю  дальнейшее освоение системно-деятельностного подхода,  совершенствование методики коллективного решения проблем, интерактивных методов,  изучение методов развития критического мышления, с целью повышения качества формирования  ключевых компетенций учеников, воспитания личности способной успешно социализироваться и адаптироваться на рынке труда.

Приложение 1

Участие учащихся и их результаты.

Мероприятие

сроки

Кол-во участников

Результаты

Олимпиада по химии для учащихся 8-11 классов в рамках олимпиад «Зима-2018» проекта «Инфоурок»

Январь 2018

4

Ситников Николай, Тудан Валентина –сертификат участника, Бовкунова Александра, Новгородова Елизавета -диплом  2 степени

Олимпиада по биологии для учащихся 8-11 классов в рамках олимпиад «Зима-2018» проекта «Инфоурок»

Январь 2018

9

Сертификат участника: Бовкунова Александра, Гаранина Кристина, Тудан Валентина

Диплом 2 степени: Лаврушкина Анастасия, Ганиева Аделя, Иванова Елизавета.

Диплом 3 степени: Новгородова Елизавета, Султанова Лаура, Ситников Николай.

Межпредметная олимпиада

« Экология - с заботой о каждом из нас (1-11 классы)» в рамках олимпиад «Зима-2018»

Январь

2018

3

Ювакаева Эмма –диплом 2 степени, Головко Милена –диплом 2 степени,

Возжаева Ангелина –диплом 1 степени.

Межпредметная олимпиада

« Экология - с заботой о каждом из нас (1-11 классы)» в рамках олимпиад «Зима-2018» проекта «Инфоурок»

Февраль 2018

5

Диплом 1 степени: Ганиева Аделя, Тудан Валентина

Диплом 2 степени:  Султанова Лаура,

Диплом 3 степени:  Иванова Елизавета.

Сертификат участника: Бовкунова Александра

Ученическая конференция «Первые шаги в науку»

6

Возжаева А, Ювакаева Э, Сухомлина А, Ганиева К, Мадалиева Д,  Головко М.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер –класс учителя биологии по теме"Метапредметный подход в обучении биологии "

«Школа должна в первую очередь учить детей мыслить — причем, всех детей, без всякого исключения, несмотря на разное имущественное и социальное положение семей, а также наследственных задатков дет...

Публичное представление собственного инновационного опыта: «Компетентностный подход в обучении биологии» учителя биологии Гордеевой Ольги Ивановны

Изменения в образовании, заставили меня, как учителя, пересмотреть подходы в обучении биологии, формы и методы. Вследствие этого мною реализуется педагогическая проблема, над которой я работаю в течен...

«Системно-деятельностный подход в преподавании биологии и химии в условиях реализации стандартов второго поколения»

Содержание………………………………………………………………..............2Введение…………………………………………………………………………..31.     УУД………………………………………………………………………....42.     УМК……………………………….…………………...

«Системно-деятельностный подход в преподавании биологии и химии в условиях реализации стандартов второго поколения»

Сегодня в нашей стране  большие изменения, которые коснулись и системы образования. В настоящее время  активно внедряется введение в школу Федеральных государственных стандартов нового покол...

Выступление на тему:Системно-деятельностный подход в преподавании биологии и химии в условиях реализации стандартов второго поколения

Выступление на тему:Системно-деятельностный подход в преподавании биологии и химии в условиях реализации стандартов второго поколения...

Представление результатов педагогического опыта: «Компетентностный подход в обучении биологии» учителя биологии Гордеевой Ольги Ивановны

Компетентностный подход продиктован переоценкой жизненных ценностей в нынешнее время и предполагает  поворот к личностно-ориентированному, деятельностному содержанию образования, основанному на ф...