Доклад "Системно-деятельностный подход к обучению биологии и химии"
статья
Доклад был представлен на педчтениях "Инновационные технологии и активные методы обучения один из факторов повышения качества образования в свете ФГОС". Содержит описание применения СПД на уроках биологии и химии, результаты обучения и влияние данного подхода на познавательную активность учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_sdp_kuznetsova.docx | 29.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад «Системно-деятельностный подход к обучению биологии и химии»
Автор: учитель биологии и химии Кузнецова А.Н.
МБОУ «Новоаганская средняя школа имени маршала Советского Союза Г.К. Жукова»
Системно-деятельностный подход в образовании, согласно ФГОС - основа для построения образовательного процесса.
Он обеспечивает:
- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
- проектирование и конструирование социальной среды развития учащихся в системе образования;
- активную учебно-познавательную деятельность учащихся;
- построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся.
Применение данного подхода - настоящий этап моей педпрактики.
Данный подход рассматривает обучение как обучение деятельности: какова деятельность, такова и личность и вне деятельности нет личности
Исходя из этого, моя основная педагогическая задача - создать на уроках и во внеурочной работе, средствами биологии и химии, условия, обеспечивающие деятельность учащихся.
Реализуя системно-деятельностный подход, я использую информационно-коммуникационное и проблемное обучение, уровневую дифференциацию. Данные технологии позволяют применять разнообразные методы: проблемно-поисковый, проектный, игровой, метод коллективного решения проблем, исследовательский, методы управляемого открытия и интерактивные методы, методы формирования критического мышления.
Важное значение имеет структура урока. Она зависит от его типа, но базовая модель моих уроков включает: вызов, осмысление, рефлексию. На протяжении всех этапов упор на деятельность учащихся, которая проходит три основных этапа: мотивационно-ориентационный, операционно-исполнительный, оценочно-рефлексивный. Формы организации разные: фронтальная, коллективная, индивидуальная, работа в парах, в группах.
Урок начинается с этапа «Вызов», в деятельности учащихся – это мотивационно - ориентационный этап. В методике данного подхода предполагается, что тему урока учитель не сообщает, а используя разные методы и приемы, добивается от учащихся формулировки темы и проблемы.
Например, на уроках биологии «Развитие жизни на Земле» в 11 классе, уроке «Микроэволюция»в 9 классе, учащиеся определяют тему урока изучив рисунок, представленный на слайде презентации и ответив на наводящие вопросы.
Другие варианты: ученики обсуждают девиз, эпиграф, проверяют домашнее задание по образцу, повторяют качества необходимые для успешной деятельности. Важно использовать приемы, формирующие эмоциональное отношение к последующей деятельности.
Следующий этап - этап «Осмысление», в деятельности учащихся - операционно-исполнительный этап, начинается с актуализации и фиксирования индивидуального затруднения через обсуждение ассоциаций учеников, жизненных ситуаций, исторических фактов, результатов демонстрационного опыта, решения задач на смекалку и логику.
Наиболее удобно применять игры-тренажёры, игры-упражнения, или задания типа «Выбор правильных утверждений», «Знаю/Хочу узнать», побуждающий или подводящий диалог. Использую и такие приёмы целеполагания, как работа над понятием, группировка, домысливание. Таким образом, формируется способность мотивированно организовывать свою познавательную деятельность. Форма организации на этом этапе фронтальная, парная.
Основная же часть урока - самостоятельная деятельность. Особое внимание уделяю организации работы с текстом, как способу формирования информационной компетентности. Добиваюсь, чтобы ученики в первую очередь понимали информацию и, лишь, затем запоминали. В 7-ых классах чаще использую прием аудирования - чтение текста учебника вслух с последующим комментированием или ответами на вопросы параграфа, учителя или с выполнением задания «Выдели ключевые понятия». В 8-9-ых классах - прием постановки вопросов к тексту с делением их на две группы: спрашивающие об основном и второстепенном, что позволяет сформировать умение выделять в тексте главное. В 10-11-ых классах – применяю приём составления кратких тезисов, с последующим сравнением тезисов в группе или фронтальным обсуждением, проговариванием вслух. Устная работа с текстом рационализирует труд учителя и учащихся.
Пониманию информации, развитию умения анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать её также способствует заполнение таблиц по прочитанному тексту и составление опорных схем (приём моделирования). Работа может проходит в двух формах: последовательное знакомство с новыми понятиями, темой с заполнением таблицы или составлением схемы, либо дополнение, исправление ошибок, углубление понятий и обобщение материала в ходе самостоятельного составления, построения доказательств с использованием таблиц и схем. Данная деятельность позволяет развивать логическое мышление.
Часто использую метод коллективного решения проблем: класс делится на группы, каждая группа работает только с частью информации, необходимой для решения задачи или отрабатывает определенные способы действий, затем в ходе публичной презентации результатов (отчета групп), каждый приобщается ко всему объему информации, поставленная задача решается коллективно.
Химия и биология - экспериментальные науки, выполняя лабораторные и практические работы, учащиеся овладевают практическими методами познания окружающего мира (наблюдением, экспериментом, моделированием и т.д.). Правильного представления об изучаемых объектах и явлениях невозможно создать также без использования и других наглядных средств обучения, поэтому применяю работу с натуральными объектми, моделями, видеоопытами, рисунками.
Исходя из принципа «развивающей помощи» начиная с методов, предполагающих сравнительно небольшую самостоятельность учащихся, перехожу к методам, опирающимся на их полную самостоятельность. Исследовательский чаще применяю в старших классах во внеурочной деятельности или на обобщающих уроках. Продуктом исследовательской деятельности учащихся являются презентации по заданной теме, исследовательские проекты. Данный метод позволяет формировать у учеников навыки творческой деятельности.
Создать ситуацию успеха для каждого и поддержать интерес к самостоятельной деятельности позволяют приёмы уровневого обучения.
На любом уроке последний этап деятельности оценочно-рефлексивный. Применяю приёмы - «плюс-минус», ключевое слово, выстраивание логических цепочек, тесты, выбор утверждений, подводящий диалог по вопросам. Учащиеся осуществляют самоконтроль или взаимоконтроль. Оценивается и вся деятельность на уроке.
Применение системно - деятельностного подхода обеспечило успеваемость -100 %, качество (среднее за три года): 61,7 %
Подход позволяет поддерживать познавательный интерес к предмету и, учащиеся с удовольствием участвуют в различных конкурсах, научно - практических конференциях, олимпиадах разных уровней. Во Всероссийской олимпиаде школьников в школьном этапе только за последние два года 50 участников по биологии и 11 участников по химии, на муниципальном уровне: в 2014 году- 2 место по биологии, 1 участник регионального этапа , 2015 году - 1 призер по химии и 2 участника по биологии, 2016 году-1 призер по биологии, 2018 год- 1 призер.
Большое количество учащихся участвует в дистанционных олимпиадах всероссийского и международного уровня. Например, 22 участника в олимпиаде «Весна-17»,34 участника в олимпиаде «Зима-2018» проекта «Инфоурок», 14 призеров и победителей в олимпиадах проекта «Мега-Талант», есть участники и Международной Олимпиады по основам наук по предмету биология (УРФО) и др (приложение 1).
Каждый год, кто-то из учеников связывают свою дальнейшую жизнь с биологическими и химическими профессиями. Поэтому ежегодно проводится подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, результаты разные: есть годы, когда средний балл выше уровня района или округа, есть годы, когда ниже. Среди моих выпускников уже есть те, кто, закончив обучение в медицинских высших учебных заведениях, работают в медицинских учреждениях района.
Предполагаю дальнейшее освоение системно-деятельностного подхода, совершенствование методики коллективного решения проблем, интерактивных методов, изучение методов развития критического мышления, с целью повышения качества формирования ключевых компетенций учеников, воспитания личности способной успешно социализироваться и адаптироваться на рынке труда.
Приложение 1
Участие учащихся и их результаты.
Мероприятие | сроки | Кол-во участников | Результаты |
Олимпиада по химии для учащихся 8-11 классов в рамках олимпиад «Зима-2018» проекта «Инфоурок» | Январь 2018 | 4 | Ситников Николай, Тудан Валентина –сертификат участника, Бовкунова Александра, Новгородова Елизавета -диплом 2 степени |
Олимпиада по биологии для учащихся 8-11 классов в рамках олимпиад «Зима-2018» проекта «Инфоурок» | Январь 2018 | 9 | Сертификат участника: Бовкунова Александра, Гаранина Кристина, Тудан Валентина Диплом 2 степени: Лаврушкина Анастасия, Ганиева Аделя, Иванова Елизавета. Диплом 3 степени: Новгородова Елизавета, Султанова Лаура, Ситников Николай. |
Межпредметная олимпиада « Экология - с заботой о каждом из нас (1-11 классы)» в рамках олимпиад «Зима-2018» | Январь 2018 | 3 | Ювакаева Эмма –диплом 2 степени, Головко Милена –диплом 2 степени, Возжаева Ангелина –диплом 1 степени. |
Межпредметная олимпиада « Экология - с заботой о каждом из нас (1-11 классы)» в рамках олимпиад «Зима-2018» проекта «Инфоурок» | Февраль 2018 | 5 | Диплом 1 степени: Ганиева Аделя, Тудан Валентина Диплом 2 степени: Султанова Лаура, Диплом 3 степени: Иванова Елизавета. Сертификат участника: Бовкунова Александра |
Ученическая конференция «Первые шаги в науку» | 6 | Возжаева А, Ювакаева Э, Сухомлина А, Ганиева К, Мадалиева Д, Головко М. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер –класс учителя биологии по теме"Метапредметный подход в обучении биологии "
«Школа должна в первую очередь учить детей мыслить — причем, всех детей, без всякого исключения, несмотря на разное имущественное и социальное положение семей, а также наследственных задатков дет...
Публичное представление собственного инновационного опыта: «Компетентностный подход в обучении биологии» учителя биологии Гордеевой Ольги Ивановны
Изменения в образовании, заставили меня, как учителя, пересмотреть подходы в обучении биологии, формы и методы. Вследствие этого мною реализуется педагогическая проблема, над которой я работаю в течен...
«Системно-деятельностный подход в преподавании биологии и химии в условиях реализации стандартов второго поколения»
Содержание………………………………………………………………..............2Введение…………………………………………………………………………..31. УУД………………………………………………………………………....42. УМК……………………………….…………………...
«Системно-деятельностный подход в преподавании биологии и химии в условиях реализации стандартов второго поколения»
Сегодня в нашей стране большие изменения, которые коснулись и системы образования. В настоящее время активно внедряется введение в школу Федеральных государственных стандартов нового покол...
обобщение опыта учителя биологии Атамась И. В. «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ПЕДТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ»
обобщение опыта учителя биологии...
Выступление на тему:Системно-деятельностный подход в преподавании биологии и химии в условиях реализации стандартов второго поколения
Выступление на тему:Системно-деятельностный подход в преподавании биологии и химии в условиях реализации стандартов второго поколения...
Представление результатов педагогического опыта: «Компетентностный подход в обучении биологии» учителя биологии Гордеевой Ольги Ивановны
Компетентностный подход продиктован переоценкой жизненных ценностей в нынешнее время и предполагает поворот к личностно-ориентированному, деятельностному содержанию образования, основанному на ф...