групповые технологии
методическая разработка

Тютрина Людмила Анатольевна

...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gruppovye_tehnologii.doc206.5 КБ

Предварительный просмотр:

                 

Общие положения о групповой работе.

Групповой способ организации деятельности учащихся  является особым фактором совместной деятельности, которая оказывает стимулирующее воздействие на развитие обучающегося.

При групповой работе формируются универсальные учебные действия:

  • Познавательные – работа с информацией, с учебными моделями, использование знако-символических средств, общих схем, выполнение логических операций: сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий.
  • Регулятивные – планирование, контроль, коррекция, оценка
  • Коммуникативные – навыки сотрудничества, умение строить высказывание, участвовать в беседах, обсуждениях, умение иллюстрировать, делать выводы, аргументировать свою точку зрения
  • Личностные УУД (действия смыслообразования, нравственной и эстетической оценки, личностного, профессионального и жизненного самоопределения

Основными  целями использования данной технологии являются:

  • обеспечение активности учебного процесса;
  • достижение высокого уровня усвоения содержания.

Групповая технология обучения предполагает временное разделение класса на группы для совместного решения определённых задач. Ученикам предлагается обсудить задачу, наметить пути её решения, реализовать их на практике и, наконец, представить найденный совместно результат.

Групповую работу характеризует непосредственное взаимодействие учащихся, их совместная согласованная деятельность, при которой нет постоянного прямого контакта с учителем.

 

Особенности организации групповой работы учащихся заключаются в следующем:

  • Деление класса на группы для решения конкретных учебных задач (принцип деления произвольный).
  • Предоставление определённого задания (одинакового для всех или дифференцированного).
  • Особое расположение групп в классе. Создание условий для обмена информацией и         совместной работы
  • Знакомство учащихся с правилами работы в группе. При необходимости предоставление соответствующей памятки.
  • Распределение ролей в группе (определяется характером и объёмом задания). Выбор руководителя группы.
  • Объяснение условий задания, инструктаж о последовательности и времени работы.

Научить ребёнка работать в группе важно. В жизни ему постоянно приходиться ощущать на себе влияние различных групп людей, где он является составной частью: в семье, на работе, на улице, в общественных местах. В таких случаях ребёнок ощущает себя ещё кем-то, кроме собственного «я».

В группе существует столько мнений, сколько в ней человек плюс ещё одно (общее мнение). Это общее мнение член группы принимает как своё. Групповая деятельность всегда уменьшает индивидуальную ответственность. Психологи отмечают, группа всегда принимает решение более рискованное, чем один человек, т.к. ответственность лежит на всех. Общественное мнение, возникающее в группе, является стимулом в развитии познавательного интереса каждого ученика, т.к. коллектив оценивает участие каждого. Групповая технология позволяет обучать как сильных, так и слабых учеников, в основе подхода к ребенку лежит сотрудничество. Она обеспечивает активность учебного процесса и достижение высокого уровня усвоения содержания, оказывает мощное стимулирующее действие на развитие ребенка.

Что рекомендуется знать учителю о технологии работы в малых группах.

Работа в малых группах – это один из самых популярных подходов, так как она дает всем учащимся (в том числе и неуверенным в своих силах, нерешительных) возможность активного участия, практикует навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия). Все это часто бывает невозможно в большом коллективе. Работа в малой группе – неотъемлемая часть многих интерактивных методов, например, таких, как мозаика, дебаты, общественные слушания, почти все виды имитаций, судебный процесс. Данные ниже рекомендации носят общий характер и применимы к любой форме работы в малой группе.

        В то же время работа в малых группах требует много времени, этой стратегией нельзя злоупотреблять. Групповую работу следует использовать, когда нужно решить проблему, которую учащиеся не могут решить самостоятельно. Если потраченные усилия и время не гарантируют желаемого результата, лучше выбрать метод «один – вдвоем – все вместе» для быстрого взаимодействия.

Рекомендации по организации работы с  малыми группами

  • Начинайте групповую работу не торопясь.

       Если у вас или у учащихся никогда не было опыта работы в малых группах, можно организовать сначала пары. Уделите особое внимание учащимся, которые с трудом приспосабливаются к работе в небольшой группе. Когда учащиеся научатся работать в паре, переходите к работе в группе, которая состоит из трех человек. Как только вы убедитесь, что эта группа способна функционировать самостоятельно, постепенно добавляйте новых членов. Старайтесь не включать в малую группу более пяти человек.

  • Обучайте работе в группах и контролируйте их работу.

      Постоянно обходите аудиторию, помогайте учащимся решать возникающие в группе проблемы и осознавать, какие умения требуются для работы в небольшой группе. Не ожидайте, что они сумеют хорошо работать в группе без вашей помощи. Одним из способов дать обучаемым возможность проанализировать индивидуальное поведение членов группы является назначение «наблюдателей», отмечающих продвижение группы к выполнению поставленного задания. Отчет «наблюдателей» дает членам группы возможность акцентировать внимание на том, как они выполняли задание. «Наблюдатели» должны отмечать признаки поведения, заранее описанного преподавателем, и определять, как члены группы справляются с возникающими по ходу работы проблемами. Отчитываясь перед группой, «наблюдатели» обязаны представлять свои заметки в максимально описательной и объективной форме.

       В ходе работы группы вам и «наблюдателям» стоит обращать внимание на следующие аспекты педагогической ситуации, которые обычно становятся проблемными:

Уважение к правам и мнениям других людей. Каждому ли члену группы дается равная возможность высказать свое мнение?

Готовность к компромиссу и сотрудничеству. Есть ли в группе люди с заранее установившимися мнениями, которые не хотят изменять их, а стараются навязать свою точку зрения другим?

Поддержка других людей. Оказывают ли члены группы поддержку тем, чья позиция совпадает с их собственной?

Готовность слушать. Может быть, члены группы предпочитают говорить сами, а не прислушиваться к словам других? Указывают ли их ответы на стремление прояснить слова предыдущего выступавшего?

Конфликт. Если члены группы, придерживаясь разных позиций, вступают в конфликт, пытается ли группа избежать разговора об этом конфликте? Ведут ли себя члены группы так, как если бы они соглашались с противоположной позицией? Выносят ли они вопросы, вызвавшие разногласия, на открытое обсуждение?

Коммуникативные навыки. Смотрят ли члены группы в глаза собеседнику, выражают ли согласие, задают ли проясняющие и поддерживающие вопросы, повторяют ли формулировки собеседника, соблюдают ли правила вежливости?

  • Выбирайте количество участников.

     По мере увеличения группы диапазон возможностей, опыта и навыков ее участников расширяется. Повышается вероятность появления участника, чьи знания и навыки окажутся полезными для выполнения группового задания. Но если навыки групповой работы не приобретены, повышается вероятность неорганизованного поведения. Чем больше группа, тем больше умения должны проявлять участники, чтобы дать каждому возможность высказаться. Чем меньше времени отпущено на урок, тем меньше должна быть группа. Маленькие группы более эффективны, поскольку их легче организовать, они быстрее выполняют задания и предоставляют каждому учащемуся больше возможностей внести в общее дело свой вклад.

Группы из двух человек

В таких группах отмечается высокий уровень обмена информацией и меньше разногласий, но выше вероятность возникновения эмоциональной напряженности и, очень часто, потенциального тупика. В случае возникновения разногласий ни один из участников не имеет союзника.

Группы из трех человек

При такой организации две более сильные индивидуальности могут подавить более слабого члена группы. Тем не менее такие группы являются наиболее стабильными структурами, в которых есть возможность для образования временных коалиций. В этом случае легче уладить разногласия.

Группы с нечетным и четным   количеством участников

В группах с четным количеством участников разногласия уладить труднее, чем в группах с нечетным количеством. Нечетный состав дает возможность группе выйти из тупика путем голосования.

Группа из пяти человек

Такой размер группы наиболее удобный для учебных целей. Распределение мнений в соотношении 2:3 обеспечивает поддержку меньшинству. Такая группа оптимальна для продуктивного обмена мнениями, то есть у всех есть возможность участвовать в работе и внести свой вклад.

  • Грамотно распределяйте учащихся по группам.

     Опытные методисты рекомендуют образовывать группы с разнородным составом, включая туда сильных, средних и слабых учащихся, юношей и девушек, представителей разных культур, социальных слоев и т.д. В разнородных группах стимулируются творческое мышление и интенсивный обмен идеями. Учащиеся проводят больше времени, представляя свою точку зрения, могут обсудить проблему более детально и учатся рассматривать ее с разных сторон. В таких группах строятся более конструктивные взаимоотношения между участниками.

  • Распределяйте роли внутри групп.

     При работе в малой группе учащиеся могут выполнять следующие роли:

Фасилитатор ( посредник - организатор деятельности группы);

Регистратор (записывает результаты работы);

Докладчик (докладывает результаты работы группы всему классу);

Журналист (задает уточняющие вопросы, которые помогают группе лучше выполнить задание, например, те вопросы, которые могла бы задать другая сторона в дискуссии или в судебном слушании);

Активный слушатель (старается пересказать своими словами то, о чем только что говорил кто-либо из членов группы, помогая сформулировать мысль);

Наблюдатель (выставляет оценки или баллы каждому участнику группы);

Хронометрист (следит за временем, отпущенным на выполнение задания).

Возможны и другие роли. Распределение ролей позволяет каждому участнику группы активно включиться в работу. Если группа сохраняет стабильный состав на протяжении длительного времени, учащихся следует поменять ролями.

  • Обращайте внимание на следующие аспекты:

1) Убедитесь, что учащиеся обладают знаниями и умениями, необходимыми для выполнения группового задания. Нехватка знаний очень скоро даст о себе знать: учащиеся не станут прилагать усилий для выполнения задания.

2) Старайтесь сделать свои инструкции максимально четкими. Маловероятно, что группа сможет воспринять более одной или двух, даже очень четких, инструкций за один раз.

3) Запишите инструкции на доске и (или) карточках.

4) Предоставьте группе достаточно времени на выполнение задания. Придумайте, чем занять группы, которые справятся с заданиями раньше остальных.

5) Подумайте о том, как ваш метод поощрения / оценки влияет на использование групповой работы. Обеспечьте групповые награды за групповые усилия.

6) Будьте готовы к повышенному рабочему шуму, характерному для методов совместного обучения.

7) В процессе формирования групп остерегайтесь навешивания ярлыков на учащихся и на группу в целом. Как правило, желательны разнородные группы.

8) Переходите от группы к группе, наблюдая и оценивая происходящее. Остановившись около определенной группы, не отвлекайте внимание на себя.

9) Убедитесь в том, что все члены группы хорошо видят друг друга, могут общаться и взаимодействовать. Наиболее эффективная «конфигурация» группы – учащиеся сидят в кружке «плечом к плечу, глаза в глаза».

10) При подготовке задания для работы в малых группах:

  • Сообщите задание всему классу  до разделения его на группы;
  • Обсудите с учениками, понятно ли им задание;
  • Выработайте (или напомните) правила работы в группах.

Групповая практическая работа особенно эффективна на уроке,

  • посвящённом закреплению и углублению новых знаний или отработке умений и навыков,
  • на повторительно-обобщающем уроке,
  • на уроке изучения нового материала, если этот материал хорошо известен ученикам помимо школьного урока истории.

Урок в режиме технологии группового самостоятельного обучения.

  

Цель – создать условия для развития познавательной самостоятельности учащихся, их коммуникативных умений и интеллектуальных способностей посредством взаимодействия в процессе выполнения группового задания для самостоятельной работы.

Теоретические положения. «Человек в группе не является самим собой», - это высказывание известного американского писателя Д. Стейнбека помогает понять сущностную характеристику взаимозависимости индивида и группы. Удовлетворение от общения, от взаимодействия создаёт условия для достижения целей образования учащихся, в то время когда мотивация деятельности каждого члена группы и личные цели индивида могут быть различными.

Западные психологи характеризуют отношения, возникающие в группе, как результат формирования норм, которые создаёт сама группа. Любая группа, которую официально организует учитель, на деле начинает самоорганизовываться в зависимости от входящих в неё людей и требующих решения проблем.

При моделировании занятий в режиме группового самостоятельного обучения важно учитывать, что ученик, выполняя проблемное задание в группе, расширяет поле решений, прогнозирует большее число учебных действий, яснее осознаёт свои потребности, конкретизирует образовательные цели. В итоге развиваются способности находить решение в новых ситуациях, т.е. развивается интеллект.

Процесс, посредством которого взаимодействие между отдельными индивидами уменьшает напряжение каждого члена группы в данной ситуации, учёные-психологи называют групповой динамикой. Групповая динамика приводит членов группы к взаимному удовлетворению. Привлекательность группы стимулирует желание учащихся выполнять групповое учебное задание. При этом: 1) чем сильнее привлекательность группы, тем сильнее страх перед санкциями группы (неодобрительные взгляды, насмешка, неприятие идеи и т.д.); 2) чем сильнее привлекательность группы, тем сильнее проявляется подражание авторитетным учащимся. Эти закономерности, сформулированные французскими учёным, объясняют эффективность внутреннего воздействия группы на каждого ученика в процессе выполнения группового задания для самостоятельной работы и развития его интеллектуальных способностей.

Особую значимость в группе приобретают действия лидера, которому стремятся подражать члены группы, поэтому учителю необходимо в процессе формирования учебных групп провести специальную работу с лидерами группы, которые выполняют функции консультанта.

Взаимодействие учителя и ученика. Разработанная нами модель групповой самостоятельной работы предполагает, что учащиеся разбиваются на разноуровневые группы постоянного состава от 3 до 7 человек (количество групп зависит от числа учащихся класса). Каждая группа работает под руководством ученика-лидера (консультанта). Совет консультантов представляет собой орган ученического управления и принимает участие в разработке учителем плана программы изучения курса. Учителю важно проводить целенаправленную работу с консультантами во внеучебное время, так как результативность работы группы во многом зависит от умения лидера управлять познавательной самостоятельной деятельностью учащихся и выполнять организаторские функции в процессе учебного занятия.

При групповом самостоятельном обучении особую структуру и содержание имеет задание для самостоятельной работы учащихся.

При конструировании важно учитывать следующие правила: 1) количество заданий по изучению нового материала должно быть равно количеству учащихся в группе; 2) в течение года каждый ученик выполняет разные виды заданий; 3) в групповом задании сочетаются  репродуктивные и творческие вопросы; 4) количество вопросов и заданий репродуктивного и творческого характера, их сочетание в зависимости от цели, содержания учебного занятия и уровня познавательной самостоятельности учащихся; 5) при определении времени на выполнение группового задания учитывается время на «репетицию» и оформление ответа группы.

Предлагаю один из вариантов технологии группового обучения.

Целевая аудитория: учащиеся 10 класса  

Урок  изучения нового материала в курсе «История России. 9».

Групповой практикум  по теме: «Экономика СССР в 1953-1964 годах»

(материал  параграфа 40)

В начале урока учитель  раскрывает вопрос о проектах  социально-экономических преобразований советского общества 50 – х годов  20 века.

Далее учитель знакомит учащихся с темой нового урока и предлагает классу поработать в группах с целью изучения различных направлений экономической политики Хрущева.

Группа 1. «Сельскохозяйственная политика Хрущева»

Вопросы.

1. Когда и как началось освоение целины?

2. Какие государственные распоряжения укрепили положение колхозов?

3. Какие изменения происходили в жизни самих колхозников?

4. Почему реорганизованы МТС?

5. Как изменилось отношение государства к личному подсобному хозяйству крестьян в  н. 60 –х годов?

6. Чем закончилась « кукурузная эпопея»?

7. Почему СССР стал закупать хлеб за границей?

8. Что заставило жителей Новочеркасска выйти на демонстрацию и чем она закончилась?

Группа 2. «Развитие промышленности»

        Вопросы:

1. Какие пропорции между легкой и тяжелой промышленностью?

2. Какие изменения происходили в управлении промышленностью?

3. Как менялись темпы промышленного производства?

4. Каких успехов достигли наука и техника? В чем были просчеты?

5. Какие выводы можно сделать по итогам промышленного развития СССР в указанный период?

Группа 3 «Социальная политика Хрущева»

         Вопросы:

1. Как менялась жизнь людей:

а) зарплата,

б) пенсии,  

 в) продолжительность рабочего времени,

г) образование?

2. Как решалась жилищная проблема?

3. Как менялся быт населения?

4. Какие можно отметить отрицательные моменты в социальной политике?

Сама работа по изучению нового материала полагает и использование разноуровневых заданий в каждой из групп.

Так, один  из учащихся каждой группы получал индивидуальное задание.

1 группа

2 группа

3 группа

Задание 1. Заполните таблицу.

Достижения

Просчеты

Сельское хозяйство.

Промышленность.

Социальная политика.

Задание. «Промышленное развитие страны»

1) На основе текста учебника и словаря дайте определение, что такое: предприятия группы “Б”, предприятия группы “А”.

2) Заполните схему, используя данные понятия : станки, сеялки, земля, полезные ископаемые, плуг, лопаты.

Средства производства

Предметы труда

Средства труда

Задание. «Социальная политика»

На основе учебного материала  перечислите, какие улучшения произошли в жизни нашего общества в эпоху Н.С.Хрущева.

  •                          
  •                      
  •                          
  •                        
  •                        

Задание 2. Тестирование.

1. К экстенсивному пути развития сельскохозяйственного  производства относится

а) увеличение урожайности

б) введение новых технологий

в) расширение посевных площадей

г)повышение производительности труда

2. К интенсивному пути развития производства относится

а) расширение посевных площадей

б) строительство новых предприятий

в) увеличение числа рабочих на предприятии

г)использование достижений научно-технического прогресса

3. С экономическими реформами Н.С.Хрущева связано понятие

а) «хутор»       б) «комбед»        в) «семилетка»       г) «стахановец»

4. В послевоенное время совнархозом назывался

а) орган защиты прав трудящихся

б) сельскохозяйственный кооператив

в) высший орган государственной власти

г) территориальный орган управления экономикой

5. Итог развития советской экономики в середине 1960-х годов

а) переход к высоко технологичному производству

б) введение рыночной экономики

в) повсеместная замена ручного труда машинным

г) начало массовых закупок хлеба за границей

Задание 3. «Развитие сельского хозяйства страны»

Пользуясь текстом учебника, выберите положительные и отрицательные преобразования, которые происходили в сельском хозяйстве и заполните таблицу.

Преобразования в сельском хозяйстве.

положительные

отрицательные

 

 

 

 

 

 

Таким образом, на уроке мною применена такая форма группового сотрудничества, как индивидуально-групповая, предусматривающая  разделение учебной задачи между членами группы, когда каждый из ее членов осуществляет свою часть деятельности..

Групповая технология обучения дает возможность обучающимся закрепить умения овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений

При изучении курса «Обществознание» учителю предоставлена большая возможность применить технологию группового обучения на разных этапах урока.

Так, при знакомстве с новым материалом по теме: «Производство - основа экономики» (курс «Обществознание 8»), на этапе закрепления и обобщения знаний класс делится на две группы, каждая из которых получает для анализа определенный текст.

Цель задания: закрепить экономические понятия «специализация» и «разделение труда».

Одна из важнейших задач технологии группового обучения -  научить учащихся продуктивному взаимодействию в творческих парах. Поэтому в 5-6 классах при изучении курсов «История Древнего мира» и «Обществознание» целесообразно сделать упор именно на парную форму группового сотрудничества.

А вот еще пример  использования парной формы группового сотрудничества на уроке.

Урок «Древняя Индия».  Материал о природе и населении этой страны изучается  на двух уроках. В качестве проверки домашнего задания  первого урока я разбиваю класс на пары. Не забываю, что каждая пара должна быть составлена с учетом психологических особенностей каждого из ее членов. Получилось по 5/6 пар.   Далее обращаю внимание ребят  на составленный мною рабочий лист, который должен  заполнить каждый из участников пары. Задача участников пары - проверить заполненный друг другом лист и оценить его. Таким образом, каждый их участников пары выступает в роли учителя, фиксируя знание домашнего материала баллами и общей оценкой. Кроме того, эта работа предполагает соревновательный аспект, так как каждая пара имеет возможность получить дополнительный балл к общему  количество баллов своей пары. Пятиклассникам всегда нравится такой вид работы.

Какими бы разноообразными не были задания с использованием групповой формы работы, именно в работе в паре учащиеся (одни их которых отличаются замкнутостью, другие напористостью и повышенным темпераментом) учатся достигать соглашения друг с другом, выстраивать  доброжелательные взаимоотношения,  находить решение в конфликтных ситуациях, оказывать помощь, а также результативно добывать знания и приобретать необходимые навыки при сотрудничестве со сверстниками. А это очень важно для развития коммуникативных действий учащихся, что немало важно  в их дальнейшей жизни (при решении проблем на работе и в семье).

В пятом классе история- новый предмет, поэтому чтобы любовь к нему ученик пронес сквозь долгие годы, учитель должен составлять уроки и подбирать материал с большим игровым содержанием. Через игру ученик вовлекается в процесс исторического образования. Чем разнообразнее игры, тем больше желание учащегося постичь неизвестное через собственное решение.

При проведении итоговых уроков по первому разделу истории древнего мира  «Древний Восток» я составила несколько филвордов  по трем важнейшим изученным темам:

  1. «Первобытность»
  2. «Древний Египет»
  3. «Древнее  Междуречье»

        

Учащиеся класс вновь были разбиты по парам, каждая из которых  методом жеребьевки получила филворд  и стал отгадывать понятия (города, имена правителей и т.д.). Состязательность работы  стала важнейшим стимулом  хорошей оценки.

Изучение каждой темы в курсе «История Древнего мира» в течение двух уроков, дает возможность учителю расширить представление по сложнейшему вопросу темы   или закрепить  его положения с помощью групповой работы.

Уроки «Законы Хаммурапи» посвящены проблеме формирования правового сознания учащихся начиная с изучения истории Древнего мира. Сущность и роль первых писаных законов – основные аспекты изучаемой темы. Впервые пятиклассники слышат понятие «гипотеза»  (утверждение, требующее доказательства. С ним можно согласиться и его можно опровергнуть) на этом уроке. Впервые пятиклассники знакомятся с понятием «закон» именно на этом уроке.

Я связываю эти два понятия следующим образом: «Ребята! Я выдвигает гипотезу: законы царя Хаммурапи были

1)  крайне жестокими;

2) несправедливыми по отношению к рабам;

3) необходимыми для жителей Вавилонии, т.к. поддерживали порядок и защищали от долгового рабства.

Ваша задача – согласиться с моей гипотезой или нет!»

Выдвижение гипотезы обеспечивает познавательный интерес учащихся к предложенному учителем материалу.

На первом  уроке я использую исторические источники при изучении нового материала. Их анализ, который пятиклассники осуществляют  под руководством учителя,  должны доказать им правильность или ошибочность выдвинутой гипотезы. Подобранные мною отдельные статьи «Законов» Хаммурапи позволяют учащимся считать гипотезу- верным утверждением

На следующем уроке, в качестве подтверждения верности гипотезы, я предлагаю учащимся небольшой групповой практикум и использованием исторического источника (но уже других статей, обращения которым на первом уроке не было).

На втором уроке я предлагаю пятиклассникам уже самим подобрать  другие статьи «Закона» для подтверждения раннее сделанного вывода:

Законы царя Хаммурапи были

1)  крайне жестокими;

2) несправедливыми по отношению к рабам и зависимым людям.

3) необходимыми для жителей Вавилонии, т.к. поддерживали порядок и защищали от долгового рабства.

 Учащиеся класса делятся на группы и получают карточки с заданиями.

ГРУППА № 1. Поиск доказательства, что законы Хаммурапи были крайне жестокими. Анализ статей №№ 1,3, 195, 229.

ГРУППА № 2 Поиск доказательства гипотезы, что законы Хаммурапи были несправедливыми по отношению к рабам и зависимым людям. Анализ статей №№ 2, 197, 198, 199, 200, 201, 202, 203,204.

ГРУППА № 3 Поиск доказательства, что законы царя Хаммурапи были необходимыми для жителей Вавилонии, так как они поддерживали порядок и защищали от долгового рабства. Анализ статей №№ 53,54, 117.

группа

задание

Исторический источник (статьи)

1

Поиск доказательства, что законы Хаммурапи были крайне жестокими.

§ 3. Если человек выступил в суде для свидетельства о преступлении и слово, которое он сказал, не доказал, а это дело —дело о жизни, то человек

этот должен быть убит.

§ 14. Если человек украл малолетнего сына другого человека, то он должен быть убит.

§ 195. Если сын ударил своего отца, то ему должны отрубить руку...

§ 229. Если строитель построил человеку дом и свою работу сделал непрочно, а дом, который он построил, рухнул и убил хозяина, то этот строитель должен быть казнен.

2

Поиск доказательства гипотезы, что законы Хаммурапи

были несправедливыми по отношению к рабам и зависимым людям.

§ 2. Если человек бросил на человека обвинение в колдовстве и не доказал этого, то тот, на которого было брошено обвинение в колдовстве, должен пойти к Божеству Реки и в Реку погрузиться; если Река схватит его, его обвинитель сможет забрать его дом.

Если же Река очистит этого человека и он останется невредим, тогда тот, кто бросил на него обвинение в колдовстве, должен быть убит, а тот, кто погружался в Реку, может забрать дом его обвинителя.

§ 197. Если он переломил кость человеку, то должны переломить ему кость.

§ 198. Если он выколол глаз мушкенуму или переломил кость

мушкенуму, то он должен отвесить 1 мину серебра.

§ 199. Если он выколол глаз рабу человека или же переломил кость рабу человека, то он должен отвесить половину его покупной цены.

§ 200. Если человек выбил зуб человеку, равному ему, то должны ему выбить зуб.

§ 201. Если он выбил зуб мушкенуму, то он должен отвесить 1/3 мины серебра.

§ 202. Если человек ударил по щеке человека высшего по положению, чем он сам, то он должен быть отхлестан в собрании воловьей плетью 60 раз.

§ 203. Если сын человека ударил по щеке сына человека, равного ему, то он должен отвесить 1мину серебра.

§ 204. Если мушкенум ударил по щеке мушкенума, то он должен отвесить 10 сиклей серебра.

3

Поиск доказательства, что законы царя Хаммурапи были

необходимыми для жителей Вавилонии, так как они поддерживали

порядок и защищали от долгового рабства.

§ 53. Если человек был нерадив в отношении укрепления плотины, что на его земле, не укрепил свою плотину, и в его плотине образовалась брешь, и вода затопила поле соседей, то человек, в чьей плотине образовалась брешь, должен возместить зерно, которое он погубил.

§ 54. Если он не в состоянии возместить зерно, то его самого и его

имущество должны продать за серебро, а владельцы полей, зерно которых вода затопила, должны разделить это серебро между собой.

§ 117. Если долг одолел человека, и он продал за серебро свою жену, своего сына и свою дочь или отдал их в кабалу, то три года они должны обслуживать дом их покупателя или их закабалителя, в четвертом году им должна быть предоставлена свобода.

При работе с историческим источниками, развиваются такие ключевые компетенции обучающихся, как ценностно-смысловая, учебно-познавательная, социокультурная. Учитель  обучает школьника не только общеучебным действиям, таким как постановка целей, работа с информацией, но и учит их логически мыслить - анализировать, сравнивать, доказывать собственную точку зрения.

А групповая форма обучения способствует овладению учениками способов совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуации общения, умениями искать и находить компромиссы, сотрудничать, т.е. способствует развитию коммуникативной компетенции обучающихся. В ходе работы с историческим документом ученики использует дедуктивный метод анализа, при котором из общих положений выявляются следствия. Такой метод способствует развитию абстрактного мышления учеников.

Но что должен учитывать учитель, используя на уроках технологию группового обучения?

Плюсы технологии

(из опыты работы)

Минусы технологии (из опыта работы)

  • повышается учебная и познавательная мотивация;
  •  снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным,некомпетентным в решении каких-то задач;
  • в группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний;
  •  улучшается психологический климат в классе.

Хотя ведущую роль в групповой работе играют учащиеся, ее эффективность во многом зависит от усилий и мастерства учителя:

  • групповой работе надо сначала научить, для этого учитель должен потратить время на каких-то уроках - без соблюдения этого условия групповая работа бывает неэффективна;
  •  организация групповой работы требует от учителя особых умений, затрат, усилий;
  • при непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников;
  • разделение на группы может проходить непросто, даже драматично;
  • в классе всегда найдутся дети, желающие работать в одиночестве - им надо создать условия для этого, а это дополнительные сложности для учителя.

В заключении, хотелось было отметить следующее: внедрение групповых форм работы на уроке должно быть системным, т.е. групповые формы должны применяться не от случая к случаю, а периодически, причём именно тогда, когда они могут дать максимальный эффект. 

 Список литературы:

1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.

2. Головатенко А. Модульная технология на уроках истории. - “История”, 1996 №23

3.Гузеев В.В. Характерные черты образовательных технологий разных поколений. Журнал Завуч № 6, 2004 г.

4. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. М., Сентябрь, 1996 г.

5. Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта. – М.: Наука, 1997

6. Н.Ю.Колесниченко Дидактический материал. Изд. Волгоград.Учитель 2005 г.

7. А.В. Масленникова «Традиционные и личностно ориентированные технологии Журнал «Практика административной работы» №7, 2003 год с.53

8. Ожегов С.И. Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., Азбуковник, 1997.

9. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998.

10. Сенновский И.Б. Модульная система организации учебно-воспитательного процесса. - Завуч, 1998, №1.

11. Педагогические технологии. Журнал «Директор школы №8 2004 г.

12. Третьяков П.И. Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе. М., Новая школа, 2001 год.

13. Шамова Т.И. Модульное обучение (в школе): сущность, технология. - “Биология в школе”, 1994, № 5.

14. В.В.Шоган Технологии личностного ориентированного урока «Учитель» 2003 г.

15. Федеральный компонент государственного стандарта. Сборник нормативных документов. История. М., Дрофа, 2004 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование групповой технологии учителем английского языка

Использование различных форм организации урока английского языка....

конспект урока по теме: "Волейбол" с применением групповых технологий в 11 классе

Современные групповые технологии на уроках волейбола в школе....

Групповые технологии на уроке географии "Московский столичный регион"

Предлагается разработка урока в 9 классе по разделу "Центральная Россия" по теме Московский столичные регион". (по учебнику Баринова, Дронов. География России). Тип урока: изучение нового материала.Ис...

Использование групповых технологий на уроках истории и обществознания.

Чтобы развить  в школе активную   личностьс развитым интеллектом, способную  успешно решать жизненные и профессиональные проблемы, легко ориентироваться в информационных по...

Групповые технологии на уроках технологии

Групповая работа - одна из продуктивных форм организации сотрудничества детей....

Использование групповых технологий в предметной области «Технология»

Групповые технологии обучения, которые я применяю на урока, позволяют решать комплекс задач и, прежде всего, повышать интенсификацию урока, развивать самостоятельность учащихся, их самоуправление, спо...