Групповые технологии на уроке географии "Московский столичный регион"
план-конспект урока по географии (9 класс) по теме
Предлагается разработка урока в 9 классе по разделу "Центральная Россия" по теме Московский столичные регион". (по учебнику Баринова, Дронов. География России). Тип урока: изучение нового материала.Используются формы работы групповая и индивидуальная.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_gruppovym_tehn..doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Групповые технологии на уроках географии
"Московская столичная агломерация". 9-й класс
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы проведения урока:
- беседа;
- рассказ;
- практическая работа;
- самостоятельная творческая работа;
- работа со статистическим материалом.
Цели и задачи:
- Обучающая: выяснить особенности ЭГП Московской области; выявить проблемы и наметить пути их решения.
- Развивающая: уметь оценивать влияние природных условий и ресурсов на развитие хозяйства; объяснять особенности специализации Московской области; делать выводы; продолжить формирование у школьников умений работать с различными источниками географической информации.
- Воспитывающая: продолжить формирование коммуникативных отношений.
Формы работы: групповая и индивидуальная работа.
Учебно-наглядный комплекс:
- учебник;
- атлас России и Московской области;
- дополнительная литература;
- раздаточный материал;
- физическая карта России.
Практическая работа:
- в контурной карте обвести границы Московской области, административных соседей, указать основные природные ресурсы, цветными ручками выделить промышленные центры;
- составить проект «Московская область – европейская зона отдыха».
Ход урока
I. Организационный момент. (1 мин).
II. Актуализация опорных знаний и умений. (3 мин.):
Какие области входят в состав Центрального экономического района?
Покажите по карте.
По каким показателям район является «самым выдающимся» в России? (S = 916 тыс. кв. км. – второй по площади в Западном макрорегионе, 77 % - доля городского населения, имеет столичное положение).
III. Нацеливание. Мотивация. (3 мин).
Тема сегодняшнего урока – Московская область (запись в тетрадь). Где на ее территории расположен субъект Российской Федерации – город Москва – город федерального значения, столица России. Москва – это концентрация в ней всех высших органов государственной власти.
Цель нашего урока: выяснить, почему главный ресурс области – это её экономико–географическое положение.
IV. Изучение нового материала. (30 мин).
1. Знакомство с ЭГП области.
А) Московская область – расположена в центральной части Европейской России (показ по карте). Открыли атласы. Нашли эту область. Граничит ли она с какими либо зарубежными странами? (Нет). Омывается ли морями? (Нет) По своим размерам наша область невелика. Её площадь - 46 тыс.кв. км (с Москвой 47 тыс. кв. км), что составляет всего 0,3 % территории России. Но, если сравнить площадь нашей области с некоторыми
европейскими государствами, то увидим, что территория Московской
области больше территории Бельгии (31тыс. кв. км.), Дании(43 тыс.кв.км), Нидерландов (34 тыс. кв. км.).
Б) Работаем с контурной картой: (10мин.)
- определите удаленность Москвы от Белого и Черного морей.
- крупнейшие речные системы, озера, водохранилища
- пограничные области,
- параллель 55°45 с. ш., меридиан 37°37, в.д.
-постройте столбиковую диаграмму сравнительной площади Московской
области и других Европейских государств. Сделайте вывод.
В) Главный город – Москва. Несколько слов о выдвижении Москвы.
Рассказ учителя: (5 мин.)
Датой основания Москвы принято считать 1147 год когда суздальский князь Юрий Долгорукий пригласил на свидание своего союзника князя Новгород - северского Святослава Ольговича. Поселок, где встретились князья, назывался Москва Вокруг городка шумел бор, память о котором сохранилась в названии Боровицких ворот, а за рекой тянулись дремучие леса и топкие болота. Полагают, что болота дали имя реке, а река – городу. Финно-угорское Маскава, Макува, Масква – топь, грязь. Древнеславянское «москы» значит «болотистая местность». Городок возник как пограничный на перепутье
между днепровским югом и верхневолжским севером. При просторных лесистых и болотистых промежутках между притоками важное значение получали поселки, возникавшие на концах коротких переволок из одного притока в другой: здесь завязывались узловые пункты судоходного и речного сообщения. В этом отношении
географическое положение Москвы было особенно выгодно. При просторных лесистых и болотистых промежутках между притоками, важное значение, получали поселки, возникавшие на концах коротких переволок из одного притока в другой: здесь завязывались узловые пункты судоходного и речного сообщения. В этом отношении географическое положение Москвы было особенно выгодно.
Вывод: как видите, Московская область – особенная. Благодаря своему выгодному географическому положении стала центром России.
Давайте выясним, какими природными ресурсами богата область, какова её специализация, предложите свои варианты развития области. Работаем в группах.
Физминутка!
Д. Задания группам. (10 мин.)
I–ая группа.
Международники (специалисты, изучающие экономические связи).
- Оцените природные условия и ресурсы области для хозяйственной деятельности населения.
- Разработайте модель развития Московской области без расширения ее площади .
II–ая группа.
Статисты.
- Объясните, с чем связано развитие главных отраслей специализации Московской области.
- Проанализируйте приложение и на её основе постройте столбчатую диаграмму, раскрывающую отраслевую структуру хозяйства области.
III–яя группа.
Проектировщики.
- Оцените природные условия области для рекреационной деятельности.
- Разработайте мини - проект создания в одном из районов Московской области туристического центра европейского значения.
Предусмотрите:
- а) выбор места;
- б) развитие инфраструктуры (комплекс обслуживания – гостиницы, автосервис, услуги);
- в) транспорт.
В проекте учтите решение возможных экологических проблем.
IV–ая группа.
Исследователи.
- Дайте оценку изменений ЭГП Московской области во времени.
- Возникновение рыночных отношений в России обусловило создание свободных экономических зон, осуществляющих производственную деятельность на основе совместного предпринимательства. Развитие свободных экономических зон усиливает взаимосвязь национальных экономик, является гарантом мирного сосуществования государств. Предположите, может ли в Московском столичном регионе, расположится свободная экономическая зона. Каковы пути развития свободной экономической зоны?
Вывод: почему главный ресурс области – это ее экономико-географическое положение? (Выгодное историко-географическое положение).
V. Итог. (5 мин).
По завершении групповой работы учащиеся обсуждают ее результаты. Выставляются оценки.
- Каковы особенности ГП Калининградской области?
- Каковы главные отрасли экономики области?
- Какие проблемы характерны для экономики этой области в настоящее время?
VI. Домашнее задание. (3 мин).
- § 32, знать определения, уметь характеризовать ГП области;
- Задания по группам (сообщения):
- мастера–косторезы;
- деревянное зодчество;
- художественная обработка металла;
- работа с мехом (броши, заколки и другие изделия).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование групповых технологий на уроках истории и обществознания.
Чтобы развить в школе активную личностьс развитым интеллектом, способную успешно решать жизненные и профессиональные проблемы, легко ориентироваться в информационных по...
Использование групповых технологий на уроках географии, как средство повышения познавательной активности обучающихся.
Групповые технологии обучения позволяют решать комплекс задач и , прежде всего, повышать интенсивность урока, развивать самостоятельность учащихся, способствовать углубленному усвоению программного ма...
Групповые технологии на уроках информатики
Организация групповых форм работы на уроках информатики...
Мастер- класс "Групповые технологии на уроках географии"
Данная презентация рассказывает о формах и методах использования технологии групповой работы на уроках географии. Рекомендовано для учителей естественно - математичекого цикла....
Методические рекомендации "Групповые технологии на уроках русского языка и литературы"
Цель моей работы – обобщить и поделиться опытом использования групповых технологий на уроках русского языка и литературы в среднем и старшем звене ОУ. Структура ра...
Использование групповых технологий на уроках биологии и географии для формирования основных компетенций учащихся
Выступление учителей (Лихачева Н.С.,Попова С.В.)на районной методической конференции...
Групповые технологии на уроках технологии
Групповая работа - одна из продуктивных форм организации сотрудничества детей....