Выступление на педагогическом совете №2 от 2.11.2018 «Преодоление неуспешности учащихся 9-го класса»
учебно-методический материал (9 класс)

Беляева Нина Васильевна

Преодоление неуспеваемости учащихся – одна из самых сложных задач для каждого учителя. Не секрет, что мы обучаем разных детей, среди которых есть способные, очень способные и, к сожалению, дети, у которых крайне низкий уровень способностей. Каждого ребёнка надо научить.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете №2 от 02.11.2018

«Преодоление неуспешности учащихся 9-го класса»

Государственная (итоговая) аттестация выпускников 9-х классов в новой форме в рамках создания  Общероссийской  системы оценки качества образования  проводится   в регионах Российской Федерации с  2006 года. Задача создания новой модели экзамена особенно актуальна в связи с введением в средней школе профильного обучения, позволяющего более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся и требующего объективных оснований для зачисления учащихся в различные по профилю классы. Поэтому наиболее важным в рамках подготовки к ОГЭ для меня, как учителя, стало решение следующей задачи: как быстро и качественно, без ущерба для  здоровья ученика и учителя подготовить ребят к ОГЭ?  

Преодоление неуспеваемости учащихся – одна из самых сложных задач для каждого учителя. Не секрет, что мы обучаем разных детей, среди которых есть способные, очень способные и, к сожалению, дети, у которых крайне низкий уровень способностей. Каждого ребёнка надо научить. Вот, например, дети, обладающие очень короткой памятью, а, как известно, «память – кладовая ума».

Такой ребёнок сидит на уроке, слушает учителя, выполняет упражнение по образцу, всё понимает, и всё у него получается, но, как только он выходит из класса, практически всё забывает. Такой ребёнок, как показывает практика, не может написать контрольную работу на «3» при всём желании учителя. Контрольную работу надо написать за 40 минут, показав знания не по одной, а по нескольким темам. Это вызывает большие затруднения. Практически в каждом классе найдутся такие дети. Чтобы не дать «увязнуть» в двойках таким детям, а дать им возможность получать более высокие отметки, я планирую некоторые свои уроки следующим образом: после обсуждения и разбора нового материала на доске, предоставления образца решения, буквально за 5 – 7 минут до окончания урока, как говорится, по горячим следам, предлагаю детям небольшую самостоятельную работу, состоящую из трех заданий. Выполнение одного задания на отметку «3», выполнение двух заданий на - «4», а трёх на - «5». Дети охотно выполняют такую работу, получают отметки в соответствии с количеством правильно выполненных заданий. Сравнительно часто я провожу подобные работы, которые позволяют детям успешно применить полученные знания на уроке и заработать хорошую отметку.

        Есть дети, которым легче даётся заучивание какого-либо правила, определения, формулировки теоремы и т. п., чем решение примеров и задач. Такой ребёнок тоже скорее всего не сможет решить контрольную работу даже на «3». Начиная решать, он обязательно сделает ошибку и т. д. Чтобы улучшить успеваемость таких детей, я даю им возможность выйти и напомнить теоретический материал прошлого урока. Т. е. урок обязательно начинается с повторения пройденного материала. И дети знают, что можно, выучив правило, закон, теорему, придумав примеры для их применения, выйти, выступить перед классом и за это получить отметку. Таким образом, дети, которым легче даётся заучивание теоретического материала, имеют возможность успешно проявить себя и получить хорошую отметку.

        Встречаются дети, которые любят делать презентации на компьютере. Им я предоставляю возможность самостоятельно разобраться в материале и подготовить презентацию по новой теме. Дети с удовольствием это выполняют и получают хорошую отметку.

        Но есть, к сожалению, такие дети, которые не смогут и правило выучить, и самостоятельную работу решить, даже по образцу. Таким детям нужно личное общение. Нужна помощь при решении самых элементарных заданий.

Меня, как учителя, волнует вопрос: как добиться успешного учения, как организовать работу с учащимися, имеющими пробелы в знаниях по предмету. На мой взгляд, причины неуспеваемости следующие:

  • слабое развитие интеллекта,
  • особенности высшей нервной системы,
  • отсутствие познавательных интересов и низкая мотивация на обучение,
  • пробелы в знаниях,
  • не развиты навыки учебного труда,
  • отрицательное влияние внешней среды (семьи, сверстников),
  • пропуски занятий.

Что скрывать, иногда преподавателям приходится работать с учащимися с замедленным умственным развитием. Такие учащиеся возбудимы, легкоранимы, быстро утомляются. Многие учащиеся не желают работать на уроке потому, что у них со школы сложилось твердое убеждение в собственном бессилии, в невозможности усвоить новый материал. Иногда даже легкие задания они не хотят выполнять, не выходят к доске, не поднимают руки, говорят: «У меня всё равно ничего не получится». В этом случае должна работать система мер по ликвидации пробелов в знаниях и умениях.

При изучении математики я использую следующие меры:

* доступность содержания учебного материала,

* уменьшение объёма материала,

*индивидуальный подход к слабоуспевающим учащимся на этапе закрепления,

*для ликвидации пробелов в знаниях учащихся по математике использую карточки обучающего и дифференцированного характера

* создание благоприятной морально-психологической атмосферы со стороны преподавателя и товарищей по группе,

* работа над ошибками - одна из важнейших форм преодоления пробелов в знаниях и умениях.

Известно, что знание особенностей личности учащегося позволяет педагогу развивать и совершенствовать возможности учащегося, способствует лучшему их проявлению. В связи с этим, работу с учащимися, имеющими низкую мотивацию к учёбе, я начинаю с изучения учебных возможностей учащихся и выяснения причин отставании по предмету. Внимательно изучая своих учащихся, я вижу, что у одних - неустойчивое внимание, им трудно сосредоточиться на учебном материале, другие - стремятся к механическому запоминанию правил и выводов, третьи - медлительны в работе. У одних учащихся более развита зрительная память, у других – слуховая, у третьих - моторная. Есть учащиеся, которые не владеют дисциплиной умственного труда. Это проявляется во время изложения или повторения материала и ещё в большей степени в процессе самостоятельной работы. Моя задача - оказать им своевременную помощь, облегчить их работу над учебным материалом.  Работа с отстающими предполагает обязательный индивидуальный подход к учащимся. Отстающему приходится проделывать больший объём работы, чем успевающему учащемуся. Поэтому эти задания должны быть невелики.

Организуя индивидуальную работу с учащимися, важно вызвать у них интерес к занятиям и стремление ликвидировать пробелы в знаниях, а для этого необходимо вселить в них веру в свои силы. Я внимательно слежу за учащимися, помогаю им на уроке, отмечаю их малейшие успехи. Как показывает опыт, часто даже незначительное продвижение вперёд окрыляет учащихся, побуждает работать их интенсивнее и повышает интерес к занятиям, а это обеспечивает им успешное усвоение материала. Консультации и дополнительные задания по математике я провожу с небольшими группами учащихся. Консультации, как правило, носят обучающий характер. Я стараюсь максимально индивидуализировать эти занятия (например, предлагая каждому из таких учащихся заранее подготовленное индивидуальное задание и оказывая в процессе его выполнения конкретную помощь каждому).

Основное место в арсенале средств по предупреждению неуспеваемости учащихся занимает дидактический материал, в частности, дифференцированные карточки, карточки с образцами решения, карточки – программы обучающего характера, с алгоритмом решения, с выбором ответа, с началом решения, с указаниями и др. Несомненно, в ходе обучения необходима дифференциация и домашней работы учащихся. Для своевременного выявления пробелов в знаниях учащихся; а так же для того, чтобы наметить пути ликвидации в основу учебного процесса должен быть положен систематический индивидуальный учет знаний учащихся. Для учета знаний я веду тематический учет. Такой учет дает возможность всесторонне изучить каждого обучающегося, всегда у меня под рукой сведения о его успехах и недоработках, что крайне необходимо при подготовке к уроку, в беседе с мастером п/о или родителями. 
Работу со слабоуспевающими учащимися следует проводить систематически, стараться работать с ними не по факту, а на предупреждение неуспеваемости. Поскольку неудачи в учебе связаны чаще всего с плохим воспитанием, то с неуспевающими учениками должна вестись индивидуальная воспитательная работа. Педагогам необходимо выяснять причины отставания в учебе и искать пути создания успешности для этих учащихся, работать в контакте - учащийся, мастер п/о, преподаватель, родители.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете на тему "Методы мотивации и стимулирование деятельности учащихся".

Данное выступление дает ответ на вопросы: "Что такое мотивация?", "Как развить мотивацию?", "Какие этапы волевого действия можно использовать?"...

Выступление на педагогическом совете "Особенности индивидуального подхода к организации исследовательской деятельности учащихся 5 - 6 классов".

Особенности индивидуального подхода к организации исследовательской деятельности учащихся 5 - 6 классов....

Выступление на педагогическом совете по теме "Формирования мотивации достижения успеха у учащихся в образовательном процессе как средство повышения качества образования на уроках информатики"

Доклад представлен на заседании педагогического совета по теме «Формирование мотивации достижения успеха у учащихся в образовательном процессе как средство повышения качества образования»....

Выступление на педагогическом совете "Использование проектных технологий в работе с одаренными учащимися на уроках биологии"

Использование проектных технологий в работе с одаренными учащимися на уроках биологии...