Четыре вопроса дополнительного образования
статья
Статья раскрывает некоторые не часто встречающиеся вопросы в дополнительном образовании и предлагает их решение, опираясь на личный и коллективный опыт.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Данилова Ольга Викторовна
педагог-организатор. 1 категория
ГБОУ средняя школа № 368 Фрунзенского района СПб с углубленным изучением английского языка.
Статья « Четыре важных вопроса дополнительного образования »
Статья раскрывает некоторые не часто встречающиеся вопросы в дополнительном образовании и предлагает их решение, опираясь на личный и коллективный опыт.
Вопрос 1. Какова ценность дополнительного образования?
Дополнительное образование детей направлено на удовлетворение различных потребностей детей, нереализованных в рамках предметного обучения.
Известно, что дети выбирают то, что близко их природе, что отвечает их потребностям, удовлетворяет интересам. Именно в этом смысл дополнительного образования: оно помогает раннему самоопределению, дает возможность ребенку полноценно прожить детство, реализуя себя, решая социально значимые задачи. У детей, которые прошли через дополнительное образование, как правило, больше возможностей сделать безошибочный выбор в более зрелом возрасте. Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в школе, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное — в условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени. Дополнительное образование детей — это поисковое образование, апробирующее иные, не традиционные пути выхода из различных жизненных обстоятельств (в том числе из ситуаций неопределенности), предоставляющее личности веер возможностей выбора своей судьбы, стимулирующее процессы личностного саморазвития. Школьное дополнительное образование оказывает существенное воспитательное воздействие на учащихся: оно способствует возникновению у ребенка потребности в саморазвитии, формирует у него готовность и привычку к творческой деятельности, повышает его собственную самооценку и его статус в глазах сверстников, педагогов, родителей. Занятость учащихся во внеучебное время содействует укреплению самодисциплины, развитию самоорганизованности и самоконтроля школьников, появлению навыков содержательного проведения досуга, позволяет формировать у детей практические навыки здорового образа жизни, умение противостоять негативному воздействию окружающей среды. Массовое участие детей в досуговых программах способствует сплочению школьного коллектива, укреплению традиций школы, утверждению благоприятного социально-психологического климата в ней.
Вопрос 2. Как реализуется прикладная психология в системе дополнительного образования детей и взрослых?
Множество программ и курсов реализуется сегодня в системе дополнительного образования для детей и взрослых: психологические клубы, кружки, семинары, курсы. Профессионально осуществлять разработку и реализацию этих программ возможно, если специалист осознает специфику дополнительного образования детей и взрослых и методически подготовлен к клубной или кружковой работе. Перспективными для преподавания психологии в этой области являются идеи реализации проекта профильного обучения, предпрофильной подготовки школьников и предшкольного образования через учреждения дополнительного образования детей. В последнее время получили широкое распространение психологические программы дистанционного образования. Тьютор психологических дистанционных программ, проектировщик дистанционных обучающих средств или администратор обучающих психологических сайтов - относительно новые, но весьма перспективные специальности, ориентированные на понимание особенностей взаимодействия обучающегося и обучающего, обучающегося и дистанционной обучающей программы. Потребность в психологических знаниях растет и порождает новые, пока не известные организационные формы психологической подготовки детей, подростков и взрослых. Разнообразие образовательных программ с их специфическими целями и задачами, содержанием и методическими формами создает поле широких возможностей для преподавателя. Его профессиональная успешность и трудовая мобильность может быть обеспечена только при условии хорошей технологической (методической) подготовленности к столь различным условиям работы. Освоение аналитических, проектных, рефлексивных, коммуникативных и организационных умений и развитие обеспечивающих такую деятельность способностей и профессионально важных качеств личности и составят базу профессиональной компетентности.
Вопрос 3. Как проектировать цели и задачи в дополнительном образовании?
Проблема проектирования целей обучения в дополнительном образовании имеет два аспекта: содержательный (определение специфики целей в дополнительном образовании) и процессуальный (организация этапа целеполагания на занятиях). Оба аспекта чрезвычайно важны в дополнительном образовании, их осознание определяет успех самоорганизации профессиональной деятельности преподавателя и эффективность организуемого им учебного процесса. Преподаватель в дополнительном образовании начинает свою профессиональную деятельность с целеполагания, с постановки тех профессиональных целей и задач, которые необходимо решить на практике, то есть с осознания результата своего труда, который необходимо достигнуть. В современных исследованиях цель определяется как сознательный образ ожидаемого результата или как осознанный желаемый результат деятельности. Задаваемые извне учебные цели (внешне заданные цели) всегда переопределяются субъектом учебной деятельности на основе его личного опыта, сложившейся структуры потребностей и мотивов, характера жизненной ситуации. Если преподаватель не управляет процессом учебного целеполагания, то возможны различные варианты их переопределения обучающимися: формальное принятие обучающимися задаваемых учебной программой целей; отрицание обучающимися внешне заданных целей, ведущее к открытому или скрытому сопротивлению усилиям преподавателя; возникновение декларативных или мнимых целей, маскирующих подлинные цели субъектов обучения; редуцирование обучающимися внешне заданных образовательных целей, вплоть до их полной подмены прагматическими задачами. Именно поэтому цели обучения в дополнительном образовании должны определяться, формулироваться, осмысливаться, вербализовываться и на одном, и на другом полюсе - и преподавателем, и обучающимися, и обязательно соотносится между собой в процессе совместного обсуждения.
Вопрос 4. Как формируется педагогическая позиция педагога дополнительного образования?
Преподаватель дополнительного образования должен уметь: корректно формулировать цели и задачи образовательной программы в процессе проектирования на основе полного анализа педагогической ситуации; организовывать методически грамотно. Этап целеполагания в учебном процессе, используя те или иные методы и приемы, в зависимости от конкретной педагогической ситуации; корректировать цели и задачи учебной программы в зависимости от изменений в педагогической ситуации в ходе освоения программы. Эта работа требует адекватных методических решений.
Второй аспект проблемы целей обучения - осуществление процесса целеполагания со стороны самого педагога. Каждый педагог имеет собственные представления о сущности (назначении, миссии) и возможностях образования, каждый преподаватель дополнительного образования обладает пониманием целей и сущности познания, образовательных возможностей, то есть обладает собственной педагогической позицией. Это составляет ценностно-смысловые основания его деятельности, без осознания которых вряд ли можно эффективно и ответственно заниматься профессиональным педагогическим трудом. Это - фундамент его педагогической позиции, исходя из которой, он осмысливает возможности организации образовательного процесса в тех или иных конкретных ситуациях, в зависимости от ряда "предлагаемых обстоятельств". Педагогическая позиция преподавателя дополнительного образования, вне зависимости от степени ее осознанности самим преподавателем, реально является весомым субъективным фактором, определяющим выбор образовательной цели и по ее содержанию, и по степени реалистичности, и по сложности или масштабу ожидаемого результата. Часто в процессе разработки конкретной учебной программы, преподаватель заботится более всего об объеме, последовательности и формах представления учебного материала, недостаточно внимательно продумывая сами цели и задачи образования, полагаясь на те формулировки, которые представлены в документах более высокого статуса (в тексте стандарта или типовой программы). Это, однако, не гарантирует, что обозначенные цели будут в действительности достигаться в педагогической деятельности. Скорее всего, если преподаватель не осуществит осознанное принятие, переосмысливание или конкретизацию внешне задаваемых целевых требований, они будут подменены в реальной практике преподавания иными, не всегда даже осознаваемыми самим педагогом. Содержание программ дополнительного образования, исходя из такого понимания, должно структурироваться через определенную логику образовательных задач. Только в том случае, если в процессе освоения образовательной программы обучающиеся освоят обобщенные способы решения конкретных задач разных типов, можно будет говорить о приобретаемой ими способности практически использовать приобретенные знания или интерпретировать с их помощью те или иные жизненные явления, то есть здесь уже можно говорить о компетентности обучающегося.
Список источников.
Интернет-ресурс. Файловый архив «StudFiles»
https://studfiles.net/preview/6019203/page:24
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности (дополнительного образования) направление: (пред) профессиональная деятельность Вопросы – казусы в ЕГЭ по обществоведению для 11 классов общего образования
Программа элективного курса предназначена для учащихся 11 класса, мотивированных на сдачу вступительного экзамена в ВУЗ в форме ЕГЭ и рассчитана на 36 часов...
Сборник материалов Всероссийского форума организаторов детского отдыха по вопросам дополнительного образования детей в организациях отдыха детей и их оздоровления (Ялта, 28-29 октября 2016
Форум проводился Министерством образования и науки Российской Федерации, оператор форума - ФГАОУ ВО "Российский университет дружбы народов" (РУДН) по итогам Всероссийского заочного конкурса допо...
Документы общеобразовательного учреждения по вопросам дополнительного образования
Документы общеобразовательного учреждения по вопросам дополнительного образования, перечень...
Программа дополнительного образования "Актуальные вопросы вопросы обществознания" 11 класс
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Актуальные вопросы обществознания» имеет социально-педагогическую направленность, призвана помочь обучающимся овладеть знаниям...
Программа дополнительного образования "Актуальные вопросы вопросы обществознания" 11 класс
Данная программа раскрывает дискуссионные вопросы обществознания...
Документы общеобразовательного учреждения по вопросам дополнительного образования
Документы общеобразовательного учреждения по вопросам дополнительного образования. Список...
Выступление на межрайонном семинаре «Дополнительное образование детей – актуальные вопросы и лучшие практики»: «Опыт участия в краевом конкурсе «Лучшая социальная реклама региональной системы дополнительного образования детей Краснодарского края»
Выступление на межрайонном семинаре «Дополнительное образование детей – актуальные вопросы и лучшие практики»: «Опыт участия в краевом конкурсе «Лучшая социальная ре...