Методика "Психологическая культура личности"
учебно-методический материал (5, 6, 7 класс)
Методика предназначена для изучения особенностей психологического функционирования личности школьников начальной и средней школы (2 – 7 классов).
Психологическая культура личности – это характеристика гармоничности построения основных процессов поведения и управления ими. Она выражается, в первую очередь, в достаточно хорошей саморегуляции действий и эмоций, в конструктивности общения и конструктивном ведении различных дел, в наличии выраженных процессов самоопределения, творчества и саморазвития. В контексте данной методики речь скорее идет о культуре совершения психологических процессов, а не о культуре психологических знаний.
Методика позволяет изучать выраженность и качество шести частных видов культурно-психологических поведенческих проявлений учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskaya_kultura_lichnosti.doc | 114 КБ |
Предварительный просмотр:
О.И. МОТКОВ, Т.А. ОГНЕВА
Методика «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ»
(для учащихся 2 – 7 классов начальной и средней школы)
Методика предназначена для изучения особенностей психологического функционирования личности школьников начальной и средней школы.
Психологическая культура личности – это характеристика гармоничности построения основных процессов поведения и управления ими. Она выражается, в первую очередь, в достаточно хорошей саморегуляции действий и эмоций, в конструктивности общения и конструктивном ведении различных дел, в наличии выраженных процессов самоопределения, творчества и саморазвития. В контексте данной методики речь скорее идет о культуре совершения психологических процессов, а не о культуре психологических знаний.
Методика позволяет изучать выраженность и качество шести частных видов культурно-психологических поведенческих проявлений учащихся:
1 – самопонимание и самоопределение, наличие самоанализа своих личностных и поведенческих особенностей, в результате которого начинают лучше осознаваться свои планы, отношения и психологические особенности, образуется самооценка, реально помогающая жить, ставить осуществимые цели и задачи, направлять конкретные усилия в соответствующее своим склонностям и предпочтениям русло, быть самим собой;
2 - конструктивное общение со сверстниками, ближними и дальними людьми, помогающее продуктивному разрешению личных, деловых и общественных вопросов;
3 - хорошая саморегуляция своих эмоций, действий и мыслей - развитые умения поддерживать положительный эмоциональный тон, сохранять спокойствие в стрессовых ситуациях, проявлять гибкость при решении сложных познавательных задач и в общении;
4 - творчество – охотное освоение новых дел и игр, придумывание новых способов выполнения привычной деятельности и новых игр;
5 – самоорганизованность (конструктивное ведение своих дел) - достаточно реалистичное их планирование, доведение начатого дела до конца, выполнение деловых обещаний, умение распределять время на учебу и другие дела;
6 - гармонизирующее саморазвитие - наличие самозадач и деятельности по самовоспитанию своих качеств, улучшающих образ жизни: поддержание бодрости с помощью физических упражнений, умение заставить себя соблюдать ежедневную гигиену, сохранять порядок в своей комнате и т.п.
Эти шесть частных показателей составляют общий фактор 7 – Психологическая культура личности (все вопросы методики).
Развитие психологической культуры у детей связано, по-видимому, как с действием факторов наследственности и среды, так и с собственной активностью субъекта, т.е. с постановкой развивающих самозадач и их осуществлением.
Данная методика – модификация одноименной методики О.И. Моткова (Мотков О.И. Психологическая культура личности/ Газ. «Школьный психолог», 1999, № 15, с. 8-9; http://psychology.rsuh.ru/motkov.htm). В ней, во-первых, с учетом возрастных особенностей детей, изменены формулировки пунктов, но с сохранением их запроектированного психологического содержания. Пункты даны в виде вопросов, что упрощает их понимание. Во-вторых, для облегчения работы школьников с методикой, учитывается только реальное проявление признаков психологической культуры в поведении, без необходимости оценивать силу своих стремлений к ней (т.е. собираются данные только по шкале Б первоначальной методики).
В то же время сохранены 5-балльная шкала возможных ответов, изучаемые показатели психологической культуры, ключ и способ обработки первичных данных.
БЛАНК методики «Психологическая культура личности»
Инструкция: Пожалуйста, ответьте на предложенные ниже вопросы о ваших умениях общаться с другими детьми и владеть собой. Свой ответ выбирайте из пяти предложенных возможных ответов. Справа от каждого вопроса ставьте галочку в той колонке с цифрой, которой соответствует ваш ответ.
1 2 3 4 5
очень редко редко иногда часто всегда
Фамилия и имя ___________________________ Дата обследования_________________
Дата рождения___________________________ Пол__________________________
Школа №, город ___________________________ Класс ______________________
№ | ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ И УМЕНИЯ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Всегда ли ты понимаешь, чем вызваны твои поступки? | |||||
2 | Сочувствуешь ли ты другим детям, когда им плохо? | |||||
3 | Умеешь ли ты отвлекаться от неприятных переживаний и переключаться на интересные и приятные занятия? | |||||
4 | Охотно ли ты осваиваешь новые игры? | |||||
5 | Успеваешь ли ты готовить уроки так, чтобы оставалось время для других дел? | |||||
6 | Стараешься ли ты вести себя так, чтобы быть похожим на своих любимых героев? | |||||
7 | Признаешь ли ты свою неправоту в споре с другими, если ты не прав? | |||||
8 | Способен ли ты сохранять спокойствие в спорах с одноклассниками? | |||||
9 | Умеешь ли ты сохранять выдержку в трудных ситуациях? | |||||
10 | Умеешь ли ты придумывать игры для себя, чтобы не было скучно? | |||||
11 | Всегда ли ты выполняешь свои обещания? | |||||
12 | Поддерживаешь ли ты в себе бодрость с помощью физических нагрузок и других занятий? | |||||
13 | Знаешь ли ты, кем хочешь стать в будущем? | |||||
14 | Стараешься ли ты говорить так, чтобы тебя лучше понимали окружающие? | |||||
15 | Часто ли тебе удается улучшить свое плохое настроение? | |||||
16 | Ищешь ли ты новые приемы и способы выполнения привычной деятельности? | |||||
17 | Часто ли тебе удается осуществлять свои намерения? | |||||
18 | Умеешь ли ты заставить себя чистить зубы, убирать постель, держать в порядке свой стол? |
КЛЮЧ методики "Психологическая культура личности"
2 – 7 классы
№№ | Виды культурно-психологических проявлений | Вопросы №№ |
I | Самопонимание, самоанализ | 1, 7, 13 |
II | Конструктивность общения | 2, 8, 14 |
III | Психическая саморегуляция | 3, 9, 15 |
IY | Наличие творчества | 4, 10, 16 |
Y | Самоорганизованность | 5, 11, 17 |
YI | Саморазвитие | 6, 12, 18 |
I - YI | ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ЦЕЛОМ | 1 - 18 |
Изучается степень проявления шести видов культурно-психологического поведения, составляющих психологическую культуру человека, и общей психологической культуры учащихся в целом.
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ
1. Вычисляем показатели проявления каждого вида культурно-психологического поведения - Ср I, Cp II, .... Сначала подсчитываем среднее арифметическое ответов о культурно-психологическом поведении вида I, затем - вида II, и так далее.
Затем вычисляем среднюю по обобщенному показателю психологической культуры в целом Ср пк - т.е. показателю итоговой степени проявления всех шести видов психологической культуры - суммируем ответы по всем вопросам и делим сумму на 18. Заносим эти средние в таблицу. Это – главный показатель методики.
2. Определяем по таблице 1 уровни гармоничности каждого вида психологической культуры (Г I, Г II, Г III, ...) и обобщенный показатель - уровень гармоничности психологической культуры личности в целом (Гпк).
Таблица 1. Примерные уровни гармоничности характеристик
психологической культуры (балльные показатели)
УРОВЕНЬ | Гармоничность проявлений психологической культуры (Хср = 3,60 балла) |
Высокий | 4,11 - 4,65 |
Псевдо-высокий | 4,66 - 5,00 |
Средний | 3,10 - 4,10 |
Низкий | 1,00 - 3,09 |
Таблица 2. Средние данные групп детей младших и средних классов
ГРУППА детей | I – Самопони-мание | II – Конструк-тивность общения | III – Саморе- гуляция | IV – Твор- чество | V - Самоорга-низован-ность | VI – Самораз- витие | VII – Психол. культура общая |
Сред Взвеш. ср. | Сред Взвеш. ср. | Сред Взвеш. ср. | Сред Взвеш. ср. | Сред Взвеш. ср. | Сред Взвеш. ср. | Сред Взвеш. ср. | |
3-и классы г. Каширы 50 ч. Ж+М | 3,99 | 3,58 | 3,93 | 3,77 | 3,85 | 3,74 | 3,81 |
3-и классы Каширы, Ж, 18 чел. | 3,98 | 3,69 | 3,83 | 3,68 | 4,10 | 3,75 | 3,84 |
3-и классы Каширы, М, 32 чел. | 3,99 | 3,52 | 4,04 | 3,80 | 3,70 | 3,74 | 3,79 |
4 класс, Москва, 13 чел. | 3,40 | 3,70 | 3,31 | 3,50 | 3,73 | 3,50 | 3,52 |
3 класс сельской школы МО, 15 чел. | 3,53 | 3,33 | 3,07 | 3,47 | 3,16 | 2,84 | 3,23 |
3 класс сел. школы МО, + успев-ие, 8 ч. (4ж+4м) | 3,83 | 3,63 | 3,54 | 3,75 | 3,59 | 3,25 | 3,60 |
3 класс сел. школы МО, - успев-ие, 7ч. (3ж+4м) | 3,19 | 3,00 | 2,52 | 3,14 | 2,67 | 2,38 | 2,82 |
Все 78 уч-ся школ МО и Москвы | 3,80 | 3,55 | 3,66 | 3,67 | 3,70 | 3,53 | 3,65 |
Примечания: данные собраны студентками Института психологии им. Л.С. Выготского и факультета документоведения РГГУ Е.И. Халаим (Кашира, декабрь 2004), Р.А. Саммель (Москва, 2006) и Н.Н. Григорьевской (Чурилковская сельская школа МО, 2005).
Ж – девочки; М – мальчики. + успев-ие – хорошоуспевающие ученики 3 класса сельской школы; - успев-ие – слабоуспевающие ученики 3 класса сельской школы.
По данным таблицы 2 видно, что наименьшая самооценка психологической культуры личности наблюдается у школьников 3 класса сельской школы МО (3,23 балла). Причем очень важно, что их средний общий балл складывается из резко различных средних хорошоуспевающих и слабоуспевающих учащихся (соответственно 3,60 и 2,82 б.). Наиболее низкие данные у слабоуспевающих по таким характеристикам как "психическая саморегуляция", "самоорганизованность" и "саморазвитие". Они являются показателями уровня самоуправления своим поведением, уровня произвольности его построения. Другими словами - показателями качества работы оперативного блока личности (Субъекта), а в нейрофизиологическом плане – качества функционирования лобных долей головного мозга и некоторых подкорковых ядер. Все это сказывается и на эффективности учебной деятельности, ведет к получению плохих оценок. Причем особенности системы самоорганизации и саморегуляции личности школьника играют большую роль в разнообразных сферах его жизни, чем уровень интеллекта и знаний.
Самооценка психологической культуры снижается и из-за получения частых низких учебных оценок. Т.е. на нее влияют как внутренние трудности (слабый уровень самоуправления), так и внешние факторы (оценки педагога). А ведь каждый ребенок стихийно стремится к достаточно высокой общей самооценке. Отсюда можно сделать несколько практических выводов. Педагогам нужно направлять усилия в первую очередь на развитие у детей личностных особенностей – опыта хорошей самоорганизации и саморегуляции в учебной деятельности, в общении, в творчестве, позитивных отношений к себе и к окружающим. Этому может помочь освоение учителями простейших тренингов дыхания, движений, общения и т.п.
Исследование связи психологической культуры (ПКб) с выраженностью реактивной и личностной тревожности (РТ и ЛТ по тесту Спилбергера) у 12 служащих зрелого возраста (средний возраст 45 лет) показало, что чем ниже реактивная и личностная тревожность испытуемых, тем выше их психологическая культура личности (ранговые корреляции соответственно: r = 0,729; p < 0,01 и r = 0,636; p < 0,05). Данные получены студенткой РГГУ О.В. Дороговой, Великий Новгород, 2005. Т.е. высокий уровень тревоги ведет к снижению оценки психологической культуры своей личности, психической адаптации в целом. Высокий уровень психологической культуры может служить косвенным показателем хорошей психической адаптации - как процесса установления оптимального соответствия между желаниями личности и окружающей средой, индикатором эффективного осуществления актуальных потребностей и целей респондента. Эти закономерности могут быть прослежены и у детей младшего и среднего школьного возраста, так как отражают общие особенности функционирования личности человека.
Таким образом, психологическую культуру можно считать важным аспектом интегральной гармоничности личности и ее общей конструктивности. Она способствует более высокой жизненной удовлетворенности и общей адаптированности личности.
ЛИТЕРАТУРА
- Александровская Э.М., Пиатковски Ю. Структура личностных свойств у младших школьников и их самооценка/ «Здоровье, развитие, личность». Ред. Г.Н. Сердюковская и др. М.: Медицина 1990 – 336 с. С. 222-243
- Бороздина Л.В. Что такое самооценка /Психол. ж-л, 1993, Т. 13, № 4
- Григорьева Т.Г., Линская П.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения. Новосибирск, М., 1997
- Гумницкая А.В. Психологическая культура в детско-родительских отношениях. Автореф. канд. дисс. СПб, 2006
- Детская психодиагностика и профориентация/ Ред.-сост. Л.Д. Столяренко. Ростов н/Д.: Феникс 1999 – 384 с.
- Захарова А.В. Генезис самооценки. Тула, 1998
- Колмогорова Л.С. Диагностика психологической культуры школьников: Практ. пос. для шк. психологов. М.: Владос-Пресс, 2002 – 360 с.
- Колмогорова Л.С. Генезис и диагностика психологической культуры младших школьников. Барнаул: БГПУ, 1999 – 256 с.
- Крайг Г. Психология развития. СПб, 2000
- Кривцова С.В. и др. Подросток на перекрестке эпох. М., 1997
- Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учеб. пос. М.: УРАО, 1999 – 176 с.
- Липкина А.И. Самооценка школьника. М.: Знание, 1976 – 64 с.
- Матвеева Л.Г., Выбойщик И.В., Мякушкин Д.Е. Практическая психология для родителей, или Что я могу узнать о своем ребенке. М.: АСТ-ПРЕСС, Южно-Урал. изд-во, 1997 – 320 с.
- Мотков О.И. Психология самопознания личности: Практ. пос. М.: Треугольник, 1993 – 96 с. (методика «Культурно-психологический потенциал»)
- Мотков О.И. Методика «Психологическая культура личности»/ Газ. «Школьный психолог», 1999, № 15, с. 8-9 (См. также – методики пакета «Гармония» на сайте Института психологии РГГУ http://psychology.rsuh.ru/motkov.htm)
- Мотков О.И. Развитие творчества у детей/ Ж. «Дополнит. образование», 2000, № 4
- Мотков О.И. Природа личности. М.: ГУП Воскресенская типография, 2007 – 248 с.
- Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М.: ТЦ Сфера, 1996 – 240 с.
- Осницкий А.К. Психология самостоятельности: методы исследования и диагностики. М.-Нальчик: Эль-Фа, 1996 – 126 с.
- Позднякова Г.П. Двигательная активность как условие и фактор развития субъектности детей дошкольного возраста. Автореф. канд. дисс. М., 2006
- Психогимнастика в тренинге / Под ред. Н.Ю. Хрящевой. СПб: Ювента, 1999
- Психология развития: Учеб./Т.М. Марютина и др. Ред. Т.Д. Марцинковская. М.: Академия. 2001 – 352 с.
- Содатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими: Тренинг толерантности для подростков. М.: Генезис, 2001 – 112 с.
- Халаим Е.И. Изучение факторов, влияющих на позитивность самооценки младших школьников. Диплом. работа, рук-ль О.И. Мотков, Ин-т психологии РГГУ, 2005
- Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. М., 1995
- Шварц И.Е. Психогигиена в школе. Учеб. пос. Пермь: ПГПИ, 1986 – 70 с.
- Юркевич В.С. Об индивидуальном подходе в воспитании волевых привычек. М., 1986
- Яковлева Е.Л. Развитие творческого потенциала личности школьника/ Вопр. психологии, 1996, № 3. С. 28-34
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговое занятие по программе "Воспитание нравственной культуры личности" "Я и культура"
Данная разработка рассчина на учащихся пятых классов коррекционной школы восьмого вида. Дети показывают свои знания по этикету. Занятие проходит ввиде конкурсно - игровой программы....
Физическая культура личности как неотъемлемая часть общей культуры
Физическая культура представляет собой общественное явление, тесно связанное с экономикой, культурой, общественно-политическим строем, состоянием здравоохранения, воспитанием людей....
Доклад на научно-практическую конференцию педагогических работников "Формирование культуры личности средствами физической культуры и спорта"
Тема работы "Физиологическая оценка нагрузки школьников - фактор укрепления здоровья".Цель работы - исследование нормирования физических нагрузок на основе теоретичес...
Рецензия на программу элективного курса для учащихся 7-х классов «Физическая культура и оптимизация процесса спортивной подготовки: организационная культура личности юного спортсмена», Авторы: к.п.н., доцент Кузьменко Г.А. (МПГУ),
Рецензия на программу элективного курса "Физическая культура и оптимизация процесса спортивной подготовки..........."...
Культура речи как часть общей культуры личности
Наша речь – важнейшая часть не только ...
Физическая культура личности и ценности физической культуры
Физическая культура личности и ценности физической культуры...