Итоговое занятие по программе "Воспитание нравственной культуры личности" "Я и культура"
методическая разработка (5 класс) на тему
Данная разработка рассчина на учащихся пятых классов коррекционной школы восьмого вида. Дети показывают свои знания по этикету. Занятие проходит ввиде конкурсно - игровой программы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya_i_kultura.docx | 24.67 КБ |
Предварительный просмотр:
ГКС(К)ОУ «Каргапольская школа – интернат VIII вида»
Итоговое занятие по программе
«Воспитание нравственной культуры личности»
«Я и культура»
Исполнитель: Самойлова Е.В.
Каргаполье 2014
Цель: Прививать учащимся правила поведения в обществе
Задачи:
- Формировать эстетический вкус в манерах поведения
- Воспитывать уважительное отношение к окружающим
- Развивать у обучающихся чувства ответственности за свое поведение, устной связной речи
Наглядность и оборудование: карточки с пословицами, круг на 6 секторов разного цвета, карточки с цифрами «1», «2», «3», карточки с ситуациями, название мероприятия «Я и культура», магнитофон, рисунки детей.
Ход мероприятия
Выход ведущей под фанфары.
Вед.: Добрый день, дорогие друзья! Мы рады вас приветствовать на интеллектуально-познавательном конкурсе «Я и культура». Что же такое культура? Этикет? Много миллионов лет природа создавала человека, и жизнь его – это самая большая ценность. Нужно хотя бы из уважения к природе жить достойно и красиво, озаряя всё вокруг добром и любовью, неся свет и радость, оставляя о себе всегда добрую память. Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других.
Сегодня здесь собрались знатоки правил этикета. И вы покажете, какие вы культурные, вежливые, тактичные, и мы надеемся, что вы для себя навсегда усвоите «золотое правило» этикета:
«НЕ ДЕЛАЙ ДРУГОМУ ТОГО, ЧЕГО НЕ ЖЕЛАЕШЬ СЕБЕ».
А сейчас хотелось бы представить команды участников:
Оценивать вас будет компетентное жюри:
Вед.: перед собой вы видите круг, разделённый на 6 секторов разного цвета. Каждый цвет – определённый конкурс. В каждом конкурсе спрятана буква, которая определяет название конкурса.
Игру начнёт та команда, которая сейчас первой ответит на вопрос. Остальные команды по очереди будут бросать кубик, и мы отсчитаем на нашем круге столько ходов, сколько покажет нам кубик.
Итак, вопрос:
- Что такое этикет?
1. Правила хорошего тона,
2. Свод правил поведения, принятых в социальных кругах.
К о н к у р с ы:
Элегантность.
Элегантность – изящество, красота в соединении с простотой.
Молодой человек должен пригласить девочку, вывести в центр зала и станцевать в паре под мелодию. Затем объявляется белый танец: девочка приглашает мальчика. Оценивается: качество исполнения, слаженность в паре. Высшая оценка: 5 баллов.
Творческий.
Капитаны команд (либо любой желающий) вытягивают карточку с написанной на ней пословицей. Необходимо изобразить пословицу, используя мимику и жесты. Команда отгадывает пословицу. Максимальное количество баллов – 8 (4 балла за артистичность, 4 балла, если команда отгадает пословицу).
- Нет друга — ищи, а нашел — береги
- Сам пропадай, а товарища выручай.
- Старый друг лучше новых двух
- Не имей сто рублей, а имей сто друзей
Интеллектуальный.
Ответить с помощью сигнальных карточек, выбрав правильный ответ. Высшая оценка – 8 баллов (1 правильный ответ – 0,5 балла).
1. Встретились старший и младший. Кто должен поздороваться первым?
- младший,
- старший.
2. Кто первым протягивает руку при знакомстве?
- младший - старшему,
- старший – младшему.
3. Кто уступает место в транспорте старикам, женщинам с детьми?
- девушка,
- молодой человек,
- оба.
4. Кто первым кладёт телефонную трубку?
- девушка,
- молодой человек.
5. Вы кого-то нечаянно толкнули. Как правильно сказать?
- извините,
- извиняюсь.
6. Вы пришли в театр и пробираетесь на своё место в ряду. Как проходят по ряду перед сидящими людьми?
- спиной к сидящим,
- лицом к сидящим,
- боком к сидящим.
7 Допустимо ли шумное выражение восторга в музее, на выставке?
- нежелательно.В любом случае предпочтительна сдержанность.
- шумное поведение допустимо везде.
8 Как следует принимать подарки?
-поблагодарить, не раскрывая подарка
- развернуть, порадоваться и поблагодарить
- развернуть и сдержанно поблагодарить, чтобы восторгом не обидеть гостей , преподнесших менее удачные и значительные подарки.
9 Обязательно ли снимать с подарка ярлык с ценой?
- обязательно,
- если ярлык свидетельствует о высокой цене подарка или престижной фирме-изготовителе, то его лучше оставить.
10. Как поступить со сладостями, фруктами, полученными в подарок?
- раскрыть, поблагодарить за подарок и отложить в сторону (фрукты и сладости желательно поместить в холодильник
- раскрыть. Поблагодарить и угостить присутствущих.
11. Как используется полотняная салфетка?
- её кладут на колени,
- кладут рядом с тарелкой,
- заправляют за воротник.
12. Как берут из общего блюда хлеб?
- руками
- вилкой
13 Сидя за праздничным столом, как есть хлеб?
- откусывать от куска
- отламывать рукой маленькие кусочки и есть их
14 Как познакомить своих друзей с родителями?
- представить родителей друзьям
- представить друзей родителя
15 Можно ли есть на улице, в театре, в транспорте?
- нельзя
- можно, если голоден
- можно во всех случаях
16 Встретив на улице приятеля (подругу), который гуляет со своими
друзьями, ты поздороваешься:
- только с другом
- со всеми
Физкультминутка «Улыбка»
Культура речи.
Каждой команде дается лист с написанными на нем заголовками. Нужно за определённое время написать как можно больше вежливых слов и фраз, которые используют при:
- встрече
- расставании
- если обращаешься с просьбой
-если извиняешься
- если благодаришь
- высказываешь добрые пожелания
- выражаешь сочувствие
За каждое слово: 1 балл.
Естественность.
Естественность — непринужденность, натуральность.
Воспитанный человек всегда ведёт себя настолько естественно, непринуждённо, что, каждый из нас может прекрасно понять язык жестов.
Высшая оценка 4 балла.
Нескольким ученикам предлагаю карточки с заданиями. Они должны продемонстрировать жесты, остальные учащиеся расшифровывают каждый жест.
- Человек широко разводит руки в стороны
- Человек приподнимает шляпу
- Человек грозит указательным пальцем
- Человек прикладывает палец к губам
Жесты позволяют судить о культуре человека. Осознавая это, взрослые контролируют свое поведение и не пользуются «детскими» жестами.
- Ребята, какие жесты вы используете на уроке? (Встаем, чтобы поприветствовать учителя, поднимаем руку, если хотим ответить).
Как вы думаете, представители какой профессии должны в совершенстве владеть языком жестов? (актеры).
Сегодня у каждого из вас будет возможность приобщиться к миру театрального искусства, поучиться актерскому мастерству.
Сельская миниатюра.
Роли распределяют между учащимися. Учитель читает текст, а дети изображают действие при помощи мимики и жестов.
Ночь. На небе взошла луна. Внезапно подул сильный ветер. Закачались деревья. В лесу завыли волки. На окраине села у дома стоит, вздрагивая, пес. Недалеко на жердочке пристроился воробей, он дремлет, иногда открывая то один глаз, то другой. Деревья шумят, и из-за шума не слышно, как в курятник пробирается лиса. Вдруг закричал петух, почуяв лису, пес залаял и погнался за ней. Выбежал из дома хозяин и стал кричать. Лиса убежала. Взъерошенный воробей испуганно летал вокруг дома. Пес, тяжело дыша и виляя хвостом, подошел к хозяину. Хозяин погладил пса и, довольный, пошел спать.
Тактичность.
Тактичность – это способность внимательно относиться к внутреннему миру ваших собеседников, желание и умение понять их, порадоваться за них или посочувствовать.
Максимальное количество баллов – 5. Команды вытягивают карточку с ситуацией. Ваша задача – найти ошибки.
Ситуация 1:
Нарядная, оживленная женщина входит в автобус; увидев ее рядом поднимается мальчик.
- Садитесь, пожалуйста!
- Ну, что ты… Спасибо… Не надо…
- Садитесь, садитесь. Я всегда пожилым людям место уступаю.
В чем не прав мальчик?
Ситуация 2:
Две девочки, проходя мимо мальчика, рассыпали яблоки из пакета. Наклонились, собирают. Мальчик, внимательно наблюдая, говорит: «Вон там поднимите, пожалуйста, за стул закатилось». В чем не прав мальчик?
Заключительное слово воспитателя.
- Воспитывай в себе привычку постоянно помнить об окружающих:
Не проталкивайся в толпе, помогая себе локтями;
Закрывай рот рукой, когда кашляешь или чихаешь;
Не забывай говорить «волшебные слова»;
Помоги пожилому человеку или малышу;
Если в компании что-нибудь разыгрываю или делят, старайся подойти последним;
Помоги взрослым поддерживать чистоту окружающего нас мира: не сори на улице, в общественных местах;
Помни: ты – Человек, веди себя по-человечески!
Подведение итога мероприятия. Сюрпризный момент.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Изучение истории и культуры родного края как средство нравственного воспитания личности.
Обобщение опыта работы....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ И ЗАНЯТИЙ ПО ПРОГРАММАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Специальность 050141 Физическая культура
Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ И ЗАНЯТИЙ ПО ПРОГРАММАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Специальность 050141 Физическая культура
Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее ...
Доклад на научно-практическую конференцию педагогических работников "Формирование культуры личности средствами физической культуры и спорта"
Тема работы "Физиологическая оценка нагрузки школьников - фактор укрепления здоровья".Цель работы - исследование нормирования физических нагрузок на основе теоретичес...
Мониторинг развития нравственных основ личности и духовной культуры обучающихся
Результаты педагогического мониторинга развития нравственных основ личности и духовной культуры обучающихся...
Аналитическая справка по результатам педагогического мониторинга развития нравственных основ личности и духовной культуры обучающихся
Методика «Оцени свой поступок» по Э.Туриелю в модификации Е.А.Кургановой, О.А.Карабановой...