Итоговое занятие по программе "Воспитание нравственной культуры личности" "Я и культура"
методическая разработка (5 класс) на тему

Самойлова Елена Викторовна

Данная разработка рассчина на учащихся пятых классов коррекционной школы восьмого вида. Дети показывают свои знания по этикету. Занятие проходит ввиде конкурсно - игровой программы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_i_kultura.docx24.67 КБ

Предварительный просмотр:

ГКС(К)ОУ «Каргапольская школа – интернат VIII вида»

Итоговое занятие по программе

 «Воспитание нравственной культуры личности»

«Я и культура»

Исполнитель: Самойлова Е.В.

Каргаполье 2014

Цель: Прививать учащимся правила поведения в обществе

Задачи:

  1. Формировать эстетический вкус в манерах поведения
  2. Воспитывать уважительное отношение к окружающим
  3. Развивать у обучающихся чувства ответственности за свое поведение, устной связной речи

Наглядность и оборудование: карточки с пословицами, круг на 6 секторов разного цвета, карточки с цифрами «1», «2», «3», карточки с ситуациями, название мероприятия «Я и культура», магнитофон, рисунки детей.

Ход мероприятия

Выход ведущей под фанфары.

Вед.: Добрый день, дорогие друзья! Мы рады вас приветствовать на интеллектуально-познавательном конкурсе «Я и культура». Что же такое культура? Этикет? Много миллионов лет природа создавала человека, и жизнь его – это самая большая ценность. Нужно хотя бы из уважения к природе жить достойно и красиво, озаряя всё вокруг добром и любовью, неся свет и радость, оставляя о себе всегда добрую память. Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других.

Сегодня здесь собрались знатоки правил этикета. И вы покажете, какие вы культурные, вежливые, тактичные, и мы надеемся, что вы для себя навсегда усвоите «золотое правило» этикета:

«НЕ ДЕЛАЙ ДРУГОМУ ТОГО, ЧЕГО НЕ ЖЕЛАЕШЬ СЕБЕ».

А сейчас хотелось бы представить команды участников:

Оценивать вас будет компетентное жюри:

Вед.: перед собой вы видите круг, разделённый на 6 секторов разного цвета. Каждый цвет – определённый конкурс. В каждом конкурсе спрятана буква, которая определяет название конкурса.

Игру начнёт та команда, которая сейчас первой ответит на вопрос. Остальные команды по очереди будут бросать кубик, и мы отсчитаем на нашем круге столько ходов, сколько покажет нам кубик.

Итак, вопрос:

- Что такое этикет?

1.       Правила хорошего тона,

2.       Свод правил поведения, принятых в социальных кругах.

К о н к у р с ы:

Элегантность.

Элегантность – изящество, красота в соединении с простотой.

 Молодой человек должен пригласить девочку, вывести в центр зала и станцевать в паре под мелодию. Затем объявляется белый танец: девочка приглашает мальчика. Оценивается: качество исполнения, слаженность в паре. Высшая оценка: 5 баллов.

Творческий.

Капитаны команд (либо любой желающий) вытягивают карточку с написанной на ней пословицей. Необходимо изобразить пословицу, используя мимику и жесты. Команда отгадывает пословицу. Максимальное количество баллов – 8 (4 балла за артистичность, 4 балла, если команда отгадает пословицу).

  1. Нет друга — ищи, а нашел — береги
  2. Сам пропадай, а товарища выручай.
  3. Старый друг лучше новых двух
  4. Не имей сто рублей, а имей сто друзей

Интеллектуальный.

Ответить с помощью сигнальных карточек, выбрав правильный ответ. Высшая оценка – 8 баллов (1 правильный ответ – 0,5 балла).

1.        Встретились старший и младший. Кто должен поздороваться первым?

- младший,

- старший.

        2.  Кто первым протягивает руку при знакомстве?

             - младший - старшему,

             - старший – младшему.

         3. Кто уступает место в транспорте старикам, женщинам с детьми?

             - девушка,

             - молодой человек,

             - оба.

          4. Кто первым кладёт телефонную трубку?

             - девушка,

             - молодой человек.

           5. Вы кого-то нечаянно толкнули. Как правильно сказать?

             - извините,

             - извиняюсь.

           6. Вы пришли в театр и пробираетесь на своё место в ряду. Как проходят    по ряду перед сидящими людьми?

             - спиной к сидящим,

             - лицом к сидящим,

             - боком к сидящим.

           7 Допустимо ли шумное выражение восторга в музее, на выставке?

             - нежелательно.В любом случае предпочтительна сдержанность.

             - шумное поведение допустимо везде.

            8 Как следует принимать подарки?

              -поблагодарить, не раскрывая подарка    

              - развернуть, порадоваться и поблагодарить

               - развернуть и сдержанно поблагодарить, чтобы восторгом не обидеть  гостей , преподнесших менее удачные и значительные подарки.

               9 Обязательно ли снимать с подарка ярлык с ценой?

               - обязательно,

               - если ярлык свидетельствует о высокой цене подарка или престижной фирме-изготовителе, то его лучше оставить.

             10. Как поступить со сладостями, фруктами, полученными в подарок?

               - раскрыть, поблагодарить за подарок и отложить в сторону (фрукты и сладости желательно поместить в холодильник

               - раскрыть. Поблагодарить и угостить присутствущих.

              11. Как используется полотняная салфетка?

               - её кладут на колени,

               - кладут рядом с тарелкой,

               - заправляют за воротник.

               12. Как берут из общего блюда хлеб?

               - руками

               - вилкой

               13  Сидя за праздничным столом, как есть хлеб?

                - откусывать от куска

                - отламывать рукой маленькие кусочки и есть их

               14  Как познакомить своих друзей с родителями?

                - представить родителей друзьям

                - представить друзей родителя

               15 Можно ли есть на улице, в театре, в транспорте?

                - нельзя

                - можно, если голоден

                - можно во всех случаях

                16 Встретив на улице приятеля (подругу), который гуляет со своими

                друзьями, ты поздороваешься:

                - только с другом

                - со всеми  

Физкультминутка «Улыбка»

Культура речи.

            Каждой команде дается лист с написанными на нем заголовками. Нужно за определённое  время написать как можно больше вежливых слов и фраз, которые   используют при:

    - встрече

    - расставании

    - если обращаешься с просьбой

    -если извиняешься

    - если благодаришь

    - высказываешь добрые пожелания

    - выражаешь сочувствие

    За каждое слово: 1 балл.

Естественность.

Естественность — непринужденность, натуральность.

    Воспитанный человек всегда ведёт себя настолько естественно, непринуждённо, что, каждый из нас может прекрасно понять язык жестов.

Высшая оценка 4 балла.

        Нескольким ученикам предлагаю карточки с заданиями. Они должны продемонстрировать жесты, остальные учащиеся расшифровывают каждый жест.

  1. Человек широко разводит руки в стороны
  2. Человек приподнимает шляпу
  3. Человек грозит указательным пальцем
  4. Человек прикладывает палец к губам

Жесты позволяют судить о культуре человека. Осознавая это, взрослые контролируют свое поведение и не пользуются «детскими» жестами.

- Ребята, какие жесты вы используете на уроке? (Встаем, чтобы поприветствовать учителя, поднимаем руку, если хотим ответить).

Как вы думаете, представители какой профессии должны в совершенстве владеть языком жестов? (актеры).

Сегодня у каждого из вас будет возможность приобщиться к миру театрального искусства, поучиться актерскому мастерству.

Сельская миниатюра.

Роли распределяют между учащимися. Учитель читает текст, а дети изображают действие при помощи мимики и жестов.

        Ночь. На небе взошла луна. Внезапно подул сильный ветер. Закачались деревья. В лесу завыли волки. На окраине села у дома стоит, вздрагивая, пес. Недалеко на жердочке пристроился воробей, он дремлет, иногда открывая то один глаз, то другой. Деревья шумят, и из-за шума не слышно, как в курятник пробирается лиса. Вдруг закричал петух, почуяв лису, пес залаял и погнался за ней. Выбежал из дома хозяин и стал кричать. Лиса убежала. Взъерошенный воробей испуганно летал вокруг дома. Пес, тяжело дыша и виляя хвостом, подошел к хозяину. Хозяин погладил пса и, довольный, пошел спать.

Тактичность.

Тактичность – это способность внимательно относиться к внутреннему миру ваших собеседников, желание и умение понять их, порадоваться за них или посочувствовать.

Максимальное количество баллов – 5. Команды вытягивают карточку с ситуацией. Ваша задача – найти ошибки.

Ситуация 1:

Нарядная, оживленная женщина входит в автобус; увидев ее рядом поднимается мальчик.

- Садитесь, пожалуйста!

- Ну, что ты… Спасибо… Не надо…

- Садитесь, садитесь. Я всегда пожилым людям место уступаю.

В чем не прав мальчик?

Ситуация 2:

Две девочки, проходя мимо мальчика, рассыпали яблоки из пакета. Наклонились, собирают. Мальчик, внимательно наблюдая, говорит: «Вон там поднимите, пожалуйста, за стул закатилось». В чем не прав мальчик?

Заключительное слово воспитателя.

- Воспитывай в себе привычку постоянно помнить об окружающих:

Не проталкивайся в толпе, помогая себе локтями;

Закрывай рот рукой, когда кашляешь или чихаешь;

Не забывай говорить «волшебные слова»;

Помоги пожилому человеку или малышу;

Если в компании что-нибудь разыгрываю или делят, старайся подойти последним;

Помоги взрослым поддерживать чистоту окружающего нас мира: не сори на улице, в общественных местах;

Помни: ты – Человек, веди себя по-человечески!

Подведение итога мероприятия. Сюрпризный момент.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ И ЗАНЯТИЙ ПО ПРОГРАММАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Специальность 050141 Физическая культура

Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ И ЗАНЯТИЙ ПО ПРОГРАММАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Специальность 050141 Физическая культура

Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее ...

Доклад на научно-практическую конференцию педагогических работников "Формирование культуры личности средствами физической культуры и спорта"

Тема работы "Физиологическая  оценка  нагрузки  школьников - фактор укрепления  здоровья".Цель работы - исследование нормирования физических нагрузок на основе теоретичес...

Мониторинг развития нравственных основ личности и духовной культуры обучающихся

Результаты педагогического мониторинга развития нравственных основ личности и духовной культуры обучающихся...