Оценка результатов образовательной деятельности учащегося
методическая разработка
Новые подходы к оценке результатов образовательной деятельности обучающихся, в условиях ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tetod.razrabotka_otsenka.docx | 61.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Оценка результатов образовательной деятельности учащихся
Новые подходы к оценке результатов образовательной деятельности
обучающихся, в условиях ФГОС второго поколения
Оглавление:
1.Мониторинг качества образования.
2.Портфолио как форма аутентичного оценивания.
3.Рефлексия, как сбор информации об освоенных метапредметных умениях на уроках математики.
1.Мониторинг качества образования.
Результаты образования это формулировка того, что и как ожидается будет знать, понимать или сможет продемонстрировать обучающийся по окончании образова-тельного процесса (например, конкретного занятия).
Самый популярный способ контроля результатов в школе –это отметка.
Первоначально никаких отметок не было. К концу 18 века мировая общественность
приходит к мнению, что нельзя бить ребенка. Балл это замена розгам. Если пороть детей в школе нельзя, то дома-то кто запрещает? Но отметки, как выяснилось, не являются ни надежными, ни объективными. Наибольший субъективизм отметок наблюдается в математике.
Согласно теории учебной деятельности, оценочная деятельность порождается
потребностью учащегося или педагога получить информацию о том, соответствует ли
качество знаний и умений учащегося по предмету требованиям образовательной
программы.
Целью оценочной деятельности является, таким образом, контроль успеваемости
учащихся и формирование у них адекватной самооценки.
Наиболее объективную информацию об этом дает мониторинг.
Мониторинг—система сбора, регистрации, хранения и анализа небольшого
количества ключевых (явных или косвенных) признаков, параметров описания данного
объекта для вынесения суждения о поведении, состоянии данного объекта в целом.
В образовании, как правило, мониторинг связывают с качеством. Качество часто
преподносится как какой-то признак, особенность объекта. Именно в этом понимании
слово «качество» применяется в психологии. Вообще качество это не просто наличие
одного признака, это наличие нескольких признаков и их соответствие определенным
стандартам.
Любую оценку можно произвести только сравнивая некую величину с ее образцовым значением.
Начинать создание системы оценки надо с определения показателей,
подлежащих оцениванию.
В нашем случае это ФГОС,
Кодификатор требований к уровню подготовки обучающихся для проведения основного государственного экзамена по математике, Открытый банк заданий ОГЭ, ЕГЭ. Важно на начальном этапе проектирования рабочей программы определить, что именно, как и в какой момент будет подвергаться оценке? Для мониторинга количественных предметных результатов вполне уместна отметка (балл), отражающая соответствие уровня предметных умений, существующим стандартам. При проектиро-вании рабочей программы были определены показатели (что именно проверяем?) и система контрольных и самостоятельных работ (когда и как проверяем?). Дополнительно требуется установить критерии выставления отметки, как это сделано в материалах ОГЭ. Это может быть компонентом рабочей программы (если это опреде-лено локальным актом) и ли ее приложением (Приложение 2).
Измеримость личностных и метапредметных умений как предмета контроля резуль-татов обучения составляет наивысшую трудность, общепризнанные методы измерений на сегодняшний день отсутствуют. Эта проблема решается созданием фонда оценоч-ных средств. В этой связи обычно говорят об аутентичном оценивании.
2.Портфолио как форма аутентичного оценивания.
Аутентичное оценивание –это вид оценивания, применяющийся в образовании
и предусматривающий оценивание сформированности умений и навыков обучающихся в условиях помещения их в ситуацию, максимально приближенную к реальной жизни –повседневной или профессиональной.
При аутентичном оценивании учащийся публично (презентации, доклады,
участие в конференциях, олимпиадах) представляет образовательные результаты и
личностные достижения. Аутентичное оценивание в связи с этим реализует еще одну
важную задачу. Оно даёт возможность учащимся увидеть, что выполняемая ими работа достаточно важна, привлекает внимание других, заслуживает высокой оценки.
Предоставляет возможность другим членам учебного сообщества -обучающимся,
учителям, родителям -не только оценить их достижения, но и научиться чему-либо из их опыта, принять и разделить цели и достижения и, в конечном счёте, использовать
полученные умения в реальной жизни. Так как средствами аутентичного оценивания
выступают продукты образовательной деятельности обучающихся, то для его организ-ации требуется специально созданная ситуация.
Под оценкой результатов подготовки и учета индивидуальных образовательных
достижений понимают процесс сбора свидетельств (доказательств) деятельности
обучающегося и вынесения суждения относительно этих свидетельств на основе заранее определенных критериев. Поскольку предполагается оценивать динамику изменений, то требуется мониторинг, то есть специально организованная система сбора информации. Пока наиболее логичной формой системной фиксации и оценки личностных достижений обучающихся в образовательных организациях считается
«Портфолио». Портфолио недавно стало понятием, относящимся к образованию. Строгое словарное значение термина портфолио связано с тремя его трактовками: папка или портфель для хранения разрозненных бумаг, документов, рисунков; сфера полномочий и обязанностей высокопоставленного должностного лица; перечень поручительств и рекомендаций относительно конкретного человека в подтверждение присущих ему достоинств.
Под образовательным портфолио, понимается способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определённый период его обучения. Портфолио позволяет оценивать достигнутые обучающимся результаты в разнообразных видах деятельности: учебной, проектной, творческой, социальной, коммуникативной.
По характеру и структуре представленных в портфолио материалов выделяют
Два его типа. К первому относится портфолио документов, или рабочее портфолио,
которое включает коллекцию работ, позволяющих показать развитие и рост в обучении
обучающихся. Данный тип может содержать любые материалы начиная от зарождения
идеи до ее воплощения и конечного результата.
Портфолио процесса показывает как развивались умения и навыки, позволяющие овладеть основным мастерством. Дополнительно данный тип портфолио позволяет рефлексировать процесс обучения.
Портфолио показательный позволяет оценить достижения учащегося по основным предметам школьной программы. Он должен включать лучшие детские работы,
отобранные как самим учеником, так и педагогом.
Таким образом, инновационная форма оценивания личностных достижений обучаю-щихся интегрировалась в учебный процесс, стала связующим звеном между
различными этапами образования, а также между образовательной сферой и рынком
труда.
Портфолио может быть как «комплексным» так и «простым».
3.Рефлексия, как сбор информации об освоенных метапредметных умениях на уроках математики.
Подведем итог:
Количественная оценка образовательной деятельности обучающихся выставление
отметок занятие довольно традиционное. Главное –предъявить требования к результату в соответствие ФГОС, установить нормы (критерии).
Качественная оценка, в российском образовании явление новое, мало изученное. В
практике работы образовательных организаций для этих целей становится традиционном использование Портфолио обучающегося.
Портфолио накапливает оценочную информацию как правило на ступень обучения по всем предметам.
Однако портфолио не дает ответа на вопрос: «Как оценить уровень развития личност-ных и метапредметных умений обучающихся на уроке?»
Учителю собирать предметный портфолио на класс –процесс довольно трудоемкий, отнимает много времени. А если обучающийся сам на уроке себя оценит, а учитель лишь создаст ситуацию?
Рассмотрим обязательно требуемый, но мало используемый ресурс «рефлексию»,
как этап урока.
Определим понятие «рефлексия», обратившись к словарю.
Рефлексия –это теоретическая деятельность человека, направленная на осмысление
своих собственных действий и всей культуры в целом.
Рефлексия в педагогике–это процесс и результат фиксирования участниками
педагогического процесса состояния своего развития, саморазвития и причин этого.
Использование рефлексивной практики в образовательном процессе позволяет выстроить эффективные и поистине межсубъектные отношения в системе «ученик
–учитель».
Таким образом, взаимоотношения учителя и обучающихся в учете личностных и
матапредметных достижений может быть выстроено по схеме:
Учитель:
-создает ситуацию, требующую личностных и метапредметных знаний;
-на основании листа учета, дневника или портфолио периодически суммирует (в
конце темы, четверти, полугодия, года) полученные достижения, делает выводы.
Обучающийся:
-ведет учет учебных достижений в листе учета, дневнике или портфолио.
Методы оценки:
-количественные (отметки, баллы, рейтинг);
-качественные (анализ, экспертиза, интерпретация результатов наблюдения).
Необходимо использовать как традиционные, так и инновационные типы и виды
контроля.
Элементы оценочной деятельности:
-определение объекта оценивания;
-формулировка цели оценивания (как цель деятельности);
-разработка критериев оценивания (степени соответствия установленным требованиям), прозрачных и понятных как обучающемуся, так и учителю;
-подбор средств оценки (самостоятельные и контрольные работы, тесты, ситуации);
-выбор процедуры (технологии) оценивания.
Типы оценочных заданий:
По направленности:
-направленные на проверку вида деятельности в целом;
-проверяющие освоение группы компетентности;
-проверяющие отдельные компетенции внутри модуля.
По характеру:
-проект (изготовление продукта);
-исследование (выявление проблемы и способа решения);
-ситуация.
Из личного опыта...
1.Необходимо с самого начала урока заинтересовать, нацелить, заострить внимание на
том, чем будем заниматься.
2.Активно использую на уроках фразы-помощники, выражения
⎫ты так думаешь
⎫это твоё мнение
⎫ты молодчина
⎫как ты много сделал
⎫это правильный подход
⎫мне нравится как Вы работаете....
вместо:
⎫не верно
⎫неправильно
⎫не думаешь
3.Урок одной задачи.
Решаем одну задачу весь урок различными методами, а потом выбираем лучшее
решение, самое короткое, самое рациональное и т.д...
4.Письмо другу. (соседу, преподавателю, пре
зиденту)
4.Темы самые разнообразные: я узнал по теме..., я думаю, что эту задачу надо решать
так потому что..., я применяю знания по теме(где)...
5.Индивидуальные задания по мере приобретения знаний.
6.Диктанты с самооценкой, с оценкой соседа, своей подписью.
7.Создание портфолио посредством участия в мероприятиях на местном уровне
(математические конференции ), а так же в дистанционных конкурсах, олимпиадах,
всевозможных математических мероприятиях, где можно проявить себя не только как
учащийся, но и как исследователь.
Исследовательская деятельность на уроках математики и во внеклассной работе
позволяет формировать такие компетенции как:
Ценностно-смысловые компетенции –это способность ученика видеть и понимать
окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение,
принимать решения.
Общекультурные компетенции -опыт освоения учеником картины мира,
расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.
Учебно-познавательные компетенции -умение отличать факты от домыслов,
владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и
иных методов познания.
Информационные компетенции -поиск, анализ и отбор необходимой информации,
ее преобразование, сохранение и передача.
Коммуникативные компетенции -навыки работы в группе, коллективе, владение
различными социальными ролями.
При выполнении любой поисково-исследовательской деятельности учащиеся
не замечают, что они учатся чему-то новому, познают, запоминают, учатся
ориентироваться в нестандартных ситуациях, тем самым развивают свои
интеллектуальные и творческие способности.
"Наряду со многими другими качествами школа должна сформировать у учащихся
потребность в самостоятельной, творческой деятельности. Этот процесс важен, потому
что если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет
только подражать и копировать". Лев Толстой
(Приложение1)
Критерии оценки предметных умений обучающихся.
Критерии ошибок:
К грубым ошибкам относятся ошибки, которые обнаруживают незнание учащимися формул, правил, основных свойств, теорем и неумение их применять;
незнание приемов решения задач, рассматриваемых в учебниках, а также вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
К негрубым ошибкам относятся:
-потеря корня или сохранение в ответе постороннего корня; отбрасывание без объяснений одного из них и равнозначные им;
К недочетам относятся:
-недостаточность или отсутствие пояснений, обоснований в решениях.
Оценка устных ответов учащихся по математике:
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
-полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и
учебником,
-изложил материал грамотным языком в определенной логической последователь-ности, точно используя математическую терминологию и символику;
-правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
-показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными
примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
-продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов,
сформированность и устойчивость используемых при отработке умений и навыков;
-отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя. Возможны одна
-две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворяет в основном требованиям
на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
-в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математическое
содержание ответа;
-допущены один –два недочета при освещении основного содержания ответа,
исправленные по замечанию учителя;
-допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных
вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
-неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано
общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определенные «Требованиями к математической подготовке учащихся»);
-имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании математической терминологии, чертежах, вы кладках, исправленные после
нескольких наводящих вопросов учителя;
-ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении
практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
-не раскрыто основное содержание учебного материала;
-обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной
части учебного материала;
-допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической
терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Отметка «1» ставится, если:
-ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного
материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому
материалу.
Оценка письменных контрольных работ учащихся:
Отметка «5» ставится, если:
-работа выполнена полностью;
-в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не
являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится, если:
-работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если
умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
-допущена одна ошибка или два
-три недочета в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
-допущены более одной ошибки или более двух
-трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
-допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет
обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Отметка «1» ставится, если:
-работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по
проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно
(Приложение 2)
Пакет оценочных техник и инструментов для реализации формирующего оценивания
Инструменты оценочной деятельности
Письменные комментарии (письменная обратная связь) -это «хорошие слова»
или комплименты. Комплимент формирует у студента уверенность в себе. Это важное
качество помогает ему успешно учиться. При оценке письменной работы отмечаются не только ошибки и погрешности в выполнении работы, но и все удачные места, делаются поощрительные записи.
Критериальное самооценивание
Основной смысл критериального самооценивания, как и многих других техник
формирующего оценивания, заключается в том, что в процессе познавательной
деятельности учащихся оно позволяет оценивать не только результат этой деятельности (который оно, безусловно, тоже анализирует), но и процесс работы, приводящей к этому результату.
Учащимся изначально известны критерии, по которым будет оцениваться работа,
они являются неотъемлемой частью задания, изложены письменно и доступны для всех. В процессе работы дети всегда могут оценить уровень её выполнения и выбрать пути совершенствования. Особенно перспективно для развития учащихся использовать
данную методику при оценивании работ, которые выполняются на протяжении про
должительного периода, при условии, что учащиеся в процессе деятельности имеют возможность проконсультироваться с педагогом и узнать, соответствует ли работа ожидаемому результу и что можно сделать для её улучшения.
В этот перечень входит широкий набор методик: от простейших сигнальных, таких,
как светофор или цветовые дорожки, до достаточно точных и разнообразных оценочных рубрик, в том числе для сложной и тонкой самодиагностики.
—это сигнал тревоги: я этого не могу, мне трудно, жёлтый
—неуверенности: я не совсем в этом разобрался, зелёный
—благополучия: мне всё ясно, я с этим справлюсь.
Учитель, взяв тетради учеников, видит, кто из них и в каком вопросе нуждается в помощи.
Светофор -другой вариант той же методики, даёт возможность посылать учителю
сигналы в реальном времени, по ходу урока. У детей для этого есть три карточки тех же трёх цветов. Отвечая на вопрос учителя, получив задание, дети оценивают свои
Приемы критериального оценивания:
«Закончи предложение»
Какие новые знания вы получили? Начните свой ответ со слов:
Я узнал...
Я теперь знаю...
Мне было интересно...
Я хочу еще узнать...
Лист самооценки (заполняется в конце курса, четверти, в конце изучения темы)
да нет
•1.Регулярно выполнял (а) домашние задания
•2.По необходимости консультировался (ась) с учителем
•3.Улучшал (а) свои знания и исправлял (а) оценки
•4.Регулярно вел (а)записи в тетради
•5.Знаю, как работать со справочной литературой
•6.Умею конспектировать тему
•7.Умею самостоятельно находить материал по заданной теме
•8.Делал (а) устное сообщение
•9.Участвовал (а) в беседах по изучаемому материалу
•10.Я задавал вопросы, если мне встречалось непонятное слово.
•11.Я могу рассказать о том, что я сегодня узнал на уроке.
Критериальное взаимооценивание
Может использоваться для оценки того или иного учебного действия со стороны
учителя, самого ученика или его товарищей.
Критерии оценивания заранее устанавливаются учениками и учителем. Показатели
их достижения также определяются очень чётко, так как оценивание предполагает, что
выступления учеников будут оцениваться в баллах. Сложив баллы, полученные по
каждому критерию, ученики получают суммарную балльную оценку и могут более точно оценить свои выступления и сравнить работы разных групп.
Методика «Карты понятий»
Карты понятий позволяют оценить, как хорошо ученики могут видеть «общую
картину» предмета или отдельной темы, то есть удалось ли им построить связи между
отдельными элементами темы и
систематизировать пройденный материал.
«Карта понятий» –это диаграмма, состоящая из узловых точек (каждая из которых
помечена определённым понятием), связанных прямыми линиями, которые также
помечены. Узловые точки-понятия расположены на разных иерархических уровнях,
соответствующих движению от наиболее общих к конкретным специальным понятиям.
Рассматривая карту от вершины к основанию, преподаватель может:
•1) проникнуть в то, как ученики воспринимают научные темы;
•2) проверить уровень понимания учеников и возникшее у них ложное толкование понятий;
•3) оценить сложность установленных учеником структурных взаимосвязей.
Варианты использования
•Составление карт в группе.
•Заполнение карт.
•Выборочное заполнение карты понятий.
•Карта для выборочных понятий.
•Картирование-выращивание.
•Направленный выбор при составлении карт
Рейтинговое оценивание
Рейтинг отражает участие школьников в любых интеллектуальных, творческих и
спортивных состязаниях, проводимых как в школе, так и за её пределами.
За каждое достижение определенного уровня ученику начисляются баллы в
рейтинговой таблице. Рейтинговая оценка способствует: повышению учебной мотивации и ответственности, росту социальной активности, ориентации на успех, формированию более адекватной самооценки.
Система оценивания должна выстраиваться таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке.
100 -бальная шкала. Для перевода рейтинга в четырехбалльную оценку предлагается следующая шкала:
от 1 до 49 -неудовлетворительно (2),
от 50 до 69-удовлетворительно (3),
от 70 до 84 -хорошо (4),
от 85 до 100 -отлично (5).
Методика «Карта оценки групповой презентации»
Используется при оценке результатов совместной деятельности учащихся.
Ученикам предлагается заполнить определённую форму, когда они будут смотреть
презентацию группы. Ученикам нужно посмотреть на приведённые ниже характе-ристики и дать свой отзыв на работу группы.При оценке результатов предлагается использовать следующие варианты ответов:
•«+» –отличная работа (трудно улучшить);
•«=» –хорошая работа (хорошо, но вы видите способ улучшить);
•«—» –слабая работа (многое нужно улучшить).
Методика «Самооценка совместной работы»
Ученикам предлагают не выбирать готовый ответ, а формулировать его в развёрнутом виде . Это позволяет ученику осознать то, как он участвовал в разработке плана группового проекта: насколько был продуктивен, успешен, принят группой и полезен. Работа с этой методикой помогает формировать как коммуникативные умения
учащихся, а так и навыки решения проблем и планирования своей деятельности.
Как вариант методики самооценки можно использовать составление отзыва
на работы других учеников . Предлагаемая форма используется при оценке презентаций проектных и исследовательских работ, но может применяться и в других учебных ситуациях по усмотрению учителя.
Техники формирующего оценивания
«Вопросник»
(подведение итога)
Групповая работа
На стол каждой группы кладутся карточки с вопросами:
«Что нового вы сегодня узнали?»,
«Какая информация была наиболее интересной?»,
«Что было трудным?»,
«Что мешало работе и почему?»
Каждый из участников группы выбирает только один вопрос и на небольшом листе
бумаги пишет ответ.
Методика «Недельные отчёты»
Использование методики «Недельные отчёты» позволяет обеспечивать быструю
обратную связь, с помощью которой ученики сообщают, чему они научились за неделю и какие трудности у них возникли.
«Недельные отчёты» –это опросные листы, которые ученики заполняют раз в
неделю, отвечая на 3 вопроса:
•1. Чему я научился за эту неделю?
•2. Какие вопросы остались для меня неясными?
•3. Какие вопросы я задал бы ученикам, если бы я был учителем, чтобы
проверить, поняли ли они материал?
Использование позволяет Учителю:
•обеспечить понимание учениками того, как они учатся;
•исследовать, насколько хорошо ученики понимают содержание и логические связи изучаемого материала;
•документировать возникающие у учеников вопросы и выбрать наиболее типичные;
•дать ученикам обратную связь относительно содержания и уровня сложности тех вопросов, которые они считают существенными;
•проследить развитие письменных навыков учеников и их умения строить
рассуждение;
•обеспечить возможность зафиксировать и измерить эмоциональное удовлетворение учеников или уровень их затруднений при изучении данного материала.
Ученику:
•тренироваться в письменной коммуникации, то есть выражать в письменной
форме свои мысли;
•задать существенные для него вопросы;
•проанализировать собственные знания и процесс учения.
Техника «Сигналы рукой».
Учитель останавливает объяснение и просит учащихся показывать ему сигналы
рукой, свидетельствующие о понимании или непонимании материала. Для этого учитель предварительно договаривается с учащимися об этих сигналах:
Я понимаю __________и могу объяснить (большой палец руки направлен вверх)
Я все еще не понимаю _________ (большой палец руки направлен в сторону)
Я не совсем уверен в _______________(помахать рукой)
Посмотрев на сигналы, учитель предлагает некоторым учащимся высказаться:
(1) тем, кто не понял, задает вопрос: «Что именно вам непонятно?»;
(2) слово предоставляется тем, кто не очень уверен в правильности ответа;
(3) слово предоставляется тем, кто все понял.
Учитель задает уточняющие
вопросы: «Что именно вы поняли?»
Обязательно предлагается выслушать несколько ответов.
По итогам полученных ответов учитель принимает решение либо о повторном
изучении, закреплении темы, либо о продолжении изучения темы. В случае повторного
объяснения, закрепления темы учитель должен использовать еще одну проверочную
мини-работу. Данный шаг важен для того, чтоб понять, происходят ли изменения в
понимании темы у учащихся, испытывающих проблемы, и определить свои шаги по
дальнейшей работе.
Мини-обзор (проводится в конце урока)
В течение последних минут урока учитель просит учеников ответить на половинке
листка бумаги на следующие вопросы: «Какой момент был наиболее важным в том, что вы сегодня изучали?» и «Какой момент остался наименее ясным?». Педагог, просмотрев ответы, отмечает наиболее полезные комментарии. На следующем уроке акцентирует внимание на тех пунктах, которые высветились благодаря комментариям учеников.
Вариант мини-обзора:
•1.Что изучали? Назовите тему урока.
•2.С какими заданиями ты справлялся без помощи учителя, одноклассника?
•3. Определите наиболее важное на этом уроке.
•4.Что вызвало трудности, осталось неясным?
•5.Что хотелось бы узнать по теме дополнительно?
•6.Что у меня получилось лучше всего?
•7.Что мне необходимо усовершенствовать? Методика «Портфолио»
Цели и сущность портфолио.
•Портфолио является формой аутентичного, или истинного, оценивания образователь-ных результатов, то есть оценки по продукту, созданному учащимся в ходе учебной, творческой, социальной и других видов деятельности. Существенное значение портфолио придаёт планированию и самооцениванию учащимся своих достижений.
Портфолио позволяет решить две задачи:
•1. Проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в
процессе обучения, вне сравнения с достижениями других учеников.
•2. Оценить его образовательные достижения и дополнить (заменить)
результаты тестирования и других традиционных форм контроля.
Виды портфолио
•Портфолио документов
включает коллекцию работ, собранных за
определённый период обучения. Работы демонстрируют прогресс учащегося в какой
-либо учебной сфере. Этот портфолио может содержать любые материалы, в том числе планы и черновики, которые показывают, каких успехов добился ученик в процессе обучения с момента, как он поставил перед собой определённую цель, и до того, как он её достиг. Поэтому в портфолио могут быть представлены как успешные, так и неудачные, пробные работы.
•Портфолио процесса или оценочный.
Отражает все фазы и этапы обучения. Позволяет показать весь процесс обучения в целом, то, как учащийся интегрирует специальные знания и навыки и достигает прогресса, овладевая определёнными умениями, как на начальном, так и на высоком уровне. Кроме того, этот портфолио демонстрирует процесс рефлексии учащимся
собственного учебного опыта и включает дневники самонаблюдения и различные формы самоотчёта и самооценки.
•Показательный портфолио.
Позволяет лучше всего оценить достижения учащегося по основным предметам школьной программы. Может включать только лучшие работы, отобранные в ходе совместного обсуждения учеником и педагогом.
Обязательным требованием является полное и всестороннее представление работы. Как правило, в этот портфолио входят разнообразные аудио и видео записи, фотогра-фии, электронные версии работ. Представленные материалы могут сопровождаться
письменными комментариями учащегося, обосновывающими выбор представленных им работ. В портфолио можно включить материалы проектов и исследований,
художественные работы, естественнонаучные эксперименты достижения в музы-кальной области, которые наиболее целостно представляют умения и возможности ученика.
•Портфолио подготовленности. Некоторые школы используют
портфолио как средство определения готовности ученика к выпуску. Школьникам требуется представить определенное количество материалов, которые демонстрируют их компетентность и достижения в нескольких предметных областях. Как правило, это
итоговые работы по тем предметам, по которым обычно пишутся тесты или сдаются
устные экзамены: язык, математика, общественные и естественные науки. О
подготовленности ученика могут свидетельствовать также эссе, исследовательские или
проектные работы по основным предметам и предметам по выбору: технология,
музыка, изобразительное искусство.
Портфолио можно оценивать
•неформально (экспертная оценка), привлекая для оценки педагогов, родителей и соучеников.
•Другой вариант оценивания –это формализация и стандартизация критериев оценки, согласованных с общепринятыми учебными показателями, например такими основными учебными умениями, как решение проблем и коммуникативные
умения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статистические данные о результатах образовательной деятельности учащихся ГБОУ СОШ № 399 по физической культуре учитель Звягинцев В.А.
Представленые материалы являются статистическими данными о работе за 3 года....
Статья на тему: Система оценка результатов учебной деятельности учащихся по учебному предмету «Физическая культура», раздел легкая атлетика.
Система оценка результатов учебной деятельности учащихся по учебному предмету «Физическая культура», раздел легкая атлетика.урок легкий атлетика физическийОценка результатов учебной деятельности...
Актуальные проблемы внедрения и реализации ФГОС в области изменения оценки личностных результатов образовательной деятельности учащихся на уроке информатики в средней школе
В статье поднимается вопрос оценивания личностных результатов образовательной деятельности учащихся на уроках математики в основной школе. Автор предлагает технологию самостоятельного оценивания...
Тема: «Эффективность образовательных технологий. Достижение метапредметных результатов образовательной деятельности учащихся при усвоении программ общего образования»
Для быстрого и эффективного обучения требуются максимально реалистичные интерактивные обучающие технологии и системы. Благодаря инновационным интерактивным технологиям стало возможным с большей эффект...
Технология взаимодействия «ученик-учитель» на уроке математики как средство формирования и оценки личностных результатов образовательной деятельности
Не секрет, что учебный предмет математика достаточно сложен для многих ребят. Как оценить динамику результатов обучения детей относительно самих себя по данному предмету? Оценить промежуточные результ...
Оценка метапредметных и личностных результатов образовательной деятельности обучающихся
материал к педсовету - Оценка метапредметных и личностных результатов образовательной деятельности обучающихся...
Эффективные методы контроля и оценки результатов учебной деятельности учащихся на уроках русского языка и чтения
В статье рассматриваются эффективные методы контроля и оценки результатов учебной деятельности учащихся с умственной отсталостью на уроках русского языка и чтения...