Инновационные образовательные технологии на уроках истории и обществознания
статья
Использование инновационных технологий позволяет повысить мотивацию обучающихся к изучению истории и обществознания, усилить наглядность преподавания и активизировать деятельность обучающихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsionnye_obrazovatelnye_tehnologii.docx | 28.11 КБ |
Предварительный просмотр:
ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
«Если ученик в школе не научился сам ничего творить,
то и в жизни он будет только подражать, копировать»
(Л.Н. Толстой)
Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.
Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Также изменяются и технологи обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в общеобразовательном учреждении, в том числе и по математике.
Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создаст условия для смены видов деятельности обучающихся, позволит реализовать принципы здоровьесбережения. Рекомендуется осуществлять выбор технологии в зависимости от предметного содержания, целей урока, уровня подготовленности обучающихся, возможности удовлетворения их образовательных запросов, возрастной категории обучающихся.
Часто педагогическую технологию определяют как:
• Совокупность приёмов – область педагогического знания, отражающего характеристики глубинных процессов педагогической деятельности, особенности их взаимодействия, управление которыми обеспечивает необходимую эффективность учебно-воспитательного процесса;
• Совокупность форм, методов, приёмов и средств передачи социального опыта, а также техническое оснащение этого процесса;
• Совокупность способов организации учебно-познавательного процесса или последовательность определённых действий, операций, связанных с конкретной деятельностью учителя и направленных на достижение поставленных целей (технологическая цепочка).
В условиях реализации требований ФГОС ООО наиболее актуальными становятся технологии:
- Информационно – коммуникационная технология
- Технология развития критического мышления
- Проектная технология
- Технология развивающего обучения
- Здоровьесберегающие технологии
- Технология проблемного обучения
- Игровые технологии
- Модульная технология
- Технология мастерских
- Кейс – технология
- Технология интегрированного обучения
- Педагогика сотрудничества.
- Технологии уровневой дифференциации
- Групповые технологии.
- Традиционные технологии (классно-урочная система)
Остановимся на некоторых из них.
Технология проблемно-диалогического обучения – метод введения нового знания в современном обществе.
Проблемно-диалогическое обучение, как и вообще обучение, двусторонний процесс. Оно включает, с одной стороны, проблемное преподавание (сфера деятельности учителя), с другой – проблемное учение (сфера деятельности обучающихся).
Действия ученика при создании учителем проблемной ситуации проходят в следующей логической последовательности:
- анализ проблемной ситуации;
- формулировка (постановка) проблемы или осознание и принятие формулировки учителя);
- решение проблемы: выдвижение предположений;
- обоснование гипотезы (обоснованный выбор одного из предположений в качестве вероятного пути решения проблемы;)
- доказательство гипотезы (теоретическое или экспериментальное); проверка правильности решения.
Технология проблемно-диалогического обучения способствует развитию у обучающихся следующих компетенций:
- способность самостоятельно ставить цель и предполагать способы её решения;
- самостоятельность в поиске учебного материала;
- развитие мышления обучающихся;
- способность высказывать и аргументировать свою позицию;
- способность работать в группе, выслушивать аргументы товарищей, вести цивилизованную дискуссию.
Проблемно-диалогическое обучение успешно применимо при изучении обществознания на всех ступенях образования. Приведём примеры.
Тема урока: «Человек. Природа. Общество». 8 класс.
Постановка проблемы: многие учёные занимаются проблемой происхождения и развития человека. Биологи утверждают, что человек – это высшее животное. Психологи, историки, обществоведы говорят, что человек – это общественный организм. Какой же точки зрения придерживаться? Как вы считаете?
При этом обучающиеся высказывают свои предположения. Далее ученикам предлагается разобраться в проблеме. Самостоятельно, работая в парах или группах, доказать, что человек – это часть общества. После выполнения работы обучающиеся высказывают свои позиции, подтверждая аргументами свою точку зрения. Учитель контролирует ведение дискуссии и порядок изложения своих позиций с точки зрения уважения друг друга.
После представления обеих позиций ставится вопрос: Можно ли отделять биологическую сущность человека от общественной?
Ученики делают вывод, что человек – это биосоциальное существо. При этом они самостоятельно определили черты сходства и отличия человека от животного.
Другой проблемой, которую можно поставить в рамках указанной темы, является проблема происхождения человека. целесообразно поставить её в конце урока, что станет домашним заданием. Проблема: Многие учёные до сих пор спорят, откуда появился человек, как он превратился в современного представителя человеческого рода. Ребятам предлагается самостоятельно, используя дополнительную литературу и Интернет-ресурсы, определить точки зрения на происхождение человека. при этом представление точек зрения на происхождение человека станет элементом актуализации изученного материала.
Раздел «Форма государства». 9 класс.
В начале изучения раздела обучающимся напоминаем, что существует большое количество государств разных по своему устройству (при этом понятия перечисляются без отнесения к элементам формы государства): монархии, демократии, федерации, союзы, республики. Современный человек должен разбираться в разновидностях государства. После изучения раздела мы с вами сможем решить эту проблему.
В конце изучения раздела даётся домашнее задание: описать государство по элементам формы государства: административно-территориальное устройство, политический режим, форма правления. При этом свою позицию по каждому элементу необходимо подтвердить конкретными сведениями. Таким образом, в качестве обобщения материала обучающиеся самостоятельно не только получают информацию, но и применяют её, что делает её более ценной.
Информационно – коммуникационная технология
Применение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой, а также представить имеющийся опыт и выявить его результативность.
Достижение поставленных целей я планирую через реализацию следующих задач:
- использовать информационные - коммуникационные технологии в учебном процессе;
- сформировать у учащихся устойчивый интерес и стремление к самообразованию;
- формировать и развивать коммуникативную компетенцию;
- направить усилия на создание условий для формирования положительной мотивации к учению;
- дать ученикам знания, определяющие их свободный, осмысленный выбор жизненного пути.
В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в средней школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Внедрение ИКТ в педагогический процесс повышает авторитет учителя в школьном коллективе, так как преподавание ведется на современном, более высоком уровне. Кроме того, растёт самооценка самого учителя, развивающего свои профессиональные компетенции.
Педагогическое мастерство основано на единстве знаний и умений, соответствующих современному уровню развития науки, техники и их продукта – информационных технологий.
В настоящее время необходимо умение получать информацию из разных источников, пользоваться ей и создавать ее самостоятельно. Широкое использование ИКТ открывает для учителя новые возможности в преподавании своего предмета, а также в значительной степени облегчают его работу, повышают эффективность обучения, позволяют улучшить качество преподавания.
Система применения ИКТ
Систему применения ИКТ можно разделить на следующие этапы:
1 этап: Выявление учебного материала, требующего конкретной подачи, анализ образовательной программы, анализ тематического планирования, выбор тем, выбор типа урока, выявление особенностей материала урока данного типа;
2 этап: Подбор и создание информационных продуктов, подбор готовых образовательных медиаресурсов, создание собственного продукта (презентационного, обучающего, тренирующего или контролирующего);
3 этап: Применение информационных продуктов, применение на уроках разных типов, применение во внеклассной работе, применение при руководстве научно - исследовательской деятельностью учащихся.
4 этап: Анализ эффективности использования ИКТ, изучение динамики результатов, изучение рейтинга по предмету.
Разноуровневое обучение – технология, позволяющая учителю помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья.
Основу данной технологии составляют:
- психолого- педагогическая диагностика учащегося;
- сетевое планирование;
- разноуровневый дидактический материал.
Подводя итог вышеизложенному, можно отметить, что использование инновационных технологий позволяет повысить мотивацию обучающихся к изучению истории и обществознания, усилить наглядность преподавания и активизировать деятельность обучающихся на уроках. Современные приёмы и методы работы на уроках истории и обществознания способствуют тому, что из школы выходят выпускники, которые понимают и критически осмысливают общественные процессы и ситуации.
Литература:
Каратаева Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности. Школьников. / Е.В. Каратаева – М., 2003.
Ларина В.П., Ходырева Е.А., Окунев А.А. Лекции на занятиях творческой лаборатории «Современные педагогические технологии».- Киров: 1999 – 2002.
Манвелов С.Г. Конструирование современного урока. - М. - Просвещение, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные образовательные технологии на уроках истории и обществознания
В данной статье представлены современные образовательные технологии, которые целесообразно применять на уроках истории и обществознания...
«Использование инновационных педагогических технологий на уроках истории и обществознания»
Приоритетным направлением исторического образования считаю формирование у учащихся ключевых компетенций, общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности....
Использование современных образовательных технологий на уроках истории и обществознания в условиях перехода на ФГОС
Данный материал будет интересен истории и обществознания, так как в нём показаны все положительные моменты использования кейс- технологиии....
Использование современных образовательных технологий на уроках истории и обществознания
В данной статье представлены современные образовательные технологии использование которых необходимо при реализации системно-деятельностного подхода на уроках истории и обществознания....
Использование инновационных педагогических технологий на уроках истории и обществознания для повышения качества знаний
В настоящий момент в школьном образовании применяют самые различные педагогические инновации. В своей работе я использую различные технологии и хочу о некоторых рассказать....
Инновационные образовательные технологии на уроках истории и обществознания как средство реализации ФГОС
ФГОС: что оценивается как результат образования?...
Распространение опыта «Использование инновационных педагогических технологий на уроках истории и обществознания для повышения качества знаний ».
В настоящее время в России происходит становление новый системы образования. Требования сегодняшнего дня, связанные с реформированием образования ( инициатива «Наша новая школа», переход на ФГОС новог...