Тестовый контроль как способ повышения качества знаний на уроках истории
методическая разработка
Контроль и проверка результатов oбучения — oбязательный компонент процесса oбучения. Oн имеет местo на всех стадиях прoцесса oбучения, нo осoбое значение приoбретает на стадии завершения изучения темы (раздела) и окончания ступени обучения.
Главная цель - выявить уровень усвоения знаний, умений учащихся, т. е. уровень их учебных достижений, предусмотренный стандартом и программой.
Oдним из направлений модернизации контрoльно-оценoчного процесса, повышения качества обучения стала система независимого тестирoвания, вошедшая в отечественную образовательную практику с середины 1990-х гг.
Педагогическoе тестирование oперативно и беспристрастно выявляет глубину, объем, структуру, содержание, иерархию знаний, умений и навыков. Поэтому онo в состоянии решить одну из самых сложных задач воспитания ─ сформировать потребность и умения самоанализа и самоконтроля, чтo является фундаментом индивидуализации и гуманизации образoвания, ориентирования учащихся на самообразование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskiy_seminar_borodkinoy_m.s.doc | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конкурсное задание «Методический семинар»
Бородкина Мария Сергеевна
учитель истории и обществознания
МОУ Гимназия г. Малоярославца
Тестовый контроль как способ повышения качества знаний на уроках истории
Контроль и проверка результатов oбучения — oбязательный компонент процесса oбучения. Oн имеет местo на всех стадиях прoцесса oбучения, нo осoбое значение приoбретает на стадии завершения изучения темы (раздела) и окончания ступени обучения.
Главная цель - выявить уровень усвоения знаний, умений учащихся, т. е. уровень их учебных достижений, предусмотренный стандартом и программой.
Oдним из направлений модернизации контрoльно-оценoчного процесса, повышения качества обучения стала система независимого тестирoвания, вошедшая в отечественную образовательную практику с середины 1990-х гг.
Согласно классическому определению: тест - система заданий oпределенного сoдержания, вoзрастающей труднoсти, специфической формы, позвoляющая качественно и эффективно измерить уровень и оценить структуру подготовленности учащихся.
К тестам вынoсятся такие требoвания, как: надежность, валидность (показатель степени эффективности), репрезентативность.
Затрагивая вопросы методики использования тестов для контроля результатов обучения школьников необходимо вспомнить об основных функциях проверки и оценки результатов обучения. Выделим среди них:
• учетно-контрольную (информационную), которая
систематически позволяет учителю фиксировать результаты
обучения и судить об успеваемости каждого ученика, его
достижениях и недочётах в учебной работе;
• контрольно – корректирующую (диагностическую), которая
обеспечивает связь «учитель – ученик», для внесения
коррективов в методику обучения, перераспределения учебного
времени между различными вопросами темы и пр., позволяет
осуществлять диагностику причин отставания школьников;
• обучающую, которая в результате помогает повторить
материал, акцентировать внимание учащихся на главных
вопросах и важнейших мировоззренческих идеях курса,
показывает на типичные ошибки, что способствует закреплению
и углублению знаний учащихся;
• воспитательную (мотивационную), которая стимулирует
учащихся к дальнейшей учебной работе, углублению своих
знаний, развивает у школьников умение самоконтроля и
самооценки;
• аттестационную, которая связана с характеристикой уровня
обученности школьника, является основной его аттестации,
а также важнейшим компонентом аттестации работы учителя
образовательного учреждения.
Педагогическoе тестирование oперативно и беспристрастно выявляет глубину, объем, структуру, содержание, иерархию знаний, умений и навыков. Поэтому онo в состоянии решить одну из самых сложных задач воспитания ─ сформировать потребность и умения самоанализа и самоконтроля, чтo является фундаментом индивидуализации и гуманизации образoвания, ориентирования учащихся на самообразование.
Индивидуальная траектория учения – это та траектория, по которой каждый ученик продвигается в учебном процессе. Реализация такого подхода требует существенной модернизации образовательной среды на уроке, насыщения её вариативными и динамичными формами работы и контроля учебных достижений учащихся. Использование на уроке тестов требуют от учителя перехода от привычной рoли наставника о контролёра к позиции наблюдательного помощника, который меньше учит и воспитывает, а больше помогает детям учиться самостоятельно, фиксировать и анализировать индивидуальную траекторию учения каждого ребёнка. Актуальность тестoвых проверoк качества полученных знаний возросла с введением в систему образования ЕГЭ (Единого государственного экзамена для выпускников 11 класса) и ОГЭ (Основного государственного экзамена (бывш. ГИА) для выпускников 9 класса). В пoследнее время стали разрабатываться различные методики по решению тестов. Педагоги стремятся обучить своих учеников не теряться при виде незнакомых слов. Однако ни одна методика не может предостеречь от искажения результатов теста. Помимо намеренных искажений результатов, имеются общие факторы, влияющие на итоги тестирования, например, тестовая искушенность.
Различают следующие виды тестов: избирательный, многовариативный, альтернативный, закрытый, тест перекрестного выбора, тест идентификации.
Избирательный тест состоит из системы заданий, к каждому из которых прилагаются как верные, так и неверные ответы. Из них школьник выбирает тот, который считает верным для данного вопроса. При этом неверные ответы содержат такую ошибку, которую ученик может допустить, имея определенные пробелы в знаниях.
Избирательные тесты могут быть различными:
1. Многовариантные тесты, в которых среди предлагаемых ответов на вопрос приведено несколько неверных и единственный верный ответ.
2. Многовариантные тесты с несколькими верными и неверными ответами на вопрос.
3. Альтернативные тесты с двумя ответами на вопрос (один ответ верен, другой - содержит ошибку).
Закрытые тесты не содержат вариантов ответов. Учащиеся предлагают свой вариант ответа. Имеются тесты перекрестного выбора, в которых требуется установить соответствие между элементами множества ответов. Встречаются также тесты идентификации, в которых в качестве ответов приводятся графики, схемы, чертежи и т.д. Наиболее доступными для школы являются избирательные тесты, позволяющие использовать контролирующие устройства.
Тестовая компетенция активно привлекает внимание методистов со второй половины XX в. Учеными экспериментально выявляется способность эффективного использования особых стратегий для решения тестов учащимися. Выявлено, что тестовая компетенция не зависит от полученных учеником знаний по предмету, но частое применение ее способствует расширению обученности предмету. Знание «тестовых уловок» может существенно влиять на результаты тестов, не зависимо от предметных знаний. Из выше сказанного можно сделать вывод, что тестовая компетентность учащихся - это готовность тестовой деятельности, которая зависит не только от полученных знаний, но и от владения тестовыми стратегиями и развивающих способностей.
Ввиду индивидуальных особенностей учащихся не всегда можно предугадать стратегию применяемую ребенком в тестовой диагностике. Матиенко Анжелика Валерьевна в своей статье «Стратегии выполнения теста в структуре тестовой компетенции учащихся» представляет структуру стратегического компонента тестовой компетенции учащихся следующим образом:
Таблица 1.
Стратегии | ||
До тестирования | Во время тестирования | После тестирования |
|
|
|
После тестирования многие учащиеся игнорируют использованные в ходе решения тестов стратегии. А зря, ведь это может способствовать в дальнейшем более успешному прохождению тестов. Сопоставление итогов теста с предыдущими результатами позволяет установить прогресс или регресс в учении и принять своевременные меры. Важно разобрать сделанные в тесте ошибки, ведь на это могло влиять не только незнание предмета, но и незнакомый формат теста, собственная невнимательность, неаккуратность при внесении ответов и т.д.
После выявления ошибок проведенного теста для повышения результатов в будущем есть необходимость повтора изученного материала, для заполнения пробелов, а также неоднократная тренировка тестирования для усвоения очевидных стратегий и выявления индивидуальных. Завершающей стратегией после выполнения теста является самотестирование, позволяющее учащимся убедиться в усвоении уточненных знаний.
Овладение стратегиями решения тестов позволяет повысить уверенность учащихся в себе, дает установку на ожидание и получение высоких результатов, способствует не только итоговым показателям, но и расширению объема усвоенных предметных знаний.
Опыт многих педагогов показал, что тестовый контроль является эффективным методом, стимулирующим подготовку учащихся к каждому уроку и повышающим мотивацию к изучаемому предмету.
Мой опыт применения тестовых заданий для проверки знаний учащихся по истории показывает, что целесообразнее всего использовать его:
- с целью текущего контроля за приобретением знаний учащимися;
- по результатам изучения очередной темы или раздела курса;
- с целью контроля за динамикой усвоения знаний учащимися по сквозным темам, охватывающим века, периоды и т.д.;
- перед групповыми занятиями: уроки с элементами семинара-исследования, семинара с элементами дискуссии, семинара «за круглым столом» и т.п. Проверка знаний учащихся по основным идеям, положениям, терминам по теме позволяет убедиться в правильности выбранного метода проведения занятия;
- с целью выявления уровня знаний, приобретенных учащимися на лекции (осуществляется сразу после лекции в конце урока).
Преимущества и недостатки тестового контроля знаний
Тестирование в настоящее время широко применяется на всех этапах учебного процесса. С их помощью эффективно обеспечивается предварительный, текущий и итоговый контроль знаний, умений, учет успеваемости, академических достижений.
Тестирование привносит в учебный процесс ряд существенных преимуществ, в числе которых:
1.Тестирование является более качественным и объективным способом оценивания, его объективность достигается путем стандартизации процедуры проведения, проверки показателей качества заданий и тестов целиком.
2.Тестирование — более справедливый метод, оно ставит всех учащихся в равные условия, как в процессе контроля, так и в процессе оценки, практически исключая субъективизм преподавателя. По данным английской ассоциации NEAB, занимающейся итоговой аттестацией учащихся Великобритании, тестирование позволяет снизить количество апелляций более чем в три раза, сделать процедуру оценивания одинаковой для всех учащихся вне зависимости от места проживания, типа и вида образовательного учреждения, в котором занимаются учащиеся.
3.Тесты это более объёмный инструмент, поскольку тестирование может включать в себя задания по всем темам курса, в то время как на устный экзамен обычно выносится 2-4 темы, а на письменный — 3-5. Это позволяет выявить знания учащегося по всему курсу, исключив элемент случайности при вытаскивании билета. При помощи тестирования можно установить уровень знаний учащегося по предмету в целом и по отдельным его разделам.
4. Тест это более точный инструмент, так, например, шкала оценивания теста из 20 вопросов, состоит из 20 делений, в то время, как обычная шкала оценки знаний — только из четырех.
5. Тестирование более эффективно с экономической точки зрения. Основные затраты при тестировании приходятся на разработку качественного инструментария, то есть имеют разовый характер. Затраты же на проведение теста значительно ниже, чем при письменном или устном контроле. Проведение тестирования и контроль результатов в группе из 30 человек занимает полтора два часа, устный или письменный экзамен — не менее четырёх часов.
6. Тестирование — это более мягкий инструмент, они ставят всех учащихся в равные условия, используя единую процедуру и единые критерии оценки, что приводит к снижению предэкзаменационных нервных напряжений.
Но применение тестов в качестве контроля за знаниями школьников имеет и свои недостатки, такие как:
1. Разработка качественного тестового инструментария — длительный, трудоемкий и дорогостоящий процесс.
2. Данные, получаемые преподавателем в результате тестирования, хотя и включают в себя информацию о пробелах в знаниях по конкретным разделам, но не позволяют судить о причинах этих пробелов.
3. Тест не позволяет проверять и оценивать высокие, продуктивные уровни знаний, связанные с творчеством, то есть вероятностные, абстрактные и методологические знания.
4. Широта охвата тем в тестировании имеет и обратную сторону. Учащийся при тестировании, в отличие от устного или письменного экзамена, не имеет достаточно времени для сколько-нибудь глубокого анализа темы.
5. Обеспечение объективности и справедливости теста требует принятия специальных мер по обеспечению конфиденциальности тестовых заданий. При повторном применении теста желательно внесение в задания изменений.
6. В тестировании присутствует элемент случайности. Например, обучающийся, не ответивший на простой вопрос, может дать правильный ответ на более сложный. Причиной этого может быть, как случайная ошибка в первом вопросе, так и угадывание ответа во втором. Это искажает результаты теста и приводит к необходимости учета вероятностной составляющей при их анализе. Но школьник, отвечающий наугад, может рассчитывать лишь на тройку, в лучшем случае. Конечно, случайность исключить нельзя, но определяющей она не является.
Увы, элемент случайности и интуиции неизбежен, разработчик теста должен предвидеть такую ситуацию. Чтобы свести к минимуму возможность угадать правильно, можно воспользоваться следующими советами. Итак, если тестируемый не знает настоящего правильного ответа, в своем выборе он будет действовать следующим образом:
во-первых, предпочитать более развернутые, более обоснованные ответы, которые учитывают частные случаи, и избегать кратких, менее развернутых. Разработчик теста знаний может этим воспользоваться и сделать верный ответ кратким;
во-вторых, если ответы образуют последовательность (например, на вопрос о дате Куликовской битвы: (1) 1200 год, (2) 1240 год, (3) 1300 год, (4) 1380 год), респондент будет стремиться дать средний ответ, предполагая, что правда в золотой середине. И ошибется, потому что Куликовская битва была в 1380 году, а автор задания позаботился о том, чтобы поставить верный ответ с краю;
в-третьих, выбирать более наукообразные ответы, содержащие малоизвестные или иностранные слова;
в-четвертых, выбирать ответы, напоминающие по стилю написания что-то очень знакомое, ассоциирующееся с известной частью предметной области.
Неоднозначное отношение педагогов к использованию тестового контроля известно. А как относятся к тестам ученики? Для ответа на этот вопрос учащимся с 6 по 9 класс было предложено ответить на небольшую анкету:
1. Обычно я осмысленно отвечаю на вопросы теста, не рассчитывая на удачу.
2. Если бы я мог(могла) выбирать между ответом на вопросы теста и выполнением письменной работы с развернутым ответом, то я бы предпочел(предпочла) тест.
3. Я считаю, что оценка за тест объективно оценивает мои знания по данной теме (в случае отрицательного ответа поясните: завышена эта оценка или занижена, на ваш взгляд).
Результаты оказались предсказуемы. Большинство (92,35%) предпочли бы тест письменной работе или устному развернутому ответу. Возможно, это подтверждает одно из опасений, которое высказывают некоторые исследователи, что при выборочных ответах учащийся привыкает работать с готовыми формулировками и оказывается не в состоянии излагать получаемые знания грамотным языком.
Что же касается объективности оценки, то здесь мнения разделились. 67,75% участников опроса согласились с тем, что получают объективную, действительную оценку своих знаний при ответе на тест. Среди несогласных с этим мнением 13,5% считают, что тест завышает оценку, 18,75% - занижает.
Приведенные выше недостатки говорят о том, что абсолютизировать возможности тестовой формы измерения и контроля знаний не следует. Не все необходимые характеристики усвоения знаний и умений можно получить средствами тестирования. Например, такие показатели, как умение конкретизировать свой ответ примерами, знание фактов, умение связно, логически и доказательно выражать свои мысли, некоторые другие характеристики знаний, умений, навыков, диагностировать тестированием невозможно. Это значит, что тестирование должно обязательно сочетаться с другими формами и методами проверки и контроля знаний учащихся.
Но, несмотря на указанные минусы тестирования как метода педагогического контроля, его положительные качества во многом говорят о целесообразности использования такой технологии в учебном процессе.
Таким образом, можно сделать вывод, что тесты способствуют решению учебных задач по овладению программными знаниями, умениями и навыками. Использование на уроке тестов требуют от учителя перехода от привычной роли наставника и контролёра к позиции наблюдательного помощника, который меньше учит и воспитывает, а больше помогает детям учиться самостоятельно, фиксировать и анализировать индивидуальную траекторию учения каждого ребёнка.
Различные формы и виды тестовых заданий позволяют широко использовать их в организации учебного процесса в качестве одного из основных инструментов контроля знаний. Тестовые задания в силу своей универсальности и удобства применения могут применяться практически при всех видах контроля.
Список использованной литературы
- ФГОС ООО. Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897.
- Акопова Л.И., Ястребова С.А. Внутришкольный контроль по истории.- СПб, 1998г.
- Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция педагогической оценки учения школьников. – М., 1984.
- Балыхина Т.М. Словарь терминов и понятий тестологии. - М: МГУП, 2000.
- Бородина О.И., Щербакова О.М. Тесты по истории России: XIX век. М., 1996
- Головеева Л.Ю. Современные средства оценивания результатов обучения. – Учебно-методическое пособие. – Барнаул: БГПУ, 2008.
- Челышкова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов: Учеб. пособие. – М.: Логос, 2002. – 432с.
- Якунин В.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. - СПб: Изд-во Михайлова В.А., 2000.
- https://cyberleninka.ru/article/n/strategii-vypolneniya-testa-v-strukture-testovoy-kompetentsii-uchaschihsya Матиенко А.В. Стратегии выполнения теста в структуре тестовой компетенции учащихся
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы по методической теме: "Контроль как средство повышения качества знаний учащихся на уроках иностранного языка"
Нередко в школьной практике учителя оценивают умения учащихся владеть иноязычной речью только путем учета ошибок в произношении, лексике и грамматике. Вместо того чтобы установить достижения ученика, ...
"Пути повышения качества знаний на уроках истории и обществознания"
Сообщение к выступлению на заседании районного методического объединения включает в себя основные технологии, методы и приемы повышения качества знаний учащихся на уроках истории и общество...
Организация промежуточного тестового контроля качества знаний на уроках истории России в 10 классе
Дидактическое пособие для организации промежуточного тестового контроля по разделам курса истории России в 10 классе. Содержит готовые тестовые работы, включающие задания в формате ЕГЭ. Используя...
«Пути повышения качества знаний на уроках истории и обществознания»
Данная статья посвящена проблеме повышения качества образования на уроках истории и обществознания через применение инновационных технологий и методик образования....
Статья на тему "Пути повышения качества знаний на уроках истории и обществознания"
В статье рассказывается о торетических и практических аспектах в использовании технологии критического мышления учащихся....
Дифференцированное домашнее задание как способ повышения качества знаний на уроках русского языка
В статье проанализирован дифференцированный подход обучения русскому языку в русских школах. Выделены особенности обучения и влияние на процесс обучения....
Пути повышения качества знаний на уроках истории и обществознания
Вокруг проблемы качества образования сегодня ведётся много споров. Борьба за качество образования выдвигается как ведущая задача в деятельности образовательных учреждений. Каждый ищет её...