Обобщение опыта
статья на тему

Обобщение опыта

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обобщение опыта учителя русского языка и литературы

МБОУ СОШ с. Новобалтачево Чекмагушевского района

Шариповой Джамили Турсуновны

Тема: Личностно-ориентированный подход на уроках русского языка.

Цель личностно-ориентированного урока – создание условий для познавательной активности учеников. Признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса составляет, по моему мнению, суть личностно - ориентированной педагогики. Это одна из центральных проблем современной школы.

Задачи -  повысить качество знаний учащихся; развивать успешность учебной деятельности; способствовать формированию личностного смысла ученика; создавать условия для эмоционального благополучия ребенка в классе.

Краткое описание: В основе опыта – сочетание традиционных и новых приемов, форм и средств обучения на основе личностно-ориентированного подхода, позволяющих создавать развивающую речевую среду на уроках и во внеурочное время, направленных на развитие творческих способностей учащихся, на формирование умений и навыков учебного труда, на воспитание потребности и умения пополнять свои знания.

Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному подходу к ребенку – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества и самоактуализации личности.

Целевые показатели:

Переход от педагогики требований к педагогике отношений.

Гуманно-личностный подход к ребенку.

Единство обучения и воспитания.

Особенности содержания и методики.

 Способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств.

 Развитие и становление познавательных сил ребенка.

 Обеспечение условий для углубленного объема знаний и умений.

 Идеал воспитания – самовоспитание.

Требование обучать всех детей в быстром темпе и на высоком уровне сложности представляется нереальным, поскольку «в действительности часть детей не может работать в высоком темпе, это проявление генетически обусловленных особенностей психики». В своей практике я использую элементы технологии разноуровневого обучения.

Основными принцами технологии разноуровневого обучения является следующее:

Всеобщая талантливость – нет бесталанных людей, а есть занятые не своим делом.

Взаимное превосходство – если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит что-то должно получаться лучше; это что-то нужно искать.

Неизбежность перемен – ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным.

 Рассматривая основные требования к личностно-ориентированному уроку, И.С. Якиманская отмечала, что его цель – создание условий для познавательной активности учеников. Средства, методы и приемы, позволяющие добиться успеха, учитель должен продумать и отобрать сам, демонстрируя таким образом знание возрастных, психологических, индивидуальных качеств учащихся, уровень подготовки класса, свою педагогическую интуицию и творческий потенциал.

Основным принципом разработки личностно-ориентированной системы обучения является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития. А для этого необходимо знать основные требования в разработке дидактического обеспечения личностно-ориентированного процесса.

Особенности применения:

В основе своего опыта рассматриваю планирование и организацию учебного процесса, в котором главное место отводится активной,  разносторонней, максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Остановлюсь на некоторых формах, методах и приемах организации личностно-ориентированного урока, освоенных мною, позволяющих добиться выполнения целей и задач урока, его результативности.

К сожалению, многие наши ученики  не могут грамотно писать, но и грамотно оформить свою мысль,  поэтому целью уроков  является формирование коммуникативных умений учащихся, умений, необходимых для построения текста (отбирать материал из разных источников, правильно выражать свои мысли, редактировать, совершенствовать высказывания);  формировать умение создавать устное выступление, анализировать текст.

Чтобы реализовать эти требования , необходимо создавать на уроке культурную речевую среду. Обеспечить её можно при условии чтения учащимися образцов правильной, грамотной и красивой речи, поэтому даю своим ученикам возможность

- думать  свободно;

- говорить непринуждённо, эмоционально;

- читать много, внимательно;

- анализировать много текстов;

- осознавать, как эти тексты сделаны;

- писать много, свободно, эмоционально.

Известно, что научиться строить свою речь правильно и в соответствии с конкретной жизненной ситуацией можно, лишь постоянно тренируя свои речевые и мыслительные умения.

В процессе анализа текста ученики выделяют те языковые средства, которые участвуют в создании образов, сюжета и композиционных линий текста, восстанавливают замысел автора, создают собственные тексты при помощи осознанного подбора адекватных языковых средств.

Приобретя опыт анализа чужих образцовых текстов, учащиеся начинают  и сами пользоваться их языковыми средствами, создавать свои собственные тексты. Практика показывает, что интенсивные занятия анализом текстов в 5 – 8 классах дают качественный скачок в освоении именно грамматики и орфографии, а также в написании сочинений и изложений.

 Колоссальные возможности для гуманизации учебного взаимодействия обучения содержатся в речи педагога. Речь учителя насыщает, обогащает учебный материал, учит создавать проблемные ситуации, не только пробуждает, но и создаёт условия для творчества.

Особое внимание уделяю самоконтролю и взаимоконтролю. Формирование речевого самоконтроля в объёме макроструктуры текста тесно связано с реализацией коммуникативной цели сообщения и в объёме микроструктуры текста, т. е. способности предупреждать, обнаруживать и устранять речевые ошибки на уровне предложения.

 Особое значение для развития умения речевого самоконтроля имеет отсроченная повторная работа с текстом изложения, сочинения, когда ученик редактирует изложения своих одноклассников. Результатом такой работы является умение учащихся  правильно выражать свои мысли, строить свою речь, писать изложения и сочинения с использованием языковых средств, приобретая собственный стиль речи.

Прекрасные условия для развития речи складываются во время экскурсий, путешествий, где возникает желание поделиться увиденным с товарищами, родителями, написать творческую работу, а погружаясь в художественные миры писателей, поэтов,  живописцев, музыкантов, мы учимся искусству видеть, слышать, чувствовать жизнь, сопереживать.

Формы такой работы многообразны, значимость ее велика, т.к. саморазвитие, самораскрытие, самообразование личности, на которые и направлен личностно-ориентированный подход, невозможны без систематической, целенаправленной работы по обогащению словарного запаса учащихся, по формированию умения свободно, логически, правильно, ярко, выразительно излагать собственные мысли устно и письменно, строя высказывания любого типа и стиля речи. Наиболее востребованным видом деятельности на уроках развития речи является сочинение. Подготовка учащихся к написанию сочинения – работа кропотливая, требующая внимания, терпения, систематичности, начинаю вести ее с пятого класса. После того как пятиклассники познакомились с понятиями «тема», «основная мысль текста», узнали, что темы бывают широкие и узкие, начинаю их приобщать к лучшим образцам русской речи, к текстам, созданным мастерами русского слова. Часто использую различные виды анализа текста на каком-либо этапе урока. И только после такой подготовительной работы ребята пробуют себя в написании сочинений-миниатюр по личным впечатлениям.

В 6-7 классах темы сочинений становятся разнообразнее. Работая по программе Т. А. Ладыженской, развиваю у ребят навыки различного рода описаний, знакомлю с основами сочинения-рассуждения в разных стилях. Уже с 8 класса начинаю работу по подготовке учащихся к написанию серьезных сочинений разных жанров, в том числе и по литературе, что пригодится и в 9 классе при подготовке к ГИА, и в 11 классе при подготовке к ЕГЭ.

Много времени уделяю индивидуальной работе с теми учащимся, которые проявляют творческие способности, хотят научиться писать ярко, интересно. Очень бережно отношусь к любой творческой работе.

Развитие речи протекает более успешно в благоприятной речевой среде.  Благоприятная речевая среда складывается там, где проявляется интерес к книге, к чтению, где возникают и удовлетворяются интеллектуальные потребности, где обнаруживается стремление к высокой культуре речи.

Формы такой работы многообразны, значимость ее велика, т.к. саморазвитие, самораскрытие, самообразование личности, на которые и направлен личностно-ориентированный подход, невозможны без систематической, целенаправленной работы по обогащению словарного запаса учащихся, по формированию умения свободно, логически, правильно, ярко, выразительно излагать собственные мысли устно и письменно, строя высказывания любого типа и стиля речи. Наиболее востребованным видом деятельности на уроках развития речи является сочинение. Подготовка учащихся к написанию сочинения – работа кропотливая, требующая внимания, терпения, систематичности, начинаю вести ее с пятого класса. После того как пятиклассники познакомились с понятиями «тема», «основная мысль текста», узнали, что темы бывают широкие и узкие, начинаю их приобщать к лучшим образцам русской речи, к текстам, созданным мастерами русского слова. Часто использую различные виды анализа текста на каком-либо этапе урока. И только после такой подготовительной работы ребята пробуют себя в написании сочинений-миниатюр по личным впечатлениям.

Важным моментом в проведении успешного урока является мотивация ученической деятельности. Учащиеся должны четко понимать, для чего они изучают тот или иной материал, ясно представлять себе значимость и результаты своей работы на уроке. По возможности при помощи наводящих вопросов, путем выполнения специальных заданий подвожу их к самостоятельной формулировке целей и задач урока. Так, например, после объявления темы урока спрашиваю:

 - Как вы думаете, почему звучит тема  таким образом?

 - О чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?

 - Какие задачи вы ставите перед собой?

 - Где могут пригодиться нам знания, полученные на сегодняшнем уроке?

Вопросы могут звучать по-разному в зависимости от темы, типа и вида урока, но результат будет неизменным: понимая значимость изученного материала, учащиеся проявят к нему особый интерес, станут работать вдумчиво и внимательно.

Огромные возможности для развития познавательной активности учащихся, формирования устойчивого интереса к предмету таит в себе очень востребованная сегодня в школе технология сотрудничества. На практике ее часто ассоциируют с различными формами групповой работы, которая как раз и создает атмосферу взаимопомощи, взаимообучения, сотрудничества, будучи тщательно продуманной, позволяет предусмотреть приобщение к процессу познания. Выбирая для себя работу в составе группы, учащиеся «примеряют» различные роли: они пробуют свои силы в качестве консультантов, рецензентов, экспертов, составителей словарей и т.д., что помогает им раскрыть  свои возможности, реализовать индивидуальные особенности. Выполняя задание, данное учителем, учащиеся разрабатывают план деятельности, распределяют обязанности, а при проверке задания каждый отчитывается о своей работе, каждому есть чем гордиться, каждый будет замечен и получит оценку своего труда. Работа в группах, наконец, воспитывает умение обосновать свою позицию и отказываться от своего мнения, если кто-то из товарищей оказывается более убедительным.

Задания при групповой работе даю дифференцированные. Богатые возможности групповой работы использую чаще на повторительно-обобщающих уроках. На уроке русского языка в 7 классе по теме «Повторение изученного о наречии», для того чтобы учащиеся могли проверить, умеют ли они правильно писать наречия, им было предложено из текста выбрать наречия и объяснить их правописание. Сначала ребята выполняли эту работу самостоятельно, затем консультанты проверяли качество ее выполнения у членов своей группы, а потом результаты обсуждались в группе.

На следующем этапе урока учащиеся должны были пронаблюдать за ролью наречий в тексте. Двое учащихся из группы проводили небольшую исследовательскую работу, пробуя читать текст без наречий, пытаясь определить, что теряет при этом текст, какую роль играют наречия в нем.

В данном случае групповая работа развивает орфографическую зоркость учащихся, дает возможность высказывать свою точку зрения, привести свои аргументы в случае несогласия с членами группы, воспитывает уважение к чужой работе, к чужой точке зрения.

Часто использую работу в парах, которая дает возможность даже учащимся со слабой подготовкой почувствовать себя в роли лидера, человека, отвечающего за важный участок работы, без которого невозможен общий успех класса. Работа в парах эффективна при взаимоопросе, в процессе усвоения новых понятий и слов и на других этапах урока.

С 5 класса я работаю по учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской. В учебнике содержится интересный материал на лингвистические темы. Для того чтобы все учащиеся класса глубоко и прочно усвоили новый материал, я подхожу к ним дифференцированно, учитывая индивидуальные особенности каждого. Особую роль здесь играет организация самостоятельной работы учащихся. Самостоятельная работа предваряется различными предтекстовыми заданиями, а именно:

1 группа (сильные учащиеся) – получают карточки с примерами предложений, иллюстрирующими все случаи, например, постановки тире в бессоюзном сложном предложении, предлагаю самостоятельно вывести правило или подобрать собственный иллюстративный материал.

2 группа (учащиеся со средним уровнем знаний) – читают параграф и формируют вопросы к нему и подбирают примеры ко всем пунктам упражнения.

3 группа (наиболее слабые учащиеся) – по плану, записанному на доске, работают над параграфом и готовят устные ответы к каждому пункту плана.

Для закрепления материала я подбираю дидактический материал в соответствии с уровнем развития учащихся и провожу уроки – практикумы, где использую такие способы коллективной работы учащихся:

учащиеся выполняют задания парами: одни выполняют эти задания, а сидящие с ними рядом учащиеся контролируют выполнение практических заданий и оценивают правильность выполнения. Затем учащиеся меняются ролями;

или я ставлю вопрос к упражнению, а учащиеся за одной парте, обсуждают совместно, как ответить на этот вопрос. Использую разноуровневые задания на карточках и предлагаю учащимся выполнить те, которые они считают для себя выполнимыми.

Дидактический материал, различные виды заданий для урока подбираю в соответствии с возрастными, психологическими, индивидуальными качествами учащихся.

В связи с возросшими требованиями к культуре речи школьников необходимо работать  не только над количественным, но и над качественным обогащением их словарного запаса. В этой связи большой интерес представляет работа над многозначностью слова, причем очень важно раскрывать многозначность уже известных детям слов. Многочисленные ошибки учащихся, связанные с использованием в речи многозначных слов, свидетельствуют о необходимости серьезной и систематической работы над многозначностью и - шире – над многозначностью вообще. Дети не знают, а часто не умеют использовать различные значения полисемантичных слов, особенно переносные. Систематически налаженная словарная работа помогает решить и эту проблему.

Например, в своей работе использую логические упражнения на разграничение однозначных и многозначных слов, на составление и анализ словосочетаний, включающих слова с различными значениями:

Подчеркните многозначные слова. Докажите, что данные слова являются многозначными: сирень, теплый, холодно, ограда, дерзкий;

Из списка слов выберите слова, с которыми употребляется слово холодный. Запишите словосочетания: человек, песок, путешествие, тон, класс.

 Какой вывод можно сделать о слове холодный? Чем интересно это слово?

Докажите, что слово крепкий многозначное. Составьте словосочетание или предложение с этим словом в разных значениях.

Также применяю упражнения, связанные с толкованием лексического значения слова.

Объясните значение выделенных слов путем подбора:

а) синонимов - крепкий человек, крепкие нервы, крепко поссорились

б) способом разъясняющего толкования - свежий хлеб, свежее утро, свежая газета

в) по толкованию лексического значения узнать слово:

быстро перебирая ногами, перебираться в каком-либо направлении;

совершать побег, самовольно, тайком уходить куда-либо;

г) слово глубокий имеет значение:

1) находящийся на значительной глубине от поверхности

2) очень сильный, достигший значительной степени.

Закончите словарную статью о глаголе жить, составив для примера свои предложения на каждое из значений слова.

Жить: 1) существовать, быть живым; 2) вести тот или иной образ жизни; 3) поддерживать свое существование; 4) проживать где-либо.

В каком из значений употреблено слово жить в следующих предложениях:

1)Жил старик со своею старухою у самого синего моря.

2)Жили они бедно, с хлеба на квас перебивались.

3)Старая барыня жила в Москве, в сером доме с белыми колоннами.

Рядом со словосочетаниями записать в скобках значение слова стоять: стоял прямо; стоял шум; стоял январь; стоять за победу; стоит полк в селе.

 Итак, личностно-ориентированное обучение в школе должно быть направлено на воспитание каждого ученика внутренне свободной личностью, ищущей свое место в обществе в соответствии со своими задатками, формирующимися ценностными ориентациями, интересами и склонностями.

Результаты:

Высокие результаты образовательного процесса подтверждают итоги сдачи экзаменов: По результатам единого государственного экзамена по русскому языку в 2012/2013 учебном году учащиеся 11 класса при успеваемости 100% качество знаний составило 74%, а в 2014/15 учебном году – успеваемость 100%, средний балл ЕГЭ составил 75%; в 9 классе – успеваемость 100%, средняя оценка – 4. 

Мои ученики ежегодно являются призерами олимпиад и конкурсов по русскому языку и литературе: 2012 год – муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку (Гайнуллин И., 11 класс- 2 место, Гайнуллина А., 9 класс- 3 место) , 2013 г.- Всероссийский конкурс сочинений «Где родился, там и пригодился» (Мусин А., 7 класс, 1 место), 2013 – 14 учебный год – Всероссийский заочный конкурс проектных работ «Созидание и творчество» (Исламов Б., 10 класс –Лауреат II степени) , 2013-14 учебный год – Республиканский конкурс «Акмуллинская олимпиада по русскому языку» (Усманова А. , 9 класс – призер ), 2013-14 учебный год – муниципальный этап олимпиады по русскому языку (Усманова А., 9 класс – 1 место), 2013-14 учебный год – Всероссийский открытый заочный конкурс «Интеллект-экспресс» (Мусин А., 7 класс, 3 место), 2013-14 учебный  год – Республиканская научно-практическая конференция школьников «Исследование как метод познания…», номинация «Литература» (Мусин А.,7 класс - Диплом 1 степени, победитель), 2013-14 учебный год - Районная научно-практическая конференция школьников «Ломоносовские чтения, 2013» «Лингвистические исследования», номинация «Русский язык» (Исламов Б., 10 класс , Диплом 1 степени, победитель), 2014-15 учебный год - Республиканский конкурс сочинений, посвященный Дню Республики Башкортостан «Пою мою республику» (Ахтямова И., 11 класс - муниципальный этап – 1 место, республиканский – 3 место), 2014-15 учебный  год – муниципальный  этап Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку (Мусин А., 8 класс – 1 место). Среди выпускников последних пяти лет - 6 серебряных и 2 золотых медалистов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта педагога.

Обобщение опыта работы учителя русского языка и литературы....

обобщение опыта работы"Развитие творческих способностей на уроках физики"

обощение опыта по теме "Развитие творческих способностей на уроках физики". Приведены работы детей, которые можно использовать на уроках....

Обобщение опыта

Обобщение опыта работы учителя музыки Корякиной Н. А. по теме: «Развитие эстетического восприятия и познавательной деятельности учащихся на уроках музыки» Идея опыта:Обеспечение успешного развития тв...

Обобщение опыта работы по теме "Применение метода интеллект-карт на уроках русского языка"

Представлен опыт работы по применению метода интеллект-карт на разных типах и формах уроков русского языка: изучение нового материала закрепление материала обобщение материала  написание до...

Обобщение опыта работы. Тема опыта: «Применение логопедического массажа как одного из актуальных методов современной логопедии с целью повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей-логопатов».

 Свой опыт  я построила таким образом, что он представляет собой обобщённую систему работы по применению элементов, а так же  полных курсов логопедического массажа на индивидуаль...

Обобщение опыта работы. Изостудия МБОУ ДОД ДДК (из опыта работы по развитию творческой активности обучающихся)

Данные материалы адресованы тем, кто работает с детьми в образовательных организациях реализующих общеразвивающие программы в области развития декоративно-прикладного творчества, а также всем, кто инт...

Обобщение опыта работы по теме "Система работы учителя по подготовке к ГИА по информатике. Из опыта работы"

В статье обобщен опыт работы учителя по подготовке учеников к ЕГЭ по информатике. Рассматриваются особенности структуры КИМ, проблемы подготовки и пути их решения...