Проектирование образовательного процесса на основе образовательной модели «перевернутое обучение».
статья по теме

Оздоева Елена Николаевна

Сегодня активно обсуждают проблему внедрения различных моделей смешанного обучения в российских школах. Смешанное обучениеэто система построения образовательного процесса, основной отличительной особенностью которой является сочетание элементов традиционного обучения с электронным.  Одной из моделей смешанного обучения является образовательная модель «перевернутый класс». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perevernutoe_obuch.docx23.83 КБ

Предварительный просмотр:

Проектирование образовательного процесса на основе образовательной модели «перевернутое обучение».

 Развитие системы образования определяется, прежде всего, потребностями общества. Мы живем в динамично изменяющемся мире, веке лавинообразного роста нового знания и трудно предсказать, какие профессиональные задачи будут решать сегодняшние школьники, и какие технологии они будут использовать, например, лет через 20. Поэтому образование должно меняться, «опережая время», если мы хотим подготовить социально адаптируемого выпускника.

Сегодня достаточно четко определен вектор развития современной системы образования и сформулирован социальный заказ общества и государства общеобразовательной школе. Основным критерием качественного образования должны стать социальные результаты школьника – у выпускника школы должны быть сформированы готовность и способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, умение проявлять инициативу.

В современной школе должны быть созданы условия, обеспечивающие раскрытие интеллектуального потенциала школьника, его успешное жизненное самоопределение, должны быть выработаны эффективные механизмы мониторинга и оценки его образовательных достижений, компетенций и профессиональных наклонностей учащихся.  И сегодня новыми образовательными стандартами закреплены эти глобальные цели перед системой общего образования. Но, к сожалению, часто бывает так: мы видим цель, но не всегда видим пути достижения этой цели. Вопрос «Какие результаты мы должны получить?» для педагога неизбежно порождает другой, не менее значимый, вопрос «А как это сделать?». 

Перед учителем стоит сложная профессиональная задача выбора педагогических средств достижения планируемых результатов. А мы, зачастую, пытаемся новые задачи решать старыми педагогическими технологиями и приемами. Это недопустимо!

На протяжении нескольких лет психологи и ученые из разных областей все чаще говорят о том, что привычное нам изложение нового материала в форме лекции является одной из самых неэффективных форм обучения. Как правило, во время лекции усваивается не более 15-20% информации. А чего еще можно ждать от пассивного слушания?

Сегодня активно обсуждают проблему внедрения различных моделей смешанного обучения в российских школах.

Смешанное обучение – это система построения образовательного процесса, основной отличительной особенностью которой является сочетание элементов традиционного обучения с электронным. 

Одной из моделей смешанного обучения является образовательная модель «перевернутый класс». Эта модель - одна из наиболее простых в организационно-техническом плане, поскольку для ее реализации не требуется специально оборудованного компьютерами учебного кабинета. Модель априори ориентирована на использование ресурсов сети Интернет при выполнении домашней работы: обучающимся предлагается самостоятельно (в качестве домашнего задания) освоить некий теоретический материал, а в классе они включаются в активное обсуждение проблем учебной темы, уточняя ключевые вопросы; организуется практическая работа по отработке навыков применения изучаемого материала, т.е. классная и домашняя работы “меняются местами”.

О домашней работе. Таким образом, формальное объяснение нового материала учителем как обязательный элемент урока «отмирает», заменяется просмотром видео, анализом различных информационных ресурсов и т.п. и составляет суть домашней работы. Такая домашняя работа должна обеспечивать содержательную подготовку обучающегося к последующей работе в учебной аудитории.

В каком же виде должна быть представлена теория в домашнем задании? Оптимально - в форме небольших видеороликов. Это может быть скринкаст на основе презентации, озвученный учителем, может быть фрагмент учебного фильма, отобранный учителем для данного конкретного урока и т.п. Отбор видеоматериалов и других (например, справочно-информационных) ресурсов, их адаптация осуществляется педагогом исходя из образовательных целей, что, соответственно, требует определенного уровня ИКТ-компетентности и методического мастерства педагога.

Но мало представить только теорию... Надо дать возможность обучающемуся убедиться, что он с ней разобрался. Поэтому крайне важным является набор практических заданий, который выполняет школьник после погружения в теоретический материал  и инструменты самоконтроля.

Ученик приходит в класс... Прежде всего, учитель должен знать, какие проблемы возникли у школьников, чтобы осуществить корректирующие действия на уроке. И очень важно выбрать форму обратной связи: фронтальная беседа, контрольный тест, небольшая самостоятельная работа и т.п. Тогда у педагога появятся объективные данные, с помощью которых можно выстроить урок дифференцированно, подобрав ученикам задания в соответствии с их уровнем подготовки.

Освобождается время для обсуждения более сложных вопросов, поисковой, исследовательской, творческой деятельности, коллективного взаимодействия. И именно эти формы работы оказываются эффективными для получения не только предметных, но и метапредметных результатов.

Конечно, идея «перевернутого обучения» оказалась просто революционной в плане:

  • оптимизации временных ресурсов (пожалуй, один из ключевых аспектов в условиях сокращения учебных часов!);
  • использования дидактического потенциала сети Интернет;
  • мотивации обучающихся, включения в активную познавательную деятельность и повышения их ответственности за образовательные результаты.

Преимущества «перевернутого класса»:

  1. актуально в условиях дефицита учебных часов (экономия времени);
  2. позволяет в любой момент вернуться и повторить материал;
  3. нет проблем с пропустившими уроки;
  4. каждому ученику позволяет работать со своей скоростью;
  5. проще реализовать индивидуальный подход;
  6. можно использовать электронные ресурсы;
  7. у ученика появляется поле самостоятельной деятельности и ответственности;

Недостатки «перевернутого класса»:

  1. непонимание со стороны других участников образовательного процесса;
  2. затраты времени и сил;
  3. недостаток качественных ресурсов;
  4. неготовность учеников.

https://www.youtube.com/watch?v=Xt6lP_Uq0qc


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обеспечение высокого качества образовательного процесса на основе эффективного использования системно – деятельностного подхода в обучении русскому языку и литературе.Методическая система учителя.

Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах «ключевых задач развития учащихся» (личностная культура, социальная культура, с...

Проектирование образовательного процесса на основе ИОТ.

«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде всего узнать его тоже во всех отношениях».                    ...

Современные образовательные технологии в реализации ФГОС: модель «Перевернутый класс».

Для современной школы необходимо создавать новые, совершенно иные образовательные условия. Они должны не только учитывать скорость информационного потока, но и быть нацеленными на развитие у ребят нав...

Проектирование образовательного процесса на основе модели «перевернутое обучение»

модель урока физики "Реактивное движение" по типу "перевернутого обучения"...

Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования учителем различных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий или электронного обучения

 Сегодня востребованы образовательные технологии, обеспечивающие реализацию продуктивного образования. Целью, а значит, и ожидаемым результатом, такого образования является личностное разв...

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЫСОКОГО КАЧЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИЛИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ.

Статья к науч-но практической конференции " Совершенствование организации образования, образовательных технологий и программ физического воспитания в условиях внедрения ФГОС и всероссийского физк...

Планирование учебного процесса, создание учебных ситуаций с использованием модели «Перевернутое обучение»

В данной статье описываются учебные ситуации с использованием  модели "Перевернутое обучение"....