Групповые технологии.
статья на тему

Печенкина Светлана Юрьевна

Современный уровень школьного образования характеризуется тем, что в рамках классно-урочной системы широко применяются различные формы организации коллективной познавательной деятельности, как фронтальные, так и внутри-классные групповые.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gruppovaya.doc127.04 КБ

Предварительный просмотр:

Групповые технологии

Общественный контакт вызывает

своеобразное возбуждение жизненной

энергии людей, результат которого

определяется не сложением, а умножением их

 усилий.

К.Маркс

По В. К. Дьяченко, организационная структура групповых способов обучения может быть комбинированной, то есть содержать в себе различные формы: групповую (когда один обучает многих), парную, индивидуальную. При этом доминирующее значение имеет именно групповое общение. К групповым способам обучения можно отнести:

  • классно урочную организацию;
  • лекционно-семинарскую систему;

- формы дифференциации учебного процесса;

- дидактические игры;

  • белл-ланкастерскую систему;
  • бригадно-лабораторный метод;
  • метод проектов;
  • метод Трампа.

Современный уровень школьного образования характеризуется тем, что в рамках классно-урочной системы широко применяются различные формы организации коллективной познавательной деятельности, как фронтальные, так и внутри-классные групповые.

И. Б. Первин выделяет пять уровней коллективной учебно-познавательной деятельности:

  1. Фронтальная (одновременная) работа в классе, направленная на достижение общей цели.
  2. Работа в статичных парах.
  3. Групповая работа (на принципах дифференциации).
  4. Межгрупповая работа (каждая группа имеет свое задание в общей цели).
  5. Фронтально-коллективная деятельность при активном участии всех школьников.

При правильном педагогическом руководстве и управлении эти формы позволяют реализовать основные условия коллективности: осознание общей цели, целесообразное распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль.

Собственно групповыми технологиями в практике называют лишь третий и четвертый уровень организации учебной работы в классе.

Такая работа требует временного разделения класса на группы для совместного решения определенных задач. Ученикам предлагается обсудить задачу, наметить пути ее решения, реализовать их на практике и, наконец, представить найденный совместно результат. Эта форма работы лучше, чем фронтальная, обеспечивает учет индивидуальных особенностей учащихся, открывает большие возможности для кооперирования, для возникновения коллективной познавательной деятельности.

Классификационные параметры технологии:

По уровню применения: все уровни.

По философской основе: приспосабливающаяся.

По основному фактору развития: социогенная.

По концепции усвоения: приспосабливающаяся.

По ориентации на личностные структуры: приспосабливающаяся.

По характеру содержания: проникающая.

По типу управления познавательной деятельностью: система малых групп.

По организационным формам: классно-урочная, академическая + клубная, групповая.

По подходу к ребенку: сотрудничество.

По преобладающему методу: диалогическая.

По категории обучаемых: все категории.

Акценты целей:

  • Обеспечение активности учебного процесса.
  • Достижение высокого уровня усвоения содержания.

Концептуальные позиции:

Гипотеза: способ организации деятельности детей является особым фактором совместной (коллективной) деятельности, которая оказывает мощное стимулирующее действие на развитие ребенка. Групповые технологии как коллективная деятельность предполагают:

  • взаимное обогащение учащихся в группе;
  • организацию совместных действий, ведущую к активизации учебно- познавательных процессов;
  • распределение начальных действий и операций (задается системой заданий, обусловливающихся особенностями изучаемого объекта);
  • коммуникацию, общение, без которых невозможны распределение, обмен и взаимопонимание и благодаря которым планируются адекватные учебной задаче условия деятельности и выбор соответствующих способов действия;
  • обмен способами действия - задается необходимостью построения различных способов для получения совокупного продукта деятельности - решения; проблемы;
  • взаимопонимание - диктуется характером включения учащихся в совместную деятельность;
  • рефлексию, через которую устанавливается отношение участника к собственному действию и обеспечивается адекватная коррекция этого действия.

Особенности организации:

Главными особенностями организации групповой работы учащихся на уроке являются:

  • класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач;
  • каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;
  • задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;
  • состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.

Руководители групп и их состав подбираются по принципу объединения школьников разного уровня обученности, информированности по данному предмету, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга.

Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания, а дифференцированная - выполнение различных заданий разными группами. В ходе работы поощряется совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу.

При групповой форме работы учащихся на уроке в значительной степени возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику как со стороны учителя, так и своих товарищей. Причем помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику.

Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:

  1. Подготовка к выполнению группового задания.

а)        Постановка познавательной задачи (проблемной ситуации).

б)        Инструктаж о последовательности работы.

в)        Раздача дидактического материала по группам.

  1. Групповая работа.

г)        Знакомство с материалом, планирование работы в группе.

д)        Распределение заданий внутри группы.

е)        Индивидуальное выполнение задания.

ж)        Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе.

  1. Обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения),

и) Подведение итогов группового задания.

з)        Заключительная часть.

к) Сообщение о результатах работы в группах.

л) Анализ познавательной задачи, рефлексия.

м) Общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи. Дополнительная информация учителя на группу.

Опыт показывает, что если вводную часть взять за единицу времени, то групповая работа должна продолжаться примерно 6 и заключительная часть - 2 единицы.

Во время групповой работы учитель выполняет разнообразные функции: контролирует ход работы в группах, отвечает на вопросы, регулирует споры, порядок работы и в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным учащимся или группе в целом.

Групповая форма работы на уроке может применяться для решения почти всех основных дидактических задач. Наиболее применима и целесообразна она при проведении практических работ, лабораторных и работ-практикумов по естественнонаучным предметам; при отработке навыков разговорной речи на уроках иностранного языка (работа в парах); на уроках трудового обучения при решении конструктивно-технических задач; при изучении текстов, копий исторических документов и т.п. В ходе такой работы максимально используются коллективные обсуждения результатов, взаимные консультации.

Разновидности групповых технологий:

Групповой опрос. Своеобразной разновидностью группового занятия является групповой опрос, который проводится для повторения и закрепления материала после завершения определенного раздела программы.

Общественный смотр знаний. В системе различных форм групповой познавательной деятельности общественный смотр знаний занимает особое место. В его организации очень важно правильно провести подготовительный период.

Так же, как и при общественном смотре знаний, организация учебной встречи состоит из подготовки и самой встречи. Ведет учебную встречу учитель.

Диспут. Разновидностью учебной встречи является диспут. Организация диспута, основанного на столкновении разных мнений, - сложное и ответственное дело. Успех диспута во многом определяется темой, заключающей в себе, как минимум, две разноречивые позиции.

Нетрадиционные уроки. К групповым технологиям следует отнести и многие технологии нетрадиционных уроков, в которых имеет место разделение класса на какие-либо группы. Примеры: урок-конференция, урок-суд, урок-путешествие, интегрированы урок и др.

При использовании групповых технологий на уроках и во внеурочно время происходит увеличение учебного актива учащихся, основное ядро которого составляют консультанты по различным предметам. Консультанты по учебному предмету - это хорошо успевающие и интересующиеся предметом ученики, которые проявляют желание помочь своим товарищам в учении.

Для эффективного проведения групповых занятий педагог должен очень хорошо знать класс (не только уровень знаний, но и особенности личностных отношений, сложившихся в коллективе) и систематически заниматься с консультантами (проверять качество их знаний, давать методические советы и т.д.). Некоторые дополнительные затраты времени на подготовку полностью компенсируются большим педагогическим выигрышем.

Литература

  1. Виноградова М.Д., Первин КБ. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. - М.: Просвещение, 1977.
  2. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. - М.: Педагогика, 1989.
  3. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. - М.: Просвещение, 1991.
  4. Коллективная учебно-познавательная деятельность школьников / Под. ред. И.Б.Первина. М.: Педагогика, 1985.
  5. ЛийметсХ.Й. Групповая работа на уроке. - М.: Просвещение, 1975.
  6. Маркова А.К., и др. Формирование мотивации ученья. - М.: Просвещение, 1990.
  7. Постановление ЦК ВКП (б) от 25 августа 1932 г. «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе» // Народное образование в СССР: Сб. док. 1917-1973.
  8. Миртов А.В. Сочинение в школе. Уроки коллективного творчества //Литература в школе. 1996. - .49 6.
  9. Поливанова Н.И., Ривина И.В. Принципы и формы организации совместной учебной деятельности //Психологическая наука и образование. -1996. - №2.
  10. Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения М.: Педагогика, 1987.
  11. Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе. - М.: Просвещение,

1988.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование групповой технологии учителем английского языка

Использование различных форм организации урока английского языка....

конспект урока по теме: "Волейбол" с применением групповых технологий в 11 классе

Современные групповые технологии на уроках волейбола в школе....

Групповые технологии на уроке географии "Московский столичный регион"

Предлагается разработка урока в 9 классе по разделу "Центральная Россия" по теме Московский столичные регион". (по учебнику Баринова, Дронов. География России). Тип урока: изучение нового материала.Ис...

Использование групповых технологий на уроках истории и обществознания.

Чтобы развить  в школе активную   личностьс развитым интеллектом, способную  успешно решать жизненные и профессиональные проблемы, легко ориентироваться в информационных по...

Групповые технологии на уроках технологии

Групповая работа - одна из продуктивных форм организации сотрудничества детей....

Использование групповых технологий в предметной области «Технология»

Групповые технологии обучения, которые я применяю на урока, позволяют решать комплекс задач и, прежде всего, повышать интенсификацию урока, развивать самостоятельность учащихся, их самоуправление, спо...