Аналитический отчет учителя математики Чирковой А.Н.
статья по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Шипуновская средняя общеобразовательная школа № 1»
Шипуновского района Алтайского края
Аналитический отчет
Выполнила: Чиркова Анна Николаевна,
учитель математики
первой квалификационной категории
с. Шипуново 2019
Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь.
В. Ключевский
Эти слова известного великого русского историка и учителя не зря стали эпиграфом к моему аналитическому отчету. Ведь учитель – это не профессия, не специальность – это возможность стать им, то есть стать для ребенка не только неприкасаемым авторитетом, но и другом, помощником, товарищем. Поэтому своим педагогическим кредо считаю следующее: «Учитель — это состояние души…» И самым важным здесь должно быть главное – любовь к детям, с которыми я работаю уже одиннадцать лет.
В 2007 году окончила Барнаульский государственный колледж по специальности «учитель информатики», в 2015 г. - Алтайский государственный педагогический университет по направлению «Культурология» (диплом с отличием). А в 2017 году прошла переподготовку по теме «Теория и методика обучения математике в общеобразовательной организации», ИДО ФГБОУ «Алтайский государственный педагогический университет»
Свою педагогическую деятельность начинала в Первомайской средней школе Шипуновского района Алтайского края в должности учителя информатики. Проработала там девять лет, четыре года из которых являлась заместителем директора по воспитательной работе.
С 2016 года работаю учителем математики в МБОУ «Шипуновская СОШ №1» Шипуновского района Алтайского края. На протяжении последних трех лет (2013-2016 гг.) преподавание математики (алгебры и геометрии ) я осуществляла в 5 - 8 классах, в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся в данных классах 100% успеваемость.
Современные стандарты по математике требуют воспитания духовно нравственной личности, созидания, формирования гражданской позиции, чувства ответственности, патриотизма и любви к уроку математики, адаптации к новым жизненным условиям. В этом суть и назначение учительского труда.
В основной школе учащиеся должны самостоятельно ставить цель и определять пути для ее достижения, в том числе использовать приобретенный в школе опыт деятельности в повседневной жизни, выходящий за рамками учебного процесса.
Каждый ребенок индивидуален, он приходит в школу с определенным набором способностей, наделенный от природы какими-то задатками. Для того чтобы раскрыть положительные склонности, способности у детей, педагогу необходимо с каждым из них выстроить свою работу таким образом, чтобы она способствовала самоутверждению ученика как личности, а это в свою очередь приведет к созданию условий для эффективной адаптации и социализации ребенка в жизни, в социуме.
Сама по себе математика как наука дает широкое поле для исследования. При изучении данного предмета учащиеся кратко повторяют весь путь человечества, который оно прошло, добывая математические знания, необходимые для жизни в целом. Поэтому для своей работы по самообразованию я выбрала такую тему: «Формирование компетенции личностного самосовершенствования учащихся на уроках математики путем применения технологий личностно-ориентированного обучения».
Интеллектуальное развитие и формирование качеств личности происходит под влиянием образования как целенаправленного процесса, который достигается путем изучения обязательных дисциплин. Ребенку для успешного становления всесторонне развитой личности в современном обществе и полноценной жизни просто необходимы математические знания и умения, способность их применять в практической деятельности, в условиях реальной жизни. Математика формирует ясность и точность мысли, критичность мышления, развивает интуицию, тренирует способность к преодолению трудностей.
Я, как учитель, стараюсь при помощи своих уроков снабдить учащихся необходимыми для повседневной деятельности компетенциями; развить логическое мышление и создать условия для развития трудолюбия, усердия, усидчивости, умения заканчивать начатое . Все это и является компонентами личностного-ориентированного обучения.
В личностно-ориентированном обучении основополагающим моментом является осознанная ориентация учителем на личность учащегося, что в свою очередь является условием для развития способностей учащихся, мотивации к учебной деятельности, обучению. При этом «вектор» развития строится не от обучения к учению, а наоборот, от ученика к определению педагогических воздействий, способствующих его развитию. Именно на это и должен быть нацелен весь образовательный процесс.
Для успешной реализации технологии личностно-ориентированного обучения необходимо в процессе учебной деятельности контролировать качество полученных знаний для каждого учащегося в зависимости от индивидуальных особенностей ученика и при необходимости корректировать их, совершенствовать. Через верно выстроенный личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании происходит повышение качества образования по математике.
Опираясь на свой опыт работы, могу сказать, что внимание ученика очень часто направлено не на содержание темы и хода урока, а на его внешние моменты. То есть, если у ребенка не возникает чувства удивления или любопытства, происходит падение интереса к обучению вообще и обучению математике в частности.
Важным составляющим пребывания ребенка в школе является умение реализовать те качества личности, которые ему необходимы для дальнейшей жизни в социуме. Поэтому возникла идея взглянуть на обучение математике таким образом, чтобы обеспечить реализацию прав каждого ребенка на его индивидуальное развитие, которое не идет вразрез с его личными возможностями, склонностями и интересами.
Прежде чем начать свою работу по обучению математике, я провожу психолого-педагогические характеристики учащихся. Это позволяет мне ориентироваться на ученика, стимулировать его нравственное, эмоциональное и интеллектуальное развитие, создавать условия, облегчающие процесс обучения, атмосферу живого общения, положительного эмоционально-психологического климата.
Для успешного усвоения нового материала на своих уроках всегда провожу диагностику сформированности компетенций каждого ребенка и класса в целом по изучаемой теме. Провожу анализ выявленных «пробелов» и планирую дальнейшую корректирующую работу. Это способствует своевременному оказанию необходимой помощи учащимся при обучении, дифференцировать сложность заданий. Данный вид диагностики является одним из этапов личностно-ориентированного подхода.
Одним из самых важных компонентов личностно-ориентированного обучения является развитие мотивации учебной деятельности. Поэтому на своих уроках стараюсь всегда создать ситуацию успеха, чтобы каждый ребенок чувствовал себя значимым. Делать это можно с помощью ободряющих реплик: «Молодец!», «У тебя все получится...», «Больше всего мне в твоей работе нравится….», «Обязательно попробуй, чтобы что-то получилось….». Все это нужно для того, чтобы при обучении математике у учащихся возникал интерес к учению – это и становится стимулом для успешной мотивированной учебной деятельности, т.е. удовлетворяется потребность в самовыражении, самореализации, что обеспечивает успех.
В ходе реализации личностного-ориентированного подхода предполагается привлекать к процессу оценивания самих учащихся. Для этого ученикам часто предлагается оценить работу на уроке своих товарищей и себя. Немаловажным фактором для развития интереса на уроке становится самостоятельность и активность. В этом мне помогают элементы проблемного обучения. Перед учащимися ставится проблема, и им самим предлагается устранить ее путем рассуждений, сопоставления фактов, сравнения.
Немаловажную роль при использовании технологии личностно-ориентированного обучения играет развитие творческого потенциала учащихся. Мои ученики придумывают загадки, ребусы, кроссворды, стихи на различные темы, связанные с математикой, сами составляют задачи. Таким образом школьник глубже вникнет в теорию, лучше запомнит правило, сможет сам составить и решить конкретную ситуацию.
Компьютерные технологии активно используются в современном образовательном процессе. Наглядное обучение также является неотъемлемой частью моих уроков. Это позволяет поднять качество обучения на более высокую планку, повысить интерес к предмету.
При личностно-ориентированном подходе к обучению очень важен целевой компонент. То есть учителю необходимо выстроить ход урока таким образом, чтобы дети сами формулировали тему урока и цели учения. При таком подходе к обучению необходимо побудить учащихся к высказыванию своих мыслей. Учитель ведёт дискуссию, задаёт наводящие вопросы, подсказывает, при этом для учащихся он становится равноправным партнёром в общении. Ученики становятся исследователями. Под скрытым руководством учителя они открывают для себя новые знания.
Продолжение получения новых знаний в занимательной форме, расширяющей кругозор учащихся, происходит во время занятий кружкового объединения «Финансовая грамотность», программу которого я разработала и внедряю в рамках ФГОС с текущего учебного года. Ведущими направлениями кружка являются: выявление одаренных детей и работа с ними; решение олимпиадных задач; организация исследовательской и поисковой деятельности школьников.
Таким образом учащиеся становятся более заинтересованными в изучении предмета, в выполнении дополнительных заданий, в участии в математических олимпиадах и конкурсах.
Мониторинг результативности учащихся за период с 2016 по 2018:
Год | Название конкурса/олимпиады | Уровень | Результат |
2016 | Предметная олимпиада по математике | Школьный | Грамота 2 место — 2 уч. Грамота 3 место — 3 уч. |
2016 | Конкурс исследовательских работ | Школьный | Грамота 3 место — 1 уч. |
2016 | Математический конкурс «Кенгуру» | Всероссийский (заочный) | Сертификат участника — 12 уч. |
2017 | Предметная олимпиада по математике | школьный | Грамота 2 место-3 уч. Грамота 3 место-2уч. |
2017 | Международный дистанционный конкурс по математике «Олимпус» | Международный | Сертификат участника — 10 уч. |
2017 | Математический конкурс «Кенгуру» | Всероссийский (заочный) | Сертификат участника — 11 уч. |
2017 | Дистанционная олимпиада «Учи.ру по математике» | Всероссийский | Сертификат участника — 9 уч. |
2018 | Предметная олимпиада по математике | Школьный | Грамота 2 место-2 уч. Грамота 3 место-3 уч. |
2018 | Международный математический конкурс «Ребус» | Международный | Диплом 2 степени- 1 уч. Сертификаты участников — 6 уч. |
2018 | Всероссийская предметная олимпиада для школьников «Пятерочка» | Всероссийский | Сертификаты участников — 5 уч. |
2018 | Дистанционная олимпиада «Учи.ру по математике» | Всероссийский | Диплом победителя — 2 уч. Сертификат участника — 10 уч. |
2018 | II Всероссийская онлайн-олимпиада по финансовой грамотности | Всероссийский | Диплом победителя — 1 уч. |
Всё вышеперечисленное повышает у учащихся не только интерес к предмету, но и качество знаний по математике.
Для реализации личностного-ориентированного подхода в рамках инновационной деятельности третий год веду курс «Избранные вопросы математики» в виде дистанционного обучения. Программа курса предусматривает проведение занятий в режиме онлайн, дистанционные тренинги на сайте «Я-класс», учебной платформы «Учи.ру», наличие вебинарной комнаты, обмен сообщениями через электронную почту.
С целью обобщения и популяризации педагогического опыта являюсь активным пользователем Интернет-портала «Социальная сеть работников образования nsportal», где имею свой сайт. Посещаю предметные клубы учителей, пополняю свою методическую копилку.
Являюсь классным руководителем 8 «б» класса. В моем классе в равных условиях воспитываются и обучаются дети с различными образовательными потребностями, ограниченными возможностями здоровья. Как классный руководитель стараюсь привить ребятам любовь к Родине и родному краю, селу для этого мы ежегодно совершаем туристические походы по окрестностям села, организуем совместно с родителями классные спортивные мероприятия (волейбол, футбол, катание на лыжах и коньках), экскурсии по Алтайскому краю. Все это в свою очередь привело к тому что за период моей работы в должности классного руководителя (с 2016 по 2019 годы )охват внеурочной деятельностью в моем классе составил 100%.
Наша школа является пилотной в рамках реализации Российского движения школьников, в связи с этим мною был создан школьный телеканал «Большая перемена». Выпуски которого посвящены школьным, краевым, федеральным и мировым событиям, а также различным мероприятиям. Большую помощь при составлении видеороликов, записи интервью и т. д. мне оказывают мой класс.
Систематически повышаю уровень профессионального мастерства через семинары, курсы повышения квалификации:
- Научно-практическая конференция «Актуальные проблемы развития математического образования в школе и вузе» 17-18 октября 2017 г.
- Краевой лекторий по теме : «Актуальные проблемы современной науки и техники. Организация работы с одаренными учащимися» 16 ч. 21.09.2017 г.
- Краевой лекторий по теме : «Актуальные проблемы современной науки и техники. Организация работы с одаренными учащимися» 16 ч. 28.09.2018 г.
- «Совершенствование профессиональной деятельности учителя математики в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов основного общего и среднего общего образования» в объеме 36 часов. ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет»
За период моей работы имею поощрения и награды:
- Почетная Грамота Комитета по образованию Шипуновского района Алтайского края, 2016 год
- Почетная Грамота Комитета по образованию Шипуновского района Алтайского края, 2018 год
Чтобы сделать процесс обучения личностно-ориентированным, необходимо совсем не так уж много: дать право каждому учащемуся на самоопределение, личный результат и достижение, возможность добывать и применять различные знания и умения во всех сферах жизни. Главный результат данной технологии обучения в том, чтобы школьники стали увереннее в себе, своих силах. Учащиеся становятся способны к самостоятельной работе по поиску нужной информации, а не используют готовые выводы из учебного пособия.
Горжусь тем, что я – Учитель, товарищ, который помогает, наставляет, обогащает знаниями, воспитывает чувства долга и ответственности перед самим собой и обществом, перед родной страной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
аналитический отчет учителя физики
отчет по теме самообразования за 3 года...
Аналитический отчет учителя физической культуры
Аналитический отчет учителя физической культуры на первую квалификационную категорию...
Аналитический отчет учителя-логопеда
Аналитический отчет о педагогической деятельности учителя-логопеда за межаттестационный период работы...
аналитический отчет учителя химии
Аналитический отчет за межаттестационный период 2009-2014 учебные годы....
Аналитический отчет учителя истории
Анализ учебной и воспитательной деятельности в соответствии с целями и задачами тематической программы показывает, что моя работа способствует интеллектуальному, нравственному и физическому становлени...
Аналитический отчет учителя английского языка
Аналитический отчет учителя английского языка...
Готовый аналитический отчет учителя истории на первую квалификационную категорию
Готовый аналитический отчет учителя истории и обществознания на первую квалификационную категорию...