аналитический отчет учителя химии
материал (химия) на тему
Аналитический отчет за межаттестационный период 2009-2014 учебные годы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiticheskiy_otchet_tuliganova_r.g._1.docx | 92.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №30
имени 10-го гвардейского Уральского добровольческого танкового корпуса» городского округа Дегтярск Свердловской области
Согласовано
Директор МАОУ «СОШ № 30
имени 10-го гвардейского УДТК»
____________ И.М. Азаренкова
Аналитический отчёт
за межаттестационный период
2009 – 2014 учебные годы
Составитель: учитель МАОУ «СОШ№ 30
имени 10-го гвардейского УДТК»
Тулиганова Разида Габдулловна,
первая квалификационная категория
г.о. Дегтярск
2014 год
Оглавление
1. Проблематика профессиональной деятельности
2. Цели и Задачи аналитического отчета
1. Анализ результатов деятельности /продуктивности труда педагога:
1.1 Анализ результатов деятельности
1.2. Уровень и динамика обученности и образованности обучающихся
1.3 Вклад в развитие мотивации и потребностей в обучении
1.4 Предъявление обучающимися образовательных результатов по химии в мероприятиях муниципального уровней
2. Анализ условий получения результата
2.1 Анализ управленческих условий получения результата
4. Элементы технологии уровневой дифференциации
6. Организация СРУ (самостоятельная работа учащихся
2.2 Материально-технические условия
3. Определение противоречий и проблем
Введение
Самое полезное в жизни – совершенствовать
свое познание или разум…
Б. Спиноза
Я, Тулиганова Разида Габдулловна, учитель химии МАОУ «СОШ № 30 имени 10-го гвардейского УДТК», в 1979 году окончила Бирский государственный педагогический институт факультет биологии и химии, работаю в школе 33 года, из них 25 лет в данной школе.
Имею I квалификационную категорию по должности учитель.
Предыдущая аттестация проходила в феврале 2009 года, по итогам которой были даны рекомендации: использование ИКТ – технологий, распространение педагогического опыта.
В период с 2009 по 2014 год в нашем образовании произошли значительные изменения:
- Переход к новой форме аттестации выпускников (ЕГЭ).
- В 2010 году принят ФГОС второго поколения, в котором определено фундаментальное ядро содержания образования.
- Утверждена государственная программа «Развитие образования на 2013 – 2020 годы».
- В 2012 году принят Федеральный закон РФ № 273-РФ «Об образовании в Российской Федерации».
В концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года цель государственной политики в области образования определена так: «…повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина».
Успешным в современном обществе считается человек, у которого не только прочные знания, умения, но есть способность к самообразованию, саморазвитию, самореализации. Технологии и инновации, вошедшие в школьную жизнь в последние 10-15 лет, при всех имеющихся различиях, в конечном счете, направлены на повышение продуктивности учебной деятельности, превращении школьника в активного субъекта собственного учения.
Исходя из этого, изменились и цели школьного образования: научить детей учиться и уметь использовать знания в любых жизненных ситуациях. Химия является частью естественнонаучного образования, вносит существенный вклад в научное понимание мира. Химия не только изучает природу, но и обеспечивает человека знаниями для практической деятельности, для развития материального производства. Химические реакции лежат в основе функционирования ряда отраслей химии: нефтехимической промышленности, металлургии, производства строительных материалов, продуктов пищевой промышленности, лекарственных препаратов. Продукты химии используются во всех отраслях промышленности и сельского хозяйства. На этом материале у обучающихся формируется представление о химии, как производительной силе общества, о роли химии в решении экономических и экологических проблем. Фактический материал химии находит наглядное выражение, дает пищу для размышлений об окружающем мире, для гармоничного развития личности. Химические знания отражают сложный комплекс отношений «человек – общество» через связь «вещество – материал – практическая деятельность», и определяют рациональные поведенческие навыки, возможности осознанного выбора, образа жизни, сферы деятельности. Таким образом, организация образовательного процесса направлена на самовоспитание высокой гражданской позиции, высоких нравственных качеств, формирование устойчивого естественнонаучного взгляда на природу и общество, роли в обществе и государства, на определение своего места в жизни. Предмет химии специфичен. Успешность его изучения связана с овладением химическим языком, соблюдением техники безопасности при выполнении химического эксперимента, осознанием многочисленных связей химии с другими предметами. Я преподаю химию в 8, 9, 10, 11 классах. Изучение предмета ведется в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования. Во всех классах школы базовый уровень преподавания предметов. Изучение предмета организуется по учебникам Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации.
Главная цель моей педагогической деятельности – создать образовательное пространство для развития и саморазвития учащихся.
Задачи:
- формирование у обучающихся знаний основ науки – важнейших фактов, понятий, законов и теорий, химического языка, доступных обобщений мировоззренческого характера;
- развитие умений наблюдать и объяснять химические явления, происходящих в природе, лаборатории, в повседневной жизни;
- формирование универсальных учебных действий (работа с различными источниками информации, работа в группах);
- саморазвитие и самообразование обучающихся;
- формирование логического мышления, самостоятельности, творческой активности;
- формирование у обучающихся новых качеств: инициативность, конструктивность, мобильность, гибкость;
- формирование коммуникативной компетентности.
Учитель является ключевой фигурой в образовательном процессе. От каждого из нас требуется личная ответственность за результат своей деятельности.
В свете современных требований, профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни. Владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям и уметь быстро выходить из них. Это необходимо ученику для успешного обучения. Концепция модернизации Российского образования - один из приоритетов российской образовательной политики - определяет обеспечение качества образования и его соответствие актуальным потребностям личности, общества, государства мировому уровню. Однако на сегодняшний день актуальны следующие проблемы.
У обучающихся не только разный уровень подготовки и владения общеучебными навыками, но и у большинства из них утерян интерес к предмету. Ведь на сегодняшний день объем требований к знаниям по химии возрастает, т.к. данный предмет является одним из предметов, который изучается в вузах области, итоговое тестирование проводится в новой форме. Поэтому стали очевидными следующие противоречия:
- между необходимостью формирования прочных знаний, умений и навыков и большим объемом теоретических сведений, получаемых на уроках химии;
- между стремлением учащихся самостоятельно войти в образовательную среду и невозможностью это сделать на традиционном уроке;
- между возрастающей практической значимостью школьного курса химии и дефицитом учебного времени;
- между естественной потребностью в познании и снижением познавательной деятельности учащихся;
В связи с изменением целей образования стало ясно, что традиционная система построения учебно-воспитательного процесса с организационной и методической точек зрения слабо ориентированы на обеспечение образовательной потребности каждого ученика, на соответствие его склонностям, интересам, возможностям. Поэтому для достижения цели я выбрала идею реализации личностно – ориентированного подхода через использование элементов исследовательской работы на уроках, применение ИКТ в учебном процессе, а так же применение элементов модульной и проблемной технологий. Мониторинг за познавательной деятельностью учащихся осуществлялся в течение всего межаттестационного периода.
Развивающая образовательная среда – это специально созданная учителями и обучающимися атмосфера интеллектуального поиска и творческой деятельности в ходе специально организованного учебного процесса. Она предполагает в себе новое содержание образования, инновационные педагогические технологии. Развивающая образовательная среда создает условия для формирования не только прочных знаний и умений, а создает возможность формирования универсальных учебных действий, знакомство с методами познания, со способами приобретения знаний. Мы должны признать, что у каждого ученика в образовательном процессе есть собственные цели, интересы и потребности. Ученик мотивирован на изучение и применение конкретного учебного материала. Мы должны предоставить ему возможность проявить эти качества целеполагания в полной мере. Учитель, желающий развить в своих учениках личностные качества, становится перед сложной педагогической задачей: учить одновременно всех по-разному.
Курс химии и общеобразовательной школы, содержит большой объем теоретического материала. Для понимания и применения этих знаний необходимо организовать учебный процесс с использованием методов, стимулирующих познавательную деятельность обучающихся, таких форм обучения, которые строятся на диалоге, предполагающем обмен мнениями, с использованием субъектного опыта обучающегося. Учителю важно помочь ученику понять новые идеи, возникшие в новом образовательном поле. Ученик может проверить правильность своих умозаключений, изменить пути достижения результатов. Данная модель позволяет интегрировать знания учащихся, развивает мыслительные операции. Такими дидактическими характеристиками обладают интерактивные методы обучения. Отбираю наиболее оптимальные из них, учитывая особенности развития моих учеников, их мотивы изучения предмета, их интересы.
Мой аналитический отчет за межаттестационный период содержит самоанализ, самооценку моей педагогической деятельности, а также перспективный план предстоящей деятельности на будущее.
Цель моего отчета: анализ результатов работы за межаттестационный период, выявление нерешенных проблем.
Задачи:
- проанализировать условия, обеспечивающие положительные результаты;
- выявить противоречия, выявленные в межаттестационный период;
- провести самоанализ результатов педагогической деятельности;
- провести самооценку педагогической деятельности;
- наметить пути решения проблем на следующий период;
- определить задачи на следующий межаттестационный период.
Объект анализа: собственная педагогическая деятельность.
Предмет анализа: условия, способствующие качественному сопровождению обучающихся.
Аналитическая часть
1. Анализ результатов деятельности /продуктивности труда педагога
1.1 Анализ результатов деятельности
Проведенный анализ педагогической работы позволил выявить следующие проблемы:
- недостаточное развитие интеллектуальной и исследовательской грамотности учащихся, умения самостоятельно приобретать и применять знания;
- разный уровень способностей учащихся;
- недостаточный уровень мотивации и ответственности за результат учения.
Исходя из вышеизложенных проблем, мной была сформулирована цель педагогической работы в межаттестационный период: «Мониторинг уровня овладения учащимися основными компонентами содержания базового образования курса химии».
Курс химии в современной школе является концентрическим курсом, поэтому темы, знакомство с которыми происходит в 8 классе, более подробно рассматриваются в старших классах. Таким образом, становится возможным проанализировать рост качества образования учащихся на протяжении всего курса химии.
Для достижения этой цели были выдвинуты задачи:
- изучить современные педагогические технологии и ввести некоторые элементы их в учебный процесс;
- оптимизировать образовательный процесс на уроках химии через активизацию познавательного интереса учащихся к предмету и создания комфортной образовательной среды;
- осуществить мониторинг качества образования учащихся, исследуя зависимость уровня качества от применения элементов различных технологий.
1.2. Уровень и динамика обученности и образованности обучающихся
Реализация выдвинутых задач педагогической деятельности на межаттестационный период проходила через:
- целенаправленную работу с учащимися на уроках химии и во внеурочное время с использованием всех возможностей химии: демонстрационные опыты, решение экспериментальных задач, лабораторные опыты, практические работы, решение задач, творческие работы исследовательского характера;
- использование индивидуального и дифференцированного подходов в обучении химии через применение элементов модульной, проблемной и других технологий;
- повышение профессиональной компетенции через работу над темой по самообразованию;
- реализацию рекомендаций последней аттестации.
Охарактеризую ситуацию, сложившуюся в межаттестационный период.
Учебная нагрузка педагога в межаттестационный период
Таблица №1
Учебный год | 2009-2010 | 2010-2011 | 2011-2012 | 2012-2013 | 2013-2014 |
Предмет-химия | 8а,б 9а,б 11а | 8а,б 9а,б 10а | 8а,б 9а,б 10а 11а | 8а,б 9а,б 10а 11а | 8а,б 9а,б 10а 11а |
Как видно из таблицы, есть преемственность между классами, поэтому можно проследить уровень обученности к концу обучения и сделать анализ результатов обучения.
Моя мониторинговая деятельность состоит из нескольких этапов. Подготовительный этап включает в себя определение цели, сбор информации об уровне обученности. Этап сбора информации проходит через педагогическое наблюдение, беседы и контроль над знаниями, умениями и навыками обучающихся, что позволяет дать количественные характеристики качества результатов обученности учащихся. Регулярно проводятся входная, промежуточная и итоговая контрольные работы. Кроме того, в системе проводятся тематические контрольные и самостоятельные работы, тесты. Полученные результаты я обрабатываю с помощью количественных методов. Это дает мне материал для этапа анализа, на котором я выявляю соответствие или несоответствие полученного результата, рассматриваю его эффективность, делаю выводы и намечаю программу коррекции учебных целей, форм, методов обучения с целью повышения эффективности.
В качестве показателей результативности педагогической деятельности рассмотрю следующее:
- Динамику качества образованности.
- Вклад в развитие мотивации и потребностей в обучении.
Результаты учебной работы представлены в таблице №2.
Качество образования по классам
Таблица №2
2009-2010 | 2010-2011 | 2011-2012 | 2012-2013 | 2013-2014 | |
8 классы | 37 % | 38 % | 37 % | 38 % | 46 % |
9 классы | 31 % | 27 % | 25 % | 37 % | 31 % |
10 класс | - | 50 % | 48 % | 59 % | 50 % |
11 класс | 34 % | - | 60 % | 48 % | 55 % |
Качество образования в межаттестационный период
Таблица №3
Учебный год | 2009-2010 | 2010-2011 | 2011-2012 | 2012-2013 | 2013-2014 |
% качества | 34 | 38 | 43 | 45 | 46 |
Средний балл | 3,5 | 3,6 | 3,6 | 3,7 | 3,8 |
Данные таблицы наглядно демонстрируют, что качество обученности остается стабильным. Соответственно наметилась положительная динамика и в отношении среднего балла по предмету. Данная динамика говорит о реализации принципа индивидуализации в обучении, эффективности педагогического контроля качества усвоения минимума содержания образования, эффективности сопровождения обучающихся.
Рассматривая ежегодные результаты успеваемости учащихся классов, в которых я работаю, можно сделать вывод о том, что стандарт на базовом уровне усваивают все учащиеся, а качество знаний остаётся стабильным или имеет положительную динамику. Следовательно, к концу обучения на данной ступени удаётся обеспечить необходимый уровень подготовки по химии, сформировать приемы учебной деятельности, а в случае необходимости, провести коррекцию в учебной деятельности школьников.
Результаты ЕГЭ по химии
Таблица № 4
Минимальный балл | Результат | |
2009 год | 32 | 36 |
2010 год | 33 | 43 |
2012 год | 36 | 58 |
Мои ученики выбирают химию для итоговой аттестации, подтверждают свои оценки.
Из таблицы видно, что выпускники при сдаче экзамена в новой форме, преодолели минимальный барьер, получили баллы в рамках средних границ. Есть динамика результатов. Выпускники получили сертификат для поступления в высшие учебные заведения.
В 2012 году показали следующие результаты:
Иванова Мария – 64 балла; Семерикова Юлия – 52 балла.
Мои ученики поступают в технические и медицинские ВУЗы и ССУЗы, подтверждают свои знания по химии. Бывшие ученики не теряют со мной связь, продолжая свое дальнейшее обучение.
1.3 Вклад в развитие мотивации и потребностей в обучении
Вклад в мотивационно-потребностное развитие можно проанализировать по следующим показателям:
- Сформированность интереса к предмету - количественной характеристикой может служить число учащихся, выбирающих предмет для итоговой аттестации.
- Сформированность потребности в углублённом изучении предмета (количественная характеристика – число учащихся, посещающих факультативные, дополнительные занятия и элективные курсы).
Отношение к учебной деятельности выявляю в процессе анкетирования, социологических опросов и бесед.
Внеурочная деятельность по предмету, направленная на расширение и углубление знаний обучающихся, развитие их познавательной активности, повышение качества образования, организуется мной через ведение курсов факультативной части учебного плана и участие обучающихся в мероприятиях фестивального движения «Юные Интеллектуалы Среднего Урала», всероссийской олимпиаде школьников, в школьных научно-практических конференциях, предметных неделях.
Для повышения мотивации в изучении химии проводилась следующая работа:
- проведение индивидуальных бесед;
- проведение индивидуальных консультаций с целью расширения знаний по предмету, как для отстающих учеников, так и для ребят, желающих иметь глубокие знания по химии. Такие консультации проводятся регулярно;
- подготовка к олимпиадам.
1.4 Предъявление обучающимися образовательных результатов по химии в мероприятиях муниципального уровней
Таблица № 5
Учебный год | Фамилия | Место | Класс |
2009-10 | Иванова Мария | 1 | 9 |
Копылов Дмитрий | 2 | 9 | |
2010-11 | Тарасов Данил | 2 | 9 |
2011-12 | Иванова Мария | 2 | 10 |
2012-13 | Юнгман Эльвира | 1 | 10 |
Тарасов Данил | 2 | 11 |
Таблица № 6
Учебный год | Мероприятие | Результат |
2009-2010 | «Юные интеллектуалы Среднего Урала» | 2 победителя |
20010-2011 | «Юные интеллектуалы Среднего Урала» | 1 победитель 2 призёра |
2011-2012 | «Юные интеллектуалы Среднего Урала» | 1 победитель |
2012-13 | «Юные интеллектуалы Среднего Урала» | 2 победителя |
По таблице можно увидеть, что ежегодно обучающиеся занимают призовые места. Учащиеся ежегодно принимают участие в школьном и муниципальном туре олимпиады. Стабильно есть призеры городских олимпиад по химии.
1.5 Экспертная деятельность
Таблица 7
Учебный год | Деятельность |
| Член муниципальной комиссии по проверке олимпиадных работ. |
2010 - 2011 | Член муниципальной комиссии по проверке олимпиадных работ. |
2011 - 2012 | Эксперт по профилю профессиональной деятельности. |
2013 - 2014 | Эксперт по профилю профессиональной деятельности. Руководитель ШМО учителей естественных наук. Член методического совета школы. |
Также участвовала в составлении олимпиадных заданий школьного и муниципального уровней.
Ежегодно на основе запроса обучающихся и родителей предлагаются и реализуются факультативный курс по химии, в том числе индивидуальные и групповые занятия по предмету. Занятия курса дифференцированы и позволяют ученикам, заинтересованным в изучении химии на более высоком уровне, расширить рамки стандарта, развить свои умения при решении сложных вопросов и задач.
Таблица 8
Учебный год | Класс | Вариативный курс |
2009-2010 | 10 а | Вариативный курс «Химия и жизнь» |
2010-2011 | 10а | Факультатив «Трудные вопросы химии. Подготовка к ЕГЭ» |
2011-2012 | 11 а | Факультатив «Трудные вопросы химии. Подготовка к ЕГЭ» |
2012-2013 | 8 а, б 9 а, б | Факультатив «Подготовка к ГИА по химии» Факультатив «Подготовка к ГИА по химии» |
2013-2014 | 5 а,б | Факультатив «Химия в быту» |
Процент посещаемости курса - от 40-50%.
2. Анализ условий получения результата
В условиях становления новой системы образования я стараюсь ориентироваться на конечный результат образовательного процесса – выпускника школы, к которому современная жизнь предъявляет серьезные требования. Ключевым условием повышения результата образованности обучающихся является повышение собственной компетентности через использование современных педагогических технологий, посещение курсов повышения квалификации, самообразование, обмен опытом с коллегами.
В связи с тем, что в современных условиях качество образования зависит не столько от объема знаний, сколько от владения ключевыми компетентностями, темой самообразования я выбрала «Использование ИКТ – технологий в учебном процессе».
В своей работе ориентируюсь на следующие концептуальные установки:
- Базовый уровень химических знаний должен быть доступен всем.
- Деятельностный подход в обучении.
- При выполнении любого вида деятельности ученик должен испытывать успех.
- Обучение на достаточном уровне сложности при понятном и доступном изложении.
- Отслеживание результатов обученности и сформированности знаний и умений.
Теоретической основой педагогического опыта послужили педагогические технологии, основанные на гуманизации и демократизации педагогических отношений; активизации и интенсификации деятельности обучающихся; эффективности организации управления процессом обучения.
В своей педагогической деятельности я использую традиционную технологию обучения с элементами педагогики сотрудничества, развивающего обучения, дифференцированного подхода, опорные конспекты, а также:
- Информационные технологии:
- Использование тренировочных и проверочных тестов (в формате ЕГЭ);
- Проведение практических работ с использованием виртуальной лаборатории;
- Зачетные работы учащиеся представляют в электронном варианте в виде докладов и презентаций.
- Метод проектов, в основе которого лежит развитие познавательных
навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Метод проектов ориентирован на самостоятельную работу учащихся – индивидуальную, парную, групповую в течение определенного периода. Проект позволяет проверить знания, выявить организаторские и творческие способности.
- Блочно-модульное обучение обеспечивает гибкость обучения, адаптацию к индивидуальным потребностям учащегося, уровню его базовой подготовки.
- Элементы технологии уровневой дифференциации, посредством которой создают условия для самореализации каждого ученика в соответствии с его наклонностями, интересами и возможностями.
- Тестирование – эффективный метод контроля качества знаний, достоинство которого в оперативности, объективности, широком охвате учащихся.
- Организация СРУ (самостоятельная работа учащихся), является основным элементом современной технологии, так как формирует навыки самоорганизации, мобильного самообразования.
- Перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем.
- Проблемное обучение, посредством которого учитываю психологические закономерности самостоятельной мыслительной деятельности.
Кладовая знаний – информационные источники: учебник, научно-познавательные статьи, энциклопедии, современные источники информации будет доступна тому, кто научится работать с ней.
Умения работать с текстом является главной учебно-познавательной компетенцией, которой должны овладеть учащиеся в школе. Не секрет, что сейчас дети мало читают и даже учебник, который в большинстве своем, содержит информацию для запоминания и не мотивирует познание. Необходима специальная работа по формированию умений работать с текстом: вычленять главное, преобразовывать текс в тезисы, таблицы, схемы, модели. Если эта работа ведется педагогом регулярно, то ученик и понимает её значимость для саморазвития.
Повышается уровень активности, характеризующийся стремлением учащегося к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях. Учебный предмет химия представляет огромные возможности для формирования данной компетенции, так как моделирование, преобразование модели (формулы, уравнения, схемы), является главной составляющей предмета.
В своей работе я использую специальную работу с текстом, который представлен несколькими информативно сжатыми тезисами. Критически оценивая содержание тезиса с точки зрения имеющихся знаний, учащиеся в процессе дискуссии, выдвигают гипотезы, применяют наработанный инструментарий и строят те или иные знания. А сделанные при этом ошибки проясняют основания правильных действий. Все это работает на понимание текста. Если в литературе проблема чтения и понимание текста решается способом медленного и многократного чтения, то химический текст дает не только понимание, но и позволяет выполнять специальные предметные действия, то есть решать познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения. А это главная составляющая учебной деятельности на уроке химия.
Среди наиболее результативных видов деятельности – проектная деятельность. В моей практике организация проектной деятельности учащихся занимает важное место в организации развивающего учебного пространства, как на уроках, так и во внеклассной работе.
Современные средства обучения предполагают применение новых методов обучения с использованием электронных образовательных ресурсов (ЭОР). Их применение на уроках химии дает возможность для реализации возможностей каждого ученика. Современный урок – это урок, на котором поддерживается высокая мотивация к познанию. Такой урок можно создать за счет следующих условий:
- материал урока для каждого ученика должен быть доступным и личностно значимым;
- использование особых методов и приемов.
Так, например, использование информационных технологий при проведении практических и лабораторных работ по химии помогают создать условия для развития творческой деятельности учащихся; минимизируют репродуктивную составляющую, усиливают продуктивную составляющую лабораторной и практической работы.
Современные ученики не представляют своей деятельности без информационных технологий.
Выражение рекламы: «в Интернет как в домашних тапочках», точно характеризует стиль работы наших современных школьников.
Использование ИКТ создает для них привычную комфортную атмосферу, снимает напряжение, интеллектуальное утомление и поэтому повышает эффективность обучения.
Преимуществами этого метода работы на уроке химии являются:
• отсутствие вредного воздействия реактивов, что создает здоровьесберегающую среду на уроке;
• возможность использования индивидуального темпа работы
• возможность проведения консультации во время работы, что создает
атмосферу сотрудничества учеников друг с другом, и учеников с учителем.
Использование мультимедийной презентации на уроках дает большие возможности для развития и проявления творческих способностей:
- по определенным иллюстрированным слайдам учащиеся составляют рассказ, комментируют или объясняют сущность явления;
- из предложенного набора картинок, фотографий придумают опыт, подтверждающий исследуемый процесс;
- при демонстрации видеороликов есть возможность остановить кадр и предложить продолжить дальнейшее протекание процесса;
- выступление с реферативной работой и презентацией к выступлению позволяет ученику конкретизировать материал, устанавливать логические связи.
Для формирования навыка самостоятельной индивидуальной деятельности учащиеся на уроке под руководством учителя изучают и прорабатывают демонстрационные опыты с обязательным оформлением в тетради рассмотренных демонстраций. В качестве домашней работы предлагается учащимся заглянуть на сайт электронных образовательных ресурсов и самостоятельно подготовить отчеты по некоторым представленным демонстрациям, с представлением на уроке своей творческой работы.
Уже давно установлено, что 80% информации человек воспринимает через органы зрения, около 15% через слух. С появлением ИКТ уроки стали более интересными и нестандартными, а у учащихся появилась возможность раскрыть свой потенциал, так как даже у слабого ученика появляется желание работать на уроке. Использование презентаций, видеофрагментов, электронных учебников позволяют и помогают организовать различные виды работы: интеллектуальные и творческие, помогает экономить время на уроке, не утомляя детей научить их с удовольствием узнавать новое.
Урок – всего лишь небольшой промежуток времени. Но как важно, чтобы к концу его каждый понял, узнал что-то новое, чтобы ребята были уверены в положительных результатах своего труда.
Интеграция ИКТ в химию не только интересна с точки зрения формирования опыта самостоятельной творческой деятельности, но и способствует формированию современной, безопасной образовательной среды. В классах с достаточно низкой мотивацией к обучению такой вид работы эффективен для создания позитивной мотивации и продуктивной деятельности учащихся на уроке.
Уделяю серьезное внимание развитию у моих учеников критического мышления при работе с источниками знаний, приветствую использование элементов информационно-коммуникативных технологий. Много внимания уделяю работе по внедрению различных приемов творческой переработки, интерпретации изученной информации. Контроль знаний учащихся определяется требованиями к изучению предмета, способами организации познавательного процесса.
Я подготовила для каждого класса диагностическую карту уровня владения общеучебными умениями, особенностями восприятия информации. Все виды контроля учитывают эти особенности учащихся.
Уровень теоретических знаний позволяет мне вести преподавание на различных уровнях. Результативность профессиональной деятельности характеризуется высокой успешностью и хорошим уровнем качества обучения.
Итоговые оценки, результаты экзаменов показывают, что уровень обученности остается стабильным, обучающиеся подтверждают годовые отметки. Это позволяет говорить об успешном использовании на уроках всех возможностей образовательного пространства. Учащиеся, окончив школу, поступают в ВУЗы, выбирая профессии, связанные с химией и биологией.
Творческие способности учащихся имеют возможность быть востребованными при подготовке и участии в предметных олимпиадах. Олимпиадные задания носят нестандартный характер, выполнение этих заданий ограничено временем, учащиеся не имеют права пользоваться источниками знаний. Предметные олимпиады предполагают отличные базовые знания предмета, ярко выраженный интерес и мотивированность на изучение предмета, погружение в предмет.
2.2 Материально-технические условия
Важным условием для получения положительных результатов является материально-техническое оснащение учебного процесса. В рамках модернизации образовательного процесса в кабинете приобретены: мебель, ноутбук, мультимедиа проектор, экран; электронные таблицы: «Периодическая таблица химических элементов», «Таблица растворимости кислот, оснований и солей», пополнена лаборатория химическими реактивами, коллекциями. Систематически дополняется раздаточный и дидактический материал кабинета. Изменения вносятся в паспорт кабинета. Самостоятельно изготовлены некоторые таблицы, созданы папки с методическими разработками к практическим и лабораторным работам. Изготовлены карточки на магнитной основе с формулами веществ различных классов.
В своей работе использую следующее программное обеспечение:
- Электронные приложения к учебникам Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г.Фельдмана (8, 9, 10, 11 классы).
Все ресурсы электронных приложений скомпонованы в соответствии с
логикой построения курса в целом и каждого урока в отдельности, содержат таблицы, тесты, видеоматериалы, анимации, справочные материалы.
- Электронное приложение. Видеодемонстрации (11 класс).
- Уроки химии Кирилла и Мефодия (8,9, 10, 11 классы).
Представлен разнообразный материал в виде анимаций и видео.
- Фильмы:
- «Химия вокруг нас /Воздух /Вода /Комплексоны в народном хозяйстве»;
- «Михайло Ломоносов / Дмитрий Иванович Менделеев»;
- «Приключения капли воды».
- Школьный химический эксперимент:
- общие свойства металлов
- химия и электрический ток
- галогены, сера
- углерод, кремний (1, 2 части)
- вода, растворы, основания
- периодический закон / химическая связь
- азот и фосфор
- органическая химия часть 1
- органическая химия часть 2
- органическая химия часть 3
- органическая химия часть 4
- органическая химия часть 5
В своей работе также использую материалы из Интернет-ресурсов, которые позволяют проводить занятия на качественно новом уровне:
- http://www.fipi.ru;
- http://window.edu.ru;
- http://him.1september.ru/urok/.
Использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР) провожу по следующим направлениям:
- Подготовка дидактических материалов для уроков.
- Демонстрация материла (презентации, схемы, таблицы).
- Контроль знаний.
- Подготовка к ГИА – 9 и ЕГЭ.
2.3 Повышение квалификации
Задача учителя – соответствовать времени, поэтому я регулярно прохожу курсовую подготовку, участвую на семинарах и конференциях:
- Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: идеология, содержание, технологии ведения (для учителей физики, химии, биологии, географии) 108 ч. ГБОУ ДПО « ИРО».
- 2009 г. ГОУ ДПО «ИРРО». Итоговая аттестация: содержание, формы, технологии (химия). 80 часов.
- 2009 г. ЦПК ««Центр «Учебная книга». Модуль «Применение интерактивного программно-аппаратного комплекса в ОУ. «Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной образовательной деятельности». 38 часов.
- 2012 г. ГБОУ ДПО «ИРО». Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: идеология, содержание, технологии ведения (для учителей физики, химии, биологии, географии). 108 ч.
- 16.11.2009 Семинар-практикум. Тестовые технологии в подготовке к ЕГЭ. 8 часов. Ревдинский государственный педагогический колледж.
- 24.11.2010 Семинар. Актуальные вопросы итоговой аттестации по химии основной школы. 8 часов. «ИРО».
- 11.10.2011 Семинар-практикум. Реализация требований ФГОС в учебниках «Просвещения» по химии. УМК Рудзитиса Г.Е., Фельдмана Ф.Г.: Классические учебники и новое качество образования. 6 часов.
- 30.03.2013 Семинар по аттестации педагогических кадров.
- 20.02.2013 Конференция. Современная школа 2013г. Уральский педагогический университет.
- 30.11.2013 Педагогические чтения – 2013. «Инновации в образовании опыт, проблемы, перспективы. Ревдинский педагогический колледж.
Кроме того, активно участвую в работе ШМО и ГМО, общаюсь с коллегами, использую для самообразования печатные издания и интернет-ресурсы.
На заседаниях я не только учусь у своих коллег, но и имею возможность представлять и распространять опыт своей профессиональной деятельности, а значит вносить свой вклад в повышение качества образования.
Своим опытом работы делилась на педагогических советах школы, заседаниях ШМО и ГМО учителей естественнонаучного цикла.
- Выступала с докладами:
- на педсовете: «Творчество учителя, ученика»;
- на ГМО и ШМО: «Рабочая программа по предмету в соответствии с требованиями ФГОС II поколения», «Работа с учащимися, имеющими низкую мотивацию в обучении», «Формы работы с учащимися, проявляющим интерес к изучению предметов естественного цикла», «Новые достижения в области химии»; «Использование интернет-ресурсов в учебном процессе».
Публикую материалы на порталах: http://nsportal.ru, http://www.proshkolu.ru.
- С 2013 года осуществляю образовательную услугу «Электронный дневник»: оценки, задания, публикую дидактические материалы. Использую учебные материалы Медиатеки, представленные в удобных для усваивания форматах: видео, аудио, иллюстрации, презентации, тексты: http://dnevnik.ru/user/user.aspx?user=1000000283178
- Участвовала в профессиональных конкурсах «Грани таланта», городской выставке фоторабот «Чистый город» (2 место).
Сегодня образование - важнейшая социальная деятельность, направленная на формирование конкурентоспособности личности, личностных ценностей. Основным образовательным результатом является формирование мотивированной компетентной личности, способной быстро ориентироваться в динамично развивающемся и обновляющемся информационном пространстве, получать, использовать и создавать разнообразную информацию, принимать обоснованные решения и решать жизненные проблемы на основе полученных знаний, умений и навыков. Это зафиксировано в новом стандарте общего образования (УУД, результаты, система оценки).
В связи с необходимостью реализации нового стандарта общего образования мною было вычленено следующие противоречие:
‒ между необходимостью реализации нового стандарта общего образования и несовершенством имеющейся рабочей программы изучения химии.
‒ между обязательной формой итоговой аттестации в виде ГИА и ЕГЭ и небольшим числом учащихся, выбирающих этот экзамен.
Проектная часть
Каждый учитель химии хочет, чтобы его предмет вызывал глубокий интерес у школьников, чтобы они умели не только грамотно записывать формулы и уравнения химических реакций, но и понимать химическую картину мира, умели логически мыслить, применять полученные знания на практике, в повседневной жизни. Приобретенные знания не должны быть формальными. Поэтому моя задача, как учителя, состоит в выполнении роли организатора познавательной деятельности ученика. Организовать работу так, чтобы обучающиеся стали активными соучастниками образовательного процесса.
За последние годы произошло изменение уменьшение часов, возникла необходимость за меньшее время дать почти тот же объем материала, что тоже явилось большой проблемой. Возникает потребность в поиске путей решения задачи: как при уменьшении времени не потерять качество, как перестроить учебный процесс на достижение всеми обучающимися базового уровня образования, а для заинтересованных более высоких результатов.
Я считаю, главной целью своей работы на следующий межаттестационный период:
«Дальнейшее совершенствование образовательного процесса в условиях перехода к новым образовательным стандартам через личностно-ориентированный подход».
И ставлю перед собой следующие задачи:
- Продолжить разработку дидактических материалов с использованием технологии дифференцированного обучения, технологии исследовательской деятельности, технологии проблемного обучения.
- Изменить распределение времени на учебном занятии: больший упор сделать на самостоятельную работу учащихся, работу в диалоге, в группе.
- Продолжить введение модульной технологии в учебный процесс;
- Продолжить создание уроков с применением ИКТ.
- Продолжать внедрение в педагогическую деятельность элементы исследовательской работы для повышения качества образования и интереса к химии.
- Использовать эффективные современные педагогические технологии.
- Развивать мотивацию учащихся к предмету, учебной деятельности.
- Развивать коммуникативную культуру учащихся.
- Продолжить работу по повышению своего профессионального мастерства.
- Привлекать родителей к проблемам развития и совершенствования ребенка.
Планируемый результат:
- повышение качества результата образованности учащихся;
- повышение познавательного интереса к предмету;
- дальнейшее освоение педагогических технологий (проектный метод, модульное обучение, проблемное обучение);
- дальнейшее развитие интеллектуальной и исследовательской культуры учащихся по химии, умения самостоятельно приобретать и применять знания.
Целью моего самообразования является дальнейшее повышение моего профессионального уровня, педагогической компетентности.
Для достижения этой цели я ставлю перед собой следующие задачи и планирую мероприятия по их реализации:
- Повышение педагогической компетентности через самообразование, обмен опытом с коллегами.
- Дальнейшее изучение и внедрение элементов технологий личностно-развивающего обучения на уроках химии.
- Изучение приемов и методов повышения коммуникативной компетентности учащихся.
- Разработка системы уроков химии с использованием элементов исследовательской работы.
- Дальнейшая работа по повышению познавательного интереса учащихся к химии.
Заключение
Хорошие результаты учебной деятельности обучающихся указывают на разумное внедрение в педагогическую деятельность эффективных технологий, позволяющих выпускникам не только успешно сдавать экзамен по химии, но и адаптироваться в новой учебной среде. Особое внимание уделялось развитию личностного интереса к предмету, так как социальная значимость предмета определяется особенностями региона, в котором мы живём.
В межаттестационный период я старалась создавать атмосферу доброжелательности, сотрудничества, так как главным в работе, является личность ребенка, бесконфликтные и безопасные условия ее развития, реализация ее природных потенциалов.
Выбранные мной педагогические технологии, методы и средства обучения, личностно-компетентностный подход позволили достичь хороших результатов образования и выполнение требований стандарта.
Таким образом, подводя итог педагогической деятельности за межаттестационный период, можно отметить, что цель, задачи, определенные мною в начале межаттестационного периода, достигнуты, уровень их реализации - достаточный. Педагогическая деятельность в межаттестационный период дала возможность мне самой совершенствовать собственный профессионализм через самообразование, курсовую подготовку, семинарские занятия, участие в конференциях.
Высокий профессионализм педагога проявляется в способности к рефлексии, в желании задавать вопросы себе, в умении самостоятельно искать на них ответы в условиях динамичной учебной реальности.
Образовательный процесс поворачивается к учителю разными сторонами, ставит перед ним задачи, решение которых требует творческой активности, напряжения всех сил, проявления его индивидуальности.
Развивая творческий потенциал школьников, учитель, тем самым развивает свои творческие способности, что так необходимо в данный момент становления новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство.
Профессия учителя творческая, её можно сравнить с профессией художника, музыканта, артиста. Ведь учитель создает сценарий урока, как и режиссер, сценарий фильма или спектакля. Каждый день мы словно на сцене. И хороший урок - это тоже спектакль. Сыграть его хорошо - нужен талант. Я не сомневаюсь, что профессия учителя творческая.
Каждый год приходят новые ученики, все они такие разные, со своими характерами и каждого необходимо понять и научить. Каждый раз приходится решать задачу, как найти подход к каждому, помочь раскрыть им свой потенциал.
Не секрет, что процесс обучения – обоюдный. Он дает мне возможность раскрыть тайны химии, а для этого необходимо глубоко знать свой предмет. Поэтому учитель должен находиться в постоянном поиске новых открытий, достижений, быть в курсе всех последних событий в мире науки. Никогда нельзя останавливаться на пути познания и довольствоваться полученными знаниями.
"Кто знает мало - тому и этого достаточно, кто знает много - тому и этого всегда мало". Дети - лучший индикатор наших знаний, умения преподать свой материал. Они постоянно вносят свежий ветер в нашу жизнь и не разрешают стоять на месте, вносят много нового в нашу, порой размеренную жизнь. Порой кажется, что работа не приносит желаемых результатов, и урок не приносит удовлетворения.
Но вспоминаешь, что ты - учитель, а дети - лучшие лекари, которые помогают забыть о неудачах, болезнях и неприятностях.
Результат своей педагогической деятельности и результаты учеников дают стимул для дальнейшей творческой деятельности.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
- Федеральный закон РФ № 273-РФ «Об образовании в Российской Федерации».
- Концепция модернизации российского образования на период до
2010 года.
- Федеральная программа развития образования на 2013 – 2020 годы.
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Основное общее образование. Химия. (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089.
- Образовательная программа школы на 2006 -2011 учебный год.
- Образовательная программа школы на 2012 -2017 учебный год.
- Байкова Л.А., Гребенкина Л.К. Педагогическое мастерство и педагогические технологии: Учебное пособие, - 3е издание, исправленное и дополненное – М.: Педагогическое общество России, 2001г.
- Берсенева Е.В. Современные технологии обучения химии: учебное пособие. – М.: Центрхимпресс, 2004.
- Иванова Р. Г., Заграничная Н. А. О содержании базового химического образования в современном социуме // Химия в школе. – 2010. № 1.
- Заграничная Н. А., Иванова Р. Г. Современные подходы к обучению химии // Химия в школе. – 2010. № 2.
- ЕГЭ 2012. Химия. Типовые тестовые задания /Ю.Н.Медведев. – М.: Издательство «Экзамен», 2012.
- Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП.-М.: НИИ школьных технологий, 2005 год (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»).
- Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования.- М., 2001.
- Пичугина Г. В. Химия и повседневная жизнь человека. – М.: Дрофа, 2004.
- Чернобельская Г.М. Теория и методика обучения химии. М.: Дрофа, 2010.
- Интернет-ресурсы:
http://school-collection.edu.ru
http://festival.1september.ru
http://nsportal.ru/tuliganova-razida-gabdullovna
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публичный отчет учителя химии биологии МКОУ СОШ № 10 п.Лебединый Алданского района РС(Я) за 2010-2011г " Анализ педагогической деятельности учителя химии биологии за 2010-2011г"
В публичном отчете представлен анализ деятельности учителя химии биологии за 2010-2011г. Анализируется учителем выполнение поставленных задач за прошедший год, мониторинг обученности по химии и биолог...
аналитический отчет учителя физики
отчет по теме самообразования за 3 года...
Аналитический отчет учителя физической культуры
Аналитический отчет учителя физической культуры на первую квалификационную категорию...
Аналитический отчет учителя-логопеда
Аналитический отчет о педагогической деятельности учителя-логопеда за межаттестационный период работы...
Аналитический отчет учителя истории
Анализ учебной и воспитательной деятельности в соответствии с целями и задачами тематической программы показывает, что моя работа способствует интеллектуальному, нравственному и физическому становлени...
Аналитический отчет учителя английского языка
Аналитический отчет учителя английского языка...
Аналитический отчет учителя химии Сурановой Т.Е.
Результаты профессиональной деятельности в межаттестационный период...