"Проектирование как эффективный способ формирование УУД"
презентация к уроку по теме
Проект - это метод обучения. Метод проектов как педагогическая технология – технология, которая предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути. Проект :
- возможно применять на уроке и во внеурочное время;
- ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален;
- формирует невероятное количество умений и навыков, и поэтому он эффективен;
- позволяет учащимся приобрести опыт деятельности, и поэтому он незаменим.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Проектирование как эффективный способ формирования УУД»
Проектная деятельность или цели имеют право на существование!
(2 слайд) Профессор Харьковского Университета, Евгений Георгиевич Кагаров, автор книги «Метод проектов в трудовой школе» отмечал, что «…Проектный метод может воспитать деятельных, энергичных, предприимчивых граждан, умеющих жертвовать личными интересами во имя общественного блага, а, следовательно, и необходимых при постройке новых начал любого общества, в том числе и коммунистического».
Наша российская школа имела попытки ввести метод проектов. Но использование «метода проектов» в 1920-е годы привело к недопустимому падению качества обучения. И на долгие годы о нем забыли. А какие же были причины явления падения качества обучения? (3 слайд)
Современные исследователи истории педагогики выделяют следующие причины:
- отсутствие подготовленных педагогических кадров, способных работать с проектами;
- слабую разработанность методики проектной деятельности;
- гипертрофию «метода проектов» в ущерб другим методам обучения;
- сочетание «метода проектов» с педагогически неграмотной идеей «комплексных программ».
А что же такое проект? И может ли ШКОЛА БУДУЩЕГО – стать ШКОЛОЙ ПРОЕКТОВ? (4 слайд)
Проект - это метод обучения. Метод проектов как педагогическая технология – технология, которая предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути. Проект:
- может применяться на уроке и во внеурочное время;
- ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален;
- проект формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен;
- проект дает ученикам опыт деятельности, и поэтому он незаменим.
Проектирование - это содержание обучения.
- Может быть частью предмета «Технологии», самостоятельным предметом, быть в основе профильных спецкурсов.
Проект - это форма организации учебного процесса.
- Может стать альтернативой классно-урочному обучению.
Проект - это особая философия образования;
- философия цели и деятельности;
- философия результатов и достижений.
Итак, делаем вывод: «проект» включает в себя 6 «П», а именно: (5 слайд)
- проблема;
- проектирование;
- поиск информации;
- продукт;
- презентация;
- портфолио.
Проекты бывают: групповые и персональные. Необходимо разобраться, что эффективнее: персональные или групповые проекты? (6 -7 слайды)
Преимущества персональных проектов:
- План работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной четкостью;
- у учащихся полноценно формируется чувство ответственности;
- учащиеся приобретают опыт деятельности на всех без исключения этапах выполнения проекта;
- у учащихся формируются важнейшие общеучебные умения и навыки.
Преимущества групповых проектов:
- У участников проектной группы формируются навыки сотрудничества, взаимоуважения, взаимопонимания;
- проект может быть выполнен более качественно;
- каждый учащийся в зависимости от своих сильных сторон наиболее активно включен в определенный этап работы;
- в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы. Такой соревновательный элемент, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.
Чтобы проект состоялся, особенно в образовательной среде, кто-то должен управлять процессом. В школе это, естественно, учитель.
Итак, какова же роль учителя в проектной деятельности?
Учитель, в роли руководителя проекта, перестает быть только «чистым предметником» – он становится учителем широкого профиля, учителем, помогающим ученику увидеть мир во всем его единстве, красоте, многообразии.
Перечень ролей, которые предстоит примерить на себя учителю в ходе руководства проектом: (8 слайд)
- Энтузиаст, который повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя их, в направлении достижения цели;
- специалист, который компетентен в нескольких (не во всех!) областях;
- консультант, который может организовать доступ к ресурсам, в том числе к другим специалистам;
- руководитель, который может четко спланировать и реализовать проект;
- «Человек, который задает вопросы», который организует обсуждение способов преодоления возникающих трудностей путем косвенных, наводящих вопросов, обнаруживает ошибки и поддерживает обратную связь;
- координатор, который поддерживает групповой процесс решения проблем;
- эксперт, который дает четкий анализ результатов как выполненного проекта в целом, так и отдельных его этапов.
Учебный проект как комплексный и многоцелевой метод имеет большое количество видов и разновидностей. Методисты различают 3 классификации. Содержательная специфика каждого проекта по доминируюшей деятельности учащихся это: исследовательский, также и творческий, ролевой, практико-ориентированный и информационный (9 слайд).
Одной из классификаций проектов является классификация по КОМПЛЕКСНОСТИ И ХАРАКТЕРУ КОНТАКТОВ (10 слайд)
По комплексности (предметно-содержательной области):
- Монопроекты - как правило, в рамках одного предмета или одной области знания; руководитель - учитель-предметник, консультант - учитель другой дисциплины. Могут проводиться в рамках классно-урочной системы;
- межпредметные проекты - проводятся исключительно во внеурочное время под руководством нескольких специалистов в различных областях знаний.
По характеру контактов различаются:
- Внутриклассные;
- внутришкольные;
- региональные (в пределаходной страны);
- международные.
Последние два типа проектов являются телекоммуникационными, они требуют координации деятельности участников, их взаимодействия в сети Internet, задействования средств современных компьютерных технологий.
Что касается третьей классификации, то речь пойдет о классификации проектов по ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ (11 слайд):
- Мини-проекты - могут укладываться в урок или часть урока. Наиболее продуктивны для курса иностранного языка;
- краткосрочные проекты - требуют 4-6 уроков для координации деятельности участников проектных групп. Основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации - в рамках внеклассной деятельности и дома;
- недельные проекты - выполняются в группах в ходе проектной недели, их реализация занимает примерно 30-40 часов и целиком проходит с участием руководителя проекта. Возможно сочетание классных и внеклассных форм работы.
- долгосрочные (годичные) проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально.
Каков образовательный потенциал проектов, прежде всего, для участников проекта? (12 слайд)
- создаёт у учащихся образ цельного знания;
- повышает мотивацию;
- способствует развитию процесса научного познания;
- развивает логику.
Воспитывает: (13 слайд)
- значимые общечеловеческие ценности (социальное партнёрство, толерантность, диалог);
- чувство ответственности, самодисциплины;
- способность к самоорганизации;
- желание делать свою работу качественно.
Развивает у ученика: (14 слайд)
- исследовательские и творческие способности личности;
- способность к самоопределению и целеполаганию;
- умение самостоятельно конструировать свои знания;
- коммуникативные умения и навыки;
- способность ориентироваться в информационном пространстве;
- умение работать с различными типами текстов;
- умение планировать свою работу и время;
- навыки анализа и рефлексии, умение представить результаты своей работы.
Итак, как отметил Бернард Шоу, «Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность». (15 слайд)
Мной был рассмотрен проект с различных точек зрения и теперь можно задать вопрос: какую форму может принимать проект?
Пожалуйста, обратите внимание на слайд. Я постаралась отобрать те формы, которые реально осуществлять в образовательной среде.
В процессе проектной деятельности формируются следующие умения и навыки: (16 слайд)
- Рефлексивные умения:
- Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний;
- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
- Поисковые (исследовательские) умения:
- Умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
- умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле;
- умение запрашивать необходимую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
- умение находить несколько вариантов решения проблемы;
- умение выдвигать гипотезы;
- умение устанавливать причинно-следственные связи.
- Умения и навыки работы в сотрудничестве:
- Навыки коллективного планирования;
- умение взаимодействовать с любым партнером;
- навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач;
- навыки делового партнерского общения;
- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
- Менеджерские умения и навыки:
- Умение проектировать процесс (изделие);
- умение планировать деятельность, время, ресурсы;
- умение принимать решения и прогнозировать их последствия;
- навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов).
- Коммуникативные умения:
- Умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми - вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
- умение вести дискуссию;
- умение отстаивать свою точку зрения;
- умение находить компромисс;
- навыки интервьюирования, устного опроса и т.д.
- Презентационные умения и навыки:
- Навыки монологической речи;
- умение уверенно держаться во время выступления;
- артистические умения;
- умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
- умение отвечать на незапланированные вопросы.
Итак, понятие «проект» снова вброшено в российскую педагогику. И еще не осмыслено до конца. Но уже ясно: проект многогранен. Кроме того, проект эффективен. Проект неисчерпаем!
Подведем некоторые итоги, что же такое проект? (17 слайд)
Проект - это метод обучения. Он может быть использован в изучении любого предмета. Он может применяться и на уроках и во внеклассной работе. Он ориентирован на достижения самих учащихся, и поэтому он уникален. Он формирует невероятно большое количество умений и навыков. Он формирует опыт деятельности и поэтому незаменим.
Проект (проектирование) – это содержание обучения. Проектирование может быть частью учебного предмета «технология». Проектирование может быть и отдельным учебным предметом. Проектирование может стать основой профильных спецкурсов.
Проект – это форма организации учебного процесса. Природа проекта и природа урока – принципиально различны. Проектная деятельность может стать альтернативой классно-урочному обучению.
Проект - это особая философия образования. Философия цели и деятельности. Философия результатов и достижений. Она принята школой сегодняшнего дня, потому что позволяет органично соединить несоединимое: ценностно-смысловые основы культуры и процесс деятельной социализации.
Предложение: ввести в проект школы проектную неделю по каждому предмету (18 слайд). В определенном смысле можно сказать, что проектная неделя длится весь год. Как показывает практика, игнорирование хотя бы одного этапов циклограммы чревато срывом всей проектной недели.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нетрадиционная форма урока как эффективный способ формирования коммуникативной компетенции и повышения мотивации обучения.
Формирование коммуникативной компетенции - основная задача обучения иностранному языку на современном этапе. Использование нетрадиционных форм урока способствует повышения интереса и мотивации к изуче...
ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ
Дискуссионный клуб "Speak and Listen" был организован в нашей школе с целью создания дополнительных условий для развития коммуникативной компетенции обучающихся, формирования навыков публичного выступ...
"Ударение в стихах" - эффективный способ формирования орфоэпической грамотности учащихся
В презентации представлен эффективный способ запоминания постановки ударения в трудных словах. Данный материал можно использовать на уроках русского языка и факультативных занятиях в 5-11 классах...
Социальное проектирование как эффективное средство формирования гражданских компетенций российских школьников
В статье рассказывается как с помощью технологии социального проектирования сделать процесс воспитания подрастающего поколения более эффективным. Дается понятие социального проектирования, значимость ...
Практические работы на уроках географии с использованием географических карт, как эффективный способ формирования универсальных учебных действий.
Практические работы на уроках географии 6 класс....
Практические работы на уроках географии с использованием географических карт, как эффективный способ формирования универсальных учебных действий.
Практические работы на уроках географии 6 класс....
Проектная деятельность как эффективный способ формирования метапредметных знаний и умений
Главное изменение в современном обществе — это ускорение темпов развития. Школа сегодня также стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Поэтому сегодн...