Применение проблемно - поискового метода обучения
материал на тему
Предварительный просмотр:
Проблемно-поисковый метод обучения характеризуется тем, что содержание учебного материала усваивается учащимся в процессе разрешения специально создаваемых проблемных ситуаций. Этот метод предполагает моделировать ситуацию успеха с учётом индивидуальных способностей обучающихся с целью включения их в творческий поиск решения учебных задач. Варианты создания проблемных ситуаций на уроках математики: 1.Через умышленно допущенные учителем ошибки.
2.Через использование занимательных заданий.
3.Через решение задач, связанных с жизнью.
4.Через выполнение практических заданий.
5.Через решение задач на внимание и сравнение.
6. Через противоречие нового материала старому, уже известному.
7. Через различные способы решения одной задачи.
8. Через выполнение небольших исследовательских заданий
Например, тема «Сложение десятичных дробей» (5 класс).
В начале урока проводится устная работа с целью создания проблемной ситуации.
Вычислить:
46 + 25 37 + 34 56 + 16 18 + 48 2,4 + 3,2
Учащиеся устно вычисляют примеры и называют полученные ответы. Дойдя до последнего примера, учащиеся сталкиваются с проблемой, так как им предложено сложить десятичные дроби, а делать это они еще не умеют. В совместной беседе с учителем по аналогии с натуральными числами учащиеся самостоятельно приходят к выводу, что десятичные дроби складываются так же, как и натуральные числа, только запятая в сумме ставится под запятыми слагаемых. Учителю стоит обратить внимание учащихся на запись десятичных дробей при сложении в столбик. При этом можно использовать примеры устного счёта и уже имеющиеся у учащихся знания записи натуральных чисел. Можно предложить учащимся записать в «столбик» следующие примеры: 19,4 + 23; 14,739 + 0,4; 123,8 + 2,973 с обязательной проверкой и верной записью на доске, обсуждением предложенных вариантов записи десятичных дробей и выбором верных вариантов.
Тема «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями» (6 класс).
Обучающиеся уже умеют складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями, приводить дроби к общему знаменателю, поэтому первый урок по этой теме начинаю с устного счета.
Учащиеся успешно справляются со всеми примерами на сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями, кроме последних двух на сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. Учитель задает вопросы:
- Какое затруднение вы испытываете при сложении и при вычитании дробей?
- Умеем ли мы складывать такие дроби? Ребята, как вы думаете, какова же цель нашего урока?
- А какие дроби мы умеем складывать и вычитать?
- Да, действительно, мы уже умеем складывать и вычитать дроби с равными знаменателями. А как выполнить сложение и вычитание дробей с разными знаменателями, используя уже имеющиеся знания? Что для этого надо сделать?
- К какому общему знаменателю удобно привести дроби?
После выяснения наименьшего общего знаменателя учащиеся самостоятельно находят дополнительные множители для первой и второй дроби, приводят их к общему знаменателю и выполняют сложение (вычитание) дробей. После этой работы обучающиеся формулируют правило сложения (вычитания) дробей с разными знаменателями, сравнивают его с правилом в учебнике. Учащиеся испытывают удовлетворение оттого, что они сами решили возникшую проблему, смогли самостоятельно сформулировать нужное правило.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/18/picture-343115-1384800541.jpg)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОБЛЕМНО-ПОИСКОВОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ « РАСТВОРИМОСТЬ ВЕЩЕСТВ. ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКАЯ ДИССОЦИАЦИЯ. ЭЛЕКТРОЛИТЫ И НЕЭЛЕКТРОЛИТЫ» 9 КЛАСС.
Данный урок позволяет сформировать у учащихся понятие об электролитах и неэлектролитах и их поведении в водных растворах; научить записывать уравнения диссоциации веществ в водных растворах; раскрыть ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/18/picture-419394-1395143862.jpg)
Проблемно-поисковые методы в производственном обучении
доклад для выступления на МО по теме "Проблемно-поисковые методы в производственном обучении"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/08/07/picture-938230-1502099710.jpg)
УРОК С ПРИМЕНЕНИЕМ ПРОБЛЕМНО-ПОИСКОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ ПО УСТНОЙ РЕЧИ ПО ТЕМЕ «МОЯ СЕМЬЯ»
Цель урока:ü показать значение семьи в жизни каждого человека, довести до сознания детей, что семья – это самое дорогое, самое близкое, что есть у человека;ü узнать (биографию) историю семьи, о ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/08/07/picture-938230-1502099710.jpg)
УРОК С ПРИМЕНЕНИЕМ ПРОБЛЕМНО-ПОИСКОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В 5 КЛАССЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ПО ТЕМЕ «РОДИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА»
Цель урока:ü познакомить с окончаниями существительных множественного числа в родительном падеже; развивать умения правильно образовывать и употреблять формы множественного числа имен существите...
![](/sites/default/files/pictures/2017/08/07/picture-938230-1502099710.jpg)
УРОК С ПРИМЕНЕНИЕМ ПРОБЛЕМНО-ПОИСКОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В 7 КЛАССЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ПО ТЕМЕ «ПРОШЕДШЕЕ ВРЕМЯ ГЛАГОЛА. ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ ПО ЧИСЛАМ И РОДАМ»
Цель урока:ü на основе наблюдения и сравнения окончаний глаголов в прошедшем времени сделать вывод об изменении глаголов прошедшего времени по числам и родам.Задачи урока:Образовательные:ü учить точно...
Статья "Формирование творческого мышления учащихся на уроках русского языка и литературы через использование проблемно-поискового метода обучения»
В материалах статьи содержатся теоретические выкладки применения проблемно-поискового метода обучения и практические примеры на уроках русского языка и литературы. Умелое сочетание технологий ра...